Этапы развития познавательного интереса в процессе формирования проектно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий
1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами проектно-исследовательской работы с использованием информационно-коммуникативных технологий, обучение основам самостоятельной деятельности.
2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий проектно-исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; использовать информационно-коммуникативные технологии, выполнение заданий творческого характера под руководством учителя.
3-й этап: 9 класс – формирование проектно-исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в проектно -исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности.
Проектные методы обучения
Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Преимущества проектной деятельности
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения – учитель партнер;
ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень информационно – коммуникативной компетенции.
Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектно-исследовательская деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий у школьников?
1. Рефлексивные умения:
умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
умение находить несколько вариантов решения проблемы
умение выдвигать гипотезы
умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
навыки коллективного планирования
умение взаимодействовать с любым партнером
навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
навыки делового партнерского общения
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
4. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие)
умение планировать деятельность, время, ресурсы
умение принимать решения и прогнозировать их последствия
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
умение вести дискуссию
умение отстаивать свою точку зрения
умение находить компромисс
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи
умение уверенно держать себя во время выступления
артистические умения
умение использовать различные средства наглядности при выступлении
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.
Как же их разрешить? Предложу такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
Проектно-исследовательские методы в обучении
Проектно-исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.
Целью проектно-исследовательского метода является с точки зрения Д.Т. Левитеса развитие следующих умений:
актуализировать противоречия;
находить и формулировать научную проблему;
формулировать цель исследования;
устанавливать предмет и объект исследования;
выдвигать гипотезу;
планировать эксперимент и его проведение;
проверять гипотезу;
делать выводы;
определять сферы и границы применения результатов исследования.
Сущность проектно-исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (практической или теоретической). Деятельность учителя заключается в подборе заданий управлении деятельностью учащихся. Деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.
Возможность применения:
Наличие базовых знаний.
Знания, приобретаемые на данном уроке находятся в зоне ближайшего развития учащихся.
Объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.
У учащихся должен быть навык подобной деятельности.
Учащиеся должны владеть методами научного познания.
Достоинства метода: развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе).
Недостатки метода: требуется много времени на получение результата.
Следует подчеркнуть важность предварительной подготовки учителя по управлению поисковой деятельностью, так как в условиях развивающегося обучения возможна большая и бесполезная затрата времени, путаница в знаниях, потере интереса к исследуемой проблеме и ослаблению уверенности в своих возможностях.
При изучении биологии проектно- исследовательский метод может включать следующие моменты:
выдвижение учащимися гипотез и предположений;
самостоятельное доведение учащимися математических выкладок до получения результата и его физической трактовки;
анализ частных случаев полученной закономерности;
наблюдение новых физических явлений на опытах и попытки их объяснения;
привнесения в лабораторные работы дополнительных заданий проектно-исследовательского характера;
приобщение учащихся к проведению экспериментальных и теоретических исследований;
проведение аналогий и сравнений;
завершение экспериментального исследования в домашних условиях с последующим обсуждением его результатов;
составление задач творческого характера;
постановку учащимися новых работ для практикума и т.д.
Почему проектно-исследовательский метод с использованием информационно-коммуникативных технологий?
Опора на базовые знания по данной теме позволяет осуществлять поисковую деятельность.
Сравнительно небольшой объем новых знаний позволяет выделить дополнительное время на творчество.
Приобретенные навыки подобной практической деятельности облегчают организацию экспериментального исследования.
Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма.
Высокий интеллектуальный уровень класса (проектно-исследовательский метод является средством развития творческих способностей и удовлетворения потребности в активном самостоятельном поиске новых знаний, с использованием информационно-коммуникативных технологий).
Информационно-коммуникативные технологии
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками:
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.
Информационные технологии позволяют:
обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
формировать системное мышление у учащихся;
рационально организовать познавательную деятельность школьников;
использовать компьютер с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«этапы развития познавательного интереса »
Автор:
учитель биологии МБОУ СОШ № 1
Михалева Оксана Юрьевна
Этапы развития познавательного интереса в процессе формирования проектно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий
1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами проектно-исследовательской работы с использованием информационно-коммуникативных технологий, обучение основам самостоятельной деятельности.
2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий проектно-исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; использовать информационно-коммуникативные технологии, выполнение заданий творческого характера под руководством учителя.
3-й этап: 9 класс – формирование проектно-исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в проектно -исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности.
Проектные методы обучения
Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Преимущества проектной деятельности
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения – учитель партнер;
ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень информационно – коммуникативной компетенции.
Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектно-исследовательская деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий у школьников?
1. Рефлексивные умения:
умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
умение находить несколько вариантов решения проблемы
умение выдвигать гипотезы
умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
навыки коллективного планирования
умение взаимодействовать с любым партнером
навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
навыки делового партнерского общения
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
4. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие)
умение планировать деятельность, время, ресурсы
умение принимать решения и прогнозировать их последствия
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
умение вести дискуссию
умение отстаивать свою точку зрения
умение находить компромисс
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи
умение уверенно держать себя во время выступления
артистические умения
умение использовать различные средства наглядности при выступлении
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.
Как же их разрешить? Предложу такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
Проектно-исследовательские методы в обучении
Проектно-исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.
Целью проектно-исследовательского метода является с точки зрения Д.Т. Левитеса развитие следующих умений:
актуализировать противоречия;
находить и формулировать научную проблему;
формулировать цель исследования;
устанавливать предмет и объект исследования;
выдвигать гипотезу;
планировать эксперимент и его проведение;
проверять гипотезу;
делать выводы;
определять сферы и границы применения результатов исследования.
Сущность проектно-исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (практической или теоретической). Деятельность учителя заключается в подборе заданий управлении деятельностью учащихся. Деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.
Возможность применения:
Наличие базовых знаний.
Знания, приобретаемые на данном уроке находятся в зоне ближайшего развития учащихся.
Объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.
У учащихся должен быть навык подобной деятельности.
Учащиеся должны владеть методами научного познания.
Достоинства метода: развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе).
Недостатки метода: требуется много времени на получение результата.
Следует подчеркнуть важность предварительной подготовки учителя по управлению поисковой деятельностью, так как в условиях развивающегося обучения возможна большая и бесполезная затрата времени, путаница в знаниях, потере интереса к исследуемой проблеме и ослаблению уверенности в своих возможностях.
При изучении биологии проектно- исследовательский метод может включать следующие моменты:
выдвижение учащимися гипотез и предположений;
самостоятельное доведение учащимися математических выкладок до получения результата и его физической трактовки;
анализ частных случаев полученной закономерности;
наблюдение новых физических явлений на опытах и попытки их объяснения;
привнесения в лабораторные работы дополнительных заданий проектно-исследовательского характера;
приобщение учащихся к проведению экспериментальных и теоретических исследований;
проведение аналогий и сравнений;
завершение экспериментального исследования в домашних условиях с последующим обсуждением его результатов;
составление задач творческого характера;
постановку учащимися новых работ для практикума и т.д.
Почему проектно-исследовательский метод с использованием информационно-коммуникативных технологий?
Опора на базовые знания по данной теме позволяет осуществлять поисковую деятельность.
Сравнительно небольшой объем новых знаний позволяет выделить дополнительное время на творчество.
Приобретенные навыки подобной практической деятельности облегчают организацию экспериментального исследования.
Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма.
Высокий интеллектуальный уровень класса (проектно-исследовательский метод является средством развития творческих способностей и удовлетворения потребности в активном самостоятельном поиске новых знаний, с использованием информационно-коммуникативных технологий).
Информационно-коммуникативные технологии
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками:
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.
Информационные технологии позволяют:
обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
формировать системное мышление у учащихся;
рационально организовать познавательную деятельность школьников;
использовать компьютер с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки.