Просмотр содержимого документа
«Что такое существительное?»
ТЕМА УРОКА: Что такое существительное?.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.
Личностные: развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Межпредметные:
Познавательные: развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил;представлять информацию в виде схемы;на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий;оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную личностную рефлексию.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре.
предметные
- построить алгоритм правильного использования имен прилагательных в речи, различия прилагательных по существенным признакам.
- развивать устную и письменную речь учащихся.
метапредметные
- развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.
ХОД УРОКА
Мотивирование к учебной деятельности.
- Для ребят звенит звонок ,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
- Поговорим? (поговорим)
- О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)
- О чем-то знаю я. (А что-то нам известно)
- Поговорим? (поговорим).
- (вместе) Нам будет интересно.
- Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания. (записана на доске или слайд№1)
Человек без друзей – что дерево без корней.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Что такое дружба?
-А в нашем классе есть настоящие друзья?
- Нам это очень пригодиться!
-– Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ-РАЗВЕДЧИКАМИ. Согласны? И не просто так, об этом попозже.
-Ну, тогда нам предстоит много работать. И без дружбы, конечно, не обойтись. А ещё нам нужно:
1. Иметь зоркий глаз;
2. Уметь слушать;
3. Быть внимательным.
- Пойдём мы не просто, куда глаза глядят, а по определённому маршруту. На столе у вас лежат секретные карты нашего урока. В течение всего урока вы будете самостоятельно себя оценивать, свою работу, а я вам буду помогать.
- Чтобы справиться с работой, должно быть хорошее настроение и у вас, и у меня. У меня
настроение отличное, а у вас?
- Если у вас отличное настроение - нарисуйте весёлый смайлик, если сомневаетесь – задумчивый, ну а если грустное настроение – грустный смайлик. Итак, в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
1. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)
На доске
Большой-маленький
Война-…..
Глубокий-….
Старый -…
Твёрдый-….
Сухой-…
- К нам в класс рано утром письмо, но чтобы его открыть нужно найти ключ. Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете букву, какую будет писать. Ну что ж мои разведчики, подумайте.
(подобрать к словам антонимы. Они все начинаются с М)
- Верно, сегодня будем писать строчную и заглавную и букву Мм .
Показ
2. Словарно-орфографическая работа
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Придумайте слова на букву М.
– Я тоже подобрала несколько слов, начинающихся на эту букву:
Москва, моряк, мир, мечтать, мама, Марина, мёд.
– Какое слово лишнее? Почему? (Мечтать, так как отвечает на вопрос Что делать?)
-Выписываем остальные слова, которые требуют проверки и объясняем орфограммы.
– А что объединяет слова, которые мы записали? (кто? что?)
Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание по шкале « ПЗ» (правильность знаков)
3. Постановка учебной задачи.
- Дело вот в чём. Сегодня прямо в школу пришёл почтальон и принёс письмо для учеников 2 класса. Ключ вами найден.
Прежде чем зачитать срочное сообщение, проверим ваши знания.
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения? (из слов)
- Как вы думаете, давно ли у человечества появилась речь?
- Какие слова древний человек придумал первыми?
Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.
Итак, поступило срочное сообщение:
ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ!!!
На доске появляется запись:
ЧАСТЬ РЕЧИ
– Что будем делать? (Искать.)
– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)
-Ребята, глядя на записанные слова, какие слова русского языка потерялись?
-Какие у вас возникли вопросы у следопытов-разведчиков?
1. Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
-Какие цели ставят следопыты в этом поиске на нашем уроке? Воспользуйтесь схемой.
Мы познакомимся….
Мы научимся…
Мы закрепим…
Будем развивать…
-Вместе с срочным сообщением пришло приложение давайте внимательно его посмотрим.
Физминутка для глаз.
4. Открытие новых знаний
Стадия осмысления, прием «Мозговой штурм»
- Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)
- Рассмотрите иллюстрации художника о жизни первобытных людей. Предположите, какие слова они уже могли придумать?
(слайд 1, 2)
Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие
- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его. (в парах)
Карточки
зверь одомашнивать грозил рыбачили
звериный дом грозовое рыба
озверел домашнее гроза рыбный
- А почему?
- Сначала человек придумал имя каждому предмету.
-На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто ? Что?)
2.– Итак, пойдём по следам. Они ведут нас в долину «Окружающего мира».
– Замените одним словом и запишите:
– движение воздуха – ветер
– буря на море – шторм
– сильный ветер со снегом – метель
– ненастье с громом и молнией – гроза
– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?
Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.
-Следы привели нас в лес математики. Слушаем задачу:
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м))
– Молодцы. Назовите героев этой задачи.
Попугай, Мартышка, Удав.
– Как одним словом назвать эти слова?
– Животные. Запишите названия животных.
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– КТО?
– А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает?
– Люди.
3.– Следы привели нас к океану изобразительного искусства.
Вы видите репродукцию картины.
– Что вы чувствуете, глядя на неё? (Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.)
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– ЧТО?
– Что обозначают эти слова? (чувства, переживания)
4.– Следопыты, мы дошли до поляны технологии.
– Для изготовления аппликации какие инструменты нам пригодятся?
– Ножницы, кисточка.
– Какие ещё знаете инструменты?
– Грабли, пила, лопата, топор…
– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?
– Предметы.
-На какой вопрос они отвечают? Что?
5.- Итак, следопыты-разведчики, что же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?
-Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это можно считать вещами.
-Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?
-На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.
-Давайте запишем это название на последней остановке нашего маршрута.
-Как вы думаете, почему такое название? (предметы , вещи существуют)
– Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.
6.Физкультминутка. Интерактив
(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.
V. Развитие умений
– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?
– Может быть можно обойтись без неё?
– Давайте проверим наше предположение.
– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.(карточки)
– Всё ли понятно?
– Исправим текст. Запишем исправленный текст.
Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.
6. Самостоятельная работа
1.-Следопыты из хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.
С.111 Упр. 206.
-Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.
– На протяжении всего урока вы были настоящими друзьями, помогая друг другу вы отыскали потерявшуюся часть речи. А теперь помогите собрать рассыпавшиеся слова по классу в одно предложение.
СЛЕДОПЫТЫ ИДУТ НА ПОМОЩЬ.
-Давайте запишем это предложение.
-Какое задание можем предложить?
- Давайте буквой найдём существительные и обозначим их буквой с.
- Каким членом предложения выражено существительное?
-А об этом мы будем говорить на следующих уроках.
7. Подведение итогов урока
– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
– Достигли мы заданной цели?
– Какую часть речи мы изучали?
- Следопыты-разведчики всегда с путешествия оставляют на память предмет.
С острова прошлого в ответ за наши заслуги по поиску потерявшейся части речи нам пришла вот такая телеграмма. Она у каждого есть на парте. На что она похожа? (скелет рыбы)
- В данный момент он красивый? Давайте его заполним.
- В голове рыбы запишем проблему, над которой работали.
- На верхних косточках основные понятия.
-На нижних косточках расшифровку понятий.
-Хвост – ответ на вопрос.
- Ну что ж следопыты что такое имя существительное?
8.Рефлексия
-Подводим итоги нашего урока. Поможет в этом моя подсказка.
-Я для себя сделал открытие…
-Меня удивило…
-Оказывается,что…
-За работу на уроке я бы поставил себе…
9.Домашнее задание Сочинить синквейн по данной теме.
-Мои следопыты-разведчики, представьте, что вы лучики, которые открывают новые знания, как солнце открывает день, оцените своё настроение на вот таких разных солнышках.