kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствиис ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:

современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Лекция № 4-5

по дисциплине «Гигиена и экология человека»

Тема: «Современное состояние окружающей среды и глобальные

экологические проблемы».

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело























Купино

2017г



РАССМОТРЕНО



Протокол ПЦМК

общепрофессиональных дисциплин

от №

















Автор-составитель: преподаватель Савельева О.Ю.

















Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Гигиена и экология человека» по теме «Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы».

Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний по данной теме«Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС34.02.01. «Сестринское дело».

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:знать:

  • Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы.

  • Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.


Формирующиеся компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки»,

«Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление пройденной темы »(приложение №1,№6,№7), «Изложение нового материала» (приложение № 2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5, №6), Задание на дом (приложение №2).










УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы».

Место проведения: аудитория.

Тип занятия: комбинированное.

Продолжительность проведения занятия:90 минут.

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала. Получить знания о влиянии качества воды на здоровье населения.

Цели занятия:

1. Образовательная: формирование знаний о современном состоянии окружающей среды и глобальных экологических проблемах, вероятность неблагоприятного действия на организм естественно-природных и антропогенных факторов окружающей среды(почвы).

2. Воспитательная: Понимать сущность и социальную значимость гигиенического состояния окружающей среды и глобальных экологических проблем. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития, оценивать их в конкретных условиях жизнедеятельности человека, применять эти знания для сохранения здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни.


3. Развивающая: формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью.




















Междисциплинарная интеграция:



ОП.03.

Анатомия и физиология человека

ОП.04.

Фармакология


ПМ 01

МДК.01.01.Пропидевтика клинических дисциплин.


ПМ 04

МДК.04.01.Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое воспитание населения


ПМ 02

МДК.02.01.-02.04.Лнчебная деятельность


Гигиена и экология человека







ОП.09.Основы

Микробиологии и иммунологии













Внутридисциплинарная интеграция:


«Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы»(Гигиеническое и экологическое значение воды)



«Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы». (Гигиеническое и экологическое значение воды)











Методическое обеспечение занятия: Теоретический материал, тестовые задания.

Домашнее задание: повторить конспект лекции, учебник для образовательных учреждений среднего профессионального образования / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.Г. Подунова, - М: Издательский центр «Акадкмия» 2012г. – 63-102с.

Перечень литературы:

Основная: Гигиена и экология человека: учебник для образовательных учреждений среднего профессионального образования / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.Г. Подунова, - М: Издательский центр «Академия» 2012г. – 400с.

Дополнительная: Гигиена и экология человека: учебное пособие, Ростов н/Дону: Феникс,2003с., Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М

Описание хода занятия

Основные этапы занятия. Коды формируемыхкомпетенций

Ориентировочноевремя

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Теоретическое осмысление пройденной темы реализация.ОК 4; (приложение № 1) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания фронтальным опросом (Приложение № 1, №6).

14мин.

Фронтальный опрос прошедшей темы.


3.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1; ОК 4; Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.

2мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3

Изложение нового материала

(Приложение № 2)

50мин

Формирование теоретических знаний

4

Физкультминутка реализация ОК 13 (приложение №3) Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

5

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; (приложение № 4) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания тестовыми заданиями.

10мин.

Закрепление материала осуществляется: путем решения тестовых заданий.


6

Подведение итогов (приложение № 6,№ 5)


5 мин.

Обсуждаются итоги тестовых заданий студентов и выставляются оценки с комментариями.

7

Задание на дом (приложение № 2)

2 мин.

Работа с лекционным материалом


Всего

90 мин








































Приложение № 1

(Теоретическое осмысление пройденной темы.)

1.Определите содержание понятия «почва» как фактор окружающей среды, влияющий на здоровье человека.

.2. Объясните эпидемиологическое влияния почвы на здоровье человека.























































Приложение 2

Организм взрослого человека состоит в среднем на 65 % из воды. С возрастом ее количество воды в организме человека уменьшается. Зародыш человека содержит 97 % воды, организм новорожденных - 77 %, к 50 годам количество воды в организме составляет лишь 60 %. Основная масса воды (70 %) сосредоточена внутри клеток, а 30 % - это внеклеточная вода. В разных органах и тканях содержание воды не одинаковое: скелет содержит 20 %, мышечная ткань – 76 % соединительная ткань – 80 % плазма крови – 92 % стекловидное тело - 99 % воды.

Физиологическое значение воды

Все биохимические реакции связанные с процессами пищеварения и усвоения питательных веществ, протекают в водной среде. Вместе с солями вода принимает участие в поддержании важнейшей физиологической константы организма - величины осмотического давления. За счет малой вязкости, а также способности растворять разные химические вещества и вступать с ними в неустойчивые связи, вода является основной частью крови и играет роль транспортного средства. Вода является основой кислотно-щелочного равновесия в организме, поскольку проявляет свойства как кислот, так и основ. Все процессы усвоения и выделения в организме также протекают в водной среде. 

ЭКЗОГЕННАЯ ВОДА Суточная потребность человека в воде составляет 2,5-3,0 л. Вода в организм человека поступает с питьем и пищевыми продуктами. С питьевой водой поступает много макро- и микроэлементов, таких как кальций, магний, натрий, калий, йод, фтор и др. 

ЭНДОГЕННАЯ ВОДА При полном окислении 100 г : жиров образуется 107 г воды, углеводов - 55,5 г воды, белков - 41 г воды. 

  ВЫДЕЛЕНИЕ ВОДЫ ИЗ ОРГАНИЗМА В состоянии покоя из организма человека выводится следующее количество воды: через почки - 1,5 л/сутки через легкие - приблизительно 0,4 л через кишечный тракт - около 0,2 л. Еще 0,6 л воды выделяется через поры кожи в процессе терморегуляции организма. Ежесуточно из организма человека в состоянии покоя выводится около 3 л воды. При работе в горячих цехах, летом в поле, при некоторых патологических состояниях, например, при лихорадке выделение воды может увеличиваться до 8-10 л. 

Симптомы обезвоживания организма человека (Э.Адольф, 1952)

При уменьшении воды в организме (в % от массы тела) наблюдается:

1-5 % -- жажда, недомогание, экономия движений, потеря аппетита, покраснение кожи, раздражительность, сонливость, повышение температуры тела

6-10% -- головокружение, одышка, ощущение ползания "мурашек" в конечностях, уменьшение объема крови, остановка слюноотделения, цианоз, нечеткая речь, тяжесть ходьбы

11-15% -- бред, распухание языка, затруднение глотания, глухота, ослабление зрения, вялость и онемение кожи, болезненное мочеотделение, анурия

15-20% от массы тела при температуре воздуха свыше 30 0 С является смертельной.

25 % - является смертельной при любой температуре. 

Экологическое значение

Экологическое значение воды обеспечивается тем, что вода является универсальным растворителем многих веществ; в водной среде протекают физико-химические реакции, связанные с обменом веществ у живых существ + происходит транспорт пластических и энергетических материалов + в нее выводятся из организма вредные и использованные продукты обмена + испаряясь с поверхности почвы, кожи, органов дыхания, она участвует в температурной регуляции. В воде легко растворяются атмосферные газы. Велико гигиеническое значение воды для человека в быту: для питья + приготовления пищи + поддержания чистоты тела, жилища, белья, предметов обихода, жилых и общественных зданий. Вода используется для централизованного отопления, канализации, полива улиц и зеленых насаждений. Большие потребности в воде у промышленности и сельского хозяйства. Вода незаменима для оздоровительных мероприятий – купания, закаливания. Чем больше цивилизовано государство, тем больше оно потребляет питьевой воды.

Круговорот воды на Земле – непрерывный процесс движения и обмена водой между всеми тремя фазами, составляющих гидросферу: жидкой массы - океанов, газообразной - атмосферы и литосферы и твердой – во льдах.

Самоочищение воды в источниках.

Природа защищается от загрязнений. Во всех частях биосферы идут процессы самоочищения - абиотические и биотические.

В водоемах действуют абиотические факторы: а) физические - разбавление и смешивание с основной массой воды; б) механические процессы – осаждение нерастворимых взвешенных веществ; в) физические – разрушение под влиянием солнечной радиации и температуры и г) химические – растворение, нейтрализация кислых вод щелочными и наоборот, окисление кислородом и др. При повышении температуры в присутствии УФЛ эти процессы ускоряются.

Биотические процессы реализуются под влиянием продуцентов, консументов и редуцентов.

Продуценты – растения, ряска, микроскопические водоросли, называемые фитопланктоном, выделяют на солнечном свету кислород и поглощают углекислый газ.Консументы– всякие микроскопические туфельки, инфузории, рыбы и животные; чем чище водоем, тем богаче в нем флора и фауна.

Редуценты- это бентосные растения и сапрофитные микроорганизмы. Они «трудятся» без света в придонном иле, где и переваривают с помощью своих ферментов загрязнения и все органические осадки, оседающие на дно. Они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Поэтому, когда много загрязнений и много размножилось бентосных микроорганизмов, то в водоеме мало кислорода, гибнет рыба и фитопланктон.

Источники питьевого водоснабжения

Источником питьевой воды могут быть атмосферные, поверхностные и подземные воды. Все они очень отличаются по химическому составу и гигиенической значимости для человека.

Атмосферная вода – дождевая характеризуется как мягкая, поскольку в ней нет солей Са и Мg. Широко используется для питья в безводных регионах.Подземные воды делятся на поверхностные, грунтовые и межпластовые. Поверхностные воды располагаются у самой поверхности земли – это почвенные воды. Эта вода появляется в период снеготаяния, обильных дождей. Часть воды уходит ниже, а часть испаряется. Эта вода для питья ограничено годна в нежилой зоне и не годна в жилой, т.к. в ней много антропогенных загрязнений – микробных и химических.

Поверхностные воды, опускаясь ниже, встречают глиняную или каменную преграду, скапливаются над ней, образуя грунтовые воды – это колодцы, родники, ключи. Эти воды отражают состав почвы: чем сильнее загрязнение почвы (в жилой зоне), тем больше этих веществ в воде. Спускаясь вниз и растекаясь по уклону местности, вода затекает в водонепроницаемые межпластовые пространства, скапливается здесь и называется межпластовой.Если пробурить скважину глубиной 20 - 90 м , то вода из нее будет называться артезианской. Эта вода отличается от других вод характерным химическим составом, зависящим от пород, по которым она двигается, большей прозрачностью из-за отсутствия взвешенных частиц, низкой температурой; в ней мало микробов и почти полностью отсутствует кислород. Чаще это вода с повышенной жесткостью – в ней много Са и Мg. Физико-химический состав артезианской воды характеризуется постоянством: как правило, это чистая вода. Загрязнения артезианской воды возможны: 1) из-за трещины в земных породах, куда проваливается поверхностная вода и 2) припоступление воды из заброшенных шахт в результате слишком интенсивной эксплуатации артскважины. Артезианская вода используется без очистки и хлорирования. Минусом ее является жесткость воды, в результате чего в ней плохо приготовляется пища - плохо развариваются овощи и мясо; не мылится мыло и плохо стирается белье; водопроводные трубы быстро выходят из строя в результате закупорки их просвета известью. Люди, употребляющие эту воду в сыром виде (некипяченой), чаще болеют желудочно-кишечными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Поверхностные водоисточники разделяются на естественные водоемы (реки, озера, пруды) и искусственные (водохранилища, каналы). Вода проточных водоемов (рек) отличается от воды непроточных (озер, прудов).

Чистота воды в реках зависит от сезона года, источника воды, скорости течения, многоводности и объема загрязнений, стекающих в нее, от санитарного состояния ее берегов и что на них расположено – предприятия, спускающие сточные воды, или навозохранилища молочно-товарный ферм. Как правило, реки берут свое начало из болот и поверхностных водоисточников. Весной и осенью идут дожди – и реки сильно загрязняются сточными водами. Зимой из-за уменьшения атмосферных осадков реки становятся чище. Большинство рек в настоящее время перегорожены плотинами и используются для гидроэлектростанций, поэтому вода в них малопроточна, что снижает процессы самоочищения.

Источниками загрязнения природных

резервуаров питьевой воды.

- стоки поверхностных вод с загрязненных территорий

- спуски бытовых и промышленных стоков

- сбросы отходов водного транспорта

Способы получения пресной воды.

- метод «обратного осмоса» - продавливания воды с растворенными солями через полупроницаемую мембрану: вода проходит,а соли остаются

- метода электролиза – с помощью электрического тока через мембраны проходят катионы и анионы воды, а соли остаются

- метода термической дистилляции – от солнечной энергии получается электрический ток, который нагревает воду до кипения, пар конденсируется и получается дистиллированная вода;

Органолептические свойства воды.

К физическим свойствам питьевой воды относятся: мутность, цветность, запах и вкус.

Доброкачественная вода должна быть прозрачной, бесцветной, не иметь запаха и обладать приятным освежающим вкусом. Изменение этих показателей связано как с природными особенностями (в степи вода соленоватая, болотная – желтая), так и с антропогенными загрязнениями (попадание мочи или фекалий, химических веществ). Температура питьевой воды имеет гигиеническое значение: при температуре 7-12оС вода имеет приятный освежающий вкус и человек «напивается». При меньшей температуре – возможна ангина, при большей – не возникает ощущения удовлетворения жажды.

Количественно запах определяется по 5-балльной системе опытным лаборантом-дегустатором:

1 балл - это еле ощутимый запах, определяемый только опытным лаборантом;

2 балла - запах, который замечает потребитель, если на него обратить внимание;

3 балла - ощутимый запах;

4 балла - резкий запах;

5 баллов - очень интенсивный запах.

В современных стандартах на качество питьевой воды допускается запах не более 2 баллов.

Вкус воды зависит от температуры воды, растворенных в воде солей и газов. Поэтому наиболее вкусная вода - колодезная, родниковая, ключевая. Вода питьевая должна быть приятной на вкус. Нормируются дополнительные привкусы, не свойственные воде. Количественно привкусы также оцениваются по пятибалльной системе и допускаются не более 2 баллов.

Характеристика систем питьевого водоснабжения.

Различают централизованную и децентрализованную системы водоснабжения.

При децентрализованном (местном) водоснабжении потребитель берет воду непосредственно из водоисточника – родника, колодца. Распространено в сельской местности. Такое водоснабжение менее благоприятно в санитарном отношении – при получении и транспортировке воды возможно ее загрязнение.

При централизованном водоснабжении вода подается потребителю в дома с помощью водопровода. Обычно для централизованных водоисточников используется вода поверхностных или подземных источников. Вода из подземных источников (артскважин) используется для небольших населенных пунктов. Преимущество этого способа – воду не надо подвергать очистке и можно делать водозабор в самом населенном пункте. Воду из открытых водоемов надо очищать и дезинфицировать.

Охрана источников водоснабжения.

Охрана источников водоснабжения обеспечивается в соответствии с Санитарными правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (2001). Они требуют: 1) создания санитарных охранных зон и 2) охрану поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

Зона санитарной охраны – это специально выделенная территория, связанная с источником водоснабжения и водозабором. Зоны нужны для его самоочищения, для ограничения попадания в водоемы загрязнений. Дляразныхводоисточниковорганизуются разные зоны: для поверхностных (рек, озер) – 3 пояса, для артскважин - 2 и для колодцев – 1 пояс.

Первый пояс – зона строго режима – непосредственно защищает место водозабора и территорию от загрязнения и посторонних людей. На земле – это забор с колючей проволокой и строгим режимом охраны. На проточном водоеме – реке – такая же ограда и охрана на 200м по течению вверх и на 100 м – вниз. Для непроточных водоемов - небольших озер – вся территория озера. Для артскважин – ограда в радиусе 50 м для безнапорных и 30м – для напорных. На территорию 1-го пояса не допускаются посторонние, не разрешается проживание, строительство, купание, рыбная ловля, катание на лодках. Территория его благоустроена и асфальтирована.

Второй пояс – зона ограничений – охватывает всю территорию, которая может влиять на качество воды в месте водозабора. Он определяется расчетным способом для каждого водоема – с учетом времени пробега воды от границ пояса до места водозабора. Для реки – на пространство, которое она проходит за 3-5 суток. Для крупных рек это вверх - 20-30 км, средних 30-60 км, а для малых охватывает ее всю до истоков. Вниз по течению – не менее 250 м по реке и 1000 м по берегу. Для непроточных водоемов – радиус 3-5 км. Для артскважин – 200-9000 суток пробега – это время, в течение которого проникшие микробы погибают. Во 2 поясе ограничивается всякая производственная и хозяйственная деятельность, ограничивается сток сточных вод, массовые купания, промышленное рыболовство.

Третий поясзона санитарных ограничений. Применяетсядля открытых водоемов: в нем запрещается разработка полезных ископаемых, размещение кладбищ и животноводческих ферм.

Гигиеническое значение воды.

Для человека вода – обязательная составная часть тела, из которой оно состоит на 65-70%. Содержание воды в различных органах и тканях различно. Так, кровь - более чем на 90 % вода. Почки состоят из воды на 82 %, мышцы содержат воды до 75 %, в печени воды до 70 %, кости содержат 28 % воды, даже зубная эмаль содержит 0,2 % воды.

Слайд 1 Объем воды в организме за сутки, л

При обезвоживании организма ухудшается самочувствие + усиливаются процессы распада тканевого белка + нарушается водно-солевой баланс + снижается работоспособность, деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем. При потере 10% воды отмечается резкое беспокойство, слабость, дрожание конечностей. При 20-22% наступает смерть. Без воды человек может прожить в зависимости от окружающей температуры 4-6 дней (дольше в завалах домов уже нет надежды найти живых). В сутки необходимо потреблять не менее 1,5 –2 л жидкости. К сожалению, большинство людей не употребляют эту норму, от чего страдают хроническими запорами, головными болями, желтизной кожи, преждевременным старением. Вода незаменима для оздоровительных мероприятий: при купании организм закаливается и тренирует мышцы.

Химический состав воды.

Вода никогда не бывает в природе чистой, она всегда содержит примеси, по которым мы характеризуем ее с гигиенической стороны. В процессе круговорота и соприкосновения с воздухом, почвой и горными породами в ней растворяются химические соединения и проникают бактерии и вирусы. Из неорганических соединений – соли Са и Мg, которые обуславливают жесткость воды; хлориды, сульфаты, железо; среди постоянных компонентов – Mn, Be, Cu, As, Pb, F, Zn. Могут быть соли аммиака, нитриты и нитраты – это указывает на загрязнение воды белковыми веществами или фекалиями. Из газов содержатся – кислород, углекислый газ и сероводород.

Повышенная минерализация воды снижает секрецию желудка, нарушает водно-солевое равновесие в организме, от чего страдают сердце, сосуды и пищеварение, снижаются аппетит, работоспособность, наступает слабость, обостряются хронические болезни, снижается иммунитет к инфекционным заболеваниям. Использование для питья морской воды (18-35 г солей/л) ведет к быстрому обезвоживанию организма, нарушению кислотно-щелочного равновесия, нарушается сердечная деятельность и на 2-3-е сутки наступает смерть вместо 5-6-х суток, кто не пил этой воды. Чаще всего повышенная минерализация питьевой воды определяется ее жесткостью.

Жесткость воды зависит от содержания в ней солей Са и Мg (карбонаты, бикарбонаты, хлориды, сульфаты) и является важным критерием пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей. Повышенная жесткость артезианских скважин (более 7 мг-экв/л) образует накипь, повышает расход моющих средств, плохо развариваются мясо и овощи, плохо настаивается чай. На волокнах стираемых тканей оседают хлопья мыла. То же происходит при мытье тела - забиваются кожные поры, возникают сухость, раздражение и прыщи. Страдают почки – в них появляются камни.

Пониженной жесткостью обладает талая вода снега и льда или дистиллированная, длительное употребление которых из-за низкого содержания солей вызывает неблагоприятный минеральный обмен - возникают сердечно-сосудистые заболевания, гастрит, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу, заболевания ЦНС.

Микроэлемент фтор имеет большое гигиеническое значение из-за его биологической роли. От фтора зависит образование зубной эмали и крепость костной ткани. Поступает фтор в организм, в основном, с водой. Пониженное содержание его в воде вызывает кариес зубов При повышенном содержании фтора возникает флюороз – снижение плотности костей и зубов.

Сульфаты оказывают слабительное действие.

Железо (из артскважин, старых водопроводных труб) ухудшает физические свойства воды – она становится мутной, желто-бурой окраски с неприятным металлическим привкусом; при стирке грязнится белье.

Медь – повышенные концентрации поражают слизистые оболочки почек и печень.

Мышьяк, входящий в состав реагентов для очистки водопроводной воды, поражает ЦНС.

Повышенное содержание нитритов (более 10 мг/л) может быть при употреблении воды колодцев, прудов и рек, куда стекают талые или дождевые воды с полей, политых азотистыми удобрениями или большими дозами навоза, что может быть в сельской местности. Страдают все, но в первую очередь, дети – от метгемоглобинемии.

Длительное употребление воды, загрязненной азотсодержащими и хлорсодержащими веществами, вызывает хронические нефриты, гепатиты, токсикозы беременности, врожденные уродства.

При хлорировании водопроводной воды, содержащей органические загрязнители (гуминовые вещества, органику навоза, распавшиеся цветущие водоросли), которые не задерживаются системой очистки воды и проникают через современные фильтры, образуются хлорорганические вещества – хлороформ, бромдихлорметан, четыреххлористый углерод и др., которые долго сохраняются и не уничтожаются при длительном кипячении. Хлорорганические вещества вызывают повреждение печени и иммунной системы, а в дальнейшем рак. Считается, что хлор безвреден для организма, но, в действительности, он воздействует на стенку желудка, обуславливая гастриты, и на иммунную систему



Контроль за качеством питьевой воды осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). Этим законом введен санитарно-эпидемиологический мониторинг: автоматическое слежение за качеством питьевой воды.

Чтобы пресная вода стала питьевой для централизованного водоснабжения надо ее обработать - очистить и обеззаразить. Гигиенические требования к качеству питьевой воды изложены в Санитарных правилах «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (2001). В соответствии с этими требованиями производятся очистка (осветление, обесцвечивание) и обеззараживание.

Основная цель очистки – освобождение от взвешенных частиц и окрашенных коллоидов. Это достигается 1) отстаиванием (ответление), 2) коагуляцией(обесцвечивание) и 3) фильтрацией. После прохождения воды из реки через водозаборные решетки, в которых остаются крупные загрязнители, вода поступает в большие емкости – отстойники, при медленном протекании через которые за 4-8 час.на дно выпадают крупные частицы. Для осаждения мелких взвешенных веществ вода поступает в емкости, где коагулируется – добавляется в нее полиакриламид или сульфат алюминия, который под влиянием воды становится, подобно снежинкам, хлопьями, к которым прилипают мелкие частицы и адсорбируются красящие вещества, после чего они оседает на дно резервуара. Далее вода идет на конечную стадию очистки – фильтрацию: медленно пропускается через слой песка и фильтрующую ткань – тут задерживаются оставшиеся взвешенные вещества, яйца гельминтов и 99% микрофлоры.

Далее вода идет на обеззараживание от микробов и вирусов. Для этого используется хлорирование воды газом (на крупных станциях) или хлорной известью (на мелких). При добавлении хлора к воде он гидролизуется, образуя хлористоводородную и хлорноватистую кислоты, которые, легко проникая через оболочку микробов, убивают их. Эффективность хлорирования воды зависит от: 1) степени очистки воды от взвешенных веществ, 2) введенной дозы, 3) тщательности перемешивания воды, 4) достаточной экспозиции воды с хлором и 5) тщательности проверки качества хлорирования по остаточному хлору. Бактерицидное действие хлора выражено в первые 30 мин и зависит от дозы и температуры воды – при низкой температуре дезинфекция удлиняется до 2 часов.

Озонирование применяется на небольших водопроводах с очень чистой водой. В последнее время озонирование действует на ряде крупных водопроводных станций. Сильные окислительные свойства озона обеспечивают его бактерицидное действие. Озонирование имеет преимущество перед хлорированием. Озон действует быстрее хлора и при этом не только надежно обеззараживает воду, в т.ч. от вирусов и спор грибков, но одновременно эффективно обесцвечивает ее, устраняет запахи и привкусы, и сам не вносит запаха, не меняет минерального состава воды



Слацд 2

Методы улучшающие качество питьевой воды



Основные

Специальные

Обеззараживание



Осветление и обесцвечивание

Обеззараживание

Умягчение

Опреснение

Деконтаминирование

Обесфторирование

Фторирование

Дезодорация

Отстаивание

Физические методы

Химические методы



Фильтрация

Кипячение

Хлорирование



Коагуляция и флокуляция

УФО

Озонирование



Гамма-излучение

Олигодинамическое действие серебра





Токи УВЧ




Элекромагнитные волны



Комбинированный метод сочетает предварительное мембранное фильтрование питьевой воды с последующим озонированием, что позволяет надежно гарантировать эпидемическую безопасность питьевой воды в любых условиях, включая чрезвычайные ситуации

Ультрафиолетовое (УФ) облучение является наиболее эффективным и широко распространенным способом физического обеззараживания воды. Достоинства этого метода заключаются в быстроте действия, эффективности уничтожения вегетативных и споровых форм бактерий, яиц гельминтов и вирусов

Методы обеззараживания воды

в домашних и полевых условиях

1.кипячение – самый простой способ уничтожения микроорганизмов в воде; при этом многие химические загрязнения сохраняются

2.использование бытовых приборов - фильтров, обеспечивающих несколько степеней очистки; адсорбирующих микроорганизмы и взвешенные вещества; нейтрализующих ряд химических примесей, в т.ч. жесткость; обеспечивающих поглощение хлора и хлорорганических веществ. Такая вода обладает благоприятными органолептическими, химическими и бактериальными свойствами

3.«серебрение» воды с помощью специальных приборов путем электролитической обработки воды. Ионы серебра эффективно уничтожают всю микрофлору; консервируют воду и позволяют ее долго хранить, что используется в длительных экспедициях на водном транспорте, у подводников для сохранения питьевой воды в течение продолжительного времени. Лучшие бытовые фильтры используют серебрение в качестве дополнительного метода обеззараживания и консервации воды

4.в походных условиях пресную воду обрабатывают таблетками с хлором: пантоцидом, содержащим хлорамин (1 табл. – 3 мг активного хлора), или аквацидом (1 табл. – 4 мг); а также с йодом - йод-таблетки (3 мг активного йода). Необходимое к применению число таблеток рассчитывается в зависимости от объёма воды

Нормы водопотребления жителей зависят от

благоустройства домов и систем водоснабжения:

А) воду берут из колонок на улицах (канализация отсутствует) - 30-60 л/сут на 1 жителя в день;

Б) с внутренним водопроводом и выгребной канализацией, без ванны и горячего водоснабжения (не канализованные) – 125- 160 л/сут на 1 жителя в день;

В) то же + ванны + местный водонагрев (частично канализованные ) - 170– 250 л/сут на 1 жителя в день;

Г) то же + централизованное обеспечение горячей водой – 250-350 л/сут на 1 жителя в день;



Вода имеет большое значение в эпидемическом распространении инфекционных заболеваний - второе место после воздушного пути. Но имеется и особенность: если воздушный путь действует при массовых скоплениях людей, то водный охватывает и малолюдные поселения. По данным ВОЗ, 80% инфекционных болезней связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Через воду передаются бактериальные кишечные инфекции - холера, брюшной тиф, дизентерия и вирусные заболевания – гепатит А (болезнь Боткина), полиомиелит, а также лептоспироз (водная лихорадка - от мышей), туляремия. Через водную среду распространяются гельминтозы: через рыб и моллюсков – описторхоз (поражается печень), дифиллоботриоз (10-метровый широкий лентец поражает тонкий кишечник), шистоматоз (личинки пробуравливают кожу ног, попадают в кровь и поражают мочевой пузырь и толстый кишечник – болеют до 200 млн чел. в жарком климате). В водных бассейнах размножаются комары, переносящие возбудителей малярии (болеют до 800 млн чел) и филляриоза.

Профилактика эндемических и эпидемических заболеваний,

Качество питьевой воды служит основой эндемической и эпидемической безопасности здоровья населения. Доброкачественная по химическим, микробиологическим, органолептическим и эстетическим свойствам вода является показателем санитарного благополучия и жизненного уровня населения. Вода должна быть.безопасной в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна в химическом отношении и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть и во всех точках водозабора.

В нашей стране для централизованных источников водоснабжения действуют СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» с 1 января 2002г. Санитарные правила предназначены не только для воды централизованных водопроводов, а также используемой для продовольствия, продукции, хранящейся в бутылках, контейнерах и т.д. Они содержат три группы гигиенических требований: физические, химические и бактериологические. Для каждого показателя.утверждены количественные нормативы. Так органолептические показатели – запах и привкус измеряются в баллах (не более 2 баллов), цветность по шкале цветности – в градусах (не более 20 о), мутность по шкале мутности - в мг/л (не более 1,5 мг/л), прозрачность - по чтению шрифта через столб исследуемой воды – в см (не менее 30 см).

Безопасность по химическому составу определяется по содержанию вредных веществ (всего 1200 веществ) - их содержание не должно превышать ПДК, а общая минерализация (сухой остаток) – 1000 мг/л. Косвенным показателем наличия в воде органических веществ является окисляемость воды – количество кислорода, пошедшего на окисление находящихся в воде органических веществ; чистая воды поглощает 2 - 4 мг/л кислорода (ПДК – 5 мг/л).

Поскольку выявление опасных бактерий в воде затруднительно и требует времени, то безопасность воды в эпидемическом отношении определяют по косвенным показателям - по микробиологическим и паразитологическим:

общее микробное число должно быть не более 50 в 1мл;

цисты лямблий в 50мл должны отсутствовать,

коли-титр – минимальное количество воды, в котором содержится одна кишечная палочка, – 333 мл

коли-индекс – количество кишечных бактерий в 1 л – не более 3-х.

Содержание остаточного хлора в любой точке водопроводной сети через 0,5 часа отстаивания должно сохраняться не менее 0,3-0,5 мг/л, но в периоды эпидемической опасности применяется суперхлорирование – до 1 мг/л.

Для децентрализованных источников водоснабжения – артскважин без разводящей сети, родников и колодцев в РФ действуют СаНПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». В них органолептические показатели на один порядок ниже, чем для воды централизованного водоснабжения, а кишечных палочек допускается до 10 в 1л. Но остальные показатели должны соответствовать воде централизованного водоснабжения: показателей свежего фекального загрязнения: аммиака и нитритов (-NО2)- не более следов, хлоридов – не более 350 мг/л; показателей старого фекального загрязнения - нитратов (-NОз) – не более 45 мг/л.

Профилактика эндемических заболеваний заключается, в основном, в добавлении недостающих веществ или уменьшении их избытка.

При недостатке фтора проводится фторирование воды до 0,5 мг/л, путем добавления в воду фтористого натрия или других реагентов. В РФ в настоящее время имеются лишь единичные системы фторирования питьевой воды, тогда как в США 74% населения получают фторсодержащую водопроводную воду.

При избытке фтора воду подвергают дефторированиюметодами осаждения фтора, разбавлением или ионной сорбцией.

К маломинерализованной воде добавляются минеральные вещества. Этот метод применяется при изготовлении бутилированной минеральной воды, реализуемую через торговую сеть. Кстати, потребление питьевой воды, приобретаемой в торговой сети, возрастает во всем мире, что особенно актуально для туристов, а также для жителей неблагополучных местностей.

Для снижения общей минерализации подземных вод применяют дистилляцию, ионную сорбцию, электролиз, вымораживание.

Для снижения жесткости воды артезианских скважин применяют кипячение, реагентные методы и метод ионного обмена.

На артскважинах удаление соединений железа (обезжелезивание) и сероводорода (дегазация) осуществляется аэрацией с последующей сорбцией на специальном грунте.




Слайд 3 Таблица 1

Показатели

Единицы измерения

Нормативы

Термотолерантные колиформные бактерии

Число бактерий в 100 мл1)

Отсутствие

Общие колиформные бактерии2)

Число бактерий в 100 мл1)

Отсутствие

Общее микробное число2)

Число образующих колонии бактерий в 1 мл

Не более 50

Колифаги3)

Число бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл

Отсутствие

Споры сульфитредуцирующих клостридий4)

Число спор в 20 мл

Отсутствие

Цисты лямблий3)

Число цист в 50 л

Отсутствие


Таблица 3

Показатели

Единицы измерения

Нормативы (предельно допустимые концентрации) (ПДК), не более

Показатель вредности

Класс опасности

Хлор1)

 

 

 

 

остаточный свободный

мг/л

в пределах 0,3-0,5

орг.

3

остаточный связанный

-"-

в пределах 0,8-1,2

-"-

3

Хлороформ (при хлорировании воды)

-"-

0,22)

с.-т.

2

Озон остаточный3)

-"-

0,3

орг.

 

Формальдегид (при озонировании воды)

-"-

0,05

с.-т.

2

Полиакриламид

-"-

2,0

-"-

2

Активированная кремнекислота (по Si)

-"-

10

-"-

2

Полифосфаты (по РО)

-"-

3,5

орг.

3

Остаточные количества алюминий- и железосодержащих коагулянтов

-"-

см. показатели «Алюминий», «Железо» табл. 2




Таблица 2

Показатели

Единицы измерения

Нормативы (предельно допустимые концентрации) (ПДК), не более

Показатель вредности1)

Класс опасности

1

2

3

4

5

Обобщенные показатели

Водородный показатель

единицы рН

в пределах 6-9

 

 

Общая минерализация (сухой остаток)

мг/л

1000 (1500)2)

 

 

Жесткость общая

мг-экв./л

7,0 (10)2)

 

 

Окисляемость перманганатная

мг/л

5,0

 

 

Нефтепродукты, суммарно

мг/л

0,1

 

 

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), анионоактивные

мг/л

0,5

 

 

Фенольный индекс

мг/л

0,25

 

 

Неорганические вещества

Алюминий (Al3+)

мг/л

0,5

с.-т.

2

Барий (Ва2+)

-“-

0,1

-"-

2

Бериллий (Ве2+)

-“-

0,0002

-"-

1

Бор (В, суммарно)

-“-

0,5

- -

2

Железо (Fe, суммарно)

-“-

0,3 (1,0)2)

орг.

3

Кадмий (Cd, суммарно)

-“-

0,001

с.-т.

2

Марганец (Мn, суммарно)

-“-

0,1 (0,5)2)

орг.

3

Медь (Сu, суммарно)

-“-

1,0

-"-

3

Молибден (Мо, суммарно)

-“-

0,25

с.-т.

2

Мышьяк (As, суммарно)

-“-

0,05

с.-т.

2

Никель (Ni, суммарно)

мг/л

0,1

с.-т.

3

Нитраты (по NО3-)

-“-

45

с.-т.

3

Ртуть (Hg, суммарно)

-“-

0,0005

с.-т.

1

Свинец (Рb, суммарно)

-“-

0,03

-"-

2

Селен (Se, суммарно)

-“-

0,01

-"-

2

Стронций (Sr2+)

-“-

7,0

-"-

2

Сульфаты (SO)

-“-

500

орг.

4

Фториды (F-)

-“-

 

 

 

Для климатических районов

- I и II

-“-

1,5

с.-т.

2

- III

-“-

1,2

-"-

2

Хлориды (Сl-)

-“-

350

орг.

4

Хром (Cr6+)

-“-

0,05

с.-т.

3

Цианиды (CN-)

-“-

0,035

-"-

2

Цинк (Zn2+)

-“-

5,0

орг.

3

Органические вещества

-ГХЦГ(линдан)

-“-

0,0023)

с.-т.

1

ДДТ (сумма изомеров)

-“-

0,0023)

11

2

2,4-Д

-“-

0,033)

11

2
































Приложение № 3

Физкультминутка

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.















































Приложение 4

Тестовые задания

1.Повышенное содержание фтора в почве и воде может привести к:

А)флюорозу; Б)кариесу; В)эндемическому зобу.

2.Пониженное содержание фтора в почве и воде может привести к:

А)флюорозу; Б)кариесу; В)эндемическому зобу.

3.Пониженное содержание йода в почве и воде может привести к:

А)флюорозу; Б)кариесу; В)эндемическому зобу.

4.Метгемоглобинемия развивается при избытке в воде:

А)мышьяка: Б)нитратов: В)фтора.

5.Для обеззараживания воды используют:

А)сернокислый алюминий: Б)окись алюминия: В)хлорную известь.

6.К органолептическим показателям относится:

А)запах: Б)остаточный хлор: В)водородный показатель.

7.Жёсткая вода имеет следующие свойства:

А)повышает аппетит: Б)снижает аппетит:

В)замедляет приготовление пищи: Г)ускоряет приготовление пищи:

Д)влияет на сердечную деятельность.

8.К методам осветления воды относятся:

А)коагуляция: Б)Отстаивание: В)фильтрация: Г)хлорирование.

9)Название, каких ионов обусловливает жёсткость воды:

А)железо, хлор: Б)кальций, магний:

В)натрий, кальций: Г)медь, магний.

10)При употреблении воды с высоким содержанием хлоридов происходит:

А)снижение секреции желудка:

Б) снижение секреции кишечника:

В)повышение моторики желудка и кишечника:

Г)угнетение выделительной функции почек


Приложение 5


Критерии оценивания:

1. Выполнены тестовые задания по определению факторов окружающей среды, влияющие на здоровье человека.(да/нет)

 Система оценивания:

Применяется дихотомическая система оценивания: критерием оценки выступает правило:

за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов и политомический признак правильности ответа.

Оценивание осуществляется в соответствии с определенными критериями. Длятестирования:

Процентрезультативности

(правильныхответов)

Качественнаяоценкауровняподготовки

Балл (отметка)

Вербальныйаналог

90 – 100% (10)

5

Отлично

80 – 89%(9-8)

4

Хорошо

70 – 79%(7-6)

3

Удовлетворительно

Менее 70%(5 и менее)

2

неудовлетворительно







Эталон ответа к тестовым заданиям



№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Эталон ответа

а

б

в

б

в

а

Б,в,д

А,б,в

б

А,б,г













Приложение № 6

(Теоретическое осмысление пройденной темы.)

1.Определите содержание понятия «почва» как фактор окружающей среды, влияющий на здоровье человека.

Критерии оценивания:

1.Даны точные определения основных факторов окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Да/нет

2.Полно и правильно определены основные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.Да/нет

3.Полно и точно представлены основные

факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. да/нет

Система оценивания:

Применяется дихотомическаясистема оценивания: критерием оценки выступает правило:

за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов и политомический признак правильности ответа.

Оценка «отлично» ставится –3 балла

Оценка «хорошо» ставится –2 балла

Оценка «удовлетворительно» ставится –1 балл

Оценка «неудовлетворительно» ставится –0 баллов

Почва - это рыхлый поверхностный слой земной коры, состоящий из комплекса органических и минеральных соединений. Почва формирует химический состав потребленных человеком продуктов питания, питьевой воды и, отчасти, атмосферного воздуха. Человек, включаясь через почву в биогеоценоз данной экосистемы, формируется как соответствующий адаптивный тип в виде национальных признаков, наиболее приспособленный к выживанию в условиях данного климата и местности. Человек, переселившийся в другой климатический пояс, через десятилетия приближается к облику местного населения (по уровню обмена веществ, составу пищеварительных ферментов, функционированию сердечно-сосудистой, легочной и других систем). Почва через пищу, воздух и воду активно влияет на этот адаптивный процесс. Гигиенические свойства почвы определяются пористостью, воздухопроницаемостью, влагоемкостью, гигроскопичностью и капиллярностью.

Пористость – это процент пор в почве (в песчаной – 40%, торфяной – 82%).

Воздухопроницаемость – способность пропускать воздух.

Водопроницаемость – способность пропускать воду (ее фильтрационная способность). Влагоемкость – сколько может удержать почва воды (ее адсорбционная способность).

Капиллярность – способность почвы подымать воду с нижних слоев вверх.

О гигиенической чистоте почвы судят по результатам санитарно-бактериологических, санитарно-гельминтологических, санитарно-энтомологических и санитарно-химических исследований. Здоровая почва должна быть крупнозернистой и сухой, что обеспечивает лучшую воздухопроницаемость: больше кислорода – лучше окисляются органические вещества и, тем самым, лучше осуществляется самоочищаемость от них почвы.

Через почву передаются следующие заболевания: кишечные инфекции, в том числе особоопасные (дизентерия, брюшной тиф, паратиф, холера), гельминтозы, зоонозы (сибирской язвой), инфекции, вызываемые спороносными анаэробами (столбняк, газовая гангрена).

Эпидемическое значение почвы заключается в следующем:

1) загрязненная почва может служить фактором эпидемических заболеваний как непосредственно, так и через загрязнение источников водоснабжения, и через мух; 2) в загрязненной почве размножаются и заражаются мухи; 3) употребление загрязненных овощей (лук, редиска) и ягод (клубника) приводит к заражению людей яйцами глистов.

Поэтому для профилактики инфекционных заболеваний и гельминтозов, передающихся через почву, большое значение имеют санитарная охрана почвы и санитарная очистка территорий от отходов.

Почва может подвергаться:

радиоактивному загрязнению при поступлении в нее радиоактивных отходов с выбросами соответствующих промышленных предприятий в случаях несоблюдения правил радиационной безопасности, а также при испытаниях ядерного оружия; химическому загрязнению из-за промышленных выбросов, загрязнения от автотранспорта, применения в сельском хозяйстве ядохимикатов


2. . Объясните эпидемиологическое влияния почвы на здоровье человека.

Критерии оценивания:

1.Даны точные определения основных факторов окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Да/нет

2.Полно и правильно определены основные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.Да/нет

3.Полно и точно представлены основные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. да/нет

Система оценивания:

Применяется дихотомическаясистема оценивания: критерием оценки выступает правило:

за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов и политомический признак правильности ответа.

Оценка «отлично» ставится –3 балла

Оценка «хорошо» ставится –2 балла

Оценка «удовлетворительно» ставится –1 балл

Оценка «неудовлетворительно» ставится –0 баллов


Почва – один из важнейших элементов экологической системы Земли. Наряду с солнечным светом, водой, температурой окружающей среды она – компонент внешней среды жизнедеятельности человека. Будучи одним из элементов биосферы, почва во многом определяет гигиеническое состояние внешней среды, оказывая большое влияние на состояние здоровья людей и санитарно-гигиенические условия жизни. Человек, добывая из почвы воду, производя различные земляные, подземные сельскохозяйственные работы, постоянно подвергается различным воздействиям отдельных почвенных факторов.

Эпидемиологическое значение почвы. Почва – чрезвычайно благоприятная среда обитания для бактерий, актиномицет, микоплазм, грибов, грибков, водорослей, лишайников, простейших. В ней находится от 5000 до 500000 простейших микроорганизмов на 1 г почвы.

Комплексное определение гигиенической опасности почвенного фактора

Степень опасности

Характеристика почвы

Число личинок и куколок на 25 м² почвы

Число яиц гельминтов в 1 кг почвы

Титр Е. coli¹

Титр CL. perfringens²

Санитарное число (число Хлебникова)³

Безопасная

Чистая

0

0

1,0 и больше

0,1 и больше

0,98-1,0

Относительно безопасная

Слабо загрязненная

1-10

До 10

1,0-0,01

0,01-0,001

0,85-0,98

Опасная

Загрязненная

10-100

11-100

0,01-0,001

0,001 и меньше

0,70-0,85

Чрезвычайно опасная

Сильно загрязненная

100 и больше

Более 100

0,001 и меньше

0,0001 и меньше

0,7 и меньше

Примечания. 1. Наименьший вес почвы (г), в которой содержится одна кишечная падочка. 2. Наименьший вес почвы (г),в котором содержится один анаэробный микроорганизм. 3. Отношение почвенного белкового азота (азот гумуса) в мг/кг ко всему количеству органического азота в почве (мг/кг). 

Через почву передаются многочисленные инфекционные заболевания. В этом состоит ее эпидемиологическое значение. Патогенные микробы, попадая в почву с выделениями человека и животных, загрязняют ее. Наибольшего внимания заслуживает роль почвы в передаче патогенных анаэробов. Возбудители столбняка, газовой гангрены и ботулизма, будучи кишечными сапрофитами теплокровных животных и человека, попадают с фекалиями в почву и образуют там споры, сохраняющие свою жизнедеятельность годами. На глубине нескольких сантиметров они уже защищены от губительного действия солнечных лучей и размножаются, находя здесь питательные вещества, влагу, кислород воздуха, проникающего в почвенные поры. Многочисленные возбудители болезней могут выживать в почве довольно долго.

Сроки выживания в почве патогенных микробов

Возбудители инфекций

Путь проникновения в почву

Срок выживания (дни)

Холерный вибрион

Испражнения

Содержимое выгребных ям

Сточные воды

20-210

7-12

2-15

Возбудители брюшного тифа

Испражнения

Содержимое выгребных ям

Сточные воды

Кухонные выбросы

Домашний мусор

30-100

30-150

6

4

42

Дизентерийная полочка

Испражнения

Содержимое выгребных ям

Сточные воды

Кухонные выбросы

Домашний мусор

20-60

5-12

2-7

5

24

Если возбудители столбняка или газовой гангрены проникают вместе с частицами почвы в организм через поврежденные при травмах кожные покровы, возникает заражение. Заболевание человека ботулизмом наступает при употреблении в пищу продуктов или плохо приготовленных консервов, загрязненных почвой, содержащей споры возбудителей ботулизма. Почва – благоприятная среда и для сибиреязвенных микробов (Anthrax) Возбудители сибирской язвы не только длительно сохраняются в ней в виде спор, но и размножаются. В населенных пунктах, не имеющих канализации, происходит постоянное фекальное загрязнение почвы, причем не только поверхностных слоев, но и глубинных слоев.
Возбудители брюшного тифа, дизентерии, гепатита и других кишечных инфекций проникают в организм человека из почвы при употреблении в пищу сырых овощей, загрязненных почвой, особенно если для ее удобрения использовались фекалии.

Возможен и другой вид передачи этих возбудителей из почвы - посредством воды. Этот путь имеет несравненно большее значение. Дождевые и талые воды смывают фекальные загрязнения с поверхности почвы и выносят их в открытые водоемы. Грунтовые воды, растворяя в почве органические вещества вместе с содержащимися в них микроорганизмами, также способствуют проникновению возбудителей инфекционных болезней в источники водоснабжения. Так загрязненная вода становится причиной водных эпидемий, нередко поражающих большие массы людей. Почва, загрязненная органическими веществами, представляет собой благоприятную среду для сохранения и развития микробов, яиц гельминтов и личинок насекомых, среди которых могут быть возбудители и передатчики инфекций, гельминтозов и др.
Наибольшее количество микробов находится на глубине 1-2 см. а на глубине 4-6 м их обычно нет. 

Микробы столбняка находятся в садовой и огородной почве, удобренной навозом. При небольших повреждениях кожи необходимо немедленно вводить противостолбнячную сыворотку. Об этом должны быть хорошо осведомлены спортсмены, так как во время занятий легкой атлетикой, футболом и другими видами спорта возможны повреждения кожных покровов.
В почве, загрязненной выделениями животных, больных сибирской язвой, или их трупами, могут находиться споры сибирской язвы, которые сохраняются годами. Попав в организм человека, они прорастают, и вызывают чаще всего кожную форму заболевания, реже легочную и кишечную.

Особенно велико значение почвы как специфического факторы передачи ряда глистных заболеваний, так называемых геогельминтозов (аскаридоз, анкилостомоз, эхинококкоз и др.). Яйца гельминтов могут сохраняться почв длительное время в виде яиц и развиваются до стадии личинок. В организм человека яйца и личинки попадают при употреблении грязных овощей и еде руками, загрязненными почвой. Заражение геогельминтами анкилостомами происходит через кожу. При выборе участка под строительство открытых спортивных сооружений нередко приходится снимать верхний слой почвы ввиду ее загрязненности. В сельской местности категорически запрещено отводить под спортивные площадки места, которые ранее использовались для содержания скота.

























Примечания:

1) При обеззараживании воды свободным хлором время его контакта с водой должно составлять не менее 30 минут, связанным хлором не менее 60 минут.

Контроль за содержанием остаточного хлора производится перед подачей воды в распределительную сеть.

При одновременном присутствии в воде свободного и связанного хлора их общая концентрация не должна превышать 1,2 мг/л.

В отдельных случаях по согласованию с центром госсанэпиднадзора может быть допущена повышенная концентрация хлора в питьевой воде.

2) Норматив принят в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

3) Контроль за содержанием остаточного озона производится после камеры смешения при обеспечении времени контакта не менее 12 минут.

3.4.4. При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1. Расчет ведется по формуле:

, где

С1, С2, Сn - концентрации индивидуальных химических веществ 1 и 2 класса опасности: факт. (фактическая) и доп. (допустимая).

3.5. Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в табл. 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в табл. 2 и 3 и в прилож. 2.

Таблица 4

Показатели

Единицы измерения

Нормативы, не более

Запах

баллы

2

Привкус

-"-

2

Цветность

градусы

20 (35) 1)

Мутность

ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/л (по каолину)

2,6 (3,5) 1)

1,5 (2) 1)

Примечание. Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

3.5.1. Не допускается присутствие в питьевой воде различных невооруженным глазом видных организмов и поверхностной пленки.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 февраля 2010 г. N 10 пункт 3.6 главы III настоящих СанПиН изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 мая 2010 г.

3.6. Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормам радиационной безопасности по показателям, представленным в таблице 5.

Таблица 5

Показатели

Единицы измерения

Показатели радиационной безопасности

Суммарные показатели (1)

Удельная суммарная альфа-активность

Бк/кг

0,2

Удельная суммарная бета-активность

Бк/кг

1,0

Радионуклиды (2)

Радон (222Rn) (3)

Бк/кг

60

Сигма радионуклидов (3)

единицы

≤1,0

Примечания:

(1) При превышении показателей проводится анализ содержания радионуклидов в воде.

(2) Перечень определяемых радионуклидов в воде устанавливается в соответствии с санитарным законодательством. Определение радона для подземных источников водоснабжения является обязательным.

(3) При совместном присутствии в воде нескольких радионуклидов должно выполняться условие , где Аi - удельная активность i-гo радионуклида в воде; УВi - соответствующий уровень вмешательства согласно приложению 2а к СанПиН 2.6.1.2523-09* "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)". При невыполнении условия оценка воды проводится в соответствии с санитарным законодательством".

1 класс - чрезвычайно опасные;

2 класс - высокоопасные;

3 класс - опасные;

4 класс - умеренно опасные

Похожие кроссворды


 



По горизонтали
3. Организация отвечающая за качество питьевой воды
5. количество кишечных палочек в одном литре воды.
7. На это свойство воды влияют взвешенные в воде различные вещества, температура и цвет воды. Как правило, эта величина уменьшается после дождей и в периоды паводков.

По вертикали
1. Наличие в воде катионов кальция и обуславливает
2. Наименьшее количество воды, в котором удается обнаружить хотя бы одну кишечную палочку
4. это свойство воды определяется содержанием в воде гуминовых органических кислот.
5. Концентрация ионов водорода определяет
6. Содержание в воде растворимых солей




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы

Автор: Савельева Олеся Юрьевна

Дата: 23.01.2018

Номер свидетельства: 451812

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Исследовательская работа Экологические  проблемы с.Каменная Балка "
    ["seo_title"] => string(74) "issliedovatiel-skaia-rabota-ekologhichieskiie-probliemy-s-kamiennaia-balka"
    ["file_id"] => string(6) "121574"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413996677"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа элективного курса химии «Химия и окружающая среда» "
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma-eliektivnogho-kursa-khimii-khimiia-i-okruzhaiushchaia-srieda"
    ["file_id"] => string(6) "234380"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443437453"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Экологическое воспитание в ГПД"
    ["seo_title"] => string(35) "ekologhichieskoie_vospitaniie_v_gpd"
    ["file_id"] => string(6) "360799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479660726"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Программа летнего лагеря с экологической направленностью."
    ["seo_title"] => string(62) "proghrammalietniegholaghieriasekologhichieskoinapravliennostiu"
    ["file_id"] => string(6) "331370"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1464611308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства