kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аккомпанемент как форма работы в ансамбле.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже несколько лет я пытаюсь облегчить жизнь учащимся фортепианного отделения школы искусств, делаю переложения аккомпанементов. Заняться переложением меня побудила невозможность играть учеником то, что у автора написано. Иногда встречаются ошибки или описки в тексте (а может, автор так задумал, но мне ухо режет). Именно поэтому я занялась упрощением фортепианной партии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аккомпанемент как форма работы в ансамбле.»

Аккомпанемент как форма работы в ансамбле.





Уже несколько лет я пытаюсь облегчить жизнь учащимся фортепианного отделения школы искусств, делаю переложения аккомпанементов. Заняться переложением меня побудила невозможность играть учеником то, что у автора написано. Иногда встречаются ошибки или описки в тексте (а может, автор так задумал, но мне ухо режет). Именно поэтому я занялась упрощением фортепианной партии.

Хочется поделиться своими мыслями о работе над аккомпанементом. Есть еще одна причина, почему я выбрала эту тему.

Из опыта работы мы знаем, что как солистам, нашим ученикам редко удается себя проявить. Пока они учатся в школе, у них есть такая возможность: это зачеты, классные концерты, редко – концерты в детских садах или в общеобразовательной школе, перед родственниками дома. Когда учеба заканчивается, наши дети все забывают, это ни для кого не секрет. А вот в составе ансамбля они могут себя показать! Иногда на классных мероприятиях родители играют со своими детьми в ансамбле (те, что обучались в школах искусств), т.е. видна практическая польза от нашей работы.

Приходилось слышать такое высказывание: тут программу по специальности никак не соберешь, а еще на аккомпанемент приходится время тратить. Мне кажется, что это совершенно неправильно.

Во-первых, любой ансамбль, в частности аккомпанемент – это маленький коллектив, а в коллективе всегда интересно. Дети всегда «оживают», когда играют ансамбль или аккомпанемент. Привлекательность аккомпанемента еще состоит в том, что его играют по нотам. Для некоторых учеников сыграть без ошибок программу наизусть составляет большую проблему. В этом смысле аккомпанемент – «отдушина». Кроме того, при работе над аккомпанементом велика возможность развить в учащихся эмоциональность, найти новые краски звучания инструмента, так как надо «тянуться» за иллюстратором.

Конкретно о работе над аккомпанементом.

Мне пришлось опираться в основном на собственный опыт и на знания и навыки, полученные на мастер-классах и курсах повышения квалификации. Хотелось бы опереться на авторитетные высказывания в этой области, но литература об «азах» этого предметы мне не попалась.

А между тем, в любой работе существуют моменты, на которые надо обязательно обратить внимание. Должен быть «путеводитель». Надо знать трудности, которые тебя ожидают и рациональные пути их преодоления.

1) Чтение с листа. Поскольку исполнение аккомпанемента происходит по нотам, особое внимание надо уделить чтению с листа. Это умение вырабатывается не в 6 классе. Учить читать с листа мы начинаем с 1-го класса. Самое главное – заставить ученика играть, глядя в ноты, чтобы он не опускал постоянно глаза на клавиатуру, т.к. в этот момент он теряет текст. Объяснить, что клавиши надо чувствовать руками, не случайно нам в помощь даны разные чередования черных клавиш (2 и 3). Часто рассказываю детям истории о слепых музыкантах. В тяжелых случаях закрываю клавиатуру тетрадкой, и тогда ученик вынужден смотреть в ноты.

Очень часто не умеют читать с листа способные ученики с хорошей памятью. Понятно почему. Тут уж надо быть особенно настойчивым.

При чтении с листа надо добиться, чтобы ученик смотрел «вперед», чтобы глаза опережали руки. Внимание постоянно сосредоточено на дальнейшем, неслучайно опытный концертмейстер переворачивает страницу на такт раньше.

Вообще, чтение нот с листа – одна из самых трудных форм чтения. Помимо напряженной работы зрения, активно работает слух, мобилизуется игровой аппарат, голова контролирует все эти процессы.

В 1 классе учишь ребенка смотреть на нотку вперед. Если не получается, берешь карандаш и показываешь следующую ноту. Если это делать из урока в урок, то, уверяю, результат будет.

В 6 классе уже надо добиваться, чтобы ученик охватывал глазами следующий такт целиком. В 6 классе не надо сдавать экзамены, поэтому можно больше читать с листа несложные произведения. Объясняю ученику, что не обязательно стараться воспроизвести весь текст (иногда это просто невозможно с первого раза): опустить украшения, брать неполные аккорды, фактурно упрощать текст. Но недопустимы ритмические и гармонические неточности, т.е. бас и ритм – точные. Можно вначале играть партию только одной левой руки двумя руками (бас-аккорд, например).

Отдельно веду разговор о прочтении аккордов. Ученик должен понимать, что это ряд нот, написанных на линейках (или между линейками), на клавиатуре располагается по терциям, т.е. через клавишу. Если ноты «прилепились» одна к другой – это секунда. Хорошо бы научиться быстро определять глазами кварту. Важно научить ученика различать секстаккорд от квартсекстаккорда по графическому изображению.

Полезно использовать следующие методы прочтения текста:

- Играется только сольная и басовая партии, тем самым ученик отвыкает от многолетней привычки видеть только фортепианную 2-строчную фактуру.

- Исполняется трехстрочная фактура, аккомпанемент – упрощенный.

- Исполняется аккомпанемент, сольная партия пропевается (на ля-ля, нотами).

