kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«310-летие со дня рождения М.В. Ломоносова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«310-летие со дня рождения М.В. Ломоносова» Расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««310-летие со дня рождения М.В. Ломоносова»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ростовской области

«НОВОШАХТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГБОУ РО Новошахтинская школа-интернат)







Методическая разработка

классного часа «310-летие со дня рождения М.В. Ломоносова»

5 класс





Подготовила: классный руководитель Самарская Е.С.














2021-2022 учебный год




Классный час «310-летие со дня рождения М.В. Ломоносова»

Цели: Расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.

Задачи:

- уметь видеть мир в многообразии; уметь находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях; знакомство учащихся с важнейшими методами применения знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;

- пробуждать познавательный интерес к русскому языку, литературе, географии. Развивать уважение к семейным ценностям.

Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Мишанинская около села Холмогоры Архангельской губернии. Его отец, Василий Дорофеевич, был помором - занимался морским промыслом на собственных судах. Родная мать его умерла, когда Михаилу было всего 9 лет. Мачеха, которую вскоре привёл отец, была злой и жестокой женщиной. Её озлобляла страсть пасынка к книгам. Из-за этого в доме были постоянные ссоры.

Уже в 10-летнем возрасте Михаил выходил с отцом в море; плавали они в Белом море, в Северном Ледовитом океане. Но жизнь помора не прельщала Михаила. У него была такая, испепеляющая его всего, тяга к знаниям, желание овладеть науками, что юный Ломоносов, не найдя понимание у отца и мачехи, решил просто сбежать из дому. С обозом рыбаков, которые везли рыбу в Москву, он в 19 лет убегает из родной деревни. Испытывая всевозможные трудности – отец не помогал ему ни копейкой – Ломоносов не вернулся назад, оборвав все связи с родными.


Сиротское детство, чужая семья,

Ни ласки, ни доброго слова.

Казалось, душа очерствеет его,

В молчанье замкнуться готова.


Но так не случилось. От доли такой,

Когда невтерпёж становилось,

В Москву убежал. Упёртый какой!

Судьбе он не сдался на милость.


Да, он с детства богат был упорством!

В дальний путь, отправляясь пешком,

Обходился только чёрствым,

Посоленным вкрутую куском.


Восхождение Ломоносовым на академический Олимп было нелёгким. Нищета, насмешки, травля, недостаток знаний – всё пришлось ему пережить. Он был намного старше своих одноклассников, был простым крестьянским сыном, и манеры у него были крестьянские. Учились же в академии дети дворян, которые над ним постоянно смеялись. Огромное желание обогатиться знаниями толкнуло Ломоносова на обман: он указал в анкете, что он дворянский сын. Позже обман был раскрыт, но у дирекции греко-латинской академии не поднялась рука отчислить самого лучшего ученика, который за один год усвоил программу обучения трёх лет.

В 1736 году, Ломоносова, как одного из лучших студентов, отправили в Петербург для обучения в университете. И в этом же году он был командирован в Германию для изучения различных наук: физики, химии, горного дела и др.


Его влекли и формулы и звуки,

Земные недра и пути светил.

Постигнул он поэзию науки,

Науке дверь в поэзию открыл.


В 1741 году, после освоения наук в Германии, Ломоносов возвращается в Россию. Через год его назначают адъюнктом т.е. ассистентом, помощником профессора по физическому классу. А ещё через три года (1745) избирают на должность профессора химии. Это был первый русский профессор химии. Трудился Ломоносов в Петербургской академии наук.


Вместе с Г.В.Рихманом, Ломоносов занимался исследованием атмосферного электричества; открыл существование атмосферы у Венеры. С помощью разработанной им самим конструкции маятника осуществил исследования земного тяготения. разработал прототип летального аппарата, схожего с современным вертолётом. В области оптики создал «ночезрительную трубу», позволявшую в сумерках более отчётливо различать предметы. Кроме неё, он изобрёл десять принципиально новых оптических приборов. Его вклад в изучение физики и химии неоценим.


Металлы плавил он, иль трогал лиру,

Иль к телескопу приникал в тиши,-

Во всём являл на удивленье миру

Величье русской жаждущей души.


Ломоносов один из немногих деятелей мировой науки и истории, который был талантлив сразу в нескольких сферах, внеся небывалый вклад в развитие самых разных наук. Помимо естественных наук, он занимался вопросами истории. Ломоносов написал много работ по истории.

Ломоносов внёс большой вклад в развитие риторики. Принципиально использовал только русский, а не латинский язык. Написанный им труд «Риторика» стал первой в России хрестоматией мировой литературы.


Прожил Ломоносов Михаил Васильевич не долгую жизнь – неполных 54 года. 29 лет он занимался наукой. Всего за 29 лет он столько успел сделать! А если ещё учесть, что начал он с того, что не владел знаниями, а только умел читать, писать и считать. Всё постигал сам. Благодаря своей настойчивости, целеустремлённости, гениальности, стал профессором, академиком наук Петербургской, Болонской (Италия) и Шведской академий наук.

Недоброжелатели, противники всех тех новшеств, которые вводил Ломоносов, препятствовали, мешали в его деятельности. Приходилось вести борьбу с ними. Насыщенный эмоционально и физически всевозможными трудностями образ жизни учёного подорвал его здоровье. Крепкий и сильный организм учёного в молодости, с годами не выдержал таких нагрузок. Болезни одолели и в1765 году весной Ломоносов умер.


Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Строптивый сын архангельских поморов,

Был верным сыном родины и чтим.


Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в академии терпеть?


В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайла Ломоносов,

Родившейся под северной звездой.


Нигде, ни в чём не видевший предела,

Упрямо слово претворявший в дело,

Неукротимой страсти не тая,

Он стал в веках звездою путеводной

Для всех, кто шёл из глубины народной

К твоим вершинам, Родина моя!


Пусть же жизнь Михаила Васильевича Ломоносова будет для вас примером в желании учиться, постигать, открывать и претворят, образцом служения народу, родине!


Опросник

  1. Когда и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

Ответ: Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии, на севере. Его Родина-деревня Денисовка, это недалеко от Холмогор.

  1. Каким был отец Ломоносова?

Ответ: Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей

3. Что случилось с матерью Ломоносова?

Ответ : Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

4.Что закалило характер Ломоносова?

Ответ: Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Впечатления от плавания остались у него на всю жизнь.

5. Какие книги он называл «вратами учености»?

Ответ : В 11-12 лет начал постигать грамоту по “Арифметике” Магницкого и “Грамматике” Смотрицкого. Назвал эти книги «вратами своей учености». Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

6. Какая заветная мечта была у М.Ломоносова?

Ответ: Заветная мечта Ломоносова- учиться.

7.Когда Ломоносов уходит из дома? В каком возрасте?

Ответ: В конце 1730 года Ломоносов тайком уходит из дома. Путь до Москвы он прошёл с рыбным обозом. В ту пору ему было 19лет

8.В какую академию он поступает в Москве?

Ответ: Это Славяно-греко-латинская академия, или, как еще называли, «Спасские школы».

9. Сколько лет составлял курс обучения?

Ответ: 13 лет.

10. За сколько лет окончил учёбу в этой академии М.В. Ломоносов?

Ответ: За 5 лет

10.Приведите примеры из физики и химии, подтверждающие справедливость сохранения материи движения?

(Создание корпускулярной теории, общая формулировка закона сохранения массы веществ и движений, кинетическую теорию теплоты, сформулировал принцип сохранения вещества и энергии.)

11.Как называлось произведение, в котором М.В.Ломоносов пришел к предположению, что теплота обусловлена вращательными движениями частиц вещества?

(“Размышление о причине теплоты и холода”.)

12. Сколько лет Ломоносов провел в Германии, изучая физику, химию, горное дело др. науки? (пять лет)

13.В каком году по чертежам Ломоносова была построена химическая лаборатория? (В 1748)

14.Главная мечта ученого? (Поступить в университет)

15.В каком году был основан Московский Университет? (В 1755)

16.Что было названо в честь Ломоносова? (Университет имени Ломоносова, город Ломоносов)

17.Как удалось Ломоносову поступить в свой первый университет в Москве? (Он выдал себя за дворянина)

18.Откуда Ломоносов получал образцы руд и минералов? (он получал их с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России)

19.В какой области наук стал профессором Ломоносов в 1745 году? (Химия)

20.Для чего была обустроена первая лаборатория Ломоносова? (для химических опытов)

19.Для чего предназначено большинство изобретённых Ломоносовым приборов? (для химических опытов)

Заключение.

Подрастающему поколению М.В. Ломоносов оставил такое пожелание:

«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, что ещё не видел свет». М.В. Ломоносов наказывал вам быть любознательными, целеустремлёнными, больше читать, быть трудолюбивыми, идти до конца в выбранной цели.

Пусть жизнь М.В. Ломоносова будет для вас примером в желании учиться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«310-летие со дня рождения М.В. Ломоносова»

Автор: Екатерина Сергеевна Самарская

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Сценарий концерта - лекции «90- летию со дня рождения О.Н. Хромушина посвящается…»"
    ["seo_title"] => string(80) "stsenarii_kontserta_lektsii_90_letiiu_so_dnia_rozhdeniia_o_n_khromushina_posvias"
    ["file_id"] => string(6) "485735"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542220089"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Задания к краевой олимпиаде "Затейник", посвященной 310-летию М.В.Ломоносова"
    ["seo_title"] => string(79) "zadaniia_k_kraevoi_olimpiade_zateinik_posviashchennoi_310_letiiu_m_v_lomonosova"
    ["file_id"] => string(6) "582586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1622793287"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект факультативного занятия "Биография Ломоносова в цифрах и фактах" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-fakul-tativnogho-zaniatiia-bioghrafiia-lomonosova-v-tsifrakh-i-faktakh"
    ["file_id"] => string(6) "193400"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427635049"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Сценарий Дня науки в школе "
    ["seo_title"] => string(31) "stsienarii-dnia-nauki-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "127471"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415304477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Заседание ШНОУ "
    ["seo_title"] => string(17) "zasiedaniie-shnou"
    ["file_id"] => string(6) "158326"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421731479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства