kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия в дошкольном образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия в дошкольном образовательном учреждение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия в дошкольном образовательном учреждении»

Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия в дошкольном образовательном учреждении


Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Именно работа дошкольного образовательного учреждения в этом направлении позволяет создать реальную, действующую на ранних стадиях систему профилактики социального сиротства.

Согласно Федерального Закона от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.

Определить семейное неблагополучие позволяет ряд следующих факторов социального риска в семье:

1.социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2.медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3.социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

4.социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5.психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6.криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

7.иноязычные семьи.

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная, с плохими жилищными условиями). Это семья с низким уровнем жизни. Если в семье обнаружены такие факторы социального риска, как распитие спиртных напитков, аморальный образ жизни, безработные родители, невыполнение санитарно-гигиенических норм, в этом случае можно рассматривать такую категорию семьи, как семья группы риска. Данные категории семей должны состоять на внутрисадовом учете.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми; по внешнему виду ребенка и по его поведению

выявляет признаки неблагополучия.

Следует обращать внимание на то, как родители относятся к выполнению своих родительских обязанностей: какие методы и приемы используют в воспитании ребенка, проявляют ли заботу о здоровье ребенка, каков личный пример и т.д.


Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия


* Внешний вид ребенка и характер травм:

- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

- задержка физического развития (отставание в весе и росте);

- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).


*Психическое состояние и поведение ребенка:

возраст 1,5 -3 года

- боязнь взрослых;

- редкие проявления радости, плаксивость;

- реакция испуга на плач других детей;

- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;


возраст 3 -6 лет

- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

- пассивная реакция на боль;

- болезненное отношение к замечаниям, критике;

- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

- негативизм, агрессивность;

- жестокое отношение к животным;

- лживость, воровство;

- склонность к поджогам.


  • Поведение родителей или попечителей:

-противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

-несвоевременное обращение за медицинской помощью;

-инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

-обвинение в травмах самого ребенка;

-неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).



Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия


* Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

- задержка физического и умственного развития;

- нервный тик;

- энурез;

- печальный вид;

- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).


  • Поведение ребенка:

- беспокойство или тревожность;

- нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

- угрозы или попытки самоубийства;

- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- нарушение аппетита.


* Поведение взрослых

- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;

- негативная характеристика ребенка;

- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.


Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка -признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;

-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

-повторные случайные травмы или отравления;

-постоянный голод и (или) жажда;

-кража пищи;

- требование ласки и внимания;

- подавленное настроение, апатия;

- агрессивность и импульсивность;



Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:


-заболевания, передающиеся половым путем,

-повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

-резкие изменения веса;;

-психосоматические расстройства,

-страхи, ночные кошмары;

-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.


Если воспитатель совместно с заведующей ДОУ, используя метод наблюдения, по внешнему виду ребенка и его поведению, выявили неблагополучную семью, необходимо срочно обследовать жилищно-бытовые

условия, в которых проживает несовершеннолетний. При посещении семьи

составляется акт жилищно-бытовых условий семьи (по форме). Возникает необходимость поставить данную семью на внутрисадовый учет. Заведующая ДОУ совместно с воспитателем группы подают представление

в Совет профилактики.

Постановка семьи на внутрисадовый учет происходит

по решению Совета профилактики ДОУ с учетом информации, поступившей из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, или совместного представления заведующей и воспитателя ДОУ с учетом Положения о постановке и снятии с внутрисадового учета семей, находящихся в социально-опасном положении (образец положения прилагается).

Чтобы спланировать работу с неблагополучными семьями, о семье надо знать: материально-бытовые условия, эмоционально-нравственный климат, режим дня ребенка в семье, методы и приемы воздействия взрослых на детей, семейный досуг, уровень педагогической культуры родителей.



Направления и формы работы с неблагополучной семьей


п/п

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работы с неблагополучной семьей


1

Диагностика семейного

неблагополучия

наблюдения педагогов;

анкетирование детей и родителей;

опросники;

тесты;

тренинги;

анализ документов;

анализ продуктов детского творчества;

составление социально-психологического паспорта семьи;

анализ состояния здоровья детей;

анализ развития.


2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье

советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;

консультации педагогов;

индивидуальные беседы;

выход в семью.


3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей

группы риска;
тренинговые группы;

консультирование;

семейные вечера.


4

Профилактика семейного

неблагополучия







родительский всеобуч;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление

успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для родителей;



5

Помощь общества неблагополучным семьям

акции милосердия;

ходатайство перед ТОСЗН с целью

оказания семье материальной помощи;



С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей администрацией и педагогами ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: отдел образования, ПДН, ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Эльвира Кяшафовна Ботова

Дата: 29.07.2024

Номер свидетельства: 654517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства