Просмотр содержимого документа
«Виды речевой деятельности на уроках РКИ»
Виды речевой деятельности на уроках РКИ
Выделяют 4 вида речевой деятельности.
Говорение – это произношение звуков, которые составляют слова, предложения и полностью оформленную речь, которая несёт в себе определённую информацию. Процесс развития и становления говорения проходит несколько стадий – от простых звуков, через слова и словосочетания, в сложно сконструированные предложения. Для того чтобы обычное говорение довести до состояния так называемого «красноречия», необходимо постоянное совершенствование навыка.
Широта кругозора позволяет вести разговор на разные темы. Информация черпается из разных источников – газеты, журналы, книги, электронные источники.
Слушание не менее важный навык в коммуникации. Именно при помощи него может осуществляться взаимодействие между людьми. И если для освоения знаний достаточно уметь читать, то для того, чтобы коммуницировать с другими людьми, необходимо уметь слышать и преобразовывать услышанные звуки в определённую информацию.
Именно при слушании человек не только узнаёт о сказанном, но и придаёт ему ту эмоциональную окраску, которую хотел донести до него говорящий.
Письмо – это навык, который приобретается после того, как ребёнок научается слышать и говорить. Несмотря на то что сейчас навык письма несколько теряет свои позиции, с внедрением в жизнь компьютерной техники, его важность от этого не становится меньше.
Дело в том, что многие когнитивные процессы напрямую связанные с владением навыком письма. Так, именно выписывание букв позволяет научиться мыслить образно, логично и связно. То есть в целом развивает интеллект.
Чтение - навык речевой деятельности можно развить при помощи текстов разного жанра. Как правило, они имеют ориентацию на личность или коммуникативный подтекст. Чтение играет ключевую роль в жизни человека, так как служит источником знаний и способом их сохранить и передать будущим поколениям.
Каждый человек может либо порождать звуки, либо их воспринимать. Как правило, это процесс взаимный и происходит одновременно. Ведь каждый, кто говорит, слушает сам себя. И если, для формирования строя речи и той информации, которая посылается с ней, используются умственные способности и определённая зона головного мозга, а не слуховой канал. То для регулирования интонации и вкладывания эмоций и чувств в устную речь, требуется обязательное участие слуха.
Тоже происходит с письмом и чтением. Человек, который пишет, сразу прочитывает написанное собственной рукой. Поэтому, несмотря на разделение на продуктивные и рецептивные виды речи, эта граница условна.
Продуктивные виды
К продуктивным видам относится говорение и письмо. То есть, когда человек активно производит речь в устном или письменном виде. Так, при помощи речевого аппарата или моторных навыков, порождается информация в виде устного источника либо письменного.
Рецептивные виды
К этому типу относятся аудирование и чтение. Человек не производит, а, наоборот, потребляет информацию. Это условное «потребление», может происходить путём слушания речи или её чтения. Тут также можно разделить поток информации, но слуховой и моторный.
Таким образом, основное отличие между двумя этими видами речевой деятельности заключается в том, что продуктивный вид – это звуковое или графическое кодирование информации. Тогда как рецептивный вид речевой деятельности – это дешифровка или раскодирование визуальной или аудиальной информации.
В рамках взаимосвязанного обучения важными факторами, «склеивающими» виды РД логически и методически является:
1. Общность темы, в рамках которой развиваются все виды РД, обусловливает частичную общность языкового материала для рецептивных и продуктивных видов РД. «Однако это не означает, что весь материал, усвоенный рецептивно, обязательно должен активизироваться в продуктивных видах РД и что обучение рецептивным видам РД должно строиться только на языковом материале, предназначенном для продуктивного усвоения», т.е. общий языковой материал должен быть включен во все виды РД как активно, так и пассивно.
2. Специально подобранные упражнения, отражающие специфику их общности и взаимозависимости. При этом в центре внимания стоит вопрос о наиболее рациональном соотношении различных видов упражнений: комплексных (с использованием слуховых и зрительных источников информации) и некомплексных (с использованием одного источника информации, соответствующего изучаемому виду РД), комбинированных (чисто устные формы работы, выполняемые на слух, чередуются с использованием графической опоры и чтением «про себя») и некомбинированных устных и письменных упражнений и т. д.
Например, Н. И. Шибко в своем пособии «Общие вопросы методики преподавания РКИ» приводит примеры речевых и подготовительных упражнений, фактически все виды которых взаимосвязаны.
Речевые упражнения (упражнения в передаче содержания (пересказ, описание, выражение отношения, оценки события, факта); ситуативные (построение высказывания на основе учебно-речевых ситуаций); игровые (ролевые игры, интервью, викторины, конкурс) предлагаются во взаимосвязанном обучении видам РД.
При этом, например, подготовительные (имитативные (воспроизведение образца, имитация его); подстановочные (воспроизведение образца на основе изменения лексического наполнения); трансформационные (изменение грамматической или лексической структуры); репродуктивные (самостоятельное воспроизведение в репликах учащихся форм, усвоенных в предыдущих упражнениях) – также связаны с чтением и письмом, аудированием и говорением.
Задание №1. Слушайте, пишите диктант. Определите ритмическую модель слова. Модель: а-у-ди-то-ри-я (6 слогов) Молоко, нож, студент, яблоко, преподаватель, шапка, словарь, комната, алфавит, тарелка, автобус, журнал, лодка, магазин, музыка, картина, брат, окно, карта, этаж, текст, город, фильм, семья.
Задание № 2. Восстановите текст диалога:
– Здравствуйте!
– ...
– Вы студент?
– ...
– А она?
– ...
– Как Вас зовут?
– ...
– А её?
– ...
– Откуда вы?
– ...
– Это ваш класс?
− ...
– Добрый день!
– ...
– У вас есть ручки?
– ...
– Сколько стоит ручка?
– ...
– А тетради у вас есть?
– ...
– Сколько стоит тетрадь?
– ...
– Вот деньги. Спасибо. Всего
хорошего!
– ... !
Задание № 3. Вместо точек вставьте нужный по смыслу глагол. Студенты … диктант. На уроке мы … новые слова и глаголы, … тексты и диалоги. Когда преподаватель …, мы внимательно … . Мы правильно и хорошо … . Днём мы … в кафе, потом … домашнее задание. Вечером студенты …, … музыку, … газеты и журналы и … телевизор. Студентка Анна … в университете. Она иностранная студентка и немного … по-русски.
Задание № 4. Ответьте на вопросы, открыв скобки. 1. Где сидят студенты? (класс) 2. Когда вы занимаетесь? (утро) 3. Что объясняет преподаватель? (грамматика). 4. Откуда приехал Джон? (Индия) 5. Что вы делаете вечером? (отдыхать, делать упражнения) 6. Какое это задание? (первый). 7. Какая в классе доска? (большой, новый)
Задание № 5. Поставьте вопросы к выделенным словам. Это наш факультет. 2. Том читает текст. 3. Цветы стоят на окне. 4. Он отвечает. 5. Мария – иностранная студентка. 6. Днём мы отдыхаем. 7. Мой друг приехал из Ирана. 8. Ручка лежит на столе. 9. Его вещи лежат здесь. 10. Это красивое здание.