kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Значение музыки в оформлении детского спектакля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы педагога над музыкальным оформлением спектаклей

Просмотр содержимого документа
«Значение музыки в оформлении детского спектакля»

МБУДО «Дом детского творчества»



Окружной смотр-конкурс педагогических достижений

в системе дополнительного образования детей

«К новым горизонтам»




Номинация:

«Информационно-методическое сопровождение образовательной деятельности»









Значение музыки в оформлении детского спектакля











Автор-составитель:

Воробьёва Татьяна Алексеевна,

педагог дополнительного образования




















Бийск, 2018

И театр, и музыку объединяет эмоциональная власть над человеком. Под влиянием и того и другого вида искусства зритель может пережить разные эмоциональные состояния. В своей творческой деятельности я наглядно убедилась, что если умело соединить эти два могучих средства, театр и музыку, то можно достигнуть потрясающих результатов. Музыка в спектакле, в котором играют дети, великий помощник и для детей-актеров, и для детей-зрителей и для педагогов-постановщиков.

Музыкальное оформление детского спектакля имеет колоссальное значение: во-первых, в нем содержится необходимая поддержка детям-актерам, ведь они еще не имеют профессионального мастерства; во-вторых, через него у детей- зрителей, формируется правильное восприятие происходящих событий (нужно учитывать, что детский зритель-особенный зритель), в-третьих, для режиссеров музыкальное оформление – это мощный инструмент эстетического воспитания.

Исходя из этого, к поиску музыкальных композиций я отношусь очень серьезно и ответственно. И сейчас я готова поделиться, как и где можно использовать музыку в спектакле.

Режиссер, четко определившись в выявлении сверхзадачи спектакля, может использовать музыкальное произведение для раскрытия идейного замысла. Например, если сверхзадачей спектакля стало воспевание подвига главного героя, то время от времени может звучать жизнеутверждающая, вдохновляющая на подвиг мелодия.

Музыка поможет постановщику передать историческую эпоху, в которой будут жить действующие лица. Например, по звучащей мелодии Великой Отечественной войны, зритель сразу поймет, что события происходят в 40-е годы, и он легче и быстрее погрузиться в содержание спектакля. Античная музыка настроит зрителей на восприятия античной эпохи и т.д.

Сама по себе музыка не должна быть случайной, каждый музыкальный кусочек должен подчиняться определенной задаче. Есть музыка, которая звучит для создания атмосферы. Если события происходят накануне дня рождения и режиссер хочет передать радость и бодрое настроение героя, то зритель должен услышать жизнеутверждающую мелодию или песню. Музыкой может передать атмосферу вдохновения, мира грез, передать щемящую тоску, лиричность, тревогу и т.д. В созданной музыкой атмосфере детям-актерам легче играть, а детям- зрителям легче понять происходящее.

С помощью музыки можно акцентировать внимание к отдельным, наиболее значимым местам, акцентировать настроение, напряженность действия или, наоборот, подчеркивать перемену в характере взаимоотношений героев. Например, сцена из спектакля «Цветок Розалинды». Принцесса Розалинда слышит сообщение, что ее возлюбленный принц Флорентин жениться. Звучит грустная музыка, которая помогает выразить молодой актрисе и понять зрителям, как тяжело и больно восприняла она эту весть. Когда мне нужно усилить внимание зрителей на определенном тексте, я использую соответствующее фоновое звучание музыки. На слова злодейки Гнусихи: «Мы обрызгаем детей дурман – травой и они вечно будут служить нам» звучала тревожная мелодия. На появления принца Флорентина просто не возможно было обойтись без музыки. Ведь с его появлением вселяется надежда на возмездие и справедливость. В этот момент очень хотелось, чтобы юные зрители после столь мрачных событий, злодеяний графини Анаит, распрямились, воспряли. Вот где в очередной раз ощущаешь огромную значимость музыкального оформления. Точность подбора музыки подтвердила бурная реакция детей в зале.

Очень важно, чтобы спектакль выдерживал и сохранял свой темпо-ритм. Чтобы юные актеры не сбились на слишком медленный или слишком быстрый темпо-ритм, я время от времени, ввожу мелодию. Особенно это касается веселых представлений.

Каждое действующее лицо наделено своей отличительной особенностью, непохожестью, поэтому и музыка для каждого персонажей должна быть разной. Для каждого героя подбирается отдельная, своя мелодия, своя тема звучания, четко передающая его характер. Положительные герои- мелодия светлая, добрая, отрицательные - зловещая, тревожная, эксцентричная. Подбирая музыку, необходимо учитывать индивидуальные возможности детей-актеров. Для одного актера я нахожу несколько мелодий. Проигрывая каждую, мы примеряем на какую из них маленькому актеру удобнее существовать на сцене. Самое главное, чтобы музыка не мешала исполнителю, полностью принималась им и ярче раскрывала его возможности. Никакого навязывания, решающее слово за актером. Удачно найденное музыкально-пластическое решение обогащает образ персонажа, делает спектакль ярче, интересней, поэтому актеры должны уметь правильно двигаться в характере музыкального произведения.

Как правило, неопытным актерам трудно создать правильное эмоциональное состояние, особенно, когда нужно передать страдание, страх, тревогу, поэтому здесь я тоже использую музыкальные произведения. В сказке «Почемучка и ее друзья», когда ёжик Колючка горько плачет от того, что из-за его колючек с ним не хотят дружить, обзывают и его нельзя погладить, как гладят других малышей, звучит грустная, щемящая душу мелодия. Зайчонок Рыжик разговаривая с Лисой, испытывает жуткий страх и поэтому здесь звучала тревожная мелодия. Эмоциональное состояние персонажей бывает разное: возбужденное, лиричное, шутливое, мечтательное, испуганное и все эти состояния поможет передать удачно подобранные музыкальные треки.

Доверясь музыке и яркому пластическому исполнению в нашем театре «Озарение» прошло несколько представлений без использования текста. Гармоническое слияние музыки и пластики привели к восторженному приему зрителей. Сказка «Маска дракона» была поставлена и сыграна из 11 музыкальных отрывков, 28 персонажей действовали без слов, под музыку и только иногда шел короткий текст ведущего. Оригинальная и необычная мелодия помогла ребятам – актерам действовать ярко, увлеченно, выразительно, в своем индивидуальном характере. Их азарт и вдохновенное исполнение передалось зрителям, которые с огромным удовольствием и интересом следили за событиями сказки и получали эстетическое наслаждение. Эстетическое наслаждение –это благоприятные чувства и эмоции, которые появляются у детей актеров в процессе создания спектакля и игры на зрителя. Ни один наш спектакль не проходит без музыкального сопровождения, в каждом из них проходит по множеству музыкальных треков, а в одном спектакле, продолжительностью в 1,5 часа, мы использовали около 60 треков.

Приобщение актеров и зрителей к музыке, развивает музыкальный вкус, формирует активное творческое отношение к ней, а самое главное через музыкальное искусство происходит эстетическое воспитание. У режиссера появляется возможность развивать у детей эстетическое восприятие, способности воспринимать прекрасное в окружающей природе, в искусстве.

Через каждый спектакль мы несем зрителям Мудрость, Красоту и Добро. Через каждый спектакль, через каждое музыкальное оформление идет процесс развития способности оценивать прекрасное, а значит, воспитание эстетического вкуса.

Огромным эмоциональным всплеском явилась работа над кукольным спектаклем «Грустная сказка леса» на экологическую тему. Здесь особенно ярко проявился процесс воспитания эстетического отношения к действительности, что включает активные действия человека по охране и защите прекрасного. Эта задача является не только проблемой эстетического воспитания, но и нравственного. В основу легли истории о том, как обыкновенные люди, не считаясь с законами Природы, разрушают счастливый мир обитателей леса, невольно ведя их к гибели. Ни одно представление не обходилось без слез. Плакали и актеры за ширмой, плакали и зрители (дети и взрослые). «Учить чувствовать – это самое трудное что есть в воспитании»,- отметил В.А. Сухомлинский. Что же помогло нам вызвать у зрителей слезы сопереживания? Я считаю, что одним из факторов явилась классическая музыка, использованная в этом спектакле. Музыкальные шедевры Моцарта, Вивальди, Баха совершили чудодейственное воздействие и на актеров, и на зрителей, они испытали высшие духовные переживания.

Для формирования эстетического восприятия не мало важным является отлаженность технической работы. Конечно же, нужно учитывать и качество записи, ведь «грязное» звучание не создает органичность и эстетическое наслаждение. Музыкальные произведения должны вовремя подаваться, плавно входить и заканчиваться, не заглушая текст актеров.

Важное значение имеет расположение аппаратуры. Колонки можно расположить за задником или по бокам сценической площадки. Если актеру приходиться петь, то колонки предпочтительней установить за задником, чтобы лучше слышать музыкальное сопровождение и себя. Если же колонок нет, а есть только магнитофон, то расположение позади актеров-единственный вариант. Нельзя располагать магнитофон сбоку, что исказит звуковое восприятие как актеров, так и зрителей.

Звукооператора лучше поместить в конце зрительного зала для того, чтобы он мог слышать то, что происходит на сцене так, как это слышит зритель. Если условия не позволяют этого сделать, то он может расположиться сбоку от площадки или за ней.

Важно помнить, чтобы развивать у детей-актеров и у детей-зрителей эстетический вкус, умение видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве, нужно использовать самые лучшие, образцовые музыкальные композиции. Выразительные возможности музыки неисчерпаемы, музыка с ее ритмом и мелодией способна самым прямым путем влиять на чувства зрителя и непосредственно вызывать и закреплять на сцене необходимое актеру самочувствие. Органично соединившись в единое целое: талант режиссера, талант актеров и умелое использование музыкального оформления совершат магическое чудо - растревожат души, поднимут до возвышенного воображения, взбудоражат мышления и задержится надолго в памяти у сидящих в зале детей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Значение музыки в оформлении детского спектакля

Автор: Воробьёва Татьяна Алексеевна

Дата: 28.09.2018

Номер свидетельства: 479096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рекомендации для воспитателей: «Воспитатель и музыка». "
    ["seo_title"] => string(56) "riekomiendatsii-dlia-vospitatieliei-vospitatiel-i-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "220025"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434469526"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства "
    ["seo_title"] => string(82) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-sriedstvami-tieatral-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "197704"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428299671"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проект "Кукольный театр" "
    ["seo_title"] => string(24) "proiekt-kukol-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "107885"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403493227"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Программа студии "Театр Буратино" "
    ["seo_title"] => string(33) "proghramma-studii-tieatr-buratino"
    ["file_id"] => string(6) "221053"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435028915"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Проспект программы курса внеурочной деятельности.Литературно-драматический кружок "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(106) "prospiekt-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-litieraturno-dramatichieskii-kruzhok-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "184242"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426009664"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства