формирование исполнительских навыков и развитие слуха, памяти, самостоятельных навыков в работе за инструментом. Воспитание эстетического вкуса, интереса и активного музыкального мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формы работы в классе аккордеона»»
Администрация муниципального образования
«Осташковский городской округ»
Тверской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ИМЕНИ И.К. АРХИПОВОЙ»
Методическая разработка открытого урока по специальности аккордеона по теме: «Формы работы в классе аккордеона»
Шубиной Валентины Александровны
преподаватель по классу баяна и аккордеона
2020 г.
Тема урока: «Формы работы в классе аккордеона»
Цель урока: формирование исполнительских навыков и развитие слуха, памяти, самостоятельных навыков в работе за инструментом. Воспитание эстетического вкуса, интереса и активного музыкального мышления.
Задачи урока:
Обучающие:
- Способствовать формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
- Формирование комплекса знаний, умений, навыков необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства .
Развивающие: - обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, воображения, эмоций. – способствовать развитию навыков подбора по слуху.
– слуховое восприятие музыки.
-способствовать становлению и развитию учебной мотивации обучающихся.
- работа над ритмическим единством в ансамбле.
Воспитательные:
-способствовать привитию интереса к музыкальному искусству. – коллективное музицирование.
– умение слушать и оценивать исполнение друг друга.
-развитие трудолюбия и уверенности в себе .
-сформировать интерес к предлагаемым формам.
Здоровьесберегающие:
-Занятия музыкой положительно влияют на память ,учат детей рационально использовать свой рабочий день, развивают мышцы пальцев
- чередование видов учебной деятельности
- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Форма урока: индивидуально - групповая
Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа).
Методы и технологии обучения: - словесные (беседа, рассказ, объяснение); – наглядные (показ на инструменте); – практические (работа на инструменте, игра в ансамбле);
1. Организационный момент (целесообразность различных форм работы):
- приветствие;
- сообщение цели и хода работы на уроке.
2. Основная часть урока:
- накопление репертуара учащимися;
- исполнение танца – вальс;
- знакомство с творчеством А.Доренского;
- подбор по слуху популярной музыки;
- исполнение ансамбля.
3. Заключительный этап:
- подведение итогов урок;
- используемая литература.
Ход урока;
Организационный момент:
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня на открытом уроке принимают учащиеся моего класса. Наш урок называется «Формы работы в классе аккордеона»
В настоящее время педагоги по классу аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 6-7 летнего возраста. Это связано с Обучением маленьких детей по предпрофессиональным программам.
Обучение игре на аккордеоне – процесс увлекательный, но и сложный. Успешный результат занятий зависит от желания и интереса ученика, а также и от умения педагога Дети младшего возраста с интересом относятся ко всему новому, но внимание у них неустойчивое. Занятия с малышами на начальном этапе обучения должны проходить в игровой, радостной, эмоционально атмосфере. На уроках нужно сочинять сказки на музыку, рассказывать о музыке, петь, слушать и фантазировать. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, необходимо придумывать творческие задания. Это и выразительное произнесение слов, разучивание песни, ритмические задания, подбор мелодии. Нельзя забывать, что все дети любят играть. Поэтому нужно продумать игровые моменты на уроках. Так, изучая нотную грамоту, можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с помощью карточек с нотами, называет и играет звуки на инструменте в разных октавах. Это способствует развитию координации. Развивая ритм у детей простучать маленькие стишки ,чтобы было интересней мы применяем шумовые инструменты. В настоящее время интерес к музыке стал меньше, появилось много других увлечений: компьютерные игры, различные секции и множество гаджетов. На занятиях в школе мы тоже что- то должны менять ,как гласит мудрая пословица: «идти в ногу со временем». Поэтому приходиться искать разные формы, приемы и методы обучения. Моя задача применить на уроке эти формы работы, чтобы это было, прежде всего, интересно детям. Тема моего сегодняшнего урока: «Формы работы в классе аккордеона». Это нетрадиционный по форме тип урока. Начальный период обучения игре на аккордеоне - самый ответственный. Работа с детьми – это всегда импровизация. Каждый ученик – особенный, потому что у детей разные темпераменты, характеры, способности. И важно найти такие формы работы, чтобы увлечь ребенка, влюбить его в музыку. И главное сохранить каноны музыканта: посадка и постановка инструмента, правильное ведение меха, работа над техникой, динамикой, выразительностью при исполнении музыкального материала. На первое занятие я, как правило, приглашаю всех своих первоклассников. Мы знакомимся все друг с другом. Говорим об инструменте, музыке и о увлечениях ребят. Именно на начальных уроках у ребенка нужно пробудить интерес к музыке, инструменту, а не уничтожить его навсегда. На первых уроках я исполняю известные произведения различных по характеру и доступных восприятию ученика. Слушание пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, приобщает к музыке, расширяет границы репертуара, пробуждает интерес к инструменту. После прослушивания мы много беседуем с ребенком о том, какое впечатление произвели на него пьесы, какой характер, темп.
2. Основная часть:
Нельзя забывать, что все дети любят играть. Одна из форм работы с самыми маленькими (6-7 лет) в моем классе – это «папка с нотами», в нее мы собираем пройденный репертуар. Работу над пьесами мы превращаем в «игру». К каждой пьеске ученику я дарю картинку, так ребенку легче научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ. Озвучивать свою «музыкальную папку» сегодня будет ученик второго класса Букреев В.. Предлагаю исполнить четыре легкие песенки и с помощью средств музыкальной выразительности раскрыть конкретный образ. Ученик исполнит выученные ранее пьесы. Основная задача - это контроль за посадкой и постановкой рук, инструмента, закрепление аппликатуры.
1. А.Филиппенко «Цыплята»
2 . В.Блага. «Чудак»
3. Р.н.п. «У кота» .
4.М.Музофаров «Дождик»
Филиппенко «Цыплята»- прежде чем выучить эту песенку, мы говорили о характере.
Какие они, цыплята? Маленькие, любопытные, веселые, смешные, пищат - играя эту пьеску, мы отрабатывали навыка игры на staccato и legato. Сейчас послушаем, как справится с заданием ученик.
Следующая песня В.Блага «Чудак». Такую картинку получил ученик в свою « музыкальную папку». Разучивая эту пьесу, мы представили веселого, смешного человечка. В исполнении добивались четкого стаккато. И мне кажется ученик с задачей справился.
Русская народная песня «У кота» - legato в мелодии, non legato в аккомпанементе. Работа над звуковедением. Чтобы исполняя песенку передать ее характер ученик рассказывает, что песенка - добрая, ласковая.
Музафаров. «Дождик» - игра на стаккато Закрепление навыка смены меха, ровного меховедения, аккуратного исполнения аккомпанемента. Эта песенка больше всех удалась ученику. Мех, штрихи и темп - все было исполнено правильно.
Накопление репертуара –это очень важная задача педагога. Если вы разучиваете пьеску с ребенком, то очень кстати будет какая – нибудь картинка известного персонажа. Так музыкальные образы воспринимаются ярче, а само исполнение становится более понятным. Картинку лучше брать добрую и веселую.
Следующая форма работы знакомство и исполнение вальса. Ученик 4 класса очень любит исполнять различные вальсы. Но прежде чем их играть, мы познакомились с историей возникновения вальса. Родина вальса-Германия. Бальный танец возник на рубеже 2х веков XIII и XIX. Вальс - это кружение, скольжение, свобода. Благодаря интернету мы имеем возможность послушать различные по характеру вальсы. И сейчас мы – прослушаем вальс из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса.
- Что хотел передать композитор этой музыкой? Лёгкость, изящество, красоту, грациозность. Вы знаете, особенность вальса этого состоит в том, что вторая и третья доли такта «оттягиваются», как бы расширяются. Это придаёт вальсу особенную красоту, элегантность.
А сейчас Фомин Н. исполнит вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» А.Перова.
Это плавный танец. Характерные черты вальса - это трехдольный размер, полетность, изящество, довольно быстрое движение, фактурная формула аккомпанемента: бас и два аккорда; простая мелодия. Предлагаю поработать над артикуляцией звука и штрихами, которые приучают к качественной артикуляции. Нужно подключить слуховой аппарат иначе получится небрежный звук. С поставленной задачей почти справилась, но дома нужно отработать по фразам.
Сегодня на уроке я познакомлю вас с творчеством Доренского Александра Тихоновича. Проходите к компьютеру, будем знакомиться с творчеством композитора.
Доренский Александр Тихонович (1951 г. р.) – Заслуженный деятель всероссийского музыкального общества, преподаватель с тридцатилетним стажем по классу баяна/аккордеона ДМШ им. Римского-Корсакова г. Ростова–на–Дону.
Александр Тихонович написал огромное количество музыкальных произведений для детского и юношеского возраста. Его произведения широко известны как в России, так и за рубежом. Музыкальный стиль сочинений Доренского отличается демократичностью языка и яркой образностью фактуры произведений. Александр Тихонович преподаватель с 30 летним стажем. Известный композитор и педагог. Автор сочинений для аккордеона, ансамблей: такие как: «Музыка для детей», «Виртуозная музыка», «Ступени мастерства. I ступень», «Ступени мастерства. II ступень» «Ступени мастерства. I и II ступень» и многие другие.
Таким образом можно сказать, что Доренский Александр Тихонович — современный Ростовский композитор, который пишет очень интересные и доступные произведения не только для взрослых, но и для самых маленьких детей.
А теперь мы послушаем произведения этого композитора.
Доренский «Регтайм»– танцевальный жанр джазовой музыки, возникший в конце 19 века, и для которого характерны синкопирование мелодии, при ровном ритме в аккомпанементе. Это танцевальная форма в которой бас звучит на нечетных, а аккорды на четных долях такта, поэтому он звучит «маршеобразным» сопровождением. Мелодическая линия сильно синкопирована.
С учеником 2-го класса Козловым И. мы поработаем над раскрытием художественного образа в пьесе «Веселое настроение». Поставленная задача на данном этапе - ровное и стабильное, непрерывное исполнение.
Мы попытались раскрыть содержание пьесы: представили картину событий, определили, какими средствами изобразил это композитор и сегодня разными способами поработаем над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка. По мере усложнения музыкального репертуара, усложняются и требования к технической подготовке учащихся.
Еще дна из форм работы с учениками - это подбор по слуху. Не каждый ученик станет профессиональным музыкантом, но по окончании школы он обязан уметь: прочитать нотный текст, подобрать песню с аккомпанементом. В исполнении ученика 4 класса Иванова М. прозвучит «Катюша» Блантера в тональностях : D- moll и F-moll .
Еще одна из форм моей работы очень любимая моими учениками - это ансамблевое музицирование, обязательно в овладении инструментом. Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче, если с ним рядом его педагог или старший ученик. Это очень важно, ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнера. У начинающих знакомство с ансамблем происходит на маленьких песенках, которые мы играем вместе. Мои ученики все без исключения играют в ансамбле с удовольствием. Ансамбль – это коллективное творчество, это развитие умения слышать и слушать. С первоклашками я практикую игру в ансамбле не только на аккордеоне, но и на металлофоне. Ученик Козлов И. (2 класс) исполнит «Два веселых гуся» на металлофоне, а Цветков Н. (4кл) исполнит аккомпанемент. При исполнении этой детской и шуточной мелодии мы трудились долго, чтобы выполнить правильное меховедение, штрихи и игра была слаженной.
Цветков Н. и Иванов М. – ученики 4 класса - исполнят «Волжские напевы». При разборе этого ансамбля ребятам пришлось потрудиться над техникой, ритмом , темпом и выразительностью. Наш труд не прошел даром. У нас получилось «красивое» произведение.
Заключительный этап:
Замечательно! Цель нашего занятия достигнута. Благодарю всех учащихся, за хорошую работу на уроке! Дети – молодцы, они постарались все выполнить! Сегодня вы очень старались, и я вам ставлю за урок " 5 ". Желаю успеха в дальнейшем!