Данный урок является продолжением курса " Окружающий мир". на уроке использованы разные методы : наглядный, словесный, научный, поисковый. Использована фронтальная, групповая, творческая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данный урок является продолжением курса «Окружающий мир». На уроке используются следующие методы: наглядный, словесный, научно-познавательный, поисковый. Они позволяют в полной мере раскрывать способности каждого ученика. На уроке используется фронтальная работа, групповая. Успешность усвоения материала проверяется во время дидактической игры, моделирование места жизни белого медведя, пингвина.
Цель урока.
Формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи урока:
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
Показать связь между природными условиями и животным миром;
Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать. Научить выполнять аппликации с использованием ваты.
Учить элементарным приемам работы с глобусом и картой.
Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. Оборудование.У учителя — глобус; карточки с названиями Арктика, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс, набор для моделирования; видеофрагменты о животном мире Арктики и Антарктики; У учащихся —сигнальные карточки зеленого и красного цветов, для изготовления поделки белого медведя и пингвина: заготовки, цветные карандаши, клей, вата.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Игра «Да, нет» (учащиеся сигнализируют: если «да» - зеленый, «нет» - красный)
Среда идет после воскресенья. (Нет)
В году четыре времени года. (Да)
В году двенадцать месяцев (Да)
В неделе семь дней. (Да)
Осенью на деревьях распускаются листья. (Нет)
Осень приходит после зимы. (Нет)
В понедельник все люди отдыхают. (Нет)
Осенью желтеют и опадают листья. (Да)
Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. (Да)
Суббота идет после пятницы. (Да)
Постановка проблемной ситуации.
- Муравьишка Вопросик приглашает вас отправиться с ним в путешествие, но куда и к кому вы узнаете, если отгадаете загадки.
Живёт он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь) (учитель показывает картинку)
Он живёт среди сугробов
И огромных белых льдин.
Ходит важно в чёрном фраке
И зовется он… (пингвин). (учитель показывает картинку)
-Почему у нас сегодня на уроке эти животные и какой вопрос станет темой нашего урока?
4. Объявление темы урока. Постановка цели.
Тема урока. Где живут белые медведи и пингвины?
- Ребята, а что вы знаете об этих животных? (Выслушиваются ответы детей)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
5. Работа по теме урока
Узнать больше о жизни и среде обитания белого медведя и пингвина.
- На уроке необходим важный предмет. Отгадайте, какой.
Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус -
Поможет славный школьный... (глобус).
- Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли.)
- Покажите на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду.
(Если затрудняются, показывает учитель.)
- Что вы знаете об этих районах Земли? (Ответы детей.)
- Проверьте свои ответы. Прочитайте текст на с. 84.
(Учитель читает текст о холодных районах Земли. После прочтения учитель задает вопросы по содержанию прочитанного.)
- Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида.)
- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом.)
- Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Северный полюс.)
- Покажите на глобусе, где находиться Северный Ледовитый океан и Северный полюс
- Как называется еще один холодный район Земли? (Антарктида.)
- Какой полюс расположен в этом районе? (Южный полюс.)
(Учитель показывает Антарктиду и Южный полюс на глобусе.)
6 . Работа по учебнику
Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы разделимся на две группы. Одна группа отправится на Северный полюс, вторая - на Южный.
- Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (Теплая одежда.)
Правильно, и на Северном полюсе, и на Южном очень холодно.
- Какие теплые вещи нам пригодятся? (на доске картинки с верхней одеждой. Учащиеся выбирают необходимые).
Надо взять шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи, аэросани.
(Далее учащиеся работают по рисункам в учебнике: первая группа - по рисунку на с. 12, вторая - на с. 13. Учащиеся работают по плану.
План
1. Где вы побывали?
2. Что увидели вокруг?
3. Какие животные, птицы вам встретились?
Работа над новым материалом.
(Ученикам дается время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп. По ходу рассказов учитель выставляет на доску рисунки или фотографии птиц и животных.)
- Чем похожи эти районы? (Здесь холодно, много снега и льда.)
- Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах? (Разных.)
Физкультминутка
Медвежата на северном полюсе жили,
Головой своей крутили.
Вот так (2 раза) головой своей крутили.
Медвежата рыб ловили, дружно в море плавали.
Вот так (2 раза) дружно в море плавали.
И вразвалочку ходили,
Воду пили, воду пили
Вот так (2 раза) воду пили
А еще они плясали!
Дружно лапы поднимали
Вот так (2 раза) кверху поднимали!
Вот преграда на пути
Как ее нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок.
9. Продолжение работы по теме урока
10. Беседа
- Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах. (Ответы детей.)
(Учитель сообщает краткие сведения о белых медведях и пингвинах (см. дополнительный материал к уроку). После рассказов демонстрируются видеофрагменты.)
- Какое задание сегодня на уроке вам больше всего понравилось выполнять?
13. Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 12).
Дополнительный материал
Белые медведи
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов - на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Его вес около 700 кг, а длина туловища достигает
3 м.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку ему не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи - отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими, и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы они купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубь суши.
Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через один-два месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в теплой берлоге до наступления весны. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Все это время она их кормит и заботится о них.
Пингвины
Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, у них есть лапы-ласты, которые помогают им плавать.
Рост пингвинов - около метра. Голова и спинка черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно былые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец-пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветру, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов.
А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.