kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиционная материальная культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ставрополье заселялось крестьянами и казаками из различных русских и украинских губерний. Переселенцы принесли с собой материальную культуру, обряды и обычаи. В большинстве сел селились вместе и русские, и украинцы, они вместе занимались хозяйственной деятельностью, заключали браки, и это вело к смешению разных культур. Из культуры каждого народа, переселенцы брали то, что больше подходило к местным условиям. На эту культуру оказывала также влияние культура местных горских и кочевых народов, с которыми переселенцы вступали  в тесные экономические и торговые связи. Таким образом, в процессе заселения  и освоения целинных степей сложилась оригинальная культура ставропольских крестьян, которая отражала национальный состав населения края и особенности социального и экономического развития региона.

   Дворы у ставропольских крестьян и казаков были, как правило большие, просторные, особенно у зажиточных хозяев, державших много скота. Рядом с домом находились ворота с калиткой, ведущий в открытый двор, где без определенного строгого порядка размещались хозяйственные постройки.  В большинстве хозяйств чистый двор отделялся от заднего, где находились базы для скота.

Основным типом крестьянского жилища на Ставрополье во второй половине XIX века были саманные хаты. Саманный кирпич – этот основной строительный материал на Ставрополье – изготавливали из глины, смешанной с резанной соломой и навозом. Крышу крестьянских домов во второй половине XIX – начале XX веков крыли камышом или соломой. Самобытность поселений и жилищ ставропольских крестьян и казаков выражалось в специфическом сочетании отдельных элементов, привнесенных переселенцами из разных губерний России и Украины. На характер поселений и типов жилищ крестьян Ставрополья наложили свой отпечаток также и природные условия края.

  В первой половине XIX века ещё не сложился единый комплекс одежды, характерный для всего крестьянского населения Ставрополья.

Складывание общих форм народного костюма на Ставрополье началось со  второй половине XIX века и закончилось примерно к 70-80 –м годам.

В конце XIX – начале XX веков для одежды крестьян Ставрополья была характерна довольно большая зависимость от городской моды.

Одежду до конца XIX века крестьяне шили за редким исключением сами, в начале XX века в селах Ставрополья появляются модистки и портные, которым отдавали  шить праздничную одежду не только зажиточные, но и среднего достатка крестьяне.

 В начале  XX века в зажиточных семьях появляются швейные машинки. Деревенские портные шили верхнюю одежду за натуральную плату или за деньги, часто разъезжая по селам в поисках  заказов.

Основу женского костюма в конце XIX – начале XX веков составляли рубаха и юбка с кофтой. Юбки и кофты шились, в зависимости от достатка и назначения, из шерсти, ситца, домотканого сукна. Кофты ставропольские крестьянки шили короткие, носили их на выпуск, или доходили до бедер.

  Необходимой  принадлежностью женского костюма были платки и шали. Крестьянки носили небольшой платок – подшальник, а сверху надевали, выходя из дому, шаль.

  Зажиточные крестьянки носили кашемировые или шелковые шали с кистями.

Комплект мужской одежды состоял из рубахи и штанов. Нижняя рубаха была обычно полотняная домотканая.  Верхнюю одежду,  в зависимости от достатка, шили из ситца, шерсти, атласа.  Нарядные рубахи предпочитали шить ярких цветов – красного, малинового. Носили рубахи по – русски, навыпуск, подпоясав суконным кушаком, а иногда шелковым поясом. Носили кавказские кожаные пояса с металлическими наборами. Мужские рубахи женщины, как правило, шили сами, однако с конца XIX века у богатых крестьян появляются и покупные («лавочные») верхние рубашки. Поверх рубашки в будни надевали зипуны, кафтаны. Штаны (порты) мужчины носили в будни замашные, из домотканого холста. Зимой поверх этих штанов надевали черные суконные штаны, также из материала домашнего производства. В начале XX века  зажиточные крестьяне стали иногда покупать готовые пиджаки и брюки.        Штаны носили, заправляя в сапоги. Зимой мужчины надевали овчинные дубленки полушубки черного цвета. Широко были распространены тулупы черного цвета длиною до земли, отороченные овчиной. В качестве головного убора крестьяне носили овчинные шапки с суконным донышком. Были распространены также войлочные шапки без полей.  Модны были у ставропольских крестьян казачьи каракулевые шапки с суконным донышком.

   Летом крестьяне, как правило, ходили босиком. Многие крестьяне ходили босыми даже в поле, по стерне. В непогоду, а некоторые крестьяне также в жатву и пахоту надевали «поршни» домашнего производства. Изготавливали поршни из сыромятной воловьей кожи. Носили ставропольские крестьянки и покупные ботинки модные во всех южных губерниях России, и заимствованные у горожанок «баретки» - туфли на низком каблуке с пряжками.

Женщины носили вязанные из шерсти чулки собственного изготовления. Мужчины носили летом башмаки. Выходной обувью  у мужчин были кожаные сапоги. Зимой крестьяне носили валенки.

   К началу XX веку грамотных людей в селах было мало – 7-8 % населения.  Многие родители не считали регулярное посещение их детьми школы важным делом.          

Но дети тянулись к знаниям. В первые  школы  крестьянские дети посещали в повседневной одежде.

Крестьяне стремились к созданию больших семей, которые в их представлении были более зажиточными. И действительно, история доказывает, что кулацкие семьи были, как правило, большими, а бедняцкие маленькими. В большой крестьянской семье были четко распределены обязанности между ее членами. Отец руководил ведением земледельческих работ, мать распоряжалась работой невесток по дому. Женщины, кроме выполнения домашних работ, также ухаживали за скотом, обрабатывали огород. 

В воскресенье и праздничные дни крестьяне отправлялись в церковь.

Внутренние взаимоотношения в  ставропольской крестьянской семье основывались на подчинении старших всех младших членов семьи. Однако власть главы семьи редко носило деспотический характер, не меньшую, а порой большую  роль в решении семейных вопросов играла мать. Одежду покупали всем членам семьи из общесемейных денег. Девушек и парней старались одеть лучше взрослых. Образ жизни и стиль поведения членов крестьянской семьи передавался из поколения в поколение.

   Общение молодежи происходило только на вечеринках, устраиваемых перед свадьбой, и посиделках. На вечеринках девушки и парни пели песни, танцевали, играли в различные игры.

В 17-18 лет девушка, как правило, выходила замуж. Невесту родители старались выбирать скромную и здоровую, с хорошим характером. Немаловажное значение придавали и красоте девушки. Праздновали свадебные торжества несколько дней. Родные и гости делали подарки новобрачным. По селу ходили ряженные, гости забавлялись веселыми выходками. В конце XIX – началеXX вв. уже было забыто магическое значение многих обрядовых действий, а совершали их только для смеха или же по традиции.

Рассматривая культуру  и быт крестьянства Ставрополья на протяжении XIX – начала XX веков, видно, как традиционная культура русских и украинских крестьян изменялась, приспосабливалась к новым условиям, впитывала в себя лучшие традиции местных кавказских народов. Это способствовало выработке своеобразных особенностей культуры и быта.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиционная материальная культура »








































Ставрополье заселялось крестьянами и казаками из различных русских и украинских губерний. Переселенцы принесли с собой материальную культуру, обряды и обычаи. В большинстве сел селились вместе и русские, и украинцы, они вместе занимались хозяйственной деятельностью, заключали браки, и это вело к смешению разных культур. Из культуры каждого народа, переселенцы брали то, что больше подходило к местным условиям. На эту культуру оказывала также влияние культура местных горских и кочевых народов, с которыми переселенцы вступали в тесные экономические и торговые связи. Таким образом, в процессе заселения и освоения целинных степей сложилась оригинальная культура ставропольских крестьян, которая отражала национальный состав населения края и особенности социального и экономического развития региона.

Дворы у ставропольских крестьян и казаков были, как правило большие, просторные, особенно у зажиточных хозяев, державших много скота. Рядом с домом находились ворота с калиткой, ведущий в открытый двор, где без определенного строгого порядка размещались хозяйственные постройки. В большинстве хозяйств чистый двор отделялся от заднего, где находились базы для скота.

Основным типом крестьянского жилища на Ставрополье во второй половине XIX века были саманные хаты. Саманный кирпич – этот основной строительный материал на Ставрополье – изготавливали из глины, смешанной с резанной соломой и навозом. Крышу крестьянских домов во второй половине XIX – начале XX веков крыли камышом или соломой. Самобытность поселений и жилищ ставропольских крестьян и казаков выражалось в специфическом сочетании отдельных элементов, привнесенных переселенцами из разных губерний России и Украины. На характер поселений и типов жилищ крестьян Ставрополья наложили свой отпечаток также и природные условия края.


В первой половине XIX века ещё не сложился единый комплекс одежды, характерный для всего крестьянского населения Ставрополья.


Складывание общих форм народного костюма на Ставрополье началось со второй половине XIX века и закончилось примерно к 70-80 –м годам.

В конце XIX – начале XX веков для одежды крестьян Ставрополья была характерна довольно большая зависимость от городской моды.

Одежду до конца XIX века крестьяне шили за редким исключением сами, в начале XX века в селах Ставрополья появляются модистки и портные, которым отдавали шить праздничную одежду не только зажиточные, но и среднего достатка крестьяне.

В начале XX века в зажиточных семьях появляются швейные машинки. Деревенские портные шили верхнюю одежду за натуральную плату или за деньги, часто разъезжая по селам в поисках заказов.

Основу женского костюма в конце XIX – начале XX веков составляли рубаха и юбка с кофтой. Юбки и кофты шились, в зависимости от достатка и назначения, из шерсти, ситца, домотканого сукна. Кофты ставропольские крестьянки шили короткие, носили их на выпуск, или доходили до бедер.

Необходимой принадлежностью женского костюма были платки и шали. Крестьянки носили небольшой платок – подшальник, а сверху надевали, выходя из дому, шаль.











Зажиточные крестьянки носили кашемировые или шелковые шали с кистями.

Комплект мужской одежды состоял из рубахи и штанов. Нижняя рубаха была обычно полотняная домотканая. Верхнюю одежду, в зависимости от достатка, шили из ситца, шерсти, атласа. Нарядные рубахи предпочитали шить ярких цветов – красного, малинового. Носили рубахи по – русски, навыпуск, подпоясав суконным кушаком, а иногда шелковым поясом. Носили кавказские кожаные пояса с металлическими наборами. Мужские рубахи женщины, как правило, шили сами, однако с конца XIX века у богатых крестьян появляются и покупные («лавочные») верхние рубашки. Поверх рубашки в будни надевали зипуны, кафтаны. Штаны (порты) мужчины носили в будни замашные, из домотканого холста. Зимой поверх этих штанов надевали черные суконные штаны, также из материала домашнего производства. В начале XX века зажиточные крестьяне стали иногда покупать готовые пиджаки и брюки.

Штаны носили, заправляя в сапоги. Зимой мужчины надевали овчинные дубленки полушубки черного цвета. Широко были распространены тулупы черного цвета длиною до земли, отороченные овчиной. В качестве головного убора крестьяне носили овчинные шапки с суконным донышком. Были распространены также войлочные шапки без полей. Модны были у ставропольских крестьян казачьи каракулевые шапки с суконным донышком.




Летом крестьяне, как правило, ходили босиком. Многие крестьяне ходили босыми даже в поле, по стерне. В непогоду, а некоторые крестьяне также в жатву и пахоту надевали «поршни» домашнего производства. Изготавливали поршни из сыромятной воловьей кожи. Носили ставропольские крестьянки и покупные ботинки модные во всех южных губерниях России, и заимствованные у горожанок «баретки» - туфли на низком каблуке с пряжками.

Женщины носили вязанные из шерсти чулки собственного изготовления. Мужчины носили летом башмаки. Выходной обувью у мужчин были кожаные сапоги. Зимой крестьяне носили валенки.




К началу XX веку грамотных людей в селах было мало – 7-8 % населения. Многие родители не считали регулярное посещение их детьми школы важным делом.

Но дети тянулись к знаниям. В первые школы крестьянские дети посещали в повседневной одежде.

Крестьяне стремились к созданию больших семей, которые в их представлении были более зажиточными. И действительно, история доказывает, что кулацкие семьи были, как правило, большими, а бедняцкие маленькими. В большой крестьянской семье были четко распределены обязанности между ее членами. Отец руководил ведением земледельческих работ, мать распоряжалась работой невесток по дому. Женщины, кроме выполнения домашних работ, также ухаживали за скотом, обрабатывали огород.








В воскресенье и праздничные дни крестьяне отправлялись в церковь.

Внутренние взаимоотношения в ставропольской крестьянской семье основывались на подчинении старших всех младших членов семьи. Однако власть главы семьи редко носило деспотический характер, не меньшую, а порой большую роль в решении семейных вопросов играла мать. Одежду покупали всем членам семьи из общесемейных денег. Девушек и парней старались одеть лучше взрослых. Образ жизни и стиль поведения членов крестьянской семьи передавался из поколения в поколение.

Общение молодежи происходило только на вечеринках, устраиваемых перед свадьбой, и посиделках. На вечеринках девушки и парни пели песни, танцевали, играли в различные игры.






В 17-18 лет девушка, как правило, выходила замуж. Невесту родители старались выбирать скромную и здоровую, с хорошим характером. Немаловажное значение придавали и красоте девушки. Праздновали свадебные торжества несколько дней. Родные и гости делали подарки новобрачным. По селу ходили ряженные, гости забавлялись веселыми выходками. В конце XIX – началеXX вв. уже было забыто магическое значение многих обрядовых действий, а совершали их только для смеха или же по традиции.


Рассматривая культуру и быт крестьянства Ставрополья на протяжении XIX – начала XX веков, видно, как традиционная культура русских и украинских крестьян изменялась, приспосабливалась к новым условиям, впитывала в себя лучшие традиции местных кавказских народов. Это способствовало выработке своеобразных особенностей культуры и быта.

Ставропольские крестьяне – (терские казаки) ст Павлодольская

Конец XIX- начало XX века.


Свадьба семьи Ананьевых ст. Павлодольская Ставропольского края

Конец XIX- начало XX века.




Одежда казаков х. Зайцев семья Федоровых 20-е гг XX века




Зайцевские казаки и казачки выходцы из ст. Павлодольской Ставропольского края

20-е гг XX века.





Одежда Первых коммунистов в х. Зайцев 30-е годы XX века



Одежда Зайцевской детворы – дети ставропольских крестьян 20-30 – е годы XX века







Ученики первой школы в х. Зайцев. 50-е годы XX века







Свадебные наряды в х. Советский Пахарь Ставропольского края 50-е годы XX века


Форма одежды колхозников в колхозе «Искра» Ставропольского края 30-е годы XX века


Форма одежды крестьянской семья 40 –е годы х. Советский Пахарь XX века











Парадно – выходная одежда хуторской молодежи 50 – х годов XX века


Головной убор. Шаль ручного изготовления.


Русская девушка в украинском наряде. Ставропольский край х. Зайцев 50-е гг XX века





Плетение и вышивка. Работы зайцевских казачек. Начало XX века

Первая швейная машинка в х. Зайцев




Самовар и утюг. Найдены у жителей х. Зайцев членами краеведческого клуба «Оптимист»


Вилка и ложка с царского стола (НиколайII)

. Найдены у жителей х. Зайцев членами краеведческого клуба «Оптимист»















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Традиционная материальная культура

Автор: Журавлева Татьяна Викторовна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Научная статья "О традиционной культуре во фразеологии русского языка""
    ["seo_title"] => string(71) "nauchnaia_statia_o_traditsionnoi_kulture_vo_frazeologii_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "501131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550999323"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Традиционная народная культура как фактор воспитания"
    ["seo_title"] => string(55) "traditsionnaia_narodnaia_kultura_kak_faktor_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "505273"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553875493"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Методическая разработка "Из истории русской деревянной избы" (в рамках авторской программы "Народная культура и традиции") "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-iz-istorii-russkoi-dierieviannoi-izby-v-ramkakh-avtorskoi-proghrammy-narodnaia-kul-tura-i-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "184047"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425991088"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка "Из истории русской избы" (В рамках авторской программы "Народная культура и традиции") "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-iz-istorii-russkoi-izby-v-ramkakh-avtorskoi-proghrammy-narodnaia-kul-tura-i-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "184057"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425992239"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад по теме " Культура Древнего Китая""
    ["seo_title"] => string(44) "doklad-po-tiemie-kul-tura-drievniegho-kitaia"
    ["file_id"] => string(6) "305120"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457875075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства