учебник для общеобразовательных учреждений /— М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
.
Понятие об опасном природном явления, стихийном бедствии, чрезвычайные ситуации природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.
Понятие о землетрясении, характеристика и происхождение землетрясений, причины их возникновения и последствия Меры по снижению потерь, правила безопасного поведения во время и после землетрясений.
Понятие об извержении вулкана, характеристика извержений, причины и последствия. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения.
Понятие об оползнях, селях, обвалах и лавинах, их характеристика и происхождение, причины возникновения и последствия. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, лавины, безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.
Понятие об урагане, буре, смерче и их характеристика. Происхождение ураганов, смерчей, бурь, причины их возникновения. Меры по снижению потерь от последствий ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.
Понятие о наводнении, характеристика наводнений. Происхождение наводнений, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.
Понятие о цунами, характеристика цунами. Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Происхождение природных пожаров, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий природных пожаров. Предупреждение природных пожаров.Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение пожара в лесу.
Особенности психологических процессов до, вовремя и после стихийных бедствий. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Разновидности повязок и их характеристика. Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности, на голову, грудь, область живота.
Переломы. Виды переломов. Оказание первой медицинской помощи при переломах конечностей. Способы переноски пострадавших
Режим труда и отдыха – необходимое условие здорового образа жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья. Составляющие режима дня и их характеристика.
Влияние труда и отдыха на здоровье человека. Трудовая деятельность школьников. Активный отдых. Сон и рациональное питание. Основные принципы и содержание режима дня подростков.
Утомление и переутомление, их причины, признаки и последствия для здоровья человека. Профилактика утомления и переутомления.
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки обучающихся | Д/З |
| Безопасность и защита человека в среде обитания (22 часа) Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера(19ч) |
1.(1) | Чрезвычайные ситуации природного характера. | Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Отличие опасных природных явлений от стихийных бедствий | Называть возможные чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения | Стр. 7-11 |
2.(2) | Происхождение землетрясений. Как оценивают землетрясения. | Происхождение и причины возникновения землетрясений. Сейсмические пояса. Классификация землетрясений. Шкала Меркали. Магнитуда по Рихтеру. | Знать причины возникновения землетрясений; сейсмически опасные районы России. Уметь оценивать землетрясения по степени разрушений. | §2.1, 2.2 |
3.(3) | Последствия землетрясений. Меры по уменьшению потерь от землетрясений | Последствия землетрясений. Меры по уменьшению потерь от землетрясений. | Знать основные мероприятия по защите населения от землетрясений и их последствия. Иметь представление о последствиях землетрясений. Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от землетрясений. | §2.3, 2.4 |
4.(4) | Правила безопасного поведения при землетрясениях | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения | Знать способы оповещения о землетрясении, правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения. Уметь: эвакуироваться из здания при землетрясении; правильно вести себя, оказавшись в завале. | §2.5 |
5.(5) | Происхождение и виды вулканов. Последствия извержения вулканов. | Причины извержения вулканов. Происхождение и виды вулканов. Раскаленные лавовые потоки. Палящая туча. Лава. Палящая лавина | Знать, поражающие факторы при извержении вулканов. Уметь объяснять опасные явления, связанные с извержением вулкана. | §3.1, 3.2 |
6.(6) | Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о извержении вулкана и во время извержения. | Знать основные мероприятия по защите населения от извержения вулканов. Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от извержения вулканов. Уметь защищать органы дыхания в случае извержения вулкана. | §3.3 |
7.(7) | Оползни. Сели. | Классификация оползней (по масштабу; по месту образования; по мощности). Понятие сели. Классификация селей (по составу) | Знать происхождение и основные причины образования оползней и селей. | §4.1, 4.2 |
8.(8) | Обвалы. Снежные лавины | Понятие обвала. Классификация обвалов (по мощности, по масштабу). Понятие лавины. Причины | Знать происхождение и основные причины обвалов, снежных лавин. | §4.3, 4.4 |
9.(9) | Последствия оползней, селей, обвалов, лавин, меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасного поведения. | Меры по снижению потерь от последствий оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода оползня, селя и обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия | Знать: способы оповещения об угрозе оползней, селей, обвалов, снежных лавин; основные мероприятия по защите населения от оползней, селей, обвалов, снежных лавин и их последствий. | §4.5; 4.6 |
10.(10) | Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей. | Циклон. Шкала Бофорта. Области зарождения тропических циклонов. Ураган. Классификация ураганов. Классификация бурь. Классификация смерчей | Знать где зарождаются ураганы, как образуется смерч. | §5.1 |
11.(11) | Последствия ураганов, бурь, смерчей. Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей. | Зарождение урагана. Опасность урагана. Последствия ураганов. Последствие бурь (снежных, пыльных). Разрушительная сила смерча. Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей. | Иметь представление о последствиях ураганов, бурь и смерчей. | §5.2, 5.3 |
12.(12) | Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. | Оповещение населения об угрозе ураганов, бурь, смерчей. Правила поведения при заблаговременном оповещении об угрозе ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного поведения при внезапном возникновении ураганов, бурь, смерчей. | Знать: способы оповещения об ураганах, бурях, смерчах; основные мероприятия по защите населения от ураганов, бурь, смерчей и их последствий. Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от ураганов, бурь, смерчей. | §5.4 |
