kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этапы развития познавательного интереса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы развития познавательного интереса в процессе формирования проектно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий

1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами проектно-исследовательской работы с использованием информационно-коммуникативных технологий, обучение основам самостоятельной деятельности.

2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий проектно-исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; использовать информационно-коммуникативные технологии, выполнение заданий творческого характера под руководством учителя.

3-й этап: 9 класс – формирование проектно-исследовательских умений,  умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в проектно -исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности. 

Проектные методы обучения

Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Преимущества проектной деятельности

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

  • ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
  • ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
  • ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
  • ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
  • ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
  • ученик субъект обучения – учитель партнер;
  • ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектно-исследовательская  деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень информационно – коммуникативной компетенции.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектно-исследовательская деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий у школьников?

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
  • умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
  • умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы
  • умение выдвигать гипотезы
  • умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • навыки коллективного планирования
  • умение взаимодействовать с любым партнером
  • навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
  • навыки делового партнерского общения
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие)
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
  • умение вести дискуссию
  • умение отстаивать свою точку зрения
  • умение находить компромисс
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи
  • умение уверенно держать себя во время выступления
  • артистические умения
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предложу такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Проектно-исследовательские методы в обучении

Проектно-исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.

Целью проектно-исследовательского метода является с точки зрения Д.Т. Левитеса развитие следующих умений:

  • актуализировать противоречия;
  • находить и формулировать научную проблему;
  • формулировать цель исследования;
  • устанавливать предмет и объект исследования;
  • выдвигать гипотезу;
  • планировать эксперимент и его проведение;
  • проверять гипотезу;
  • делать выводы;
  • определять сферы и границы применения результатов исследования.

Сущность проектно-исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (практической или теоретической). Деятельность учителя заключается в подборе заданий управлении деятельностью учащихся. Деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.

Возможность применения:

  • Наличие базовых знаний.
  • Знания, приобретаемые на данном уроке находятся в зоне ближайшего развития учащихся.
  • Объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.
  • У учащихся должен быть навык подобной деятельности.
  • Учащиеся должны владеть методами научного познания.

Достоинства метода: развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе).

Недостатки метода: требуется много времени на получение результата.

Следует подчеркнуть важность предварительной подготовки учителя по управлению поисковой деятельностью, так как в условиях развивающегося обучения возможна большая и бесполезная затрата времени, путаница в знаниях, потере интереса к исследуемой проблеме и ослаблению уверенности в своих возможностях.

При изучении биологии проектно- исследовательский  метод может включать следующие моменты:

  • выдвижение учащимися гипотез и предположений;
  • самостоятельное доведение учащимися математических выкладок до получения результата и его физической трактовки;
  • анализ частных случаев полученной закономерности;
  • наблюдение новых физических явлений на опытах и попытки их объяснения;
  • привнесения в лабораторные работы дополнительных заданий проектно-исследовательского характера;
  • приобщение учащихся к проведению экспериментальных и теоретических исследований;
  • проведение аналогий и сравнений;
  • завершение экспериментального исследования в домашних условиях с последующим обсуждением его результатов;
  • составление задач творческого характера;
  • постановку учащимися новых работ для практикума и т.д.

Почему проектно-исследовательский метод с использованием информационно-коммуникативных технологий?

  • Опора на базовые знания по данной теме позволяет осуществлять поисковую деятельность.
  • Сравнительно небольшой объем новых знаний позволяет выделить дополнительное время на творчество.
  • Приобретенные навыки подобной практической деятельности облегчают организацию экспериментального исследования.
  • Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма.
  • Высокий интеллектуальный уровень класса (проектно-исследовательский метод является средством развития творческих способностей и удовлетворения потребности в активном самостоятельном поиске новых знаний, с использованием информационно-коммуникативных технологий).

 

Информационно-коммуникативные технологии

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками:

  • Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
  • Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
  • Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
  • Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
  • Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.

Информационные технологии позволяют:

  • обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  • формировать системное мышление у учащихся;
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников;
  • использовать компьютер с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«этапы развития познавательного интереса »

Автор:

учитель биологии МБОУ СОШ № 1

Михалева Оксана Юрьевна

Этапы развития познавательного интереса в процессе формирования проектно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий



1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами проектно-исследовательской работы с использованием информационно-коммуникативных технологий, обучение основам самостоятельной деятельности.

2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий проектно-исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; использовать информационно-коммуникативные технологии, выполнение заданий творческого характера под руководством учителя.

3-й этап: 9 класс – формирование проектно-исследовательских умений,  умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в проектно -исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности. 

 

Проектные методы обучения

Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Преимущества проектной деятельности

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

  • ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

  • ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

  • ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

  • ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

  • ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

  • ученик субъект обучения – учитель партнер;

  • ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень информационно – коммуникативной компетенции.


Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектно-исследовательская деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий у школьников?

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

  • умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

  • умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы

  • умение выдвигать гипотезы

  • умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • навыки коллективного планирования

  • умение взаимодействовать с любым партнером

  • навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

  • навыки делового партнерского общения

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие)

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия

  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

  • умение вести дискуссию

  • умение отстаивать свою точку зрения

  • умение находить компромисс

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи

  • умение уверенно держать себя во время выступления

  • артистические умения

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предложу такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Проектно-исследовательские методы в обучении

Проектно-исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.

Целью проектно-исследовательского метода является с точки зрения Д.Т. Левитеса развитие следующих умений:

  • актуализировать противоречия;

  • находить и формулировать научную проблему;

  • формулировать цель исследования;

  • устанавливать предмет и объект исследования;

  • выдвигать гипотезу;

  • планировать эксперимент и его проведение;

  • проверять гипотезу;

  • делать выводы;

  • определять сферы и границы применения результатов исследования.

Сущность проектно-исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (практической или теоретической). Деятельность учителя заключается в подборе заданий управлении деятельностью учащихся. Деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.

Возможность применения:

  • Наличие базовых знаний.

  • Знания, приобретаемые на данном уроке находятся в зоне ближайшего развития учащихся.

  • Объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.

  • У учащихся должен быть навык подобной деятельности.

  • Учащиеся должны владеть методами научного познания.

Достоинства метода: развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе).

Недостатки метода: требуется много времени на получение результата.

Следует подчеркнуть важность предварительной подготовки учителя по управлению поисковой деятельностью, так как в условиях развивающегося обучения возможна большая и бесполезная затрата времени, путаница в знаниях, потере интереса к исследуемой проблеме и ослаблению уверенности в своих возможностях.

При изучении биологии проектно- исследовательский метод может включать следующие моменты:

  • выдвижение учащимися гипотез и предположений;

  • самостоятельное доведение учащимися математических выкладок до получения результата и его физической трактовки;

  • анализ частных случаев полученной закономерности;

  • наблюдение новых физических явлений на опытах и попытки их объяснения;

  • привнесения в лабораторные работы дополнительных заданий проектно-исследовательского характера;

  • приобщение учащихся к проведению экспериментальных и теоретических исследований;

  • проведение аналогий и сравнений;

  • завершение экспериментального исследования в домашних условиях с последующим обсуждением его результатов;

  • составление задач творческого характера;

  • постановку учащимися новых работ для практикума и т.д.

Почему проектно-исследовательский метод с использованием информационно-коммуникативных технологий?

    • Опора на базовые знания по данной теме позволяет осуществлять поисковую деятельность.

    • Сравнительно небольшой объем новых знаний позволяет выделить дополнительное время на творчество.

    • Приобретенные навыки подобной практической деятельности облегчают организацию экспериментального исследования.

    • Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма.

    • Высокий интеллектуальный уровень класса (проектно-исследовательский метод является средством развития творческих способностей и удовлетворения потребности в активном самостоятельном поиске новых знаний, с использованием информационно-коммуникативных технологий).


Информационно-коммуникативные технологии

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками:

  • Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

  • Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

  • Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

  • Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

  • Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.

Информационные технологии позволяют:

  • обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;

  • формировать системное мышление у учащихся;

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников;

  • использовать компьютер с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

  • применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
этапы развития познавательного интереса

Автор: Михалева Оксана Юрьевна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках информатики "
    ["seo_title"] => string(104) "razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-i-tvorchieskoi-aktivnosti-u-uchashchikhsia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "229537"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441785682"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация "Развитие познавательных интересов обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность" "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-obuchaiushchikhsia-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "238928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444670396"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Развитие познавательного интереса у учащихся при изучении физики»"
    ["seo_title"] => string(77) "razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-uchashchikhsia-pri-izuchienii-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "291689"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455178653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Проблемное обучение как средство развития познавательных УУД младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(91) "probliemnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-nykh-uud-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "150719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420548902"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды»"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_poznavatelnogo_interesa_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_posr"
    ["file_id"] => string(6) "583689"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1624015542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства