Просмотр содержимого документа
«Черчение. Тема: Сопряжение»
Черчение
9 класс
Тема: Сопряжение.
Цели:
1. Обучающие:
Знать определение сопряжения, типы сопряжений.
Уметь строить сопряжения и объяснять ход построения.
2. Развивающие:
Развивать пространственное мышление.
Создать условия для развития познавательного интереса.
3. Воспитательные:
Способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).
Воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
Форма организации познавательной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная.
Тип урока:
Комбинированный
I. Ход урока
1. Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности.
Сообщение темы и цели урока:
2. Актуализация знаний учащихся:
Вопросы:
Расскажите про последовательность графических изображений, какие нужно выполнять, чтобы поделить отрезок на несколько равных частей.
Как разделить окружность на 2, 4 и 8 равных частей?
Как разделить окружность на три, шесть и двенадцать равных частей?
3.Изучение нового материала.
3.1. Сопряжения
3.2. Сопряжения двух прямых дугой заданного радиуса.
3.3. Применение геометрических построений на практике.
3.1. Сопряжения
В шаблоне (приложение 8) углы закруглены. Прямые линии плавно переходят в кривые.
Плавный переход прямой линии в кривую или кривой линии в другую кривую называют сопряжением.
Для построения сопряжения надо найти центры, с которых проводят дуги, это значит, центры сопряжений. Надо найти также пункты, в каких одна линия переходить в вторую, это значит, пункты сопряжений.
Таким образом, для построения любого сопряжения надо найти следующие элементы: центр сопряжения, пункты сопряжений - и нужно знать радиус сопряжения
3.2. Сопряжения двух прямых дугой заданного радиуса. Даны прямые линии, которые складывают прямой, острый и тупой углы (приложение 8.1, а), и величина радиусов дуги сопряжения.
Нужно построить сопряжения этих прямых дугой заданного радиуса.
Для всех трех случаев применяют общий способ построения.
1. Находят пункт 0- центр сопряжения (приложение 8.1, б). Он должен лежать на расстояния R от заданных прямых. Очевидно, такому условию удовлетворяет пункт пересечения двух прямых, размещенных параллельно заданным на расстояния R от их. Чтобы провести эти прямые, с произвольно выбранных пунктов каждой заданной прямой воздвигают перпендикуляры. Откладывают на их длину радиуса R. Через получившиеся пункты проводят прямые, параллельные заданным.
В пункте пересечения этих прямых находиться центр О сопряжения.
2. Находят пункты сопряжения (приложение 8.1, в). Для этого опускают перпендикуляры с центра сопряжения (пункта 0) на заданные прямые. Получившиеся пункты являются пунктами сопряжения .
3. Поставив опорную ножку циркуля в пункт 0, описывают дугу заданного радиуса R промеж пунктами сопряжения (приложение 8.1, в).
Два элементы: центр и пункты сопряжения - обязательные при построении любых сопряжений .
3.3. Применение геометрических построений на практике.
Чтобы сделать с металлического листа какую-нибудь деталь, например шаблон, показанный в (приложении 8) , надо прежде всего обвести на металле его контур, это значит сделать разметку. Между выполнением чертежа и разметкой много общего.
Чтобы выполнить чертеж или разметку, нужно определить, какие из геометрических построений нужно при этом применить, это значит , провести анализ графического состава изображения. Слева в (приложении 8.2) показаны построения , с которых складывается работа по обведению контура шаблона.
В результате анализа устанавливаем, что обведение контура шаблона складывается в основном с построения угла 60° и сопряжения острого и тупого углов дугами заданных радиусов.
Какая последовательность разметки шаблона? Нужно ли ее начинать с построения сопряжения ? Этого делать нельзя.
Правильная последовательность построения чертежа показано в (приложении 8.3).
Сначала проводят те линии чертежа, положение которых определяется задаными размерами и не требует дополнительных построений, а затем строят сопряжения. Значит:
1) проводят осевую линию и линию основы шаблона (приложение 8.3, а). От осевой линии вправо и влево откладывают половину продолжительности основы, это. значит по 50 мм;
2) строят углы в 60° и проводят линию параллельно основе на расстояния 50 мм от ее (приложение 8.3, б);
3) находят центры сопряжений (приложение 8.3, в);
4) определяют пункты сопряжений (черт. 143, г);
5) обводят дуги сопряжений. Обводят видимый контур и наносят размеры (приложение8.3, д).
4. Физкультминутка для глаз.
В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счет 1-6. повторить 1-2 раза.
II. Практическая работа
1. Вводный инструктаж:
В рабочей тетрадидочертите вторую половину симметричной фигуры (приложение 8.4).
Выполните упражнение на построение соединений ( приложение 8.5 1, 2, 3). Размеры произвольные.
2. Самостоятельная работа:
3.Текущий инструктаж:
Выявление и исправление типовых ошибок;
контроль за выполнением правил ТБ;
помощь учащимся;
4. Итоговая часть.
Анализ выполненной практической работы.
Выставление оценок.
Установка на следующий урок:
Инструктаж по выполнению домашнего задания:
По учебнику « Черчение» параграф 1.10, упр.рис 1.63