13.(13) | Происхождение и виды наводнений | Происхождение и виды наводнений. Причины возникновения наводнений. Классификация наводнений. | Знать, классификацию наводнений (по причинам возникновения, по масштабу) | §6.1; |
14.(14) | Последствия наводнений. Меры по уменьшению ущерба от наводнений. | Последствие наводнений (затопление, подтопление). Меры по снижению потерь от последствий наводнений | Иметь представление о последствиях наводнений. Знать основные мероприятия по защите населения от наводнений и их последствий. | §6.2; 6.3 |
15.(15) | Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений. | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений | Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от наводнений. Уметь подавать сигналы бедствия. | §6.4 |
16.(16) | Цунами. Правила безопасного поведения при цунами | Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами | Знать признаки близкого цунами, правила поведения при заблаговременном оповещении о приближении цунами. Правила поведения при внезапном приходе цунами. Правила поведения в волне. Уметь прогнозировать цунами по поведению животных | §7.1; 7.4 |
17.(17) | Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров | Причины возникновения лесных пожаров. Классификация лесных и торфяных пожаров. | Знать причины лесных и торфяных пожаров. Виды пожаров. | §8.1; |
18.(18) | Предупреждение лесных и торфяных пожаров, их последствия. | Последствия лесных и торфяных пожаров. Способы тушения. | Иметь представление о последствиях лесных и торфяных пожаров. Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от лесных и торфяных пожаров. | §8.2; 8.3 |
19.(19) | Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении. | Правила поведения в пожароопасный сезон. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и при тушении. | Знать: способы оповещения о лесных и торфяных пожарах; основные мероприятия по защите населения от лесных и торфяных пожаров и их последствий. Уметь выходить из зоны лесного пожара. | §8.4 |
| Психологические аспекты выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера (3ч) |
1.(20) | Человек и стихия. Характер и темперамент | Человек и стихия. Характер и темперамент. Типы темперамента. Влияние темперамента на формирование характера. Поведение человека в чрезвычайных ситуации в зависимости от характера. | Знать от чего зависит характер человека. Уметь развивать черты характера, помогающие выживанию. | §9.1, 9.2 |
2.(21) | Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия. | Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера. | Проводить оценку собственной психологической готовности к действиям в условиях стихии. Иметь представление об особенностях психологических процессов человека до, во время стихийных бедствий. | §9.3 |
3.(22) | Пихологические особенности поведения человека после стихийного бедствия. | Психологические особенности поведения человека после стихийного бедствия. | Иметь представление об особенностях психологических процессов человека после стихийных бедствий. | §9.4 |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8ч) |
1.(23) | Кровотечения. Общая характеристика. | Понятие о кровотечениях. Классификация кровотечений. | Знать виды кровотечений и их признаки. | Сообщение виды кровотечений |
2.(24) | Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. | Способы и приемы остановки кровотечений. | Знать способы и приемы остановки наружного кровотечения путем пальцевого прижатия артерий, наложения давящей повязки, наложения жгута и жгута-закрутки, максимального сгибания конечности, придания приподнятого положения поврежденной конечности. | Правила остановки кровотечений |
3.(25) | Повязки. Общая характеристика. | Перевязочные средства. Характеристика перевязочного материала. Разновидности повязок | Знать виды перевязочных средств. Общие правила наложения повязок. | §1.1 стр. 173 |
4.(26) | Отработка практических навыков наложения повязок на руку. | Разновидности повязок Спиральная, крестообразная, косыночная и колосовидная повязки Приемы наложения повязок на различные области руки | Приобрести навыки наложения спиральной, крестообразной и косыночной повязок на верхнюю и нижнюю конечности | §1.2 |
5.(27) | Отработка практических навыков наложения повязок на ногу. | Приемы наложения повязок на различные области ноги | Приобрести навыки наложения повязок на голеностопный и коленный сустав, пяточную область. | §1.3 |
6.(28) | Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей | Виды переломов. Правила оказания первой помощи при переломах верхних и нижних конечностей. | Знать способы наложения шин. Уметь накладывать шины на поврежденные конечности. | §2.1 |
7.(29) | Способы переноски пострадавших | Способы безносилочной транспортировки | Знать способы безносилочной транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома. Уметь переносить пострадавшего на руках. | §2.2 |
8.(30) | Первая медицинская помощь при обморожении и переохлаждении организма. | Обморожение. Степени обморожения и их признаки. переохлаждение организма. Первая медицинская помощь при обморожениях и переохлаждениях. | Знать приемы оказания первой медицинской помощи при обморожениях и переохлаждении. | Правила оказания первой мед помощи при обморожении и переохлаждении |
Основы здорового образа жизни (4ч) |
1.(31) | Режим- необходимое условие здорового образа жизни. | Режим труда и отдыха – необходимое условие жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья. Составляющие режима дня и их характеристика | Знать основные принципы и содержание режима дня, значение режима дня для формирования ЗОЖ. Уметь соблюдать режим дня. | §1.1 стр. 189 |
2.(32) | Умственная и физическая работоспособность. | Влияние труда и отдыха на здоровье человека. Трудовая деятельность школьников. Активный отдых. Сон и рациональное питание | Знать причины, признаки и последствия утомления и переутомления. | §1.2, |
3.(33) | Профилактика переутомления. | Признаки и причины переутомления | §1.3 |
4.(34) | Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Профилактика употребления алкогольных напитков | Вредное влияние алкоголя на организм подростка. Последствия алкоголизма. | Уметь характеризовать влияние алкоголя на организм подростка и понимать последствия употребления алкоголя в подростковом возрасте. | |