Надо помнить, что чтение с листа – это не только вовремя сыгранные ноты. Это означает, по возможности, художественное исполнение сразу, без подготовки. Прочтение текста должно быть и прочтением музыкального содержания, во всяком случае, к этому надо стремиться. То есть, надо видеть обозначение динамики, изменение темпа, музыкальные термины. Перед прочтением нового произведения необходимо предложить ученику просмотреть текст глазами, прочесть имя композитора, название, чтобы определить стиль и жанр произведения.

Почему чтению с листа я уделила так много внимания? Потому что, я считаю, на 90% от этого умения зависит, состоится или нет общение с инструментом наших учащихся после окончания школы.

2) Необходимо требовать от учащихся досконального знания партии солиста. Ее необходимо выучить на фортепиано и уметь спеть. Когда ученик исполняет свою партию, пусть хоть «подмурлыкивает». При этом очень хорошо развивается внутренний слух.

3) Ученик должен владеть навыками игры в ансамбле. Для того, чтобы играть вместе с солистом, ученику нужно очень хорошо прочувствовать ритмическую структуру. Объясняю, что самый большой грех, когда концертмейстер «вылезает» раньше солиста. Лучше уж на «волосок» отстать, хотя и это тоже плохо. Нужно играть вместе.

4) Еще хочу упомянуть об одном умении, которое, на мой взгляд, составляет основу основ ансамблевого музицирования – это владение звуковым балансом. Бывает, что даже «сильный» ученик, прекрасно играющий свою партию, не чувствует градацию звучности свою и солиста. От этого его исполнение сильно проигрывает и нет ансамбля.

При помощи таких выражений, как «дай дорогу» солисту, помогай ему «идти», а не заглушай его, объясняю ученику, что такое «звуковой баланс». Часто употребляю такое сравнение: красивые клумбы – это аккомпанемент, а на них шикарные цветы – это партия солиста. Нельзя допустить, чтобы клумбы заросли сорной травой и заглушили цветы. Бытовые сравнения бывают гораздо доходчивее.

5) При работе над аккомпанементом необходимо воспитывать такие качества, как мобильность, активность и быстрота реакции. В случае ошибки, не растеряться, «подхватить» с любого места.

Воля и самообладание – качества, необходимые не только концертмейстеру, но и ценные черты характера любого человека.

При возникновении каких-либо непредвиденных обстоятельств на эстраде необходимо твердо помнить, что ни останавливаться, ни исправляться нельзя, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой, жестом или возгласом.

6) При исполнении аккомпанемента нельзя обходиться без педали. Даже когда ученик очень слабый, заканчивает школу по 4-летнему курсу и до этого не пользовался педалью, как бы ни было трудно, педаль придется использовать. Без педали играть аккомпанемент несолидно (неприлично).

7) Два слова об огромной роли иллюстратора в становлении юного концертмейстера. Грамотный иллюстратор помогает разбудить эмоциональность учащегося, правильно выстроить произведение по форме, прочувствовать фразировку. Выразительное исполнение своей партии, творческое вдохновение передаются ученику и помогают ему обрести психологическую уверенность, а затем и мышечную свободу.

Немного о градации аккомпанементов по типу сложности.

Начинать работу над аккомпанементом лучше с однотипной фактуры. Считается, что наиболее удобна для прочтения фигурационная фактура (разложенные аккорды). Более сложная – аккордовая фактура в различных сочетаниях: аккорды на сильную долю и последующие; бас – на сильную долю, аккорды на слабую. Еще сложнее, когда дублируется партия иллюстратора, ведь у солиста могут быть отклонения от темпа в прочтении своей партии.

Освоив однотипный аккомпанемент, можно переходить к аккомпанементам с различными комбинациями типов фактуры и даже к полифонической фактуре.

Допускается сознательное упрощение фактуры, если она неудобно изложена. Лично меня научила этому собственная концертмейстерская работа. Не скрою, сначала мне казалось, что это фривольное отношение к авторскому тексту, у пианистов так не принято, я всегда пытаюсь играть все, что написано. Но потом я поняла, что это творческое отношение к изучаемому материалу. Бывает очень обидно, когда из-за одного или двух каверзных мест приходится отказываться от прекрасного произведения. Самое главное, чтобы все изменения осуществлялись с полным пониманием смысловых и стилистических задач, а не только основывались на стремлении к удобству.

И последнее, о чем надо помнить преподавателю на любом этапе работы с учеником над аккомпанементом и что обеспечит целостность и законченность исполнения: хорошо представлять стиль и жанр произведения, темп, ритм и динамику.



10.04.2020 г. Концертмейстер МБУ ДО «ДШИ № 48»

О. П. Быкова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Аккомпанемент как форма работы в ансамбле.

Автор: Быкова Ольга Петровна

Дата: 07.05.2020

Номер свидетельства: 548940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Гитара в различных видах ансамбля "
    ["seo_title"] => string(37) "gitara-v-razlichnykh-vidakh-ansamblia"
    ["file_id"] => string(6) "233540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443121719"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Работа концертмейстера в хоровом классе "
    ["seo_title"] => string(45) "rabota-kontsiertmieistiera-v-khorovom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139872"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805384"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методический доклад на тему: «Специфика работы концертмейстера с духовыми инструментами и в классе домры»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_doklad_na_temu_spetsifika_raboty_kontsertmeistera_s_dukhovymi_inst"
    ["file_id"] => string(6) "485753"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542232365"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект открытого урока по специальности аккордеон для учащихся 1-2 классов ДМШ и ДШИ"
    ["seo_title"] => string(86) "konspiektotkrytoghourokapospietsialnostiakkordieondliauchashchikhsia12klassovdmshidshi"
    ["file_id"] => string(6) "306676"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458169197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства