Просмотр содержимого документа
««История витража».»
План конспект занятия в дополнительном образовании
Педагог дополнительного образования Петрова Анна Георгиевна
Тема занятия: «История витража».
Цель занятия – развитие эстетических представлений и художественных способностей посредством витража, активного приобщения к образцам и традициям декоративно – прикладного искусства.
Образовательная.
Развитие навыков рисования, развитие творческой фантазии. Последовательно вести работу. Изучить историю и технологию изготовления витражей.
Воспитательная.
Внимательность, умение вести работу самостоятельно, любовь к предмету, умение анализировать.
Развивающая.
Умение анализировать, дальнейшее развитие навыков рисования, развитие у детей творческой фантазии. Изучить технологию витражей и попробовать на практике.
Задачи урока:
Познакомиться с историей возникновения витражей, с видами витражей. Изучить технологию заливного витража. Сделать по собственным эскизам контурный витраж.
Методы и методические приемы:
Словесные, наглядные, практические (методы по источнику информации, стимулирования и активации деятельности обучающихся).
Оборудование:
Для педагога:
-детские заливные витражи;
-фотографии витражей;
-наглядные пособия;
- наглядное пособие изготовления витража,
-ноутбук, презентация на тему «Витраж».
2. Для обучающихся:
-эскизы витражей;
-рамки со стеклом или пластиком;
-контуры по стеклу и витражные краски.
Структура занятия:
Организационная часть -2 мин.
Сообщение темы и целей урока-3 мин.
Изучение нового материала-40 мин.
Перемена - 10 мин.
Закрепление нового материала -40 мин.
Итоги урока, задание на дом- 5 мин.
Окончание занятия.
Содержание занятия:
Взаимное приветствие. Проверяю готовность к занятию. Отмечаю отсутствующих.
Проверка домашней работы эскизов на свободную тему.
Просмотр, анализ и роспись по эскизу витражной работы.
Постановка целей и задач занятия:
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых красивейших видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства витраж (в переводе с латинского – стекло) и сделаем витражную работу.
История витражного искусства глубоко уходит в прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполненные из стекла или на стекле.
Вопрос: «Как вы думаете, какое назначение у витражей? Где они используются и для чего служат?»
Ответ: «они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях, кухонные фасады. Правильно.
В наше время в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий. Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой. Они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений. Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.
Вопрос: «Ребята, а как вы думаете, когда появился витраж?»
Ответ: «Возможно, когда появилось стекло…»
Вопрос: «Логично. А когда было в истории первое упоминание о стекле? И как его использовали в то время?»
Ответ: «Предполагаем, это Египет. На египетских пирамидах облицовка на камне покрывалась глазурью.
Правильно. Хорошо изучили истории. Древнего Египта. Истоки появления стекла восходят к временам Древнего Египта IVтыс. до н.э. стекловидной глазурью покрывали изделия из глины и дерева. А именно первый витраж был мозаичного типа: пластины одноцветного или бесцветного стекла, скреплялись между собой свинцовым мягким профилем, спаянным оловом. Небольшие фрагменты помещались в сегменты жесткой конструкции, что придавало витражу особую прочность. Такую технологию принято считать «классической».
Историки не могут назвать точный период возникновения витражей. Следы создания картин из цветного стекла были найдены в древних культурах, таких, как Рим, Византия, Китай и повсеместно в средние века.
В эпоху средневековья витражи стали искусством, тесно связанным с культовым зодчеством. Наиболее ранние находки витражей VI в. обнаружены в Европе в соборе Сан-Витале в Равенне, они относятся к VI в.
В период с 12 века соборы в Европе создают большие и сложные композиции из стекла. Витраж этого времени собрался из стекол чистых цветов, но для достижения других оттенков нередко художники использовали наложение стекол разноцветного цвета.
В эпоху Возрождения витражное искусство процветало. Изображения на картинах в данные период выходят за рамки библейских, они уже не только в церквях, но и украшают многие дома и учреждения.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов. Практики изготовления разноцветных стекол для окон в России тоже не было. Поэтому для украшения зданий из-за границы привозили не работы мастеров 19 века. Так в окна здания Арсенала в Царском селе, предназначенное для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV – XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские. Николай - I пожелал их распространить в России прежде всего в столице империи – Санкт-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Императорский стеклянный завод по неволе Николая - I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла.
Первый фигурный витраж в русском православном храме появился в 1847 г. Появление в Исаакиевском соборе за алтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиции. Алтарный образ был заказан за границей – в Мюнхене.
В 1900-х годах в России формируются собственные кадры в профессиональных художников-витражистов. Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела.
С началом первой мировой войны в 1914 году история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 1930 –е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, уже с новой тематикой.
Виды витражей:
Классический витраж (технология Тиффани) – образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками мягкого металла или пластика.
Накладной витраж (Фьюзинг) – получается спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.
Расписной витраж – на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
Пленочный витраж – на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеющаяся пленка (английская технология).
Комбинированный витраж – образуется сочетанием различных технологий создания витража.
Заливной витраж – имитация, но при правильном подходе, выглядящая очень достойно. Изготавливается с помощью витражных красок, которые после высыхания образуют прочную пленку.
Прежде чем приступить к работе давайте поиграем! Ваша задача собрать из кусочков нарисованный эскиз витража! Ну вот мы с Вами немного отдохнули, а теперь приступаем к работе!
Мы с вами создадим контурный заливной витраж по вашему эскизу:
План работы:
1 этап – нанесение контура – имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближена его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект.
2 этап – заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале.
Практическая работа росписи по стеклу или пластику:
Перед нанесением краски поверхность обезжирим спиртосодержащими растворами при помощи салфетки или ватного диска.
Эскиз рисунка приложим к стеклу с обратной стороны и закрепляем с помощью малярного скотча.
Контуром по стеклу обводим контур эскиза, следим за равномерностью нанесения контура. Стараемся не спешим, если есть вопросы задаем, если возникнут трудности я всегда помогу.