Просмотр содержимого документа
«Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Лекция № 4-5
по дисциплине «Гигиена и экология человека»
Тема: «Современное состояние окружающей среды и глобальные
экологические проблемы».
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Купино
2017г
РАССМОТРЕНО
Протокол ПЦМК
общепрофессиональных дисциплин
от №
Автор-составитель: преподаватель Савельева О.Ю.
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Гигиена и экология человека» по теме «Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы».
Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний по данной теме«Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы».
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС34.02.01. «Сестринское дело».
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:знать:
Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы.
Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.
Формирующиеся компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки»,
«Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление пройденной темы »(приложение №1,№6,№7), «Изложение нового материала» (приложение № 2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5, №6), Задание на дом (приложение №2).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы».
Место проведения: аудитория.
Тип занятия: комбинированное.
Продолжительность проведения занятия:90 минут.
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала. Получить знания о влиянии качества воды на здоровье населения.
Цели занятия:
1. Образовательная: формирование знаний о современном состоянии окружающей среды и глобальных экологических проблемах, вероятность неблагоприятного действия на организм естественно-природных и антропогенных факторов окружающей среды(почвы).
2. Воспитательная: Понимать сущность и социальную значимость гигиенического состояния окружающей среды и глобальных экологических проблем. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития, оценивать их в конкретных условиях жизнедеятельности человека, применять эти знания для сохранения здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни.
3. Развивающая: формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью.
Междисциплинарнаяинтеграция:
ОП.03.
Анатомия и физиология человека
ОП.04.
Фармакология
ПМ 01
МДК.01.01.Пропидевтика клинических дисциплин.
ПМ 04
МДК.04.01.Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое воспитание населения
ПМ 02
МДК.02.01.-02.04.Лнчебная деятельность
Гигиена и экология человека
ОП.09.Основы
Микробиологии и иммунологии
Внутридисциплинарная интеграция:
«Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы»(Гигиеническое и экологическое значение воды)
«Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы». (Гигиеническое и экологическое значение воды)
Методическое обеспечение занятия: Теоретический материал, тестовые задания.
Домашнее задание: повторить конспект лекции, учебник для образовательных учреждений среднего профессионального образования / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.Г. Подунова, - М: Издательский центр «Акадкмия» 2012г. – 63-102с.
Перечень литературы:
Основная: Гигиена и экология человека: учебник для образовательных учреждений среднего профессионального образования / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.Г. Подунова, - М: Издательский центр «Академия» 2012г. – 400с.
Основные этапы занятия. Коды формируемыхкомпетенций
Ориентировочноевремя
Содержаниеэтапа. Методическоеобоснование
1.
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Теоретическое осмысление пройденной темы реализация.ОК 4; (приложение № 1) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания фронтальным опросом (Приложение № 1, №6).
14мин.
Фронтальный опрос прошедшей темы.
3.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1; ОК 4; Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрытьтеоретическуюзначимостьтемы.
2мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3
Изложение нового материала
(Приложение № 2)
50мин
Формирование теоретических знаний
4
Физкультминутка реализация ОК 13 (приложение №3) Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
5 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
5
Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; (приложение № 4) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания тестовыми заданиями.
10мин.
Закрепление материала осуществляется: путем решения тестовых заданий.
6
Подведение итогов (приложение № 6,№ 5)
5 мин.
Обсуждаются итоги тестовых заданий студентов и выставляются оценки с комментариями.
7
Задание на дом (приложение № 2)
2 мин.
Работа с лекционным материалом
Всего
90 мин
Приложение № 1
(Теоретическое осмысление пройденной темы.)
1.Определите содержание понятия «почва» как фактор окружающей среды, влияющий на здоровье человека.
.2. Объясните эпидемиологическое влияния почвы на здоровье человека.
Приложение 2
Организм взрослого человека состоит в среднем на 65 % из воды. С возрастом ее количество воды в организме человека уменьшается. Зародыш человека содержит 97 % воды, организм новорожденных - 77 %, к 50 годам количество воды в организме составляет лишь 60 %. Основная масса воды (70 %) сосредоточена внутри клеток, а 30 % - это внеклеточная вода. В разных органах и тканях содержание воды не одинаковое: скелет содержит 20 %, мышечная ткань – 76 % соединительная ткань – 80 % плазма крови – 92 % стекловидное тело - 99 % воды.
Физиологическое значение воды
Все биохимические реакции связанные с процессами пищеварения и усвоения питательных веществ, протекают в водной среде. Вместе с солями вода принимает участие в поддержании важнейшей физиологической константы организма - величины осмотического давления. За счет малой вязкости, а также способности растворять разные химические вещества и вступать с ними в неустойчивые связи, вода является основной частью крови и играет роль транспортного средства. Вода является основой кислотно-щелочного равновесия в организме, поскольку проявляет свойства как кислот, так и основ. Все процессы усвоения и выделения в организме также протекают в водной среде.
ЭКЗОГЕННАЯ ВОДА Суточная потребность человека в воде составляет 2,5-3,0 л. Вода в организм человека поступает с питьем и пищевыми продуктами. С питьевой водой поступает много макро- и микроэлементов, таких как кальций, магний, натрий, калий, йод, фтор и др.
ЭНДОГЕННАЯ ВОДА При полном окислении 100 г : жиров образуется 107 г воды, углеводов - 55,5 г воды, белков - 41 г воды.
ВЫДЕЛЕНИЕ ВОДЫ ИЗ ОРГАНИЗМА В состоянии покоя из организма человека выводится следующее количество воды: через почки - 1,5 л/сутки через легкие - приблизительно 0,4 л через кишечный тракт - около 0,2 л. Еще 0,6 л воды выделяется через поры кожи в процессе терморегуляции организма. Ежесуточно из организма человека в состоянии покоя выводится около 3 л воды. При работе в горячих цехах, летом в поле, при некоторых патологических состояниях, например, при лихорадке выделение воды может увеличиваться до 8-10 л.
Симптомы обезвоживания организма человека (Э.Адольф, 1952)
При уменьшении воды в организме (в % от массы тела) наблюдается:
1-5 % -- жажда, недомогание, экономия движений, потеря аппетита, покраснение кожи, раздражительность, сонливость, повышение температуры тела
11-15% -- бред, распухание языка, затруднение глотания, глухота, ослабление зрения, вялость и онемение кожи, болезненное мочеотделение, анурия
15-20% от массы тела при температуре воздуха свыше 30 0 С является смертельной.
25 % - является смертельной при любой температуре.
Экологическое значение
Экологическое значение воды обеспечивается тем, что вода является универсальным растворителем многих веществ; в водной среде протекают физико-химические реакции, связанные с обменом веществ у живых существ + происходит транспорт пластических и энергетических материалов + в нее выводятся из организма вредные и использованные продукты обмена + испаряясь с поверхности почвы, кожи, органов дыхания, она участвует в температурной регуляции. В воде легко растворяются атмосферные газы. Велико гигиеническое значение воды для человека в быту: для питья + приготовления пищи + поддержания чистоты тела, жилища, белья, предметов обихода, жилых и общественных зданий. Вода используется для централизованного отопления, канализации, полива улиц и зеленых насаждений. Большие потребности в воде у промышленности и сельского хозяйства. Вода незаменима для оздоровительных мероприятий – купания, закаливания. Чем больше цивилизовано государство, тем больше оно потребляет питьевой воды.
Круговорот воды на Земле – непрерывный процесс движения и обмена водой между всеми тремя фазами, составляющих гидросферу: жидкой массы - океанов, газообразной - атмосферы и литосферы и твердой – во льдах.
Самоочищение воды в источниках.
Природа защищается от загрязнений. Во всех частях биосферы идут процессы самоочищения - абиотические и биотические.
В водоемах действуют абиотические факторы: а) физические - разбавление и смешивание с основной массой воды; б) механические процессы – осаждение нерастворимых взвешенных веществ; в) физические – разрушение под влиянием солнечной радиации и температуры и г) химические – растворение, нейтрализация кислых вод щелочными и наоборот, окисление кислородом и др. При повышении температуры в присутствии УФЛ эти процессы ускоряются.
Биотические процессы реализуются под влиянием продуцентов, консументов и редуцентов.
Продуценты – растения, ряска, микроскопические водоросли, называемые фитопланктоном, выделяют на солнечном свету кислород и поглощают углекислый газ.Консументы– всякие микроскопические туфельки, инфузории, рыбы и животные; чем чище водоем, тем богаче в нем флора и фауна.
Редуценты- это бентосные растения и сапрофитные микроорганизмы. Они «трудятся» без света в придонном иле, где и переваривают с помощью своих ферментов загрязнения и все органические осадки, оседающие на дно. Они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Поэтому, когда много загрязнений и много размножилось бентосных микроорганизмов, то в водоеме мало кислорода, гибнет рыба и фитопланктон.
Источники питьевого водоснабжения
Источником питьевой воды могут быть атмосферные, поверхностные и подземные воды. Все они очень отличаются по химическому составу и гигиенической значимости для человека.
Атмосферная вода – дождевая характеризуется как мягкая, поскольку в ней нет солей Са и Мg. Широко используется для питья в безводных регионах.Подземные воды делятся на поверхностные, грунтовые и межпластовые. Поверхностные воды располагаются у самой поверхности земли – это почвенные воды. Эта вода появляется в период снеготаяния, обильных дождей. Часть воды уходит ниже, а часть испаряется. Эта вода для питья ограничено годна в нежилой зоне и не годна в жилой, т.к. в ней много антропогенных загрязнений – микробных и химических.
Поверхностные воды, опускаясь ниже, встречают глиняную или каменную преграду, скапливаются над ней, образуя грунтовые воды – это колодцы, родники, ключи. Эти воды отражают состав почвы: чем сильнее загрязнение почвы (в жилой зоне), тем больше этих веществ в воде. Спускаясь вниз и растекаясь по уклону местности, вода затекает в водонепроницаемые межпластовые пространства, скапливается здесь и называется межпластовой.Если пробурить скважину глубиной 20 - 90 м , то вода из нее будет называться артезианской. Эта вода отличается от других вод характерным химическим составом, зависящим от пород, по которым она двигается, большей прозрачностью из-за отсутствия взвешенных частиц, низкой температурой; в ней мало микробов и почти полностью отсутствует кислород. Чаще это вода с повышенной жесткостью – в ней много Са и Мg. Физико-химический состав артезианской воды характеризуется постоянством: как правило, это чистая вода. Загрязнения артезианской воды возможны: 1) из-за трещины в земных породах, куда проваливается поверхностная вода и 2) припоступление воды из заброшенных шахт в результате слишком интенсивной эксплуатации артскважины. Артезианская вода используется без очистки и хлорирования. Минусом ее является жесткость воды, в результате чего в ней плохо приготовляется пища - плохо развариваются овощи и мясо; не мылится мыло и плохо стирается белье; водопроводные трубы быстро выходят из строя в результате закупорки их просвета известью. Люди, употребляющие эту воду в сыром виде (некипяченой), чаще болеют желудочно-кишечными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Поверхностные водоисточники разделяются на естественные водоемы (реки, озера, пруды) и искусственные (водохранилища, каналы). Вода проточных водоемов (рек) отличается от воды непроточных (озер, прудов).
Чистота воды в реках зависит от сезона года, источника воды, скорости течения, многоводности и объема загрязнений, стекающих в нее, от санитарного состояния ее берегов и что на них расположено – предприятия, спускающие сточные воды, или навозохранилища молочно-товарный ферм. Как правило, реки берут свое начало из болот и поверхностных водоисточников. Весной и осенью идут дожди – и реки сильно загрязняются сточными водами. Зимой из-за уменьшения атмосферных осадков реки становятся чище. Большинство рек в настоящее время перегорожены плотинами и используются для гидроэлектростанций, поэтому вода в них малопроточна, что снижает процессы самоочищения.
Источниками загрязнения природных
резервуаров питьевой воды.
- стоки поверхностных вод с загрязненных территорий
- спуски бытовых и промышленных стоков
- сбросы отходов водного транспорта
Способы получения пресной воды.
- метод «обратного осмоса» - продавливания воды с растворенными солями через полупроницаемую мембрану: вода проходит,а соли остаются
- метода электролиза – с помощью электрического тока через мембраны проходят катионы и анионы воды, а соли остаются
- метода термической дистилляции – от солнечной энергии получается электрический ток, который нагревает воду до кипения, пар конденсируется и получается дистиллированная вода;
Органолептические свойства воды.
К физическим свойствам питьевой воды относятся: мутность, цветность, запах и вкус.
Доброкачественная вода должна быть прозрачной, бесцветной, не иметь запаха и обладать приятным освежающим вкусом. Изменение этих показателей связано как с природными особенностями (в степи вода соленоватая, болотная – желтая), так и с антропогенными загрязнениями (попадание мочи или фекалий, химических веществ). Температура питьевой воды имеет гигиеническое значение: при температуре 7-12оС вода имеет приятный освежающий вкус и человек «напивается». При меньшей температуре – возможна ангина, при большей – не возникает ощущения удовлетворения жажды.
Количественно запах определяется по 5-балльной системе опытным лаборантом-дегустатором:
1 балл - это еле ощутимый запах, определяемый только опытным лаборантом;
2 балла - запах, который замечает потребитель, если на него обратить внимание;
3 балла - ощутимый запах;
4 балла - резкий запах;
5 баллов - очень интенсивный запах.
В современных стандартах на качество питьевой воды допускается запах не более 2 баллов.
Вкус воды зависит от температуры воды, растворенных в воде солей и газов. Поэтому наиболее вкусная вода - колодезная, родниковая, ключевая. Вода питьевая должна быть приятной на вкус. Нормируются дополнительные привкусы, не свойственные воде. Количественно привкусы также оцениваются по пятибалльной системе и допускаются не более 2 баллов.
Характеристика систем питьевого водоснабжения.
Различают централизованную и децентрализованную системы водоснабжения.
При децентрализованном (местном) водоснабжении потребитель берет воду непосредственно из водоисточника – родника, колодца. Распространено в сельской местности. Такое водоснабжение менее благоприятно в санитарном отношении – при получении и транспортировке воды возможно ее загрязнение.
При централизованном водоснабжении вода подается потребителю в дома с помощью водопровода. Обычно для централизованных водоисточников используется вода поверхностных или подземных источников. Вода из подземных источников (артскважин) используется для небольших населенных пунктов. Преимущество этого способа – воду не надо подвергать очистке и можно делать водозабор в самом населенном пункте. Воду из открытых водоемов надо очищать и дезинфицировать.
Охрана источников водоснабжения.
Охрана источников водоснабжения обеспечивается в соответствии с Санитарными правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (2001). Они требуют: 1) создания санитарных охранных зон и 2) охрану поверхностных вод от загрязнения сточными водами.
Зона санитарной охраны – это специально выделенная территория, связанная с источником водоснабжения и водозабором. Зоны нужны для его самоочищения, для ограничения попадания в водоемы загрязнений. Дляразныхводоисточниковорганизуются разные зоны: для поверхностных (рек, озер) – 3 пояса, для артскважин - 2 и для колодцев – 1 пояс.
Первый пояс – зона строго режима – непосредственно защищает место водозабора и территорию от загрязнения и посторонних людей. На земле – это забор с колючей проволокой и строгим режимом охраны. На проточном водоеме – реке – такая же ограда и охрана на 200м по течению вверх и на 100 м – вниз. Для непроточных водоемов - небольших озер – вся территория озера. Для артскважин – ограда в радиусе 50 м для безнапорных и 30м – для напорных. На территорию 1-го пояса не допускаются посторонние, не разрешается проживание, строительство, купание, рыбная ловля, катание на лодках. Территория его благоустроена и асфальтирована.
Второй пояс – зона ограничений – охватывает всю территорию, которая может влиять на качество воды в месте водозабора. Он определяется расчетным способом для каждого водоема – с учетом времени пробега воды от границ пояса до места водозабора. Для реки – на пространство, которое она проходит за 3-5 суток. Для крупных рек это вверх - 20-30 км, средних 30-60 км, а для малых охватывает ее всю до истоков. Вниз по течению – не менее 250 м по реке и 1000 м по берегу. Для непроточных водоемов – радиус 3-5 км. Для артскважин – 200-9000 суток пробега – это время, в течение которого проникшие микробы погибают. Во 2 поясе ограничивается всякая производственная и хозяйственная деятельность, ограничивается сток сточных вод, массовые купания, промышленное рыболовство.
Третий пояс – зона санитарных ограничений. Применяетсядля открытых водоемов: в нем запрещается разработка полезных ископаемых, размещение кладбищ и животноводческих ферм.
Гигиеническое значение воды.
Для человека вода – обязательная составная часть тела, из которой оно состоит на 65-70%. Содержание воды в различных органах и тканях различно. Так, кровь - более чем на 90 % вода. Почки состоят из воды на 82 %, мышцы содержат воды до 75 %, в печени воды до 70 %, кости содержат 28 % воды, даже зубная эмаль содержит 0,2 % воды.
Слайд 1 Объем воды в организме за сутки, л
При обезвоживании организма ухудшается самочувствие + усиливаются процессы распада тканевого белка + нарушается водно-солевой баланс + снижается работоспособность, деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем. При потере 10% воды отмечается резкое беспокойство, слабость, дрожание конечностей. При 20-22% наступает смерть. Без воды человек может прожить в зависимости от окружающей температуры 4-6 дней (дольше в завалах домов уже нет надежды найти живых). В сутки необходимо потреблять не менее 1,5 –2 л жидкости. К сожалению, большинство людей не употребляют эту норму, от чего страдают хроническими запорами, головными болями, желтизной кожи, преждевременным старением. Вода незаменима для оздоровительных мероприятий: при купании организм закаливается и тренирует мышцы.
Химический состав воды.
Вода никогда не бывает в природе чистой, она всегда содержит примеси, по которым мы характеризуем ее с гигиенической стороны. В процессе круговорота и соприкосновения с воздухом, почвой и горными породами в ней растворяются химические соединения и проникают бактерии и вирусы. Из неорганических соединений – соли Са и Мg, которые обуславливают жесткость воды; хлориды, сульфаты, железо; среди постоянных компонентов – Mn, Be, Cu, As, Pb, F, Zn. Могут быть соли аммиака, нитриты и нитраты – это указывает на загрязнение воды белковыми веществами или фекалиями. Из газов содержатся – кислород, углекислый газ и сероводород.
Повышенная минерализация воды снижает секрецию желудка, нарушает водно-солевое равновесие в организме, от чего страдают сердце, сосуды и пищеварение, снижаются аппетит, работоспособность, наступает слабость, обостряются хронические болезни, снижается иммунитет к инфекционным заболеваниям. Использование для питья морской воды (18-35 г солей/л) ведет к быстрому обезвоживанию организма, нарушению кислотно-щелочного равновесия, нарушается сердечная деятельность и на 2-3-е сутки наступает смерть вместо 5-6-х суток, кто не пил этой воды. Чаще всего повышенная минерализация питьевой воды определяется ее жесткостью.
Жесткость воды зависит от содержания в ней солей Са и Мg (карбонаты, бикарбонаты, хлориды, сульфаты) и является важным критерием пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей. Повышенная жесткость артезианских скважин (более 7 мг-экв/л) образует накипь, повышает расход моющих средств, плохо развариваются мясо и овощи, плохо настаивается чай. На волокнах стираемых тканей оседают хлопья мыла. То же происходит при мытье тела - забиваются кожные поры, возникают сухость, раздражение и прыщи. Страдают почки – в них появляются камни.
Пониженной жесткостью обладает талая вода снега и льда или дистиллированная, длительное употребление которых из-за низкого содержания солей вызывает неблагоприятный минеральный обмен - возникают сердечно-сосудистые заболевания, гастрит, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу, заболевания ЦНС.
Микроэлемент фтор имеет большое гигиеническое значение из-за его биологической роли. От фтора зависит образование зубной эмали и крепость костной ткани. Поступает фтор в организм, в основном, с водой. Пониженное содержание его в воде вызывает кариес зубов При повышенном содержании фтора возникает флюороз – снижение плотности костей и зубов.
Сульфаты оказывают слабительное действие.
Железо (из артскважин, старых водопроводных труб) ухудшает физические свойства воды – она становится мутной, желто-бурой окраски с неприятным металлическим привкусом; при стирке грязнится белье.
Медь – повышенные концентрации поражают слизистые оболочки почек и печень.
Мышьяк, входящий в состав реагентов для очистки водопроводной воды, поражает ЦНС.
Повышенное содержание нитритов (более 10 мг/л) может быть при употреблении воды колодцев, прудов и рек, куда стекают талые или дождевые воды с полей, политых азотистыми удобрениями или большими дозами навоза, что может быть в сельской местности. Страдают все, но в первую очередь, дети – от метгемоглобинемии.
Длительное употребление воды, загрязненной азотсодержащими и хлорсодержащими веществами, вызывает хронические нефриты, гепатиты, токсикозы беременности, врожденные уродства.
При хлорировании водопроводной воды, содержащей органические загрязнители (гуминовые вещества, органику навоза, распавшиеся цветущие водоросли), которые не задерживаются системой очистки воды и проникают через современные фильтры, образуются хлорорганические вещества – хлороформ, бромдихлорметан, четыреххлористый углерод и др., которые долго сохраняются и не уничтожаются при длительном кипячении. Хлорорганические вещества вызывают повреждение печени и иммунной системы, а в дальнейшем рак. Считается, что хлор безвреден для организма, но, в действительности, он воздействует на стенку желудка, обуславливая гастриты, и на иммунную систему
Контроль за качеством питьевой воды осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). Этим законом введен санитарно-эпидемиологический мониторинг: автоматическое слежение за качеством питьевой воды.
Чтобы пресная вода стала питьевой для централизованного водоснабжения надо ее обработать - очистить и обеззаразить. Гигиенические требования к качеству питьевой воды изложены в Санитарных правилах «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (2001). В соответствии с этими требованиями производятся очистка (осветление, обесцвечивание) и обеззараживание.
Основная цель очистки – освобождение от взвешенных частиц и окрашенных коллоидов. Это достигается 1) отстаиванием (ответление), 2) коагуляцией(обесцвечивание) и 3) фильтрацией. После прохождения воды из реки через водозаборные решетки, в которых остаются крупные загрязнители, вода поступает в большие емкости – отстойники, при медленном протекании через которые за 4-8 час.на дно выпадают крупные частицы. Для осаждения мелких взвешенных веществ вода поступает в емкости, где коагулируется – добавляется в нее полиакриламид или сульфат алюминия, который под влиянием воды становится, подобно снежинкам, хлопьями, к которым прилипают мелкие частицы и адсорбируются красящие вещества, после чего они оседает на дно резервуара. Далее вода идет на конечную стадию очистки – фильтрацию: медленно пропускается через слой песка и фильтрующую ткань – тут задерживаются оставшиеся взвешенные вещества, яйца гельминтов и 99% микрофлоры.
Далее вода идет на обеззараживание от микробов и вирусов. Для этого используется хлорирование воды газом (на крупных станциях) или хлорной известью (на мелких). При добавлении хлора к воде он гидролизуется, образуя хлористоводородную и хлорноватистую кислоты, которые, легко проникая через оболочку микробов, убивают их. Эффективность хлорирования воды зависит от: 1) степени очистки воды от взвешенных веществ, 2) введенной дозы, 3) тщательности перемешивания воды, 4) достаточной экспозиции воды с хлором и 5) тщательности проверки качества хлорирования по остаточному хлору. Бактерицидное действие хлора выражено в первые 30 мин и зависит от дозы и температуры воды – при низкой температуре дезинфекция удлиняется до 2 часов.
Озонирование применяется на небольших водопроводах с очень чистой водой. В последнее время озонирование действует на ряде крупных водопроводных станций. Сильные окислительные свойства озона обеспечивают его бактерицидное действие. Озонирование имеет преимущество перед хлорированием. Озон действует быстрее хлора и при этом не только надежно обеззараживает воду, в т.ч. от вирусов и спор грибков, но одновременно эффективно обесцвечивает ее, устраняет запахи и привкусы, и сам не вносит запаха, не меняет минерального состава воды
Слацд 2
Методы улучшающие качество питьевой воды
Основные
Специальные
Обеззараживание
Осветление и обесцвечивание
Обеззараживание
Умягчение
Опреснение
Деконтаминирование
Обесфторирование
Фторирование
Дезодорация
Отстаивание
Физические методы
Химические методы
Фильтрация
Кипячение
Хлорирование
Коагуляция и флокуляция
УФО
Озонирование
Гамма-излучение
Олигодинамическое действие серебра
Токи УВЧ
Элекромагнитные волны
Комбинированный метод сочетает предварительное мембранное фильтрование питьевой воды с последующим озонированием, что позволяет надежно гарантировать эпидемическую безопасность питьевой воды в любых условиях, включая чрезвычайные ситуации
Ультрафиолетовое (УФ) облучение является наиболее эффективным и широко распространенным способом физического обеззараживания воды. Достоинства этого метода заключаются в быстроте действия, эффективности уничтожения вегетативных и споровых форм бактерий, яиц гельминтов и вирусов
Методы обеззараживания воды
в домашних и полевых условиях
1.кипячение – самый простой способ уничтожения микроорганизмов в воде; при этом многие химические загрязнения сохраняются
2.использование бытовых приборов - фильтров, обеспечивающих несколько степеней очистки; адсорбирующих микроорганизмы и взвешенные вещества; нейтрализующих ряд химических примесей, в т.ч. жесткость; обеспечивающих поглощение хлора и хлорорганических веществ. Такая вода обладает благоприятными органолептическими, химическими и бактериальными свойствами
3.«серебрение» воды с помощью специальных приборов путем электролитической обработки воды. Ионы серебра эффективно уничтожают всю микрофлору; консервируют воду и позволяют ее долго хранить, что используется в длительных экспедициях на водном транспорте, у подводников для сохранения питьевой воды в течение продолжительного времени. Лучшие бытовые фильтры используют серебрение в качестве дополнительного метода обеззараживания и консервации воды
4.в походных условиях пресную воду обрабатывают таблетками с хлором: пантоцидом, содержащим хлорамин (1 табл. – 3 мг активного хлора), или аквацидом (1 табл. – 4 мг); а также с йодом - йод-таблетки (3 мг активного йода). Необходимое к применению число таблеток рассчитывается в зависимости от объёма воды
Нормы водопотребления жителей зависят от
благоустройства домов и систем водоснабжения:
А) воду берут из колонок на улицах (канализация отсутствует) - 30-60 л/сут на 1 жителя в день;
Б) с внутренним водопроводом и выгребной канализацией, без ванны и горячего водоснабжения (не канализованные) – 125- 160 л/сут на 1 жителя в день;
В) то же + ванны + местный водонагрев (частично канализованные ) - 170– 250 л/сут на 1 жителя в день;
Г) то же + централизованное обеспечение горячей водой – 250-350 л/сут на 1 жителя в день;
Вода имеет большое значение в эпидемическом распространении инфекционных заболеваний - второе место после воздушного пути. Но имеется и особенность: если воздушный путь действует при массовых скоплениях людей, то водный охватывает и малолюдные поселения. По данным ВОЗ, 80% инфекционных болезней связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Через воду передаются бактериальные кишечные инфекции - холера, брюшной тиф, дизентерия и вирусные заболевания – гепатит А (болезнь Боткина), полиомиелит, а также лептоспироз (водная лихорадка - от мышей), туляремия. Через водную среду распространяются гельминтозы: через рыб и моллюсков – описторхоз (поражается печень), дифиллоботриоз (10-метровый широкий лентец поражает тонкий кишечник), шистоматоз (личинки пробуравливают кожу ног, попадают в кровь и поражают мочевой пузырь и толстый кишечник – болеют до 200 млн чел. в жарком климате). В водных бассейнах размножаются комары, переносящие возбудителей малярии (болеют до 800 млн чел) и филляриоза.
Профилактика эндемических и эпидемических заболеваний,
Качество питьевой воды служит основой эндемической и эпидемической безопасности здоровья населения. Доброкачественная по химическим, микробиологическим, органолептическим и эстетическим свойствам вода является показателем санитарного благополучия и жизненного уровня населения. Вода должна быть.безопасной в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна в химическом отношении и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть и во всех точках водозабора.
В нашей стране для централизованных источников водоснабжения действуют СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» с 1 января 2002г. Санитарные правила предназначены не только для воды централизованных водопроводов, а также используемой для продовольствия, продукции, хранящейся в бутылках, контейнерах и т.д. Они содержат три группы гигиенических требований: физические, химические и бактериологические. Для каждого показателя.утверждены количественные нормативы. Так органолептические показатели – запах и привкус измеряются в баллах (не более 2 баллов), цветность по шкале цветности – в градусах (не более 20 о), мутность по шкале мутности - в мг/л (не более 1,5 мг/л), прозрачность - по чтению шрифта через столб исследуемой воды – в см (не менее 30 см).
Безопасность по химическому составу определяется по содержанию вредных веществ (всего 1200 веществ) - их содержание не должно превышать ПДК, а общая минерализация (сухой остаток) – 1000 мг/л. Косвенным показателем наличия в воде органических веществ является окисляемость воды – количество кислорода, пошедшего на окисление находящихся в воде органических веществ; чистая воды поглощает 2 - 4 мг/л кислорода (ПДК – 5 мг/л).
Поскольку выявление опасных бактерий в воде затруднительно и требует времени, то безопасность воды в эпидемическом отношении определяют по косвенным показателям - по микробиологическим и паразитологическим:
общее микробное число должно быть не более 50 в 1мл;
цисты лямблий в 50мл должны отсутствовать,
коли-титр – минимальное количество воды, в котором содержится одна кишечная палочка, – 333 мл
коли-индекс – количество кишечных бактерий в 1 л – не более 3-х.
Содержание остаточного хлора в любой точке водопроводной сети через 0,5 часа отстаивания должно сохраняться не менее 0,3-0,5 мг/л, но в периоды эпидемической опасности применяется суперхлорирование – до 1 мг/л.
Для децентрализованных источников водоснабжения – артскважин без разводящей сети, родников и колодцев в РФ действуют СаНПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». В них органолептические показатели на один порядок ниже, чем для воды централизованного водоснабжения, а кишечных палочек допускается до 10 в 1л. Но остальные показатели должны соответствовать воде централизованного водоснабжения: показателей свежего фекального загрязнения: аммиака и нитритов (-NО2)- не более следов, хлоридов – не более 350 мг/л; показателей старого фекального загрязнения - нитратов (-NОз) – не более 45 мг/л.
Профилактика эндемических заболеваний заключается, в основном, в добавлении недостающих веществ или уменьшении их избытка.
При недостатке фтора проводится фторирование воды до 0,5 мг/л, путем добавления в воду фтористого натрия или других реагентов. В РФ в настоящее время имеются лишь единичные системы фторирования питьевой воды, тогда как в США 74% населения получают фторсодержащую водопроводную воду.
При избытке фтора воду подвергают дефторированиюметодами осаждения фтора, разбавлением или ионной сорбцией.
К маломинерализованной воде добавляются минеральные вещества. Этот метод применяется при изготовлении бутилированной минеральной воды, реализуемую через торговую сеть. Кстати, потребление питьевой воды, приобретаемой в торговой сети, возрастает во всем мире, что особенно актуально для туристов, а также для жителей неблагополучных местностей.
Для снижения общей минерализации подземных вод применяют дистилляцию, ионную сорбцию, электролиз, вымораживание.
Для снижения жесткости воды артезианских скважин применяют кипячение, реагентные методы и метод ионного обмена.
На артскважинах удаление соединений железа (обезжелезивание) и сероводорода (дегазация) осуществляется аэрацией с последующей сорбцией на специальном грунте.
Слайд 3 Таблица 1
Показатели
Единицы измерения
Нормативы
Термотолерантные колиформные бактерии
Число бактерий в 100 мл1)
Отсутствие
Общие колиформные бактерии2)
Число бактерий в 100 мл1)
Отсутствие
Общее микробное число2)
Число образующих колонии бактерий в 1 мл
Не более 50
Колифаги3)
Число бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл
Отсутствие
Споры сульфитредуцирующих клостридий4)
Число спор в 20 мл
Отсутствие
Цисты лямблий3)
Число цист в 50 л
Отсутствие
Таблица 3
Показатели
Единицы измерения
Нормативы (предельно допустимые концентрации) (ПДК), не более
Показатель вредности
Класс опасности
Хлор1)
остаточный свободный
мг/л
в пределах 0,3-0,5
орг.
3
остаточный связанный
-"-
в пределах 0,8-1,2
-"-
3
Хлороформ (при хлорировании воды)
-"-
0,22)
с.-т.
2
Озон остаточный3)
-"-
0,3
орг.
Формальдегид (при озонировании воды)
-"-
0,05
с.-т.
2
Полиакриламид
-"-
2,0
-"-
2
Активированная кремнекислота (по Si)
-"-
10
-"-
2
Полифосфаты (по РО)
-"-
3,5
орг.
3
Остаточные количества алюминий- и железосодержащих коагулянтов
-"-
см. показатели «Алюминий», «Железо» табл. 2
Таблица 2
Показатели
Единицы измерения
Нормативы (предельно допустимые концентрации) (ПДК), не более
Показатель вредности1)
Класс опасности
1
2
3
4
5
Обобщенные показатели
Водородный показатель
единицы рН
в пределах 6-9
Общая минерализация (сухой остаток)
мг/л
1000 (1500)2)
Жесткость общая
мг-экв./л
7,0 (10)2)
Окисляемость перманганатная
мг/л
5,0
Нефтепродукты, суммарно
мг/л
0,1
Поверхностно-активные вещества (ПАВ), анионоактивные
мг/л
0,5
Фенольный индекс
мг/л
0,25
Неорганические вещества
Алюминий (Al3+)
мг/л
0,5
с.-т.
2
Барий (Ва2+)
-“-
0,1
-"-
2
Бериллий (Ве2+)
-“-
0,0002
-"-
1
Бор (В, суммарно)
-“-
0,5
- -
2
Железо (Fe, суммарно)
-“-
0,3 (1,0)2)
орг.
3
Кадмий (Cd, суммарно)
-“-
0,001
с.-т.
2
Марганец (Мn, суммарно)
-“-
0,1 (0,5)2)
орг.
3
Медь (Сu, суммарно)
-“-
1,0
-"-
3
Молибден (Мо, суммарно)
-“-
0,25
с.-т.
2
Мышьяк (As, суммарно)
-“-
0,05
с.-т.
2
Никель (Ni, суммарно)
мг/л
0,1
с.-т.
3
Нитраты (по NО3-)
-“-
45
с.-т.
3
Ртуть (Hg, суммарно)
-“-
0,0005
с.-т.
1
Свинец (Рb, суммарно)
-“-
0,03
-"-
2
Селен (Se, суммарно)
-“-
0,01
-"-
2
Стронций (Sr2+)
-“-
7,0
-"-
2
Сульфаты (SO)
-“-
500
орг.
4
Фториды (F-)
-“-
Для климатических районов
- I и II
-“-
1,5
с.-т.
2
- III
-“-
1,2
-"-
2
Хлориды (Сl-)
-“-
350
орг.
4
Хром (Cr6+)
-“-
0,05
с.-т.
3
Цианиды (CN-)
-“-
0,035
-"-
2
Цинк (Zn2+)
-“-
5,0
орг.
3
Органические вещества
-ГХЦГ(линдан)
-“-
0,0023)
с.-т.
1
ДДТ (сумма изомеров)
-“-
0,0023)
11
2
2,4-Д
-“-
0,033)
11
2
Приложение № 3
Физкультминутка
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Приложение 4
Тестовые задания
1.Повышенное содержание фтора в почве и воде может привести к:
А)флюорозу; Б)кариесу; В)эндемическому зобу.
2.Пониженное содержание фтора в почве и воде может привести к:
А)флюорозу; Б)кариесу; В)эндемическому зобу.
3.Пониженное содержание йода в почве и воде может привести к:
А)флюорозу; Б)кариесу; В)эндемическому зобу.
4.Метгемоглобинемия развивается при избытке в воде:
10)При употреблении воды с высоким содержанием хлоридов происходит:
А)снижение секреции желудка:
Б) снижение секреции кишечника:
В)повышение моторики желудка и кишечника:
Г)угнетение выделительной функции почек
Приложение 5
Критерии оценивания:
1. Выполнены тестовые задания по определению факторов окружающей среды, влияющие на здоровье человека.(да/нет)
Система оценивания:
Применяется дихотомическая система оценивания: критерием оценки выступает правило:
за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов и политомический признак правильности ответа.
Оценивание осуществляется в соответствии с определенными критериями. Длятестирования:
Процентрезультативности
(правильныхответов)
Качественнаяоценкауровняподготовки
Балл (отметка)
Вербальныйаналог
90 – 100% (10)
5
Отлично
80 – 89%(9-8)
4
Хорошо
70 – 79%(7-6)
3
Удовлетворительно
Менее 70%(5 и менее)
2
неудовлетворительно
Эталон ответа к тестовым заданиям
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Эталон ответа
а
б
в
б
в
а
Б,в,д
А,б,в
б
А,б,г
Приложение № 6
(Теоретическое осмысление пройденной темы.)
1.Определите содержание понятия «почва» как фактор окружающей среды, влияющий на здоровье человека.
Критерии оценивания:
1.Даны точные определения основных факторов окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Да/нет
2.Полно и правильно определены основные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.Да/нет
3.Полно и точно представлены основные
факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. да/нет
Система оценивания:
Применяется дихотомическаясистема оценивания: критерием оценки выступает правило:
за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов и политомический признак правильности ответа.
Оценка «отлично» ставится –3 балла
Оценка «хорошо» ставится –2 балла
Оценка «удовлетворительно» ставится –1 балл
Оценка «неудовлетворительно» ставится –0 баллов
Почва - это рыхлый поверхностный слой земной коры, состоящий из комплекса органических и минеральных соединений. Почва формирует химический состав потребленных человеком продуктов питания, питьевой воды и, отчасти, атмосферного воздуха. Человек, включаясь через почву в биогеоценоз данной экосистемы, формируется как соответствующий адаптивный тип в виде национальных признаков, наиболее приспособленный к выживанию в условиях данного климата и местности. Человек, переселившийся в другой климатический пояс, через десятилетия приближается к облику местного населения (по уровню обмена веществ, составу пищеварительных ферментов, функционированию сердечно-сосудистой, легочной и других систем). Почва через пищу, воздух и воду активно влияет на этот адаптивный процесс. Гигиенические свойства почвы определяются пористостью, воздухопроницаемостью, влагоемкостью, гигроскопичностью и капиллярностью.
Пористость – это процент пор в почве (в песчаной – 40%, торфяной – 82%).
Воздухопроницаемость – способность пропускать воздух.
Водопроницаемость – способность пропускать воду (ее фильтрационная способность). Влагоемкость – сколько может удержать почва воды (ее адсорбционная способность).
Капиллярность – способность почвы подымать воду с нижних слоев вверх.
О гигиенической чистоте почвы судят по результатам санитарно-бактериологических, санитарно-гельминтологических, санитарно-энтомологических и санитарно-химических исследований. Здоровая почва должна быть крупнозернистой и сухой, что обеспечивает лучшую воздухопроницаемость: больше кислорода – лучше окисляются органические вещества и, тем самым, лучше осуществляется самоочищаемость от них почвы.
Через почву передаются следующие заболевания: кишечные инфекции, в том числе особоопасные (дизентерия, брюшной тиф, паратиф, холера), гельминтозы, зоонозы (сибирской язвой), инфекции, вызываемые спороносными анаэробами (столбняк, газовая гангрена).
Эпидемическое значение почвы заключается в следующем:
1) загрязненная почва может служить фактором эпидемических заболеваний как непосредственно, так и через загрязнение источников водоснабжения, и через мух; 2) в загрязненной почве размножаются и заражаются мухи; 3) употребление загрязненных овощей (лук, редиска) и ягод (клубника) приводит к заражению людей яйцами глистов.
Поэтому для профилактики инфекционных заболеваний и гельминтозов, передающихся через почву, большое значение имеют санитарная охрана почвы и санитарная очистка территорий от отходов.
Почва может подвергаться:
радиоактивному загрязнению при поступлении в нее радиоактивных отходов с выбросами соответствующих промышленных предприятий в случаях несоблюдения правил радиационной безопасности, а также при испытаниях ядерного оружия; химическому загрязнению из-за промышленных выбросов, загрязнения от автотранспорта, применения в сельском хозяйстве ядохимикатов
2. . Объясните эпидемиологическое влияния почвы на здоровье человека.
Критерии оценивания:
1.Даны точные определения основных факторов окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Да/нет
2.Полно и правильно определены основные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.Да/нет
3.Полно и точно представлены основные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. да/нет
Система оценивания:
Применяется дихотомическаясистема оценивания: критерием оценки выступает правило:
за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов и политомический признак правильности ответа.
Оценка «отлично» ставится –3 балла
Оценка «хорошо» ставится –2 балла
Оценка «удовлетворительно» ставится –1 балл
Оценка «неудовлетворительно» ставится –0 баллов
Почва – один из важнейших элементов экологической системы Земли. Наряду с солнечным светом, водой, температурой окружающей среды она – компонент внешней среды жизнедеятельности человека. Будучи одним из элементов биосферы, почва во многом определяет гигиеническое состояние внешней среды, оказывая большое влияние на состояние здоровья людей и санитарно-гигиенические условия жизни. Человек, добывая из почвы воду, производя различные земляные, подземные сельскохозяйственные работы, постоянно подвергается различным воздействиям отдельных почвенных факторов.
Эпидемиологическое значение почвы. Почва – чрезвычайно благоприятная среда обитания для бактерий, актиномицет, микоплазм, грибов, грибков, водорослей, лишайников, простейших. В ней находится от 5000 до 500000 простейших микроорганизмов на 1 г почвы.
Комплексное определение гигиенической опасности почвенного фактора
Степень опасности
Характеристика почвы
Число личинок и куколок на 25 м² почвы
Число яиц гельминтов в 1 кг почвы
Титр Е. coli¹
Титр CL. perfringens²
Санитарное число (число Хлебникова)³
Безопасная
Чистая
0
0
1,0 и больше
0,1 и больше
0,98-1,0
Относительно безопасная
Слабо загрязненная
1-10
До 10
1,0-0,01
0,01-0,001
0,85-0,98
Опасная
Загрязненная
10-100
11-100
0,01-0,001
0,001 и меньше
0,70-0,85
Чрезвычайно опасная
Сильно загрязненная
100 и больше
Более 100
0,001 и меньше
0,0001 и меньше
0,7 и меньше
Примечания. 1. Наименьший вес почвы (г), в которой содержится одна кишечная падочка. 2. Наименьший вес почвы (г),в котором содержится один анаэробный микроорганизм. 3. Отношение почвенного белкового азота (азот гумуса) в мг/кг ко всему количеству органического азота в почве (мг/кг).
Через почву передаются многочисленные инфекционные заболевания. В этом состоит ее эпидемиологическое значение. Патогенные микробы, попадая в почву с выделениями человека и животных, загрязняют ее. Наибольшего внимания заслуживает роль почвы в передаче патогенных анаэробов. Возбудители столбняка, газовой гангрены и ботулизма, будучи кишечными сапрофитами теплокровных животных и человека, попадают с фекалиями в почву и образуют там споры, сохраняющие свою жизнедеятельность годами. На глубине нескольких сантиметров они уже защищены от губительного действия солнечных лучей и размножаются, находя здесь питательные вещества, влагу, кислород воздуха, проникающего в почвенные поры. Многочисленные возбудители болезней могут выживать в почве довольно долго.
Сроки выживания в почве патогенных микробов
Возбудители инфекций
Путь проникновения в почву
Срок выживания (дни)
Холерный вибрион
Испражнения
Содержимое выгребных ям
Сточные воды
20-210
7-12
2-15
Возбудители брюшного тифа
Испражнения
Содержимое выгребных ям
Сточные воды
Кухонные выбросы
Домашний мусор
30-100
30-150
6
4
42
Дизентерийная полочка
Испражнения
Содержимое выгребных ям
Сточные воды
Кухонные выбросы
Домашний мусор
20-60
5-12
2-7
5
24
Если возбудители столбняка или газовой гангрены проникают вместе с частицами почвы в организм через поврежденные при травмах кожные покровы, возникает заражение. Заболевание человека ботулизмом наступает при употреблении в пищу продуктов или плохо приготовленных консервов, загрязненных почвой, содержащей споры возбудителей ботулизма. Почва – благоприятная среда и для сибиреязвенных микробов (Anthrax) Возбудители сибирской язвы не только длительно сохраняются в ней в виде спор, но и размножаются. В населенных пунктах, не имеющих канализации, происходит постоянное фекальное загрязнение почвы, причем не только поверхностных слоев, но и глубинных слоев. Возбудители брюшного тифа, дизентерии, гепатита и других кишечных инфекций проникают в организм человека из почвы при употреблении в пищу сырых овощей, загрязненных почвой, особенно если для ее удобрения использовались фекалии.
Возможен и другой вид передачи этих возбудителей из почвы - посредством воды. Этот путь имеет несравненно большее значение. Дождевые и талые воды смывают фекальные загрязнения с поверхности почвы и выносят их в открытые водоемы. Грунтовые воды, растворяя в почве органические вещества вместе с содержащимися в них микроорганизмами, также способствуют проникновению возбудителей инфекционных болезней в источники водоснабжения. Так загрязненная вода становится причиной водных эпидемий, нередко поражающих большие массы людей. Почва, загрязненная органическими веществами, представляет собой благоприятную среду для сохранения и развития микробов, яиц гельминтов и личинок насекомых, среди которых могут быть возбудители и передатчики инфекций, гельминтозов и др. Наибольшее количество микробов находится на глубине 1-2 см. а на глубине 4-6 м их обычно нет.
Микробы столбняка находятся в садовой и огородной почве, удобренной навозом. При небольших повреждениях кожи необходимо немедленно вводить противостолбнячную сыворотку. Об этом должны быть хорошо осведомлены спортсмены, так как во время занятий легкой атлетикой, футболом и другими видами спорта возможны повреждения кожных покровов. В почве, загрязненной выделениями животных, больных сибирской язвой, или их трупами, могут находиться споры сибирской язвы, которые сохраняются годами. Попав в организм человека, они прорастают, и вызывают чаще всего кожную форму заболевания, реже легочную и кишечную.
Особенно велико значение почвы как специфического факторы передачи ряда глистных заболеваний, так называемых геогельминтозов (аскаридоз, анкилостомоз, эхинококкоз и др.). Яйца гельминтов могут сохраняться почв длительное время в виде яиц и развиваются до стадии личинок. В организм человека яйца и личинки попадают при употреблении грязных овощей и еде руками, загрязненными почвой. Заражение геогельминтами анкилостомами происходит через кожу. При выборе участка под строительство открытых спортивных сооружений нередко приходится снимать верхний слой почвы ввиду ее загрязненности. В сельской местности категорически запрещено отводить под спортивные площадки места, которые ранее использовались для содержания скота.
Примечания:
1) При обеззараживании воды свободным хлором время его контакта с водой должно составлять не менее 30 минут, связанным хлором не менее 60 минут.
Контроль за содержанием остаточного хлора производится перед подачей воды в распределительную сеть.
При одновременном присутствии в воде свободного и связанного хлора их общая концентрация не должна превышать 1,2 мг/л.
В отдельных случаях по согласованию с центром госсанэпиднадзора может быть допущена повышенная концентрация хлора в питьевой воде.
2) Норматив принят в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
3) Контроль за содержанием остаточного озона производится после камеры смешения при обеспечении времени контакта не менее 12 минут.
3.4.4. При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1. Расчет ведется по формуле:
, где
С1, С2, Сn - концентрации индивидуальных химических веществ 1 и 2 класса опасности: факт. (фактическая) и доп. (допустимая).
3.5. Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в табл. 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в табл. 2 и 3 и в прилож. 2.
Таблица 4
Показатели
Единицы измерения
Нормативы, не более
Запах
баллы
2
Привкус
-"-
2
Цветность
градусы
20 (35) 1)
Мутность
ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/л (по каолину)
2,6 (3,5) 1)
1,5 (2) 1)
Примечание. Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.
3.5.1. Не допускается присутствие в питьевой воде различных невооруженным глазом видных организмов и поверхностной пленки.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 февраля 2010 г. N 10 пункт 3.6 главы III настоящих СанПиН изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 мая 2010 г.
3.6. Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормам радиационной безопасности по показателям, представленным в таблице 5.
Таблица 5
Показатели
Единицы измерения
Показатели радиационной безопасности
Суммарные показатели (1)
Удельная суммарная альфа-активность
Бк/кг
0,2
Удельная суммарная бета-активность
Бк/кг
1,0
Радионуклиды (2)
Радон (222Rn) (3)
Бк/кг
60
Сигма радионуклидов (3)
единицы
≤1,0
Примечания:
(1) При превышении показателей проводится анализ содержания радионуклидов в воде.
(2) Перечень определяемых радионуклидов в воде устанавливается в соответствии с санитарным законодательством. Определение радона для подземных источников водоснабжения является обязательным.
(3) При совместном присутствии в воде нескольких радионуклидов должно выполняться условие , где Аi - удельная активность i-гo радионуклида в воде; УВi - соответствующий уровень вмешательства согласно приложению 2а к СанПиН 2.6.1.2523-09* "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)". При невыполнении условия оценка воды проводится в соответствии с санитарным законодательством".
1 класс - чрезвычайно опасные;
2 класс - высокоопасные;
3 класс - опасные;
4 класс - умеренно опасные
Похожие кроссворды
По горизонтали 3. Организация отвечающая за качество питьевой воды 5. количество кишечных палочек в одном литре воды. 7. На это свойство воды влияют взвешенные в воде различные вещества, температура и цвет воды. Как правило, эта величина уменьшается после дождей и в периоды паводков.
По вертикали 1. Наличие в воде катионов кальция и обуславливает 2. Наименьшее количество воды, в котором удается обнаружить хотя бы одну кишечную палочку 4. это свойство воды определяется содержанием в воде гуминовых органических кислот. 5. Концентрация ионов водорода определяет 6. Содержание в воде растворимых солей