kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология дифференцированного обучения в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках казахского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология дифференцированного обучения в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках казахского языка.

     Одним из основных требований к педагогическому процессу является соблюдение правил принципа индивидуализации и дифференциации обучения. Можно ли добиться оптимального общего развития каждого учащегося, если вся организация урока рассчитана только на группу?  Разве можно формировать способности учащегося, если не влиять именно на него, не управлять процессом именно его учения? Нет, нельзя, поэтому необходимы учебные задания, рассчитанные на конкретного студента, особенно слабоуспевающего или группу учащихся. Отсюда и требования – стремиться к возможно более правильному определению степени трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных особенностей учащегося, учитывать психологические особенности учащихся – условие работы каждого из них в доступном ему темпе, условие управляемости учебного процесса.

        Например,  может ли учащийся усвоить понятие «Сын есімні? шырайлары» («Степени сравнения прилагательных»), если он не знает что такое сын есім (имя прилагательное).  Нет, не может, а если и может, то с затратой неоправданно больших усилий. И поэтому, чтобы слабоуспевающий учащийся освоил хотя бы часть этой темы надо подготовить индивидуальные задания, не вызывающие затруднение, были посильны для решения путем индивидуальных особенностей.

    Создание условий для развития каждого подрастающего члена нашего общества, в том числе и тех, кто в том или ином отношении отстаёт от своих сверстников, - одна из самых актуальных и очень не легких задач, при решении которых тесно переплетаются социологический, психологический, педагогический и другие аспекты анализа.

      Нередко продвижение вперед слабоуспевающих учащихся значительно превышало степень продвижения других, что указывает на то, что они нуждаются в более детальном руководстве их деятельностью, чем обычно обеспечивается в педагогическом процессе. В этом смысле слабоуспевающие учащиеся более зависимы от методов преподавания- хорошо успевающие нередко успешно учаться и развиваются вопреки этим методам или при очень различном их качестве, заимствуя из обучения больше, чем учитель сознательно дает. Продвижение вперед слабоуспевающих учащихся может быть достигнуто только за счет специальной методики преподавателя – «индивидуальных требований».

     Часто наблюдалось, что слабоуспевающие учащиеся в незначительной мере осознают свою собственную умственную деятельность, плохо владеют её рациональными способами и методами, и недостаточно подготовлены к  адъекватному их применению в различных ситуациях, менее самостоятельно, чем их хорошо успевающие сверстники, организуют свою деятельность и контролируют себя. Они больше зависят от обстоятельств, от случайностей. Ясно, что всё это более или менее часто приводит к неудачам, к неумению справляться с требованиями и ситуациями, что в свою очередь, ведет не просто слабому владению знаниями, умениями, но и к изменению эмоционального и рационального отношения к разного роду требования, ситуация и к самому себе, к снижению уверенности своих силах или к «бегству» в другие области и формы деятельности, где им сопутсвует большой успех.

       Недостатки в учебной деятельности, вызванные уже сравнительно долго действующими факторами, приводят здесь к таким проблемам и трудностям, которые часто кажутся не преодолимыми не только учителя и родителям, но и самим студентами. Педагогическая задача состоит, конечно, в том, чтобы не допустить такого положения, а значительно раньше реагировать уже на первые симптомы отставания  учащихся   (таких, как умственная пассивность, и несформированность познавательных интересов).

     Если нужно изменить негативное отношение к учению слабоуспевающих учащихся, то имеет смысл использовать совместную деятельность слабоуспевающих учащихся в малых группах внутри коллектива группы – этот эффект для повышения  у них уверенности в себе, в своих силах, способностях, т.к. улучшения отношения к учению у слабоуспевающих студентов должно соединиться с повышением успехов в обучении.

      Подготавливая и планируя уроки обязательно соблюдать следующие условия для индивидуальной работы и работы с малой группой, слабоуспевающими студентами:

  • подобрать упражнение – устное и письменное;
  • подобрать игровой материал
  • подготовить детальные рабочие указания (в случаи необходимости и письменные), которыми будут пользоваться слабооуспевающие учащиеся по своему усмотрению;
  • отобрать обязательный материал,  предвидя трудности, которые могут встретиться у учащихся;
  • наметить, что будет делать учащийся;
  • продумать, как включить в работу учеников  с первой минуты урока, предлагаются упражнения, которые все могут легко решить;
  • подобрать индивидуальные карточки, перфокарты, тесты;
  • предвидеть трудности, которые встречаются у учащихся на момент выполнения заданий;
  • определить объем домашнего задания, индивидуализация домашнего задания;
  • предусмотреть формы учета заданий,  лучше систематически оценивать их работу, и если допустимо, то положительно – это поощряет, стимулирует деятельность учащегося, успех окрыляет его, дает уверенность  в своих силах;
  • подобрать посильные задания по лексическому материалу, поскольку не все учащиеся одинаково воспринимают основную проблему, учитель вынужден переформировать её, разделить на последовательный ряд проблем и дифференцировать задания, чтобы и слабоуспевающий учащийся мог самостоятельно осуществить поиск.

Из опыта своей работы хочу предложить следующие виды работы, успешно проведенные со слабоуспевающими учащимися 1-го курса в момент прохождения темы  «Отбасы» («Семья»).

  1. розданы переводные карточки – кассы (с их помощью ученик легко переводит текст). Ученику  раздается карточка, на которой написан текст (об отце и матери). На каждой строке текста проделаны карманчики  (прозрачные кассы). Учащийся должен каждое слово на листе закрыть разрезными словами, т.е. найти перевод с русского на казахский язык.

Например:

 

Мой

отец

врач.

 

Закрыть словами:

 







 

Мені?

?кем –

д?рігер.

 

 

Эффективность работы такова: учащиеся на 70-80% выполнили работу и закрепили ранее изученные слова.

  1. розданы карточки для частичного перевода.

  Образец карточки:

 

 


 

Задание: Переведите слова в скобках

1. (Отец), ерте? кино?а барамыз ба?

  1. (Сестра), ?ашан келді?із?
  2. (Брат), ?алы?ыз ?алай?
  3. Мен ерте? келермін, (бабушка).
  4. (Дедушка), ?ой ба?ып ж?р.

 

 

 

 

 

 

  1. была проведена игра – путешествие. В игре участвовали учащиеся  одного уровня, заранее распределены по группам. Слабоуспевающим учащимся предложила задание типа  «ты – мне, я- тебе». Учащиеся должны предложить друг другу для перевода слова родственных отношений.

Например, один учащийся второму говорит слово «А?а», если второй учащийся даст точный перевод слова «Старший брат», то он движет свою фишку вперед. Цель игры: первым «доплыть»  до Большой земли (а этого добьется тот, кто переведет больше слов). Ученика, достигшего первым финиш можно оценить на «хорошо», а тех, кто одолел «берегов» хотя бы одного «острова» можно оценить удовлетворительно.

 Для игры - путешествие необходима карта нескольких островов, на которой изображен путь передвижения, фишки (для каждого разного цвета).

Эффективность работы высока, т.к. учащиеся вовлечены в игру, и с удовольствием дают переводы слов, стараясь обыграть соперника.

  1. на уроке была использована индивидуальная универсальная карточка, в которой предлагаю ученику 6 вида работы (работа по картинке):
  1. перевести на русский язык
  2. ответить на вопросы
  3. вместо точек вставить прилагательное
  4. заполнить кроссворд
  5. отгадать ребус
  6. вместо точек вставить глагол

Каждая из видов работы  - это определенные баллы, которые зарабатывает учащийся, решив каждое из заданий. Ученик, набравший  40-70 баллов,  получает оценку «3», 70-85 баллов -  оценку «4», 85-100 «5». Этот вид работы дает ученику возможность выбрать любое задание и заработать оценку, которую он получил за выполненное задание.

     Учитель должен систематически возбуждать интерес к учебному материалу, теме,  формировать познавательные потребности, повышать эмоциональность примеров преподавания. Слабоуспевающим учащимся нужно постоянно разъяснять смысл их деятельности. Чтобы выбрать у этих учащихся необходимое понимание учебной деятельности, недостаточно только дать им учебное задание, но каждый раз надо при этом обращать их внимание на значение содержание задания. Следует напомнить, что часто только одно -  единственное слово похвалы и порицания, один жест, мимически выраженное чувство или же отсутствие ожидавшейся учеником реакции учителя обусловливают внезапное изменение в области отношения к учению. Сила слова, которое при спонтанном применении часто имеет негативное воздействие, может при сознательном применении и тем более в соединении с успешной деятельностью иметь позитивное воздействие на учащегося.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология дифференцированного обучения в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках казахского языка.»

Баймуханова Г.У.


Технология дифференцированного обучения в работе
 со слабоуспевающими учащимися на уроках казахского языка.



Одним из основных требований к педагогическому процессу является соблюдение правил принципа индивидуализации и дифференциации обучения. Можно ли добиться оптимального общего развития каждого учащегося, если вся организация урока рассчитана только на группу? Разве можно формировать способности учащегося, если не влиять именно на него, не управлять процессом именно его учения? Нет, нельзя, поэтому необходимы учебные задания, рассчитанные на конкретного студента, особенно слабоуспевающего или группу учащихся. Отсюда и требования – стремиться к возможно более правильному определению степени трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных особенностей учащегося, учитывать психологические особенности учащихся – условие работы каждого из них в доступном ему темпе, условие управляемости учебного процесса.

Например, может ли учащийся усвоить понятие «Сын есімнің шырайлары» («Степени сравнения прилагательных»), если он не знает что такое сын есім (имя прилагательное). Нет, не может, а если и может, то с затратой неоправданно больших усилий. И поэтому, чтобы слабоуспевающий учащийся освоил хотя бы часть этой темы надо подготовить индивидуальные задания, не вызывающие затруднение, были посильны для решения путем индивидуальных особенностей.

Создание условий для развития каждого подрастающего члена нашего общества, в том числе и тех, кто в том или ином отношении отстаёт от своих сверстников, - одна из самых актуальных и очень не легких задач, при решении которых тесно переплетаются социологический, психологический, педагогический и другие аспекты анализа.

Нередко продвижение вперед слабоуспевающих учащихся значительно превышало степень продвижения других, что указывает на то, что они нуждаются в более детальном руководстве их деятельностью, чем обычно обеспечивается в педагогическом процессе. В этом смысле слабоуспевающие учащиеся более зависимы от методов преподавания- хорошо успевающие нередко успешно учаться и развиваются вопреки этим методам или при очень различном их качестве, заимствуя из обучения больше, чем учитель сознательно дает. Продвижение вперед слабоуспевающих учащихся может быть достигнуто только за счет специальной методики преподавателя – «индивидуальных требований».

Часто наблюдалось, что слабоуспевающие учащиеся в незначительной мере осознают свою собственную умственную деятельность, плохо владеют её рациональными способами и методами , и недостаточно подготовлены к адъекватному их применению в различных ситуациях, менее самостоятельно, чем их хорошо успевающие сверстники, организуют свою деятельность и контролируют себя. Они больше зависят от обстоятельств, от случайностей. Ясно, что всё это более или менее часто приводит к неудачам, к неумению справляться с требованиями и ситуациями, что в свою очередь, ведет не просто слабому владению знаниями, умениями, но и к изменению эмоционального и рационального отношения к разного роду требования, ситуация и к самому себе, к снижению уверенности своих силах или к «бегству» в другие области и формы деятельности, где им сопутсвует большой успех.

Недостатки в учебной деятельности, вызванные уже сравнительно долго действующими факторами, приводят здесь к таким проблемам и трудностям, которые часто кажутся не преодолимыми не только учителя и родителям, но и самим студентами. Педагогическая задача состоит, конечно, в том, чтобы не допустить такого положения, а значительно раньше реагировать уже на первые симптомы отставания учащихся (таких, как умственная пассивность, и несформированность познавательных интересов).

Если нужно изменить негативное отношение к учению слабоуспевающих учащихся, то имеет смысл использовать совместную деятельность слабоуспевающих учащихся в малых группах внутри коллектива группы – этот эффект для повышения у них уверенности в себе, в своих силах, способностях, т.к. улучшения отношения к учению у слабоуспевающих студентов должно соединиться с повышением успехов в обучении.

Подготавливая и планируя уроки обязательно соблюдать следующие условия для индивидуальной работы и работы с малой группой, слабоуспевающими студентами:

  • подобрать упражнение – устное и письменное;

  • подобрать игровой материал

  • подготовить детальные рабочие указания (в случаи необходимости и письменные), которыми будут пользоваться слабооуспевающие учащиеся по своему усмотрению;

  • отобрать обязательный материал, предвидя трудности, которые могут встретиться у учащихся;

  • наметить, что будет делать учащийся;

  • продумать, как включить в работу учеников с первой минуты урока, предлагаются упражнения, которые все могут легко решить;

  • подобрать индивидуальные карточки, перфокарты, тесты;

  • предвидеть трудности, которые встречаются у учащихся на момент выполнения заданий;

  • определить объем домашнего задания, индивидуализация домашнего задания;

  • предусмотреть формы учета заданий, лучше систематически оценивать их работу, и если допустимо, то положительно – это поощряет, стимулирует деятельность учащегося, успех окрыляет его, дает уверенность в своих силах;

  • подобрать посильные задания по лексическому материалу, поскольку не все учащиеся одинаково воспринимают основную проблему, учитель вынужден переформировать её, разделить на последовательный ряд проблем и дифференцировать задания, чтобы и слабоуспевающий учащийся мог самостоятельно осуществить поиск.

Из опыта своей работы хочу предложить следующие виды работы, успешно проведенные со слабоуспевающими учащимися 1-го курса в момент прохождения темы «Отбасы» («Семья»).

  1. розданы переводные карточки – кассы (с их помощью ученик легко переводит текст). Ученику раздается карточка, на которой написан текст (об отце и матери). На каждой строке текста проделаны карманчики (прозрачные кассы). Учащийся должен каждое слово на листе закрыть разрезными словами, т.е. найти перевод с русского на казахский язык.

Например:



Мой

отец

врач.



Закрыть словами:

Менің

әкем –

дәрігер.





Эффективность работы такова: учащиеся на 70-80% выполнили работу и закрепили ранее изученные слова.

  1. розданы карточки для частичного перевода.

Образец карточки:



Задание: Переведите слова в скобках

1. (Отец), ертең киноға барамыз ба?

  1. (Сестра), қашан келдіңіз?

  2. (Брат), қалыңыз қалай?

  3. Мен ертең келермін, (бабушка).

  4. (Дедушка), қой бағып жүр.

















  1. была проведена игра – путешествие. В игре участвовали учащиеся одного уровня, заранее распределены по группам. Слабоуспевающим учащимся предложила задание типа «ты – мне, я- тебе». Учащиеся должны предложить друг другу для перевода слова родственных отношений.

Например, один учащийся второму говорит слово «Аға», если второй учащийся даст точный перевод слова «Старший брат», то он движет свою фишку вперед. Цель игры: первым «доплыть» до Большой земли (а этого добьется тот, кто переведет больше слов). Ученика, достигшего первым финиш можно оценить на «хорошо», а тех, кто одолел «берегов» хотя бы одного «острова» можно оценить удовлетворительно.

Для игры - путешествие необходима карта нескольких островов, на которой изображен путь передвижения, фишки (для каждого разного цвета).

Эффективность работы высока, т.к. учащиеся вовлечены в игру, и с удовольствием дают переводы слов, стараясь обыграть соперника.

  1. на уроке была использована индивидуальная универсальная карточка, в которой предлагаю ученику 6 вида работы (работа по картинке):

  1. перевести на русский язык

  2. ответить на вопросы

  3. вместо точек вставить прилагательное

  4. заполнить кроссворд

  5. отгадать ребус

  6. вместо точек вставить глагол

Каждая из видов работы - это определенные баллы, которые зарабатывает учащийся, решив каждое из заданий. Ученик, набравший 40-70 баллов, получает оценку «3», 70-85 баллов - оценку «4», 85-100 «5». Этот вид работы дает ученику возможность выбрать любое задание и заработать оценку, которую он получил за выполненное задание.

Учитель должен систематически возбуждать интерес к учебному материалу, теме, формировать познавательные потребности, повышать эмоциональность примеров преподавания. Слабоуспевающим учащимся нужно постоянно разъяснять смысл их деятельности. Чтобы выбрать у этих учащихся необходимое понимание учебной деятельности, недостаточно только дать им учебное задание, но каждый раз надо при этом обращать их внимание на значение содержание задания. Следует напомнить, что часто только одно - единственное слово похвалы и порицания, один жест, мимически выраженное чувство или же отсутствие ожидавшейся учеником реакции учителя обусловливают внезапное изменение в области отношения к учению. Сила слова, которое при спонтанном применении часто имеет негативное воздействие, может при сознательном применении и тем более в соединении с успешной деятельностью иметь позитивное воздействие на учащегося.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Баймуханова Гульшат Уразаевна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 308936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства