kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Выявление, профилактика и устранения семейного неблагополучия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

Просмотр содержимого документа
«"Выявление, профилактика и устранения семейного неблагополучия"»

Выявление, профилактика и устранения семейного неблагополучия

ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.

*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка

*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ.

Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений “ родители - дети”, “ родители - школа”. В режиме этой задачи выделяем два аспекта

1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными семьями.

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

1. . Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если
родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

б. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

 развернуть таблицу

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

  • наблюдения специалистов;

  • анкетирование детей и родителей;

  • опросники;

  • тесты;

  • интервью узких специалистов;

  • мини-консилиумы;

  • тренинги;

  • анализ документов;

  • анализ продуктов детского творчества;

  • анализ документации паспортно-визовой службы;

  • сбор списков неблагополучных семей;

  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);

  • протоколы СКДН; РКДН;

  • заявки семьи на оказание помощи;

  • анализ состояния здоровья детей;

  • анализ развития, успеваемости.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

  • консультации специалистов;

  • семейная терапия;

  • индивидуальные беседы;

  • индивидуальный социальный патронаж семей;

  • психотерапия;

  • родительские собрания на дому.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

  • группы риска;

  • спортивные группы;

  • тренинговые группы;

  • консультирование;

  • семейные вечера.

4

Профилактика семейного неблагополучия.

  • родительский всеобуч;

  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;

  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

  • семинары для учителей и родителей;

  • лектории для подростков;

  • устройство на работу;

  • летний лагерь;

  • летняя площадка;

  • постановка на учет ОВД, КДН. СКД;

  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

5

Помощь общества неблагополучным семьям.

  • институт приемной семьи;

  • институт молодой семьи;

  • детские приюты;

  • акции милосердия;

  • акция помоги пойти учиться;

  • материальная поддержка;

  • привлечение спонсорской помощи;

  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;

  • лишение родительских прав.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.

  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.

  • Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи-только отношения к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и беспризорность.

  • побеги из дома.

  • половая распущенность.

  • правонарушения и преступная деятельность.

  • алкоголизм.

Наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:

Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )

Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками. Воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии. Сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

  • Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

  • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.

  • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.

  • Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.

  • Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.

  • Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

  • Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

  • Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.

  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.

  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

  5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост
    и достижений действий семьи.

  6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте
    паузу, чтобы семья осознала услышанное.

  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не
    смотря на оплошности родителей.

  8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
    нравственным нормам жизни.

  9. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте
    в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

  10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

а основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

  • Органы социальной защиты населения

  • Отдел образования;

  • Органы внутренних дел;

  • Здравоохранения;

  • Отдел по молодежной политики;

  • Служба занятости населения;

  • Сельская администрация;

  • РКДН.

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители;

  • Воспитатели д/с;

  • Педагоги школы;

  • Врачи;

  • Участковый инспектор;

  • Жители поселка;

  • Родственники;

  • Соседи;

  • Друзья.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

  • Документы социально-медицинского патронажа;

  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;

  • Материалы психодиагностики;

  • Результаты рейдов;

  • Жалобы и заявления граждан;

  • Материалы о правонарушениях;

  • Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

  • Бродяжничество;

  • Агрессивность;

  • Хулиганство;

  • Кражи;

  • Вымогательство;

  • Правонарушения;

  • Аморальные формы поведения;

  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

  • Низкая успеваемость;

  • Неврастения;

  • Отсутствие навыков личной гигиены;

  • Неуравновешенность психики;

  • Подростковый алкоголизм;

  • Подростковая проституция;

  • Болезни;

  • Недоедания;

  • Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

  • Конфликты с учителями;

  • Частое употребление неформальной лексики;

  • Суетливость или гиперактивность;

  • Конфликты с родителями;

  • Контакты с криминогенными группировками.

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.

  • Принудительное лечение от алкоголизма;

  • Лишение родительских прав;

  • Консультирование;

  • Обучающие консультации для родителей;

  • Помощь общественных организаций;

  • Влияние через СМИ;

  • Пропаганда здорового образа жизни;

  • Пропаганда семейных ценностей;

  • Оказание материальной помощи;

  • Административные штрафы;

  • Создание клубов по интересам;

  • Постоянный патронаж;

  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;

  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;

  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Выявление, профилактика и устранения семейного неблагополучия"

Автор: Алексеева Галина Викторовна

Дата: 06.08.2020

Номер свидетельства: 555408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики » "
    ["seo_title"] => string(92) "orghanizatsiia-sovmiestnoi-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-i-orghanov-sistiemy-profilaktiki"
    ["file_id"] => string(6) "150691"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420543639"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация на тему "Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия""
    ["seo_title"] => string(107) "priezientatsiia-na-tiemu-alghoritm-vyiavlieniia-profilaktiki-i-ustranieniia-siemieinogho-nieblaghopoluchiia"
    ["file_id"] => string(6) "162399"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422354378"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства