Тест биремнәрен үтәгәндә, орфографик сүзлекләрдән файдаланырга рөхсәт
ителә. Караламадагы язулар тикшерелми!
Уңышлар телибез!
* * * * *
Тренировочное тестирование
по ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся, изучающих татарский язык
в русских группах общеобразовательных организаций
с русским языком обучения
Инструкция по выполнению работы
Время, отведенное на выполнение всей тестовой работы - 2 часа 30 минут
(150 минут).
Тестовая работа по татарскому языку состоит из четырех разделов, включающих 38 заданий. Раздел 1 (задания по аудированию) включает 8 заданий
на понимание аутентичных текстов (задания 1-8). Раздел 2 (задания по чтению)
включает в себя 9 заданий (задания 9-17). Раздел 3 (задания по лексике и грамматике) состоит из 15 заданий (задания 18-32). Раздел 4 (задания по письму)
состоит из двух частей. В заданиях 33-37 необходимо написать реплики в соответствии с заданной речевой ситуацией. В задании 38 предлагается написать
личное письмо.
Во время выполнения теста разрешается пользоваться орфографическим словарем. Записи в заданиях и черновиках не проверяются!
Желаем успеха!
1 нче бүлек
Ответом к заданиям 1 и 2 является последовательность цифр, запишите её в бланке ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. При переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
Вы услышите четыре коротких диалога, обозначенных А, Ә, Б и В. Определите, где происходит каждый из этих диалогов. Используйте каждое место действия из списка 1-5 только один раз. В задании есть одно лишнее место действия. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.
1. Кибеттә
2. Китапханәдә
3. Тукталышта
4. Урамда
5. Кинотеатрда
Диалог
А
Ә
Б
В
Место действия
2. Вы услышите пять высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего А – Г и утверждениями, данными и списке 1 – 6. Используйте каждое утверждение из списка 1 – 6 только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.
1. Сөйләүче тәрбия турында әйтә.
2. Сөйләүче дусты турында әйтә.
3. Сөйләүче музейга бару турында әйтә.
4. Сөйләүче җыр дәресе турында әйтә.
5. Сөйләүче дәресләр тәртибе турында әйтә.
6 . Сөйләүче йорт хайваннары турында әйтә.
Говорящий
А
Ә
Б
В
Г
Утверждение
Вы услышите разговор двух друзей. В заданиях 3–8 обведите цифру1, 2 или 3, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды.
3. Сәлим.....белән кызыксына.
1) төгәл фәннәр
2) тарих
3) инглиз теле
4.Сәлим .... ярата.
1) аралашырга
2) сәяхәт итәргә
3) тәҗрибә ясарга
5. Алсу ... тел өйрәнә.
1) ике
2) өч
3) дүрт
6. Алсуның дуслары быел ... килгәннәр.
1) Төркиягә
2) Татарстанга
3) Англиягә
7. Алсу дусларына ... яза.
1) мәкалә
2) хат
3) сочинение
8. Самат .... өйрәнергә тели.
1) кытайча
2) инглизчә
3) төрекчә
2 нче бүлек
Прочитайте текст. Определите, какие из приведённых утверждений 9-16 соответствуют содержанию текста (1-текстка туры килә), какие не соответствуют (2- текстка туры килми).
17. Прочитайте тексты и установите соответствие между текстами А - Е и заголовками 1-8. Запишите свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз. В задании есть один лишний заголовок
Получившуюся последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. При переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
1. Малайларның күлгә баруы.
2. Күлгә тиз барып җитү.
3. Иртәнге аш.
4. Күлнең тарихы.
5. Алар - бертуганнар.
6. Балык тота башлау.
7. Һава торышыныц үзгәрүе.
8. Иртән юлга чыгу.
А. Урман аланында бер күл бар. Ул бик сәер. Кайчандыр аның урынында күп куаклар үскән. Ләкин бу күлдән күпләр курка. Авылның иң батыр кешеләре дә анда кура җиләге, балан җыярга бармый. Яз көне ул су белән тула. Кышын кар күп ява, шуңа күрә күлдә җәй буе су була. Күл өстендә кошлар да очмый, кыр үрдәкләре дә, балык та йөзми.
Камил, абыйсы үлчәгән вакытта, кармагын суга салды. Малайлар балык тотарга кереште. Зур балык тотасылары килде (Р. Шәриповадан).
Текстлар
А
Ә
Б
В
Г
Д
Е
Исемнәр
3 нче бүлек
Ответы на задания 18 - 32 запишите в бланке ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
Прочитайте текст. Преобразуйте слова, написанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 18-25 так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 18-25.
Прочитайте текст. Преобразуйте слова, написанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26 – 32 так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 26 – 32.
26.
Татар ____________ матбугаты тарихы XIX гасыр ахырыннан башлана.
ВАКЫТ
27.
Иң беренче булып, “Тәрҗеман” ________________ газета чыга.
ИСЕМ
28.
Ул Бакчасарайда чыкса да, анда бөтен төрки дөньядагы ____турында язалар.
ЯҢА
29.
_____________ беренче газета 1905 нче елда басыла.
ТАТАР
30.
Ул Петербургта чыга һәм “Hyp” дип атала. Шуннан ________, Россиянең шәһәрләрендә бик күп газеталар барлыкка килә.
БАШ
31.
Аларның барлыкка килүендә татар зыялыларының ______________ зур.
ТЫРЫШ
32.
Хэзерге вакытта да татар телендә ____________ газета һәм журналлар чыга.
ТӨР
По окончании выполнения заданий 18 -3 2 не забудьте перенести свои ответы в бланк ответов № 1.
4нче бүлек
Для ответа на задания 33-38 используйте бланк ответов № 2. При выполнении заданий 33 - 38 обратите внимание на то, что ваши ответы будут оцениваться только по записям, сделанным на бланке № 2. Записи в черновиках при проверке экспертом не учитываются.
В заданиях 33-37 необходимо написать реплики в соответствии заданной речевой ситауацией.
33. Скажите старшей сестре, что завтра вы придете домой в десять часов.
34. Спросите у старшего брата, кто его любимый певец.
35. Поинтересуйтесь у учителя, можно ли пораньше уйти с урока.
36. Уточните у друга (подруги), был(а) ли он (она) во время зимних каникул в кино
37. Подтвердите, что вы любите читать книги о Гарри Поттере.
38. Сез татар дустыгыздан хат алдыгыз. Шушы сораулар җавап биреп, аңа хат языгыз. Язма эшегез 80 сүздән торырга тиеш.
...Ял көннәрендә мин бию белән шөгылъләнәм. Ике ел инде “Айгөл” бию түгәрәгенә йөрим. Анда миңа бик ошый. Без төрле конкурсларда, концертларда да катнашабыз.