Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного метода»
Доклад на тему: «Технология деятельностного метода»
Джамгарян Марина Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №13» с.Надежда, Ставропольского края
В настоящее время значение образования очень высоко. Человечество оставило позади век промышленности и вступило в век информации.
В век промышленности достаточно было хорошо учиться, получить диплом, найти работу и изредка проходить курсовую переподготовку. В век информации правила изменились: теперь, получив диплом, найдя работу, человек сразу же проходит курсовую переподготовку. В век инфирмации многие знания очень быстро устаревают, и очень важно подготовить выпускника школы к тому, чтобы он смог быстро переучиваться, приспосабливаться к новой информации.
Перемены, произошедшие в России за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Если раньше приоритетной целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации (ФЗ РФ «Об образовании»).
Из сказанного выше вытекает следующий вывод: ситуация, сложившаяся в российском образовании, ставит задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую. Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределение личности и создание условий для ее самореализации. И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются способности, учащихся. Таким инструментом является технология деятельностного метода.
В настоящее время есть то, что объединяет все имеющиеся теории развивающего обучения – это понятие деятельности. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда дети не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно- познавательную деятельность. Не случайно большая часть педагогических исследований касается именно «активизации деятельности» детей на уроке.
Переход к новой парадигме образования не может быть реализован без четкого ответа на вопрос: «Как учить?».
Учитель должен получить понятный алгоритм своей деятельности по подготовке уроков, который не нарушал бы его личного опыта, вписывался в уже имеющиеся у него знания о том, что хорошо для детей, что помогает ребенку стать успешным в его будущем. С другой стороны, этот инструмент, должен включать в себя имеющиеся в педагогике и психологии знания об общих закономерностях эффективного развития детей.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
1. Самоопределение к деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
3. Учитель не дает тему урока в готовом виде, а организует коммуникативную деятельность учеников в форме эвристической беседы.
4. Построение проекта выхода из затруднений (открытие детьми нового знания).
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа, способствующая включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности, организуется самооценка учениками деятельности на уроке.
Теоретическое исследование и реализация данной технологии показали, что включение ребенка в учебную деятельность создает условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и самовоспитания. Последовательность деятельностных шагов принято называть технологией деятельностного метода