kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое существительное?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему:Что такое существительное?в 3 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое существительное?»

ТЕМА УРОКА: Что такое существительное?.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:  формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.

Задачи:

Учить различать предмет и слово как часть речи;

Учить соотносить вопросы кто? и что?;

Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

Развивать речь учащихся.

Личностные:  развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные:

Познавательные:  развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил; представлять информацию в виде схемы; на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную личностную рефлексию.

Коммуникативные:  развивать умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре.

предметные

 построить алгоритм правильного использования имен прилагательных в речи,  различия прилагательных по существенным признакам.

- развивать устную и письменную речь учащихся.

метапредметные

  развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать  любовь к животным.

                                                 

ХОД УРОКА

Мотивирование к учебной деятельности.

- Для ребят звенит звонок ,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

- Поговорим? (поговорим)

- О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)

- О чем-то знаю я. (А что-то нам известно)

- Поговорим? (поговорим).

- (вместе) Нам будет интересно.

-  Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословицаНачнём с её проговаривания. (записана на доске или слайд№1)

Человек без друзей – что дерево без корней.

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Что такое дружба?

-А в нашем классе есть настоящие друзья?

- Нам это очень пригодиться!

-– Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ-РАЗВЕДЧИКАМИ. Согласны? И не просто так, об этом попозже.

-Ну, тогда  нам предстоит много работать. И без дружбы, конечно, не обойтись. А ещё нам нужно: 

1. Иметь зоркий глаз;

2. Уметь слушать;

3. Быть внимательным.

     

- Пойдём мы не просто, куда глаза глядят, а по определённому маршруту. На столе у вас лежат секретные карты нашего урока. В течение всего урока вы будете самостоятельно себя оценивать, свою работу, а я вам буду помогать.

- Чтобы справиться с работой, должно быть хорошее настроение и у вас, и у меня. У меня

       настроение отличное, а у вас?

- Если у вас отличное настроение - нарисуйте весёлый смайлик, если сомневаетесь – задумчивый, ну а если грустное настроение – грустный смайлик. Итак, в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

1. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)

На доске

Большой-маленький

Война-…..

Глубокий-….

Старый -…

Твёрдый-….

Сухой-…

- К нам в класс рано утром письмо, но чтобы его открыть нужно найти ключ. Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете букву, какую будет писать. Ну что ж мои разведчики, подумайте.

(подобрать к словам антонимы. Они все начинаются с М)

- Верно, сегодня будем писать  строчную и заглавную  и букву Мм .  

Показ

2. Словарно-орфографическая работа

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

- Придумайте слова на букву М.

– Я тоже подобрала несколько слов, начинающихся на эту букву:

Москва, моряк, мирмечтатьмама, Марина, мёд.

– Какое слово лишнее? Почему? (Мечтать, так как отвечает на вопрос Что делать?)

-Выписываем остальные слова, которые требуют проверки и объясняем орфограммы.

– А что объединяет слова, которые мы записали? (кто? что?)

Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание по шкале « ПЗ» (правильность знаков)

3. Постановка учебной задачи.

 

-  Дело вот в чём. Сегодня прямо в школу пришёл почтальон и принёс письмо для  учеников 2  класса. Ключ вами найден.

Прежде чем зачитать срочное сообщение, проверим ваши знания.

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения? (из слов)

- Как вы думаете, давно ли у человечества появилась речь?

- Какие слова древний человек придумал первыми?

Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.

Итак, поступило срочное сообщение:

ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ!!!

На доске появляется запись:

ЧАСТЬ РЕЧИ

– Что будем делать? (Искать.)

– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)

-Ребята, глядя на записанные слова, какие слова русского языка потерялись?

-Какие у вас возникли вопросы у следопытов-разведчиков?

1. Как называется?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

-Какие цели ставят следопыты в этом поиске на нашем уроке? Воспользуйтесь схемой.

  1. Мы познакомимся….

  2. Мы научимся…

  3. Мы закрепим…

  4. Будем развивать…

-Вместе с срочным сообщением пришло приложение давайте внимательно его посмотрим.

Физминутка для глаз.

4. Открытие новых знаний

Стадия осмысления, прием «Мозговой штурм»

  1. - Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)

- Рассмотрите иллюстрации художника о жизни первобытных людей. Предположите, какие слова они уже могли придумать?

(слайд 1, 2)

Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие

- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его. (в парах)

Карточки

зверь                одомашнивать                    грозил                 рыбачили

звериный                  дом                        грозовое                         рыба

озверел                 домашнее                        гроза                     рыбный

- А почему?

- Сначала человек придумал имя каждому предмету.

-На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто ? Что?)

2.– Итак, пойдём по следам. Они ведут нас в долину «Окружающего мира».

Замените одним словом и запишите:

– движение воздуха – ветер

– буря на море – шторм

– сильный ветер со снегом – метель

– ненастье с громом и молнией – гроза

– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?

Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.

-Следы привели нас в лес  математики. Слушаем задачу:

Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м))

– Молодцы. Назовите героев этой задачи.

Попугай, Мартышка, Удав.

– Как одним словом назвать эти слова?

– Животные. Запишите названия животных.

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– КТО?

– А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает?

– Люди.

3.– Следы привели нас к океану изобразительного искусства.

Вы видите репродукцию картины.

– Что вы чувствуете, глядя на неё? (Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.)

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– ЧТО?

– Что обозначают эти слова? (чувства, переживания)

4.– Следопыты, мы дошли до поляны технологии.

– Для изготовления аппликации какие инструменты нам пригодятся?

– Ножницы, кисточка.

– Какие ещё знаете инструменты?

– Грабли, пила, лопата, топор…

– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?

– Предметы.

-На какой вопрос они отвечают?                       Что?

5.- Итак, следопыты-разведчики, что  же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?

-Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это можно считать вещами.

-Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?

-На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.  И называется эта часть речи имя существительное.

-Давайте запишем это название на последней остановке нашего маршрута.

-Как вы думаете, почему такое название? (предметы , вещи существуют)

– Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.

6.Физкультминутка. Интерактив

 (Дети читают вслух стихотворение и маршируют)

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно!

Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.

V. Развитие умений

– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?

– Может быть можно обойтись без неё?

– Давайте проверим наше предположение.

– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.(карточки)

– Всё ли понятно?

– Исправим текст. Запишем  исправленный текст.

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.

6. Самостоятельная работа

1.-Следопыты из хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.

С.111 Упр. 206.

-Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.

  1. – На протяжении всего урока вы были настоящими друзьями, помогая друг другу вы отыскали потерявшуюся часть речи. А теперь помогите собрать рассыпавшиеся слова по классу в одно предложение.

СЛЕДОПЫТЫ ИДУТ НА ПОМОЩЬ.

-Давайте запишем это предложение.

-Какое задание можем предложить?

- Давайте  буквой  найдём существительные и обозначим их буквой с.

- Каким членом предложения выражено существительное?

-А об этом мы будем говорить на следующих уроках.

7. Подведение итогов урока

– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

- Следопыты-разведчики всегда с путешествия оставляют на память предмет.

С острова прошлого в ответ за наши заслуги по поиску потерявшейся части речи нам пришла вот такая телеграмма. Она у каждого есть на парте. На что она похожа? (скелет рыбы)

- В данный момент он красивый? Давайте его заполним.

- В голове рыбы запишем проблему, над которой работали.

- На верхних  косточках основные понятия.

-На нижних косточках расшифровку понятий.

-Хвост – ответ на вопрос.

- Ну что ж следопыты что такое имя существительное?

8.Рефлексия

-Подводим итоги нашего урока. Поможет в этом моя подсказка.

-Я для себя сделал открытие…

-Меня удивило…

-Оказывается,что…

-За работу на уроке я бы поставил себе…

9.Домашнее задание Сочинить синквейн по данной теме.

-Мои следопыты-разведчики, представьте, что вы лучики, которые открывают новые знания, как солнце открывает день, оцените своё настроение на вот таких разных солнышках.

Дети подходят вставляют лучики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Что такое существительное?

Автор: Бавиева Светлана Александровна

Дата: 01.02.2021

Номер свидетельства: 572028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка 2 класс (ОНЗ) Тема: Что такое существительное? "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-onz-tiema-chto-takoie-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "157991"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421678689"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок "Что такое имя существительное?"."
    ["seo_title"] => string(43) "urok-chto-takoie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "249545"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446914252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Род имени существительного "
    ["seo_title"] => string(35) "rod-imieni-sushchiestvitiel-nogho-1"
    ["file_id"] => string(6) "204921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429771032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Что такое глагол?."
    ["seo_title"] => string(17) "chto_takoe_glagol"
    ["file_id"] => string(6) "548521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588321087"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Употребление существительных в речи "
    ["seo_title"] => string(46) "upotrieblieniie-sushchiestvitiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "158487"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421754138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства