Тема: «Правописание личных окончаний глагола».
Тип урока: урок «открытия» нового знания (формирование).
Класс: 4.
УМК: «Школа России».
Цель урока: учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Образовательные: актуализировать знания учащихся о правописании глаголов во 2 лице настоящего и будущего времени.
Развивающая: развивать навыки орфографического письма, речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес учащихся к предмету.
Регулятивные УУД.
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД.
Оборудование: видео, сигнальные карточки, памятка (кластер).
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности | Здравствуйте ребята, меня зовут Инна Сергеевна, сегодня я проведу наш урок. Тихо присаживайтесь на места. Проверьте, все ли необходимое для урока есть у вас на парте. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. В течение урока контролирую посадку и дисциплину детей. | Приветствуют учителя. | Л. 3 Р. 3 |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Записывают число, классная работа, минутка чистописания (ешь, ишь). На доске написаны слова: С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… . Прочитайте данные слова, найдите в них общее. Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам. Какие группы у вас получились? | Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце. В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь | П. 1, 3 К. 3 |
3. Выявление места и причины затруднения в пробном действии | Послушайте и отгадайте загадку: Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет. О чем пойдет речь на этом уроке? На какой вопрос отвечает глагол? Сказка о том, как король в своей стране Глаголии подданных делил. (У короля были дочери И, Е он разделил подданных между ними на 1 и 2 спряжение, а чтобы они не путались, поставил камень с вопросом «Что делать?» Ты, моя младшая дочь, принцесса И, будешь владеть вторым королевством, тебе будут принадлежать глаголы с окончанием на -ить. А тебе, моя старшая дочь, принцесса Е, придется править глаголами, оканчивающимися на -ать, -ять, оть, ёть, уть, ють, ыть). Какие два королевства были в сказке? А спряжение чего? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Какую цель мы поставим перед собой? | Глагол. Мы будем говорить о глаголе. Что делать? Первое и второе спряжение. Глагола. Первое и второе спряжение глаголов. Изучить 1 и 2 спряжение глаголов. | П. 1, 2 К. 1, 2, 3 Р. 4 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Работа с таблицей на стр. 93 Какие окончания пишутся 1 спряжении? Какие во втором? | Выполняют задание. | Р. 1, 2, 4 |
5.Реализация построенного проекта | Упр. 190 стр. 93. Работа с памяткой на стр. 94. Упр. 192 стр. 94. Выполнение упр. 193 | Выполняют задание. Пример: глагол читать оканчивается на –ать, значит это глагол 1 спряжения. | Р. 4 П. 1 К. 3 |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Как мы можем определить спряжение глагола? Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Какие глаголы относятся к 1 спряжению? | Отвечают на вопросы. | П. 1 К. 1, 3, Р. 4 |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Тест. 1. В каких глаголах пишется е? А) команду • шь Б) докладыва • шь В) ненавид • шь Г) крут • шь 2. В каких глаголах пишется и? А) свар • шь Б) дума • шь В) стро • шь Г) бега • шь 3. Найдите ошибку в определении спряжения глагола. А) горевать – II спр. Б) кричать – II спр. В) ненавидеть – II спр. Г) спешить – II спр. Для одаренных: Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи спряжение. Молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует, рисунок, читает, читальный, ловишь, неуловимый, плывёт, плавание. | Выполняют задание. | П. 1 К. 1, 3 |
8. Включение в систему знаний и повторений | Как мы можем определить спряжение глагола? Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Какие глаголы относятся к 1 спряжению? | Отвечают на вопросы. | П. 1 К. 1, 3 |
9. Рефлексия учебной деятельности | Дети, наш урок подходит к концу. У вас на столах лежат стикеры. Если вы хорошо работали на уроке и все было понятно, то поднимите зеленый стикер, а если вам что-то не удалось – красный стикер. Поднимите тот, который посчитаете верным. Опустите. Д/з – упр.3. Благодарю за урок! | Отвечают на вопросы. Проводят анализ своей работы на уроке. | Л. 1, 2 |
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Правописание личных окончаний глагола»
Ейск, 2022 г.