kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимосвязь творческих способностей с результатами проектной деятельности (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование - интересный и сложный процесс, похожий на творчество. Что их роднит? Какие компоненты твоческих способностей влияют на эффективность исследования? Это и является предметом данной статьи. Автор, опираясь на многолетний опыт работы, показывает связь развития творческих способностей студентов с результатами проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь творческих способностей с результатами проектной деятельности (из опыта работы)»

Взаимосвязь творческих способностей студентов с результатами

проектной деятельности


Исследование - очень интересный и сложный процесс. Люди, которые занимаются изучением неизведанного, получают набор позитивных эмоций от собственных открытий. Процесс исследования во многом схож с процессом творчества.

«Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». Эти слова принадлежат выдающемуся французскому математику, механику, физику , литературу и философу 17 века Б. Паскалю. Они как нельзя лучше отражают сущность той исследовательской работы, которой я занимаюсь со студентами уже не первый год. Какие компоненты творческих способностей влияют на эффективность исследования? Это и является предметом исследования данной статьи.

Информационное общество предъявляет новые требования к студентам техникума. Будущий специалист должен быть креативной личностью, владеть информационной грамотностью, оперативно решать возникающие проблемы. Одним из методов совершенствования личности является метод проектов. Он обуславливает необходимость создания психологических условий для развития творческой личности каждого, формирование студента как активного субъекта образовательной деятельности.

Необходимость развития исследовательских способностей обучающихся рассматривалась многими известными педагогами

прошлого. Актуальность процесса исследования неоднократно отмечали в своих работах Я.А.Каменский, Ж – Ж. Руссо, И.Г.Пестолоцци,

ученые- педагоги И.Я.Лернер, М.А.Данилов, Б.П. Есипова.

Изучением творческих способностей занималось большое количество ученых, были созданы различные теории. Например, теории психологии творчества (А.В.Брушлинский, Я.А. Пономарев), гуманистической психологии ( К.Роджерс, А.Маслоу), положения о креативности учащихся (Дж.Гилфорд, Е.П.Торренс, Е.Е.Туник и др.

Большое разнообразие теорий изучения творческих и исследовательских способностей влекут многообразные определения. Мне близко определение Т.Любарта: Креативность – это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится.

Одной из основных целей исследовательской работы студента техникума является развитие творческой личности, а не получение нового результата ( в отличии от научно-исследовательской работы в ВУЗе).



Для организации исследовательской работы с обучающимися в профессиональной образовательной организации требуется грамотный научно-обоснованный подход преподавателя - руководителя этой деятельности для решения комплексных задач: учебно-методических, информационных и психолого- педагогических. И преподавателю , и студенту, занимающимся этой деятельностью, требуется овладеть определенным уровнем научно-методической подготовки и умением овладеть технологией исследовательской деятельности.

Исходя из своего многолетнего опыта, мне, как руководителю исследовательской работы , необходимо четко знать. Во-первых, что дает эта деятельность студенту. Во-вторых, как меняется роль преподавателя и студента в образовательном процессе. В-третьих, какие изменения в знаниях и умениях могут быть получены студентами в результате выполнения исследования и как оценивается успешность работы студента в этой деятельности.

Важное звено в руководстве этой деятельностью - преподаватель, руководитель клуба или преподаватель в образовательном процессе. Из носителя знаний он превращается в организатора исследования, консультанта и коллегу по решению проблемы, поиску необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над исследованием позволяет превратить образовательный процесс - в творчество. При этом, исходя из своего опыта, могу сказать, что без самообразования, без склонности к исследованию, к умению диагностировать способности студентов в определенной области, прогнозировать собственную деятельность и деятельность студентов, невозможно качественно заниматься руководством исследовательской работы. Кроме того, важно налаживать деловые формы общения со студентами, чтобы они захотели заниматься этой работой.

Темы исследовательских работ подбираются в соответствии с личными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Важно помнить, что задачи исследовательской работы должны соответствовать возрасту и лежать зоне ближайшего развития студентов. Необходимо сделать так, чтобы обеспечить заинтересованность студентов в работе над исследованием, которая дает стимул для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов , характерных для любого исследования:

- постановку проблемы;

- изучение теории, посвященной данной проблематике;

- подбор методик исследования и практическое овладение ими;

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

- собственные выводы.

Можно выделить следующие виды работ студентов разных периодов обучения, занимающихся у меня исследовательской работой.

Проблемно-реферативные работы. Они написаны на основе нескольких правовых источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого выведение собственной трактовки поставленной проблемы. ( «Ювинальная юстиция: нужна ли она в России?», « Нужно ли служить в армии, чтобы называть себя патриотом своей Родины?», « Как изменить отношение к молодежным программам и передачам на телевидении?, « Человек прошлого , человек будущего?»

Экспериментальные работы. Они носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей поставленной проблемы с целью изучения ее и высказывания своей точки зрения на определенные политические и социальные события ( « Россия, Северный Кавказ .Чечня.», «Как можно представить любой проект?» , «Профессия для жизни или жизнь в профессии?», «Мой многонациональный техникум», «Российская национальная идея: размышление над проблемой»).

Исследовательские работы. Они имеют собственный экспериментальный материал, на основе которого делают анализ и выводы о характере исследуемого явления ( « Все остается людям ( о жизни одного из тех людей, которые посвятили жизнь другим)», «Как сделать российское общество толерантным?», «Что стоит за словом «одаренность»? «Экология - роскошь, которую мы не можем себе позволить?», «Терроризм - угроза человечеству», « Актуальность проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде».)

Представленные виды тем – это далеко неполный перечень тех работ, которые ежегодно представляют студенты на различные конференции всех уровней. Полученные результаты исследований студенты демонстрируют на публичных презентациях перед своими сверстниками, выходят с ними на классные часы в учебные группы. При оценке успешности в исследовании необходимо помнить, что самой значимой оценкой для каждого является общественное признание.

Главный результат исследовательской работы - раскрытие особенностей студентов, их творческого потенциала, активного качественного преобразования личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности - творческой самореализации в будущей профессии.



Литература


1. Борзенко В.И. Насильно мил не будешь. Проблемы мотивации в учебно-исследовательской деятельности – В.И,, А.С.Обухов// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М. Народное образование, 2001.


2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.:

Питер, 2009.


3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения /А.В. Леонтович // Народное образование, №10, 1999.


4. Лернер И.Я. Проблемное обучение/ И.Я. Лернер – М., Знание, 1974.


5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат - М., Академия, 2000.


6. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф.Зенасни. – М., Когито- Центр, 2009.


7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А.И.Савенков. – М., Ось – 89, 2006.


8. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е.Туник.- М., Чистые пруды, 2006.










Преподаватель высшей квалификационной

категории Кошман Л.С. – ГБ ПОУ «ВПТ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кошман Людмила Сергеевна

Дата: 28.12.2016

Номер свидетельства: 374191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
    ["file_id"] => string(6) "387636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486204418"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "этапы развития познавательного интереса "
    ["seo_title"] => string(44) "etapy-razvitiia-poznavatiel-nogho-intieriesa"
    ["file_id"] => string(6) "208532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430835826"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Выступление к проекту Зимушка - зима "
    ["seo_title"] => string(38) "vystuplieniie-k-proiektu-zimushka-zima"
    ["file_id"] => string(6) "185659"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426227420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства