kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация видов речевой деятельности на уроках РКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются виды речевой деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация видов речевой деятельности на уроках РКИ»

Дифференциация видов речевой деятельности


Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка; речь подвижна, язык стабилен; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называют языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), называют речью. У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия).

К основным видам речевой деятельности относятся:

говорение (устное выражение мысли),

слушание(восприятие речи на слух и ее понимание),

письмо (графическое, письменное выражение мысли),

чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются:

Отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек.

Получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек.

Сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения.

Говорение.

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, по­тому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой ин­формации свое поведение.

Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дакти­лология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Различают следующие виды устной речи: диалоги­ческую и монологическую.
Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совме­стно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый от­вет ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представ­ляет большие трудности по сравнению с диалогической речью. Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.

Слушание.

Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25% всей информации об окружающем мире. Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего, они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.

Коммуникативные взаимодействия людей на три четверти состоят из речевого (вербаль­ного) общения, которое включает в себя не только сам процесс разговора, но и процесс слушанья. Неумение слушать приводит к различным недоразумениям, ошибкам, порождает вся­кого рода конфликты. Результаты обследований множества людей указывают на то, что доста­точными навыками слушания обладают немногие. Процесс слушанья выглядит отнюдь не про­сто при его более внимательном рассмотрении. А его эффективность зависит от многих при­чин.

Нерефлексивное слушание – это начальная фаза речевого диалога. Она состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Ошибочно было бы думать, что это пассивный акт. Нерефлексивное слушание – активный процесс, тре­бующий внимания к предмету разговора. Поэтому человеку нужны постоянные усилия и со­средоточенность не теме беседы, иначе станет невозможным двустороннее общение междупартнерами. Слушание – волевой акт, включающий также и умственные процессы. Однако, что­бы слушать необходимо еще и желание. В противном случае можно услышать только то, что хочется, и упустить нечто главное. Какие же факторы влияют на эффективность нерефлексив­ного слушания?

Часто люди не слушают из-за отсутствия внимания к собеседнику или теме. Необходи­мость быть внимательным столь очевидна, что может вызвать удивление. Однако именно вни­мание – самое трудное в процессе слушания. Необходимость внимания к устному сообщению возрастает в случаях, когда визуальный контакт с партнером затруднен или вовсе отсутствует, например, при телефонном разговоре. Направленное внимание повышает готовность услы­шать, что скажет собеседник. Более того, внимание слушающего помогает говорящему. Оно означает, что, перестав говорить, слушая, собеседник продолжает общение.

Нередко люди не слушают только потому, что слишком поглощены собой, своими пере­живаниями, заботами или проблемами. Иногда не слушают из-за отсутствия установки на слу­шание. Едва ли станет внимательно слушать тот, кто считает себя специалистом обсуждае­мой темы и имеет готовые ответы на все вопросы. Или же напротив, имеется негативная уста­новка на говорящего, стремление заранее оценить его со своих личных позиций. Часто реак­ция, основанная на личных предубеждениях, является помехой для нерефлексивного слушания. Все это – так называемые внутренние факторы.

К внешним факторам следует отнести значимость сообщения. Чем важнее для человека информация, тем концентрированнее его внимание. Значимость личности собеседника весьма важна для нашего внимания. Встречаются люди, разговор с которыми доставляет истинное удовольствие. Информация, исходящая от них, способ ее преподнесения несут в себе элемент новизны и важны для слушающего.

Но нередко случается так, что затронутая проблема и важна и интересна хотя бы для од­ного из собеседников, но они все же не могут на ней сосредоточиться. Этому мешают отвле­кающие факторы: шум, присутствие посторонних людей, телефонные звонки и др.

Третья группа внешних факторов – личность собеседника и возникающие барьеры обще­ния. Если попасть под влияние собеседника, придерживающегося дикторской, неконтактной, авторитарной или гипорефлексивной модели общения, то крайне трудно оставаться вниматель­ным слушателем, поскольку он, поглощенный своей ролью, больше слушает себя, чем обраща­ется к партнеру.

Помехой нерефлексивному слушанию служат и некоторые черты характера говорящего. Раздражительность, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль эпилептоида; обидчивость, честолюбие, непомерность требований к окружающим у застревающего типа; занудливость, формализм психастеника; упрямое отстаивание своих взглядов шизоида; крайняя чувствитель­ность, слезливость эмотивного типа – все эти черты акцентуированных личностей требуют от слушающего проявлений повышенного напряжения в общении с собеседником.

Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения, и улав­ливаются эмоциональные проявления собеседника. Но, так ли уж часто мы можем спросить себя, что в данном случае важнее: что говорится или как говорится? И так ли уж редки случаи, когда мы говорим, слушая в упоении свою речь? Нас слушают, и мы себя слушаем, а как нас при этом воспринимают слушающие, порой не знаем.

После окончания разговора достаточно спросить у одного из собеседников, что кроме содержания беседы было отмечено им в партнере: нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, безмятежное равнодушие или же стремление побыстрее удалиться, чтобы в большинстве случаев получить неопределенный ответ на этот вопрос.

И уж тем более человек с трудом опишет, как во время беседы выглядел он сам. Ведь со­беседник своим видом может сказать больше, чем словами, не говоря о значении пауз в раз­говоре, скорости речи, мимике и жестах.

Эмпатийное слушание фактически несет на себе функцию обратной связи для собеседни­ка. Это своего рода помощь говорящему для осознания того, как мы воспринимаем его состоя­ние и поведение. Уметь слушать, так чтобы не вызывать у партнера чувство исходящей от Вас угрозы и чтобы не спровоцировать у него психологическую самозащиту, вовсе не просто.

Обеспечивая через эмпатийное слушание обратную связь партнеру, приходится идти на некоторый риск, ибо нет полной уверенности в правильном понимании своих действий собе­седником. Люди не всегда расположены открыто демонстрировать свои реакции на поведение других, чаще они скрывают свои чувства. Готовность партнеров к взаимной открытости свя­зана со степенью взаимной доверительности. Готовность доверительно выслушать проявляется через такие состояния: если Вы ожидаете откровенности от партнера в ответ на откровенность с Вашей стороны; если Вы заранее готовы к неуспеху и расплате за Вашу доверительность. Только почувствовав в себе признаки готовности, Вы можете вступать в контакты.

Чтение.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.

Обучение чтению – одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном  языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.

Письмо

Речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе.

Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Виды речевой деятельности — слушание, говорение, чтение, письмо определяются по двум основаниям:

форме общения (устной, непосредственной, или пись­менной, опосредованной);

по характеру направленности речевого действия «от мысли к слову» или «от слова к мысли».

В зависимости от основания их определения виды ре­чевой деятельности можно объединить попарно:

  1. «Говорение-слушание» и «чтение-письмо» — объединены по форме сообщения.

«Говорение-слушание» реализует устную форму обще­ния. Это устная форма речи.
«Чтение-письмо» реализует письменную, опосредован­ную форму общения. Это письменная речь.

  1. «Говорение-письмо»и «слушание-чтение» отражают характер самого действия — прием или выдача информации.

«Говорение-письмо» реализуют процесс выражения мысли, чувств.

«Слушание-чтение» реализуют процессы приема, оце­нивания, осмысления, интерпретации речевого сообще­ния.

Связь говорения с другими видами речевой деятельности заключается в следующем:

умение соотносить акустические (при слушании и говорении) и зрительные (при чтении и письме) образы с семантикой;

умение коррелировать скорость аудирования (чтение) в зависимости от условий восприятия и целевой установки;

умение проявлять гибкость в восприятии и переработке информации в зависимости от трудности речевого сообщения;

умение автоматически применять правила, накопленные в долговременной памяти;

умение пользоваться ориентирами восприятия и порождения речи;

умение преодолевать направленность внимания на артикуляцию;

умение широко пользоваться прогнозированием на уровне формы и содержания и др.

Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении языка это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.

Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, также как и при аудировании, имеет большое значение вероятное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.

Чтение так же связано с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.

Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование – не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Чтобы сказать, надо услышать. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух. 

Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие – понимание – активная переработка информации, получаемой из речевых сообщений – при аудировании через слуховой канал, при чтении – через зрительный канал.

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.

Таким образом, аудирование тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении. В современной методике обучения языка подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке.

Письмо тесным образом связано с другими видами речевой деятельности (говорение — письмо; письмо — чтение). С точки зрения психофизиологии письмо пред­ставляет собой сложный процесс, в котором функциони­руют все анализаторы (зрительный, слуховой, речедвигательный, моторный). Это позволяет говорить о письме как об «универсальном закрепителе».

Виды РД дифференцируются по выполняемой в процессе общения роли:

  • инициальные;

  • реактивные.

Инициальные – те виды, от которых исходит инициатива в момент речи (говорение и письмо). Реактивные – те, которые отвечают на инициативу (слушание и чтение).

Виды РД делят по направленности осуществляемого человеком речевого действия:

  • рецептивные;

  • продуктивные.

Продуктивные – те виды РД, которые сами создают речевую продукцию ( говорение, письмо). Рецептивные – те, которые осуществляют приём и переработку речевого сообщения (чтение, слушание).

И наконец, РД дифференцируется с учётом способов общения и форм речи:

  • внешняя устная;

  • внешняя письменная;

  • внутренняя.

Наиболее полное и убедительное описание специфики внутренней речи принадлежит Л.С. Выготскому. Соответственно его представлениям, внутренняя речь является симультанной, максимально насыщенной смыслом, минимально оформленной фонетически. В отличие от Ж. Пиаже, считавшего, что внутренняя речь приходит на смену отмирающей эгоцентрической («речи для себя»), Л.С. Выготский указывал, что внутриречевой план образуется путем сворачивания эгоцентрической, усвоенной по подражанию речи взрослых. Этот факт он рассматривал как свидетельство ее социального и опосредованного происхождения. Л.С. Выготский как бы подвел черту под вопросом о соотношении внутренней речи и мышления. В речи, указывал он, «мысль не воплощается, а совершается». Это означает, что речь и мысль взаимодействуют, совершенствуя друг друга: речь возникает на базе аморфной мысли, не имеющей дискретной структуры, но становится таковой под воздействием ею же рожденной речи.

Важный вклад в понимание специфики и взаимоотношений внутренней и внешней речи внесла психолингвистика. В ее рамках отечественными и зарубежными психолингвистами — Н.И. Жинкиным, А.А. Леонтьевым, Т.В. Ахутиной, Н. Хомским, Д. Осгудом (D. Osgud) и другими, создана теория порождения речи. В ней рассматривается то, как внутренняя речь трансформируется во внешнюю. Разработанные положения имеют большое прикладное значение, т.к. способствуют совершенствованию существующих методов коррекционного и восстановительного обучения и созданию новых.

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Речевая деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволяет человеку достичь высокого уровня цивилизации.

Список используемой литературы.

1. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2007.

2. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002.

3. Петров О. В. Риторика: Учеб. пособие для вузов. М.: Профобразование, 2001.

4. Введенская Л. А. , Червинский П. П. Теория и практика русской речи. - Ростов - на - Дону, 1997.

5. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - М. , 2004.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дифференциация видов речевой деятельности на уроках РКИ

Автор: Зубарева Нина Алексеевна

Дата: 27.01.2021

Номер свидетельства: 571602


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства