kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заседание ШНОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели заседания ШНОУ: 1. Жизнь и деятельности великого русского учёного М.В. Ломоносова, чьё 300-летие со дня рождения отмечалось в ноябре 2011 года. 2. Узнать, какие открытия М.В. Ломоносова сыграли важную роль в становлении и развитии русской науки и культуры. 2. Слово о Ломоносове (учащиеся 6 класса, классный руководитель Важеева Н.Н.). 3. Из истории юбилеев Михаила Ломоносова (учащиеся 7 класса, классный руководитель Шейко Т.И.). 4. Московский университет – ведущий научно-образовательный центр России ( из выступления ректора Московского университета академика В.А. Садовничего) (учащиеся 8 класса, классный руководитель Кравцова Н.В.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заседание ШНОУ »

Сценарий заседания секции Школьного Научного общества учащихся, посвященного 300-летию великого русского учёного М.В. Ломоносова.

Подготовила учитель математики МКОУ СОШ№7 п.Владимировка Туркменского района Топчиева Наталья Викторовна

Дата проведения: 16.12.2011

Место проведения: п.Владимировка МОУ СОШ№7

Цели заседания ШНОУ:

1. Жизнь и деятельности великого русского учёного М.В. Ломоносова, чьё 300-летие со дня рождения отмечалось в ноябре 2011 года.

2. Узнать, какие открытия М.В. Ломоносова сыграли важную роль в становлении и развитии русской науки и культуры.

План заседания:

1. Вступительное слово - учитель истории и обществознания Соломонова О.Ф.

Есть у России имена

Которых слава не померкнет

Как путеводная звезда

Науку русскую объемлят

Простой поморский паренек

Имея страсть познать науку

Где на обозе, где пешком

Пришел в столичный храм науки

Его талантам нет предела

И он в науку погружась

Вознес к вершинам слово, дело

Наветов злобных не страшась

Ученый муж, великий сын

Могучей матери России

Свою он жизнь ей посвятил

И служит верно ей доныне!

Ломоносов… при этом слове мы сразу же вспоминаем человека в белом парике, румяного и полнолицего. Мы так привыкли к этому образу, что иного Ломоносова не представляем. А ведь был и без парика Ломоносов. В маленьком музее деревни Ломоносово долго стоишь именно перед этим портретом Ломоносова без парика. Большелобый лысеющий человек. В этом лице легче разглядеть русского парня, вырастающего на краю деревянной России. Деревянные избы. Деревянные прялки, посуда, лодки. Рыбацкие сети, светец для лучины… в окошко музея видны берег реки, поросший красным ивовым хворостом, оттаявший косогор и посиневший лед на реке. И не так уж много надо воображения, что бы представить себе идущего с веслом парня по имени Михаил… В деревенском музее любовно собраны свидетельства всех деяний великого земляка. Он был первым нашим поэтом и первым физиком. Он был великим знатоком российского языка, в основе нынешней нашей грамматике лежит «Грамматика» Ломоносова. Он был химиком, астрономом, механиком и художником. Ему принадлежат большие труды по здравоохранению, географии, минералогии, картографии и философии. Книга Ломоносова «Древняя Российская история» была первым печатным трудом по русской истории и первым учебником. Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями. Во время наблюдений за Венерой он предположил существование на ней атмосферы. Если искать сравнение то место ему в ряду титанов эпохи Возрождения: тот же неукротимый характер и страсть к познанию, та же разносторонность, та же ученость. Есть у Ломоносова достоинство, особенно близкие сердцу русского человека. Ломоносов был верным и преданным сыном России. Он был великим гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожить ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. Высоко ценил Ломоносова А.С. Пушкин, поэт говорил о нем: «Он был первым нашим университетом».

Выступления учащихся.

2. Слово о Ломоносове (учащиеся 6 класса, классный руководитель Важеева Н.Н.).

3. Из истории юбилеев Михаила Ломоносова (учащиеся 7 класса, классный руководитель Шейко Т.И.).

4. Московский университет – ведущий научно-образовательный центр России ( из выступления ректора Московского университета академика В.А. Садовничего) (учащиеся 8 класса, классный руководитель Кравцова Н.В.).

5. Михаил Ломоносов: четыре загадки (учащиеся 8 класса, классный руководитель Кравцова Н.В.).

6. Михаил Ломоносов и математика (учащиеся 9 класса, учителя математики Кравцова И.Н., Топчиева Н.В.).

7. Ломоносов Михаил Васильевич – физик (учащиеся 9 класса, учитель физики Курилова Л.Н.).

8. Ломоносов – первый профессор химии в России (учащиеся 10 класса, учитель химии Важеева Н.Н.).

9. М.В. Ломоносов у истоков российской биофизики (учащиеся 10 класса, учитель физики Курилова Л.Н.).

10. М.В. Ломоносов – астроном (учащиеся 10 класса, учитель физики Курилова Л.Н.).

11. Ломоносов – естествоиспытатель и материаловед (учащиеся 11 класса, классный руководитель Крупинская С.Н.).

12. Михаил Ломоносов и космофизика (учащиеся 11 класса, учитель физики Курилова Л.Н.).

13. Подведение итогов. Вручение дипломов, почетных грамот, сертификатов участникам.

16 декабря в школе прошло заседание Школьного научного общества учащихся для 5-11 классов, посвященное 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Представители каждого класса под руководством своих классных руководителей подготовили интересные факты из жизни великого ученого, создали презентации и выступили с ними на заседании ШНОУ. Юные исследователи задавали друг другу вопросы, находили ответы. В конце были выбраны самые активные ребята. В школьной библиотеке оформлена выставка, посвященная 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Это было первое заседание ШНОУ, посвященное открытиям в области математики, физики, химии, астрономии. Следующее заседание будет направлено на открытие в других областях науки.

В заседании Школьного Научного общества учащиеся приняли участие и обучающиеся, и педагоги школы. Выступления ребят охватили различные направления деятельности великого русского учёного и позволили раскрыть всю многогранность его творческой личности.



Наше научное общество учащихся представляло результат своей исследовательской деятельности. В работе секций принимали участие школьники 5-11 классов. Представленные проекты отличались самостоятельностью, актуальностью изучаемых проблем, достаточно высоким уровнем выполнения и удовлетворяли требованиям к оформлению и презентации научных работ.

Защита проектов прошла в соответствии с регламентом, выступления авторов были чёткими, логичными и аргументированными, презентация включала в себя использование

современных технических средств и наглядных пособий. Большинство работ учащихся имеет практическую направленность и может быть использовано в качестве учебных пособий и дополнительного материала для подготовки мероприятий, классных часов, уроков.

По окончании защиты проектов гости, члены жюри, участники поделились впечатлениями от представленных к защите работ. Члены жюри представили список победителей и призеров, директор школы представила их и вручит почётные грамоты и дипломы всем участникам сегодняшнего мероприятия.

Закрытие мероприятия.

Выступления участников заседания ШНОУ приведены ниже.

Слово о Ломоносове.

300 лет назад на Архангельской земле родился человек, которому было суждено открыть новую страницу в истории России. В ряду великих сынов Отечества Ломоносов занимает особое место: титан мысли и духа, академик из «архангельских мужиков», великий труженик и любимец муз, яркая многогранная личность – настоящий пассионарий, всю жизнь посвятивший служению науке и своему народу.

Немногие современники и гораздо более многочисленные потомки, среди которых немало выдающихся учёных, писали о Ломоносове и его уникальном вкладе в развитие науки и образования. Но сколько бы ни было о нём сказано, кажется, что этой исполинской фигуре тесно в наших книгах и выступлениях. Да и взгляд у каждой эпохи свой. Из нашего двадцать первого века Ломоносов видится не так, как, например, из девятнадцатого. Поэтому мы снова и снова, «встав на плечи» наших великих предшественников, чтобы лучше видеть, смотрим вдаль, на три века назад, с надеждой лучше разглядеть и понять этот уникальный феномен – феномен Ломоносова.

Корни его – в Поморье, которое щедро одарило Ломоносова всем, чем богат этот северный край, сформировало и закалило его. И внешностью он был вылитый богатырь, и духом крепок и могуч. Правда, этим он был схож с большинством своих земляков. От всех его отличало одно – беспримерная, не виданная никем вокруг и потому непонятная даже родным тяга к знаниям. Так давал о себе знать скрытый пока в юноше мощный интеллект, сопряжённый с редким талантом. И, например, северное сияние – привычное для поморов зрелище – у Ломоносова становилось предметом поэтического вдохновения и научного объяснения.

Жажда знаний стала судьбоносной силой, подчинившей себе, или, вернее, сформировавшей всю жизнь Ломоносова. Она заставила его бросить дом и пешком, с рыбным обозом, отправиться в Москву – учиться! Пришлось назваться сыном священника, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию – самое серьёзное в то время учебное заведение. Двадцатилетний Михайло сел за одну парту с подростками, быстро и успешно овладевая школьной премудростью. Жить приходилось на три копейки в день, не говоря уже о насмешках со стороны мальчишек, но разве это могло остановить холмогорского рыбака, семимильными шагами проходящего свой путь в науку?

Личный вектор Ломоносова – тяга к знаниям – совпал со стремлением российского государства к эффективному освоению своих богатейших недр. Остро нужны были специалисты в горном деле, и Сенат выделил значительную сумму для обучения в Германии трёх лучших студентов, среди которых Ломоносов явно выделялся незаурядными способностями.

В Марбургском университете Ломоносов слушал лекции по математике, физике, химии и другим дисциплинам знаменитого Х. Вольфа, благодарность к которому сохранил на всю жизнь. Во Фрайберге – учился химии и горному делу у И.Ф. Генкеля, с которым отношения, правда, сложились не очень удачно (но хорошие знания – пригодились).

В этой долгосрочной заграничной командировке-стажировке феномен Ломоносова ярко проявился в своей широте и многогранности – и недюжинные научные способности, заслужившие похвалу европейских знаменитостей, и яркий поэтический дар, повлиявший на развитие русской поэзии, и цельный, «неудобный» характер, не раз осложнявший ему жизнь и впоследствии. Там же, на чужбине, из-за своего гренадёрского роста российский студент чуть не попал в прусскую армию; чудом избежал Ломоносов воинской службы иностранной короне.

Как сказал Пушкин, «Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей». Эта жажда вела Ломоносова всю жизнь, не давая ему сбиться с раз и навсегда избранного пути, который привёл его когда-то из Холмогор в Москву, а после возвращения из Германии – в Академию наук. Путь в Академию был тернист, помех было больше, чем помощи, недругов – больше, чем друзей, но никакие препятствия не могли устоять перед таким мощным научным даром и всепобеждающей волей Ломоносова.

Ломоносов – основоположник российской науки, самая значительная фигура в её истории, непревзойдённая по значимости вклада – как фундаментального, так и прикладного – в самые разные отрасли знания: химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, филологию… Поднявшись к вершинам науки, он не только понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, но и посвятил этому всю свою жизнь.

Научные достижения и прозрения Ломоносова хорошо известны. Одно только их перечисление даёт представление о масштабе его научного дарования: атомно-корпускулярная теория строения вещества, закон сохранения материи, понимаемый как всеобщий закон природы, объяснение молний и северных сияний, физической природы цветового зрения, изучение физической природы небесных тел – Солнца, планет, комет, далёких звёзд, открытие атмосферы у Венеры, объяснение происхождения угля, нефти, торфа и других полезных ископаемых, классификация льдов, проблемы демографического развития страны, труды по истории России, описание русской грамматики, риторики и стихосложения и многое-многое другое.

Ломоносов был первопроходцем не только в науке. Основополагающей была его роль в истории отечественной словесности. Успешно освоив латынь – язык науки своего времени, Ломоносов полагался на силу и значение русского языка. Именно благодаря ему российская наука заговорила по-русски. Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке и писать по-русски научные труды. Он укрепил статус родного языка, без которого невозможен подъём национального самосознания.

Ломоносов не просто нормировал русский язык, он фактически создал язык науки, заложил основы русской научной и технической терминологии. Многие термины, созданные Ломоносовым, прочно вошли в научный обиход: термометр, градус, кислота, равновесие, земная ось, удельный вес и т.д. Известно, что современники воспринимали Ломоносова прежде всего как поэта. И не потому, что его научные труды были не столь значительны. Просто в России в то время не было научного сообщества, которое могло бы по достоинству оценить его научные заслуги. Это было доступно лишь отдельным великим умам, например, Л. Эйлеру. Оценить поэзию, тем более в буквальном, денежном смысле, было проще. Так, за одну из своих од Ломоносов получил от императрицы две тысячи рублей, что превышало его трёхлетний заработок в Академии.

Первый российский академик был не просто поэтом, но и реформатором стихосложения. Он вывёл на авансцену поэзии четырехстопный ямб, чутко уловив его возможности и соответствие внутреннему строю родной речи. Современники дивились нововведению поэта – нам же трудно себе представить иное звучание русского стиха.

Сочетание научного и поэтического дара в одном человеке – редчайшее явление. Для Ломоносова же эта взаимосвязь была органична: он не только чередовал свои научные занятия с поэтическими, но, что гораздо важнее, совмещал, точнее, сопрягал их. Вспомним его известные строки

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

Так не мог написать просто учёный или просто поэт. Так написал Ломоносов – учёный-поэт. В истории науки и в истории поэзии трудно найти примеры подобного соединения научного и поэтического взгляда на мир.

Ломоносов был необычайно разносторонней творческой личностью, ярко проявившей себя и в изобразительном искусстве. Он возродил в России мозаичное мастерство, фактически заново создал технологию изготовления смальты и собственноручно выполнил несколько мозаичных портретов. Всё, что делал Ломоносов, было направлено к одной великой цели – развитию науки на благо Отечества. Вот как он сам об этом говорил: «Я положил твёрдое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия».

В этом признании раскрывается ещё одна сторона феномена Ломоносова – государственный подход к делу. Ломоносов-учёный не просто развивает широкий круг областей знания (химия, физика, геология, история, филология и т.д.), но и шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком (чтение лекций и публикация трудов на русском языке, перевод иностранной научной литературы, редактирование научных журналов, создание химической лаборатории и стекольного завода) возводит здание науки как нового для тогдашней России института. Фундамент здания Ломоносов делал прочно, на века: это – неразрывная связь теории, эксперимента и приложений, фундаментального и прикладного знания.



Из истории юбилеев Михаила Ломоносова.

Отмечая 300-летие со дня рождения Ломоносова, нельзя не вспомнить о том, как чтили память о Ломоносове раньше, как отмечали предшествующие Ломоносовские юбилеи.

Столетие со дня рождения Ломоносова не было отмечено юбилейными торжествами. Как это иногда бывает с выдающимися историческими личностями, для того чтобы оценить подлинное значение беспримерных трудов великого учёного на благо Отечества, понадобилось немало лет. Масштаб Ломоносова не вписывался в представления его современников и не находил достойного отражения в общественном мнении.

Справедливости ради надо сказать, что еще в 1791 году, т.е. в год восьмидесятилетия, на родине Ломоносова появился первый памятник ему – деревянный. На нём было написано: «Сей слабейший и маловажный памятник, в знак своего высокопочитания, воздвиг проезжающий из Санкт-Петербурга и возвращающийся туда же секунд-майор Петр Челищев, не имея ни времени, ни способов восстановить достойное и лучшее здание сему великому мужу».

Первым Ломоносовским юбилеем стала столетняя годовщина со дня смерти учёного.

Примечательно, что если Академия наук, в Петербурге, планировала отпраздновать это событие достаточно скромно, ограничившись торжественным заседанием в Большом зале своего здания, то представители российской общественности, прежде всего деятели литературы, предложили, со своей стороны, довольно широкую программу празднования: поминальное богослужение в Александро-Невской лавре, где Ломоносов похоронен, сбор средств на учреждение двух ломоносовских стипендий: в Московском университете и Московской духовной академии – преемнице Славяно-греко-латинской академии, на создание юбилейной медали и премии «за лучшее сочинение о Ломоносове для простого народа», концерт в Мариинском театре. Празднование прошло достаточно широко, более чем в 20 городах России. В Московском университете 11 апреля 1865 года состоялось торжественное собрание в память 100-летия со дня смерти М.В.Ломоносова, упоминание о котором находим в ежегодном «Отчёте о состоянии и действиях Московского университета» за 1865 год.

К празднованию 200-летия со дня рождения Ломоносова Академия наук начала готовиться за 2 года. Была создана юбилейная комиссия во главе с непременным секретарём Академии академиком С.Ф. Ольденбургом (он же руководил подготовкой к 200-летию Академии наук). В комиссию были избраны от Отделения языка и словесности академики В.И. Ламанский, А.А. Шахматов и А.И. Соболевский и от Физико-математического отделения академики Н.Н. Бекетов, Б.Б. Голицин и В.И. Вернадский.

Было решено закончить начатое ранее издание сочинений Ломоносова, создать словарь языка Ломоносова, издать ряд сборников, устроить при Академии наук выставку. Кроме того, предполагалось учредить Ломоносовский институт и соорудить памятник Ломоносову рядом со зданием Академии наук. За год до годовщины юбилейная комиссия попросила президента Академии наук великого князя Константина, который был известен своим поэтическим творчеством, написать кантату в честь Ломоносова.

Основные торжества проходили, естественно, в столице – Петербурге, где акцент юбилея сместился с заслуг Ломоносова на почести двору. На торжественном заседании Академии наук была исполнена кантата, написанная «августейшим президентом» и придворным композитором. На юбилейной выставке, которая называлась «Ломоносов и Елизаветинское время», Ломоносову было уделено несравнимо меньше внимания, чем придворному и аристократическому быту. Достаточно сказать, что из тридцати двух страниц путеводителя по выставке Ломоносову уделено полстраницы.

Из всей издательской программы удалось опубликовать лишь написанное химиком Николаем Александровичем Меншуткиным жизнеописание Ломоносова.

О месте установки памятника и территории под Ломоносовский институт возникли споры. В результате ни то ни другое к юбилею не появилось. Памятник на Менделеевской линии Васильевского острова в Петербурге поставили только через 75 (!) лет, а Ломоносовский институт не создали совсем. Московский университет также отмечал 200-летие своего основателя. Была создана специальная комиссия для организации чествования. Надо отметить, правда, что год юбилея пришёлся на тёмную полосу в истории университета. Около ста профессоров и сотрудников подали в отставку в знак протеста против политики правительства в отношении Московского университета, в том числе Вернадский – член академической юбилейной комиссии. Тем не менее юбилейные торжества состоялись.

8 ноября в университетской церкви была отслужена заупокойная литургия и панихида, а после неё был возложен венок к памятнику Ломоносову перед зданием университета на Моховой улице. В этот же день в торжественное заседание в Академии наук было передано поздравление от Московского университета.

12 января 1912 года – в день основания университета – прошло совместное торжественное заседание Совета университета и состоявших при нём четырёх старейших учёных обществ: Общества истории и древностей российских, любителей российской словесности, испытателей природы и общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

250-летний юбилей М.В.Ломоносова отмечался уже как праздник всей страны, и главные события Ломоносовских юбилейных торжеств были связаны с Московским университетом. Он и открывал эстафету юбилейных мероприятий, которую подхватил Ленинград, потом Архангельск, Холмогоры, Ломоносово…

20 ноября 1961 года прошло торжественное собрание Совета МГУ, на котором присутствовали представители учреждений науки и культуры страны, гости с родины Ломоносова и из-за рубежа. Была организована выставка «М.В.Ломоносов и его роль в развитии русской и мировой науки».

Издательство Московского университета выпустило ряд книг о вкладе Ломоносова в науку. Прошли юбилейные «Ломоносовские чтения», научная студенческая конференция, спортивный праздник.

На Красной площади, там, где стояло первое здание Московского университета, была открыта мемориальная доска. Были выпущены юбилейная бронзовая медаль с изображением М.В. Ломоносова и силуэта здания университета, юбилейный нагрудный значок с изображением М.В. Ломоносова.

В Большом театре прошло торжественное заседание с участием руководителей государства, деятелей науки разных стран, глав дипломатических представительств.




Московский университет – ведущий научно-образовательный центр России ( из выступления ректора Московского университета академика В.А. Садовничего).

Строить здание науки невозможно без опоры на образование. Ломоносов и здесь мыслил по-государственному. Из его многочисленных дел, идей и начинаний особенно плодотворным и перспективным проектом стал Московский университет. Успех этого проекта в значительной мере был предопределён самой личностью его создателя. Как ёмко и верно сказал Пушкин, «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Да, он был упрям, иногда излишне резок. Но и целеустремлён, настойчив, твёрд. Никакие трудности не могли остановить первопроходца российской науки, и по путям, проложенным им, последовали, как он и мечтал, «собственные Платоны и Невтоны».

Колоссальный научный потенциал и научные достижения Ломоносова стали крепким фундаментом и мощным импульсом для развития созданного им первого российского университета и его научных школ, получивших мировое признание. Первый российский академик стоит у истоков нескольких поколений выдающихся учёных, прославивших свою Альма матер.

Свойственное Ломоносову сочетание естественнонаучного и гуманитарного знания, любовь и интерес к культуре и, в частности, словесности стали традицией, передававшейся в Московском университете из поколения в поколение. Ломоносов-поэт положил начало целой плеяде блестящих представителей классической русской литературы, учившихся в Московском университете.

Московский университет, вобравший в себя практически всё, в чём проявился гений его основателя, отметил собой начало становления системы высшего образования в России, в основу которой были положены ломоносовские принципы: фундаментальность, доступность, междисциплинарность, творческий дух, связь университета со средней школой («Университет без гимназии – как пашня без семян»).

Московский университет успешно воплощал эти принципы в жизнь, развиваясь, разрастаясь и ветвясь, как могучее и вечнозелёное дерево. Из своего первого здания – Аптекарского приказа на Красной площади – Московский университет переехал в Казаковское здание на Моховой, потом, через 200 лет, шагнул за Москву-реку на Воробьёвы горы, а спустя ещё 50 лет мы начали застраивать новую территорию за Ломоносовским проспектом, фактически удвоив свои площади. Московский университет начинался с тридцати студентов. Через 100 лет их было около тысячи, через 200 лет – 16 тысяч. Сейчас – 40 тысяч.

В год основания в университете было три факультета. Через 100 лет их было 4, через 200 лет – 12. Сейчас – 40, треть из которых появились за последние двадцать лет.

В Московском университете 12 научно-исследовательских институтов, Ботанический сад, Научная библиотека на 9 миллионов томов, несколько музеев, Медицинский научно-образовательный центр.

Университет занимает более тысячи зданий общей площадью более миллиона квадратных метров. Московский университет начинался с четырёх профессоров-магистров. Через 100 лет в нём работало 250 преподавателей, через 200 лет – свыше двух тысяч. Сейчас у нас только докторов и кандидатов наук около десяти тысяч. Почти треть избранных в Академию наук за всё время её существования – а это около тысячи человек – выпускники и профессора Московского университета.

В Московском университете сложились и активно работают крупнейшие научные школы. Из 18 российских Нобелевских лауреатов одиннадцать – выпускники или профессора МГУ.

Созданный в 1755 году по проекту первого российского академика М.В.Ломоносова, Московский университет является ведущим научно-образовательным центром страны. Федеральным законом РФ от 10 ноября 2009 года Московскому университету присвоен особый статус, ему предоставлено право выдавать дипломы собственного образца и работать по собственным образовательным стандартам. Эти цифры и факты – свидетельство высочайшего качества научного образования, снискавшего Московскому университету заслуженный авторитет в обществе.

300-летие М.В. Ломоносова отмечается на высоком государственном уровне. В 2006 году вышел Указ Президента РФ «О праздновании 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова» и вслед за этим, во исполнение этого указа, распоряжением Правительства РФ был утверждён Оргкомитет по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Несколько заседаний оргкомитета прошли в Московском университете.

Московский университет отмечает юбилей Ломоносова масштабными делами, достойными памяти своего великого основателя. В плане юбилейных мероприятий МГУ, насчитывающем сто позиций, – конференции, выставки, лекции, новые учебные курсы, экспедиции, издательские программы, студенческие конкурсы и многое-многое другое.

Самое яркое и значительное событие, которое Московский университет посвящает знаменательной дате – запуск научно-образовательного спутника «Ломоносов». Этот спутник продолжает беспрецедентную космическую программу Московского университета, начатую в 2005 году запуском первого университетского спутника «Татьяна», за которым последовала «Татьяна-2», затем – совместный с Индией спутник «Ютсат» – одним словом, целая космическая флотилия Московского университета! Научная программа спутника «Ломоносов» предусматривает исследования частиц высокой энергии, световых транзиентных явлений в атмосфере, гамма-излучения во Вселенной, а также прикладные задачи по изучению радиации в околоземном пространстве, созданию автоматической системы слежения за астероидами, компьютерных систем адаптации зрения космонавтов и разработку новых систем навигации космических аппаратов.

Образовательная программа направлена на дальнейшее развитие космического образования в МГУ и в университетах-партнёрах: создание новых учебных курсов и развитие космических практикумов, обучение студентов работе с космическими данными в режиме реального времени.

С именем Ломоносова связан ещё один приоритетный пункт наших юбилейных дел – супервычислительный комплекс Московского университета. Крупнейший в России супервычислитель назван, по предложению Президента РФ, «Ломоносовым».

Мощность университетского супервычислителя достигает 1,3 петафлопс. По последнему мировому рейтингу он занимает 13-е место в мире. Но мы уже выступили с экзафлопной инициативой. Спутник «Ломоносов» и супервычислитель «Ломоносов», наряду с другими такими же масштабными проектами, входят в Программу развития Московского университета до 2020 года.

Программа развития направлена на укрепление Московского университета как выдающегося научно-образовательного центра с уникальной интеллектуальной средой и инфраструктурой; она охватывает широкий диапазон научных дисциплин и областей знания, объединяет образовательные, научно-исследовательские и инновационные процессы, активность студенческой и научно-педагогической корпорации. Программа нацелена в будущее, на далёкую перспективу. В её научной мощи и размахе, в уровне постановки и степени актуальности решаемых задач как будто незримо присутствует сам дух Ломоносова. И вполне зримо – его имя.

Именем Ломоносова названа одна из ведущих олимпиад школьников, которая проводится с 2005 года. Олимпиада «Ломоносов» проводится по 20 предметам, в ней принимают участие несколько десятков тысяч школьников из всех субъектов РФ, а также из стран СНГ и других государств. Олимпиада проводится на разных региональных площадках, во многих российских университетах.

Особо следует отметить участие ребят из сельской местности, школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей сирот.

Имя Ломоносова носит и ежегодный международный молодёжный форум науки и инноваций. Молодёжный форум «Ломоносов» – это научная конференция «Ломоносов», олимпиады школьников, студенческие олимпиады, конкурсы проектов молодых учёных.

География участников конференции охватывает более семидесяти регионов России, большинство стран СНГ и более сорока стран дальнего зарубежья.

Юбилею своего основателя Московский университет посвятил экспедицию по маршруту, повторяющему легендарный путь Ломоносова с рыбным обозом. Участвовать в этой экспедиции, названной «Путь в науку из Холмогор в Москву», Московский университет пригласил коллег из Поморского государственного университета, тоже носящего имя Ломоносова.

Интересна и содержательна юбилейная издательская программа.

Каталог прижизненных изданий Ломоносова из собраний Научной библиотеки МГУ представляет около полусотни томов, каждый из которых может считаться библиографической редкостью. Среди них – издания «Российской грамматики», «Краткое руководство к красноречию», труды Ломоносова по русской истории, химии, физике, геологии и металлургии, навигации, многотомные собрания сочинений учёного, издания его трудов на русском, немецком и латинском языках.

В Каталоге художественных произведений с изображением Ломоносова из собрания Московского университета собраны 11 скульптурных и 54 графических и живописных портретов учёного. Серия «Архив Московского университета» представлена сборником редко публикуемых текстов известных представителей российской словесности XVIII-XX веков, посвящённых М.В. Ломоносову – Н.М. Карамзина, А.В. Радищева, А.С. Пушкина, М.П. Погодина и других.

Уникальный издательский проект – антология «Поэзия Московского университета: от Ломоносова и до…», в которой собраны и прославленные имена: Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев, Брюсов, Волошин, Пастернак, и менее известные питомцы Московского университета, оставившие свой поэтический след в истории русской литературы.

Студенты посвящают юбилею массовую акцию «Доро'гой Ломоносова» – студенческий марш из Архангельска в Москву. Память о Ломоносове может быть увековечена самыми разными способами. Например, сотрудники Ботанического сада Московского университета вывели новый сорт пиона, который назвали «Ломоносов». Не перечислить всех дел и событий, которые Московский университет посвящает юбилею своего основателя.

Историей Ломоносову была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский университет. С этой миссией он блестяще справился, став настоящим национальным достоянием.

В Ломоносове воплотилась вся мощь национального гения: сильный и острый ум, разносторонний творческий талант, могучий характер, крепкие духовно-нравственные устои, глубокий патриотизм. И всё это, вместе с ломоносовским проектом Московского университета, легло в его фундамент и стало той благодатной почвой, которая питает российское высшее образование и на которой выросли многочисленные научные школы, закрепившие авторитет Московского университета и обеспечившие России мировое признание.

Сегодня на Московский университет возложена огромная ответственность за судьбу российской науки и образования. Задача масштабная, но для успеха у нас есть всё. Я уверен, что Московский университет сохранит свою роль Альма матер будущих Платонов и Невтонов! И это – лучший памятник Ломоносову, который говорил:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди.










Михаил Ломоносов: четыре загадки.

Школьные учебники, где рассказывается о научных трудах великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), пишут о его удивительной судьбе: сын простого крестьянина стал академиком только потому, что изо всех сил тянулся к знаниям!.. Достаточно ли одной любознательности, чтобы крестьянин в крепостной России мог совершить такую невероятную карьеру? Многим кажется, что здесь что-то нечисто - и, вероятно, поэтому нередко приходится слышать мнение о том, что Михаил Ломоносов был... внебрачным сыном царя Петра I. Действительно, Петр I неоднократно бывал в Архангельске, сам работал, как простой плотник, на Баженовской верфи, а находилась эта верфь рядом с Куростровом, где родился будущий великий ученый. Сознание невольно связывает имена царя и крестьянина, потому что тогда, казалось бы, легче объяснить удивительные загадки биографии Михайлы Ломоносова. Загадки эти непростые.

Первая загадка касается отца будущего ученого. Василий Ломоносов рано осиротел и жил на подворье у своего дяди. В описи 1710 года он отмечен бедным 30-летним холостяком; в том же году он женился на дочери просвирни Елене Ивановне Сивковой. В ноябре 1711 года у них родился сын Михаил. Удивляет то, что по описи 1722 года, через десять лет, Василий превратился в богатейшего человека Архангельского края: у него появились большая усадьба, рыбные промыслы, пруд для рыбы, самый крупный в Архангельске двухмачтовый корабль на 90 тонн. Такое судно стоило тогда 500 рублей, деньги огромные! Как он сумел заработать такое богатство?..

Вторая загадка. Мать Михаила умерла, когда ему было 9 лет. Василий после этого еще дважды женился, но сыновей у него больше не было. Тем не менее был он к сыну очень суров, часто бил его - и Михаил отвечал отцу сходными чувствами. Через много лет М.Ломоносов написал о себе: Меня оставил мой отец. И мать еще в младенчестве...

Странные слова! Ведь в действительности сын сам бросил отца и семью и в декабре 1730 года с обозом ушел в Москву. Ушел единственный наследник богатейшего промышленника Архангельска! Почему произошел разрыв с отцом? Только ли из-за "злой мачехи"?.. Ведь они никогда более не виделись, разрыв оказался - на всю жизнь. Сын прозябал в Москве на три копейки в день, а отец, жертвуя огромные по тем временам деньги на строительство храма и замаливая какие-то неведомые грехи, не послал ему ни гроша.

Третья загадка - история обучения Михаила Ломоносова. Указ Святейшего Синода от 7 июня 1723 года строжайше запрещал принимать крестьянских детей в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. И вопреки этому запрету, Михаил был в нее принят в январе 1731 года! Правда, он солгал и назвался дворянским сыном, но в руководстве академии тоже не простаки сидели, они быстро все проверили и, конечно же, выявили ужасный по тем временам обман. Казалось бы, Ломоносова должны были с позором изгнать из академии!.. А нет, его зачислили учеником с жалованьем (а по современным понятиям - со стипендией) 10 рублей в год. Вопрос: почему же Михаила не выгнали, когда обман раскрылся?..

Четвертая загадка - безнаказанность. В крепостной стране, где происхождение и знатность веками определяли стиль поведения, а крестьяне вообще не имели никаких прав, крестьянский сын выделялся необыкновенно заносчивым поведением. В декабре 1739 года учитель Ломоносова в Германии горный советник Генкель рапортовал в Российскую академию о предерзостном поведении своего ученика: "Поручил я Ломоносову работу, какую обыкновенно и сам исполнял (растирать в ступке соли ртути), но он мне дважды наотрез ответил: "Не хочу!" Далее он страшно шумел, колотил изо всей силы в стену, кричал из окна, ругался..." И все сошло буйному студенту.





Михаил Ломоносов и математика.

Ломоносов не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, однако без понимания его отношения к математике представление о его научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.

Ломоносов получил фундаментальную для своего времени подготовку по математике и естественным наукам. В Марбургском университете он слушал лекции Х.Вольфа по математике, астрономии, алгебре, физике, механике, логике и другим дисциплинам, а в дополнение к перечисленному брал ещё уроки арифметики, геометрии и тригонометрии. Примечательно, что свои первые работы там Ломоносов подписывал как «студент математики и философии».

После возвращения в Россию он продолжал заниматься точными науками и совершенствовать свои познания в области математики, о чём говорит, в частности, его письмо в канцелярию Академии наук: «Потребна мне, нижайшему, для упражнения и дальнейшего происхождения в науках математических Невтонова «Физика» и «Универсальная арифметика», которые обе книги находятся в Книжной академической лавке». В своих работах Ломоносов постоянно ссылается на труды Вольфа, Ньютона, Эйлера, Д. Бернулли и других учёных того времени.

Особые отношения связывали Ломоносова с Эйлером, труды которого он изучал по мере выхода их в свет (известно, что он хорошо знал фундаментальную работу Эйлера «Введение в анализ бесконечно малых»). Из сохранившейся переписки двух академиков известно, что Эйлер высоко ценил работы Ломоносова, начиная с его первых шагов в науке. В одном из его отзывов, в частности, говорится: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к истолкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен о точности его доказательств. … Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

В 1741 году Ломоносов написал работу «Elementa Chimiae Mathematicae» («Элементы математической химии», на латыни). Она не была издана и сохранилась в черновиках, которые позволяют судить о том, что Ломоносов хотел создать целый трактат по математической химии, наподобие труда Philosophiae Naturalis Principia Mathematicae Ньютона. Можно предположить, что речь шла об изложении химии на прочных аксиоматических основаниях, взятых из наблюдений и экспериментов, затем об описании явлений на математическом языке (сейчас бы мы сказали о создании математической модели) и сравнении результатов вычислений с экспериментом (т.е. проверка модели на реальных, опытных данных).

Успехи в химической науке, по мысли Ломоносова, возможны только с применением математики. В «Слове о пользе химии» он прямо говорит об этом, указывая на необходимость превратить химию из искусства, которым она считалась в его время, в точную науку. По словам Ломоносова, «к сему требуется весьма искусный Химик и глубокий Математик в одном человеке. Не такой требуется Математик, который только в трудных выкладках искусен, но который в изобретениях и в доказательствах привыкнув к математической строгости, в натуре сокровенную правду точным и непоползновенным порядком вывесть умеет».

Рассуждая о химии, Ломоносов фактически излагает свои взгляды на необходимость математики для успешного развития естественно-научного знания: наука должна строиться на прочном аксиоматическом основании, выводы должны быть в духе математических рассуждений, а проверяться всё должно опытом, экспериментом, то есть привычка математика строго рассуждать должна приводить к развитию теории на основе экспериментальных фактов.

Называя математику «прекраснейшей наукой», Ломоносов признавал за ней «первенство в человеческом знании».







Ломоносов Михаил Васильевич – физик.

Ломоносов внёс значительный вклад в развитие физической науки. Его активная творческая деятельность была посвящена самым актуальным в то время направлениям физики и, говоря современным научным языком, смежным с физикой областям: физической химии, геофизике, физике атмосферы, астрономии, физической минералогии, математической физике, биофизике, метрологии, гляциологии, физике северных сияний, физике «хвостов» комет.

Среди наиболее значимых научных достижений Ломоносова в области физики является его атомно-корпускулярная теория строения вещества и материи. В рамках этих представлений он объяснил причины агрегатных состояний веществ (твёрдое, жидкое и газообразное состояния) и разработал теорию теплоты. Следует отметить, что в это время господствовал иной взгляд на природу теплоты, в основе которого лежало представление о «теплороде» – некой огненной материи, посредством которой распространяется и передаётся тепло. Ломоносов показал физическую несостоятельность теории теплорода и дал по сути современную молекулярно-кинетическую трактовку теории теплоты. В работе «О причине теплоты и стужи» он писал, что «теплота состоит в движении материи, которое движение хотя и не всегда чувствительно, однако подлинно в теплых телах есть (…). Сие движение есть внутреннее, то есть в теплых и горячих телах движутся нечувствительные частицы, из которых состоят самые тела». В этой же работе Ломоносов указал на возможность существования абсолютного нуля температуры, отмечая, что «должна существовать наибольшая и последняя степень холода, которая должна существовать в полном прекращении вращательного движения частиц».

Основываясь на своих молекулярно-кинетических представлениях о строении вещества, Ломоносов в работе «Опыт теории упругости воздуха» объяснил упругие свойства атмосферного воздуха механизмом отталкивания атомов воздуха друг от друга: «… отдельные атомы воздуха, в беспорядочном чередовании, сталкиваются с ближайшими через нечувствительные промежутки времени, и когда одни находятся в соприкосновении, иные друг от друга отталкиваются и наталкиваются на ближайшие к ним, чтобы снова отскочить; таким образом, непрерывно отталкиваемые друг от друга частыми взаимными толчками, они стремятся рассеяться во все стороны». Это позволило Ломоносову объяснить зависимость упругости воздуха от теплоты: «Отсюда очевидно, что воздушные атомы действуют друг на друга взаимным соприкосновением сильнее или слабее в зависимости от увеличения или уменьшения степени теплоты, так что если было бы возможно, чтобы теплота воздуха вовсе исчезла, то атомы должны были бы вовсе лишиться указанного взаимодействия». Только спустя столетие данные воззрения стали общепринятыми благодаря работам Дж. Максвелла и Л. Больцмана, создавших количественную математическую теорию газов в рамках молекулярно-кинетических представлений.

Теория Ломоносова позволила также объяснить изменения плотности воздуха с высотой и предсказать наличие границы атмосферы: «Чем дальше от земли отстоят остальные атомы, тем меньшую массу толкающих и тяготеющих атомов встречают они в своем стремлении вверх; так что верхние атомы, занимающие самую поверхность атмосферы, только своей собственной тяжестью увлекаются вниз и, оттолкнувшись от ближайших нижних, до тех пор несутся вверх, пока полученные ими от столкновения импульсы превышают их вес. Но как только последний возьмет верх, они снова падают вниз, чтобы снова быть отраженными находящимися ниже. Отсюда следует:

что атмосферный воздух должен быть тем реже, чем более он отделен от центра земли;

что воздух не может бесконечно расширяться, ибо должен существовать предел, где сила тяжести верхних атомов воздуха превысит силу, воспринятую ими от взаимного столкновения».

В работе «Прибавление к размышлениям об упругости воздуха» Ломоносов объяснил непропорциональность упругости давлению сильно сжатого воздуха, обнаруженную Д. Бернулли, влиянием собственного объема частичек воздуха на частоту их столкновений. Приблизительно через сто лет аналогичные представления были использованы нидерландским физиком Ван-дер-Ваальсом при создании им количественной теории неидеального газа.

Ломоносов открыл один из фундаментальных законов природы – закон сохранения материи в изолированных системах. Он сформулировал его в письме к Леонарду Эйлеру от 5 июля 1748 года следующим образом: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому».

Работы Ломоносова и его соратника Г.В. Рихмана внесли важный вклад в понимание электрической природы грозовых разрядов. В то время под физикой электричества понимался круг явлений, связанных с наэлектризованными трением телами. Наэлектризованные или электрически заряженные тела обладали способностью притягиваться или отталкиваться, производить электрические искры и звук. В связи с этим возникло предположение: не имеют ли грозовые разряды электрическую природу? Единства по этому вопросу среди учёных того времени не было. Ломоносов с Рихманом в России и Б. Франклин в Америке провели оригинальные научные эксперименты и доказали электрическую природу грозовых разрядов.

Ломоносов не только провёл блестящее многолетнее исследование атмосферного электричества и установил ряд эмпирических закономерностей грозовых явлений, но и в работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) объяснил причину возникновения электричества в грозовых облаках конвекцией теплого воздуха (у поверхности Земли) и холодного воздуха (в верхних слоях атмосферы).

На основе многолетних исследований и многочисленных опытов Ломоносов разработал теорию света и выдвинул трёхкомпонентную теорию цвета, с помощью которой объяснил физиологические механизмы цветовых явлений. По мысли Ломоносова, цвета вызываются действием трёх родов эфира и трёх видов цветоощущающей материи, составляющей дно глаза. Теория цвета и цветового зрения, с которой Ломоносов выступил в 1756 году, выдержала проверку временем и заняла должное место в истории физической оптики.

Всю жизнь занимаясь научными наблюдениями, опытами, экспериментами и прекрасно понимая всё их значение для науки, Ломоносов видел, что одного этого мало. «Если нельзя создавать никаких теорий, то какова цель стольких опытов, стольких усилий и трудов великих людей?» – спрашивал он и с предельной чёткостью определял задачу учёного: «Из наблюдений устанавливать теорию и с помощью теории исправлять наблюдения».








Ломоносов – первый профессор химии в России.

Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком – тогда такого звания просто ещё не было).

Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории, которое было завершено в 1748 году. Первая химическая лаборатория в Российской академии наук – это качественно новый уровень в её деятельности: впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики. Выступая на открытии лаборатории, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук. Другая – умножение жизненных благ».

Среди множества исследований, выполненных в лаборатории, особое место занимали химико-технические работы Ломоносова по стеклу и фарфору. Он провел более трёх тысяч опытов, давших богатый экспериментальный материал для обоснования «истинной теории цветов». Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия».

Ломоносов читал в лаборатории лекции студентам, учил их экспериментальному мастерству. Фактически это был первый студенческий практикум. Лабораторным опытам предшествовали теоретические семинары.

Уже в одной из своих первых работ – «Элементы математической химии» (1741) Ломоносов утверждал: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, а также философом». В те времена химия трактовалась как искусство описывать свойства различных веществ и способы их выделения и очистки. Ни методы исследования, ни способы описания химических операций, ни стиль мышления химиков того времени не удовлетворяли Ломоносова, поэтому он отошел от старого и наметил грандиозную программу преобразования химического искусства в науку.

В 1751 году на Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнёс знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих, на задачи и значение химии для химических производств. То, что задумал свершить Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания – физическую химию. Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.

В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…». В результате Ломоносов на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки – закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России, а позднее Лавуазье во Франции окончательно превратили химию в строгую количественную науку.

Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в при роде изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Через десять лет он изложил этот закон на собрании Академии наук, а в 1760 году опубликовал в печати. В упомянутом выше письме Эйлеру Ломоносов сообщил ему, что этот очевидный закон природы некоторые члены Академии ставят под сомнение. Когда директор академической Канцелярии Шумахер, без согласования с Ломоносовым, направил ряд работ Ломоносова, представленных к печати, на отзыв к Эйлеру, ответ великого математика был восторженным: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны – писал Эйлер, – ибо он (Ломоносов) изъясняет физические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».






М.В. Ломоносов у истоков российской биофизики.

Ломоносов первым в истории российской науки предпринял попытку описать механизмы распространения нервного импульса с точки зрения физики. Эта задача впоследствии стала одной из главных в классической биофизике ХХ века.

Будучи последователем Ньютона и приверженцем его представлений о роли эфира в физических и физиологических процессах, Ломоносов попытался детализировать описание нервного импульса, рецепции и зрения на основе механической модели эфира. В «Слове о происхождении света» он описывает механическую модель эфира, состоящую из малых сфер, имеющих на своей поверхности зубцы, плотно сцепляющие соседние сферы при поворотах и вращении. При этом на движение этих эфирных частиц могут оказывать влияние молекулы различных веществ. «Вообразив сие основание, – пишет Ломоносов, – ясно себе представить можете всех чувств действия и других чудных явлений и перемен в натуре бывающих. Жизненные соки в нервах таковым движением возвещают в голову бывающие на концах их перемены, сцепляясь с прикасающимися им внешних тел частицами. Сие происходит нечувствительным временем, для беспрерывного совмещения частиц по всему нерву от конца до самого мозгу. Ибо по механическим законам известно, что многие тысячи таких шаровых колес, когда они стоят в совместном сцеплении, беспрерывно должны с одним повернутым внешнею силою вертеться, с остановленным остановиться и с ним купно умножить или умалять скорость движения. Таким образом, кислая материя, в нервах языка содержащаяся, с положенными на язык кислыми частицами сцепляется, перемену движения производит и в мозге оную представляет. Таким способом рождается обоняние. Так происходят химические растворы, спуски, кипение».

Конечно, с позиций современной науки приведённое высказывание выглядит достаточно архаичным, однако в нём угадываются глубоко осмысленные, хотя и интуитивные, представления о фундаментальных свойствах биологических систем – циклических процессах, активных средах, автоволновых процессах, связанных с ними электрических взаимодействиях и т. д.

Дело в том, что одним из фундаментальных представлений современной биофизики стала концепция автоволновой самоорганизации в активных средах. Активные среды самой разной физико-химической или биологической природы содержат распределённый по пространству системы ресурс энергии и связанные между собой локальные трансформаторы энергии, способные в циклическом режиме преобразовывать энергию, вещество и информацию. Сцепленные между собой циклические процессы позволяют возникнуть распространяющимся автоволновым возмущениям различной природы. В подобных случаях активная среда становится возбудимой и может иметь размерности 3D, 2D или 1D. В миелинизированном нервном волокне ионные токи, образуемые ионами натрия и калия, имеют циклический характер. Каждый виток электрического тока возбуждает аналогичный в соседней части аксона и далее, и далее, подобно тому, как это виделось Ломоносову в сцепленных шарах ньютоновского эфира.

Во времена Ломоносова ничего не было известно о самоорганизации в активных средах. Многие достижения последних лет в физике, химии, биологии, экологии, медицине явным или неявным образом связаны с представлениями об активных средах, способных к пространственно-временной самоорганизации. Эти представления позволили создать модели, описывающие такие несхожие процессы как работа лазеров, периодические химические реакции, распространение волн кристаллизации в переохлаждённых жидкостях, распространение нервного импульса, свёртывание крови, взаимодействие популяций, распространение эпидемий и т. д., вплоть до социальной сферы.

И одним из первых у истоков этой науки стоял Ломоносов.








М.В. Ломоносов – астроном.

Среди множества наук, в развитие которых Ломоносов внёс cущественный вклад, одно из наиболее видных мест занимает астрономия. Главным результатом астрономических исследований Ломоносова, несомненно, является открытие им наличия у Венеры атмосферы. Это открытие Ломоносов совершил во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца 26 мая (6 июня) 1761 года. Таким образом, в 2011 году исполняется не только 300 лет со дня рождения Ломоносова, но и 250 лет совершенному им фундаментальному астрономическому открытию.

Помимо открытия атмосферы Венеры Ломоносов сыграл важную роль в подготовке и организации ряда астрономических, геодезических и географических экспедиций. Он также усовершенствовал конструкцию отражательного телескопа (ныне эта конструкция называется системой Ломоносова-Гершеля) и, предвосхитив использование светосильной оптики, создал «ночезрительную трубу», позволяющую видеть удалённые предметы в глубоких сумерках.

Ломоносов ввёл в обращение десятки научных терминов из области астрономии, многие из которых используются до сих пор, как, например, законы движения планет, земная ось,горизонт, преломление лучей, полнолуние, созвездие, атмосфера и другие.

На протяжении многих лет, не боясь преследований со стороны невежд, Ломоносов выступал активным пропагандистом теории Коперника и учения о существовании во Вселенной множества миров, подобных Земле. При этом он постоянно отстаивал идею о том, что небесные явления подчиняются тем же физическим законам, что и земные явления. Поэтому законы, обнаруженные в земных условиях, могут использоваться при изучении других планет. Наиболее важным результатом этих воззрений стало применение Ломоносовым законов рефракции для анализа некоторых оптических явлений, замеченных им во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца. Это открытие позволяет с полным основанием считать Ломоносова первым российским астрофизиком.

К сожалению, большинство достижений Ломоносова в естествознании, включая астрономию, не было по достоинству оценено современниками учёного, а после его смерти надолго забыто. В частности, приоритет в открытии атмосферы Венеры приписывался английскому астроному В. Гершелю и немецкому астроному И.И. Шрётеру, которые через 30 лет после наблюдений Ломоносова независимо друг от друга обратили внимание на удлинение окончаний «серпа» Венеры (наличие у нее фаз, подобных лунным, было открыто еще в 1610 году Г. Галилеем) и объяснили это удлинение наличием у планеты атмосферы.

Достижения Ломоносова в астрономии отмечены присвоением его имени малой планете и кратерам на Луне и Марсе.



Ломоносов – естествоиспытатель и материаловед.

В отличие от современной науки, узко специализированной по профессиональным областям – химии, физике, математике, биологии и т.д., во времена Ломоносова существовало естествознание, которое по сути являлось сплавом междисциплинарности (практически в нынешнем её понимании) и инновационно–прикладных разработок. Как один из самых талантливых учёных своего времени, Ломоносов преуспел в разработке фундаментальных основ и прототипов различных материалов – искусственно созданных веществ, имеющих практически важные качества. Эта междисциплинарная область в настоящее время бурно развивается – как единая «наука о материалах», не сводимая к «материаловедению».

Одним из краеугольных камней исследований Ломоносова и, в то же время, незаменимой фундаментальной основой современной науки о материалах стала, разумеется, в усовершенствованном виде, «корпускулярная философия» – трактат, объединяющий в одно закономерное целое основные понятия физики и химии на основе атомно-молекулярных представлений. На путях к достижению этой цели Ломоносов совершил целый ряд открытий. Это относится прежде всего к закону сохранения энергии, который сейчас известен как первый закон термодинамики. «…Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому…», – утверждал Ломоносов. Одновременно Ломоносов занимался тем, что сейчас составляет предмет метрологии: он разработал приборы для физических исследований химических объектов, например, для измерения вязкости, показателя преломления, твёрдости образцов.

Большое значение имели исследования Ломоносова в области так называемых конструкционных материалов – металлов и стекла. В 1763 году он опубликовал руководство «Первые основания металлургии или рудных дел», в котором подробно рассмотрел как свойства различных металлов, так и практически применяемые способы их получения. До сегодняшнего дня сохранились материаловедческие и, одновременно, художественные работы Ломоносова в области цветных стёкол, которые являют пример уникального сплава строгой науки и изящного искусства. Так, в 1754 году им был создан шедевр – мозаичный портрет Петра Первого (сейчас находится в Эрмитаже). Патриотическое панно «Полтавская баталия» (1762-1764), созданное в мастерской Ломоносова, сегодня можно видеть в здании Академии наук в Санкт-Петербурге.

Таким образом, научное творчество Ломоносова не просто оказало гигантское влияние на развитие науки о материалах, но и прототипы реальных материалов, собственноручно изготовленных в своё время великим учёным-естествоиспытателем, дожили до наших дней во всём великолепии.

Михаил Ломоносов и космофизика.

С именем Ломоносова связан начальный этап космофизических исследований. Его особенно интересовала природа полярных сияний, которые он, уроженец Поморья, наблюдал с детства. Сегодня мы знаем, что полярные сияния – это форма свечения ионизированных газов в верхних слоях атмосферы (ионосфере) Земли. Первый опыт по свечению разреженных газов в электрическом поле провёл именно Ломоносов.

В запаянном стеклянном шаре с электродами он поместил разреженный воздух, имитируя верхние слои атмосферы. При включении электрического поля молекулы газов, составляющих ионосферу, разгонялись. Часть энергии тратилась на ионизацию молекул. Другая часть – на возбуждение и сопровождающее его световое излучение. В результате Ломоносов получил свечение, напоминающее полярные сияния.

Изображённые Ломоносовым электромагнитные свечения в атмосфере удивительным образом напоминают транзиентные световые явления, открытые совсем недавно.

Ломоносов наметил решение и других вопросов, связанных с возникновением полярных сияний. Главный из них состоял в том, какова физическая природа источника быстрых заряженных частиц в ионосфере Земли. Ломоносов предположил, что такие частицы возникают благодаря излучению Солнца в результате вспышек на его поверхности. Он писал: «Весьма вероятно, что северные сияния рождаются от произошедшей в воздухе электрической силы, вызванной солнечными корпускулами».

Своё научное восприятие Солнца Ломоносов раскрывает в оде «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743), на качественном уровне правильно предсказывая основные свойства солнечной атмосферы, её высокую температуру, турбулентность.

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло, приближившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Пожалуй, столь поэтическое описание солнечных космических лучей – солнечного ветра, как теперь называется корпускулярное излучение Солнца, со времен Ломоносова никто так и не создал!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Заседание ШНОУ

Автор: Топчиева Наталья Викторовна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "План методической работы   школы "
    ["seo_title"] => string(34) "plan-mietodichieskoi-raboty-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "148098"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419580289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства