kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Абай и Пушкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение    жизни    и  творчества  А.С.  Пушкина     и  А. Кунанбаева.

 

Приобщение  учащихся  к  культурному  достоянию  русского  и  казахского  народов ,  эстетическое    воспитание .

                                          

                                        

                                   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Абай и Пушкин »

Абай және Пушкин : екі ақынның үндестігі .

Абай и Пушкин - созвучие двух сердец .


Учебная цель: Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина

и А. Кунанбаева.

Воспитательная цель : Приобщение учащихся к культурному достоянию

русского и казахского народов , эстетическое

воспитание .

Развивающая цель : Привитие интереса к творчеству выдающихся

поэтов - Абая и Пушкина , изучению языков .

Оборудование: Портреты Абая и Пушкина , выставка

произведений Абая и Пушкина , сборники стихов


Оформление зала : Осенние листья , цветы , шары , казахские

орнаменты , вывеска с темой вечера, газеты на

тему стихов Абая и Пушкина русские

и казахские народные костюмы.

Ход классного часа :


І. Операционно- мотивационный этап.

II .Психологический настрой на фоне казахской музыки

( музыка Құрманғазы )

1.Слово учителя.


Мы приветствуем гостей ,

Дорогих учителей!

Всех знакомых , незнакомых ,

И серьезных , и веселых !


-Ребята , сегодня мы поговорим о знаменитых людях ХІХ века.

Абай и Пушкин ! Светочи поэзии , наша гордость . непревзойденное достижение казахской и русской литературы . Их стихи - гимн высокой гражданственности , « союз волшебных звуков , чувств и дум». Для них поэзия властитель языка .

Начиная разговор о творчестве двух гениев - А.С. Пушкина и А. Құнанбаева давайте , вспомним , что мы знаем о них ?

( дети делятся своими знаниями)


1. : Абай Құнанбаев- великий поэт , гордость казахского народа . Родился в Семипалатинской области , среди голубых Чингизских гор . Имя Абай дала ему в детстве мать . Оно означает «вдумчивый , «осмотрительный»

2.: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве .Саша был кудрявым мальчиком , со смуглым личиком , с очень живыми глазами .


3. - Бабушка Пушкина учила маленького поэта русской грамоте , рассказывала ему о русской старине . Няня знала множество сказок, , песен и была замечательной разказчицей .

4. Бабушку Абая звали Зере . Бабушка Зере прививала Абаю любовь к народному творчеству с малых лет. Она знала старинные легенды о батырах , сказания , песни.

5. Рассказы бабушек , сказки запали в души поэтов и стали источниками их творчества .

Ведущий 1 : Творчество Абая и Пушкина - это отражение времени , в которое суждено им было жить . « В центре пушкинского творчества жизнь его современников , раскрытая им горькая драма века ». Он « знал все страдания человека своей эпохи , выпавшие на долю тех , кто беззаветно начал борьбу за свободу , и тех , кто не отважился на мятеж . Жил , задыхаясь в атмосфере самовластья , погибая под ударами враждебных человеку обстоятельств»


Ведущий 2 : Эпоха Абая – это период ломки патриорхальновековых устоев . Казахстан находился на пути к новому развитию , но весьма усиливался феодальный гнет , борьба за власть . Несмотря на противоречия , раздиравшие страну , развивалась прогрессивная мысль , происходило становление литературы , расширялась сфера культурного общения казахов и русских .


Ведущий1 : Оба поэта с ранних лет сочиняли стихи. Каждый любил свою Родину , красоту родной природы .


Ведущий 1: Для Пушкина природа - это чародейка , «очей очарованье».

Эта та действительность , которая вдохновляла поэта на творческий труд . Несравненный живописец природы ,

Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта , но и любящим свою Родину сердцем горячего патриота .

Ведущий 2 : Абая же волнует судьба народа , живущего в степи и лишенного права наслаждаться красотой русской природы . Но Абай любит природу родного степного края и воспевает ее в своих стихах . В поэзии Абая нашли отражение разнообразие картины народной жизни :

Бескрайние просторы степей , жизнь и быт казахского ауыла , летние кочевья , поготовка к зиме , соколиная охота .

Абая увлекает не только степная природа . В этой степи живет его народ . Вот почему стихи о природе - это в то же время стихи о народной жизни , полной противоречий и контрастов .


Послушайте эти замечательные стихи :


Күз .Осень . ( Абай)

Сұр бүлт түсі суық қаптайды аспан ,

Күз болып , дымқыл тұман жерді басқан .

Білмеймін тойғаны ма , тоңғаны ма ,

Жылқы ойнап , бие қашқан , тай жарысқан ?


Жасыл шөп , бәйшешек жоқ бұрынғыдай ,

Жастар күлмес , жүгірмес бала шулай .

Қайыршы шал- кемпірдей түсі кетіп ,

Жапырағынан айырылған ағаш , қурай.


Тучи серые , хмурые ,

Дождь недалек ,

Осень . Голую землю туман заволок .

То ль от сытости , то ль чтоб согреться , резвясь ,

Стригунка догоняет в степи стригунок .


Косяком потянулись на юг журавли ,

Караваны верблюдов

Под ними прошли ,

И в аулах - уныние и тишина .

Смех , веселые игры остались вдали .


Жаз / Лето . ( Абай )


Жаздыгүн шілде болғанда,

Көкорай шалғын , бәйшешек

Ұзарып өсіп толғанда ;

Күркіреп жатқан жылқының

Шалғыннан жоны қылтылдап ,

Ат, айғырлар , биелер

Бүйірі шығып , ыңқылдап ,

Суда тұрып шыбындап ,

Құйрығымен шылпылдап ,

Арасында құлын- тай

Айнала шауып бұлтылдап ,

Жоғары - төмен үйрек , қаз

Ұшып тұрса сымпылдап .

Қыз- келіншек үй тігер ,

Бұрала басып былқылдап ,

Ақ білегін сыбанып ,

әзілдесіп сыңқылдап.

Летом , когда тенисты деревья ,

И буйно цветут цветы на лугах ,

И на широких речных берегах

Шумно раскидываются кочевья ,

Так высока в степи трава ,

Что спины коней видны едва .


.Гусей и уток крикливых стаи

То опускаются , то взлетают ...

Смехом и криками оглашая

Степной простор далеко вокруг .


Осень . ( А.С. Пушкин)


Унылая пора ! очей очарованье !

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье ,

В багрец и золото одетые леса ,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье ,

И мглой волнистою покрыты небеса ,

И редкий солнца луч , и первые морозы ,

И отдаленные седой зимы угрозы .


Зима. ( А.С.Пушкин)

.Вечор , ты помнишь вьюга злилась ,

На мутном небе мгла носилась.

Луна как бледное пятно ...

И ты печальная сидела ,

А ныне погляди в окно .


Под голубыми небесами

Великолепными коврами ,

Блестя на солнце , снег лежит.

Прозрачный лес один виднеет.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит .


Жазғытұры / Весна. (Абай )


Жазғытұры қалмайды қыстың сызы ,

Масатыдай құлпырар жердің жүзі .

Жан- жануар , адамзат анталаса ,

Ата- анадай елжірер күннің көзі .



Жаздың көркі енеді жыл құсымен ,

Жайраңдасып жас күлер құрбысымен .

Көрден жаңа тұрғандай кемпір мен шал

Жалбаңдасар өзінің тұрғысымен .


Как весенней порою шумят тополя!

Ходит ветер , цветочною пылью пыля .

Все живое обласкано солнцем степным ,

Словно мать и отец ,

Рада наша земля .


И все дедушки лучший надели убор,

И долины в тюльпанах, как пестрый ковер ,

В приозерных низинах гремят соловьи ,

Им кукушки зарей отзываются с гор .


Музыкальная пауза : Танец « Қамажай ».


Викторина :

1. Кто из героев сказок А.С.Пушкина и где жил в ветхой землянке

30 лет и 3 года ?

(Старик со старухой , «Сказка о рыбаке и рыбке»


2. Что кричал петушок сидя на спице ?

(Кири- куку , царствуй лежа на боку .)


3. Как царица обращалась к волшебному зеркалу ?

(«Свет мой , зеркальце ! Скажи ! Да всю правду доложи»)


4. Как обращался старик к золотой рыбке ?

(«Смилуйся , государыня рыбка»


5. Как звали работника попа ? ( Балда)


6. Какими словами заканчиваются « Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях», и « Сказка о царе Салтане »?

( я там был , мед , пиво пил , да усы лишь обмочил .


7. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане »?

( Три девицы под окном пряли поздно вечерком)


8. Кто чередой из вод выходит ясных ?

( 33 богатыря и с ними дядька Черномор)

(Вручение призов за правильные ответы .)

Ведущий 1 : Как же складывалась судьба великих деятелей литературы ?


1. Жизнь А.С.Пушкина – « один чудесный миг»

Детство в Москве , учеба в Царскосельском лицее .Он увлекается театром , балами , являлся членом различных литературных обществ , вступил в кружок «Зеленая лампа ». Был дружен с будущими участниками восстания 14 декабря 1825 года . Мечтал о переустройстве России , свободе :

Хочу воспеть свободу миру .

На тронах поразить порок .


Выразитльное стихотворений .

«Узник» с 92 , «Во глубине сибирских руд» с.159


Ведущий : Вольнолюбивые стихи поэта разлетались по всей стране. «Пушкина надо сослать в Сибирь : наводнил Россию возмутительными стихами» ,- сказал царь Александр І . Поэта ждала южная ссылка с мая 1820 по июнь 1824 года. Затем ссылка в Михайловское Псковской губерний под надзор властей на 2 года . А затем было Болдино, Женить-

ба на Наталье Гончаровой , семейная жизнь, светские интриги .

В сентябре- октябре 1833 года он посетил Казань , Симбирск , Оренбург , Уральск . Здесь поэт работал над историей Пугачевского восстания .

Творческая жизнь Пушкина была яркой , но недолгой . 27 января 1837 года на дуэли он был смертельно ранен , а 29 января его не стало .

Таковы лишь основные вехи жизни поэта .


Ведущий 2 : Жизнь Абая - это годы учебы , борьбы за просвещение казахского народа . Это радости любви и горести утрат .

Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах бывшей Семипалатинской области.

Первоначальное образование получил дома у муллы , а затем его отец Кунанбай отправил сына учиться в медресе . К тому времени у Абая пробудился интерес к поэзии. Он стал увлекаться чтением восточной литературой . Нарушая суровый устав медресе , подросток самовольно посещал русскую школу. Он начал писать стихи , самостоятельно изучал русский язык ... Отец суровый и властный человек , не дал ему закончить обучение . Вернул сына в аул и начал приучать его к разбирательству тяжб , к будущей административной деятельности - главы рода . Однако Абай не стал преемником отца .Он писал стихи , часто посещал публичную библиотеку в Семипалатинске .В это время судьба свела его с сыльнымиЕ.К.Михаэлисом ,человеком широчайших знаний ; С.С. Гроссом , Н.И.Долгополовым , приехавшими в степь записывать казахские народные сказания , обряды . Они познакомили Абая с произведениями русских писателей , и , благодаря им , он понял что у просвещенных народов искусство сочинения стихов и прозы является самым уважаемым делом . Вскоре всем смыслом жизни Абая стала литература .

Поэт прожил недолгую жизнь - 59 лет . Он воспитал одаренных сыновей и пережил трагедию их потери . До последних лет жизни Абай сохранил верность музе добра и справедливости .


Ғылым таппай мақтанба


Ғылым таппай мақтанба ,

Орын таппай баптанба ,

Құмарланып шаттанба

Ойнап босқа күлуге .

Бес нәрседен қашық бол ,

Бес нәрсеге асық бол ,

Адам болам десеңіз .

Тілеуің , өмірің алдыңда .

Оған қайғы жесеңіз .

Өсек , өтірік , мақтаншақ ,

Еріншек , бекер мал шашпақ –

Бес дұшпаның білсеңіз .

Талап , еңбек , терең ой ,

Қанағат , рақым ойлап қой -

Бес асыл іс , көнсеңіз .




Пока не знаешь – молчи .

Пока блуждаешь - молчи ,

В бесцельных днях и в ночи

Пустых забав не ищи .

Чтоб человеком ты был

И вровень с веком ты был ,

Ты пятерых побори

И пятерых избери .

Злословье , ложь , хвастовство ,

Безделье и мотовство -

Вот пять друзей , согласись .

Увидев зло - отвернись ,

К беде пороки ведут .

Добро увидев - о нем

Ты помни ночью и днем .


Ведущий 1 : Да , Абай и Пушкин жили в разное время , но судьба поэтов все- таки переплелась на творческом поприще .

Абай занимается переводами русских и зарубежных поэтов: Лермонтова , Крылова , Гете. Первым из среднеазиатских поэтов перевел он и Пушкина . Его увлекли герои романа «Евгений Онегин» , особенно Татьяна ( речь идет о переводе на казахский язык известного письма Татьяны к Онегину .) В ней он увидел душевную красоту , высокую нравственность , ответственность за свои поступки , глубокое чувство долга .

Ведущий 2 : Близость творчества двух поэтов прослеживается и в стихах о любви . В них радость и томление , нежность и страсть .

Любовная лирика Пушкина доступна , но и сложна: она может быть и предельно нежной , и младенчески чистой , и рыцарски возвышенной , страстной и даже озорной . У Пушкина любви все возрасты покорны. Это чувство поднимает душу , несет на крыльях вдохновения . Оно недосягаемо по своей глубине .


Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина о любви .

Ведущий 2 : Непревзойденным мастером в воспевании благородных чувств в казахской литературе прошлого века был Абай . Та же чистота и глубина и страсть захватывает нас , когда мы читаем стихи Абая.


Язык любви – язык без слов


Язык любви – язык без слов .

Лишь чувства , ощущений зов ,

Мгновенный взгляд или улыбка -

Его основа из основ .

Когда- то с этим языком

Я был до тонкости знаком ,

Но для меня его значенье –

Увы !- давно уж под замком .

Лирическая песня : « Көзімнің қарасы »


Ведущий 1 : Абай и Пушкин - это поэты высокой гражданственности . Они одинаково видели цель своей деятельности в беззаветном служении своему народу . « Народу отдал я любовь », писал Абай. «Неподкупный голос мой был эхом русского народа !» восклицал Пушкин .


Ведущий : Читая Абая и Пушкина , мы испытываем особые чувства от возможности общения с ними через их творчество .

Прошли годы . Но не угас интерес к творчеству великих поэтов , не иссякла дружба казахского и русского народов . и сколько бы не проходило десятилетии и даже веков - никогда не исчезнет желание возвращаться к пройзведениям двух гениев - Абая и Пушкина .


Игра : « Угадай- ка !»


Я читаю строки из стихов , ребята должны угадать автора .


1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа ... / Пушкин /


2.Осень. Голую землю туман заволок . / Абай « Күз » /

То ль от сытости , то ль чтоб согреться, резвясь ,

стригунка догоняет в степи стригунок... / Абай /


3.Буря мглою небо кроет , / Пушкин « Зимний вечер»

Вихри снежные крутя ;

То, как зверь , она завоет ,

То, заплачет как дитя ...


4. Ғылым таппай мақтанба , / Абай /

Орын таппай баптанба ....




5.Кто перевел « Парус» Ю. М. Лермотова на казахский язык ? / Абай/


Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом –

Что ищет он в стране далекой ?

Что кинул он в краю родном ? ...


6.Во глубине сибирских руд / Пушкин /

Храните гордое терпенье,

не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье ...


7. Как весенней порою шумят тополя ! / Абай « Жазғытұры»

Ходит ветер , цветочною пылью пыля .

Все живое обласкано солнцем степным ,

Словно мать и отец,

Рада наша земля ...


8.Подруга дней моих суровых , / Пушкин « Няне»

Голубка дряхлая моя !

Одна в глуши лесов сосновых

Давно , давно ты ждешь меня ...



9. Женщины юрты ставят ловко. /Абай « Жаз»/

Видны уверенность и сноровка

в плавных движениях белых рук ...


- На этом наш литературный вечер подходит к концу .

- Этот вечер проходит в каун международного праздника « Дня языков » . Поэтому я хочу пожелать вам добра и мира , счастья и благоденствия кем бы вы не были русский или казах , татарин или поляк . Любите и берегите свой родной язык , также уважайте язык других народов.

Пусть торжествует дружба и согласие,

Что завещал всем землякам Абай .

Должно быть в человеке это счастье.

Как есть в году благоуханный май .





Ақмола облысы. Шортанды ауданы. Шортанды кенті. Шортанды №1 орта мектебінің қазақ тілі мен әдебиет мұғалімі Кулекина Айнаш Шормановна.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Абай и Пушкин

Автор: Кулекина Айнаш Шормановна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Нить притяжения" Мотивы лирики русских поэтов в творчестве Абая"
    ["seo_title"] => string(70) "nit-pritiazhieniia-motivy-liriki-russkikh-poetov-v-tvorchiestvie-abaia"
    ["file_id"] => string(6) "255442"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447935775"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Абай – лирик ақын"
    ["seo_title"] => string(15) "abai_lirik_akyn"
    ["file_id"] => string(6) "551370"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590431959"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Абай Құнанбаев "Қыс" өлеңі 5-сынып"
    ["seo_title"] => string(38) "abai_k_u_nanbaiev_k_ys_olien_i_5_synyp"
    ["file_id"] => string(6) "445991"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513940570"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Бессмертно имя твое, Абай ! "
    ["seo_title"] => string(28) "biessmiertno-imia-tvoie-abai"
    ["file_id"] => string(6) "120519"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413730268"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Абай и Пушкин - созвучие двух сердец "
    ["seo_title"] => string(41) "abai-i-pushkin-sozvuchiie-dvukh-sierdiets"
    ["file_id"] => string(6) "153703"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421063747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства