Просмотр содержимого документа
«Социальная реабилитация»
Социальная реабилитация и реадаптация: понятия, принципы и структура.
Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.
В течение всей своей жизни каждый человек неоднократно сталкивается с ситуациями, которые специалисты социальной работы характеризуют как трудные. В силу каких-то причин у человека или целой социальной группы (например, семьи) разрушаются устоявшиеся и привычные условия жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношении (например, в семьях беженцев и вынужденных мигрантов) и с разной степенью глубины меняется социальное окружение. В сложившихся обстоятельствах необходимо не только, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для социальные связи и отношения. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения мероприятий социальной реабилитации и реадаптации.
В основе термина «реабилитация» лежит латинское слово habilis (способность) и буквально переводится как «восстановление способности». Данный термин долгое время использовался исключительно в медицинской практике, обозначая процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий, направленного на сохранение и восстановление.
Развитие социальной работы привело к необходимости обозначения различных направлений помощи,
направленной на восстановление утраченных социальных функций не только больных и инвалидов, но и всех тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Термин «социальная реабилитация» поэтому сегодня трактуется более широко и означает систему мероприятий, имеющих целью восстановление способности к социальному функционированию всех тех, кто имеет признаки социальной дезадаптацииТермин «социальная реадаптация» происходит от латинского слова «adaptatio», что означает «приспособление». Данный термин тесно связан с процессом социализации, выступая как ее составной элемент и как один из основных механизмов. В Педагогическом энциклопедическом словаре социальная адаптация трактуется как процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
В литературе социальная реабилитация и реадаптация иногда используются как синонимы. Однако это неверно. Адаптация, которая предполагает то, что приспосабливается только субъект адаптации, т.е. конкретный человек или социальная группа, в то время в процессе реабилитации происходят обоюдные изменения как со стороны общества, социальной среды, так и отдельных индивидов и социальных групп.
Социальная реабилитация – процесс восстановления или возможно более полной компенсации социальных ограничений жизнедеятельности, имеющий целью восстановление социального статуса людей.
Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Социальная реабилитация – это программы и действия, направленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции в общество
Социальная реабилитация – комплекс социальных, экономических, педагогических, психологических, профессиональных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление разрушенных или утраченных человеком ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений по причине:
нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), болезни, физической травмы, ранения;
психической травмы психогенного или соматического происхождения;
неблагоприятного изменения социального статуса;
девиантного поведения.
2. Этапы и компоненты и реабилитации
Социальная реабилитация и реадаптация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, выступают сегодня как приоритетное направление государственной социальной политики РФ, позволяющее с наибольшей эффективностью и с наименьшими экономическими затратами решать проблемы людей и общества в целом. Главной целью данного направления социальной работы выступает максимально полное восстановление способности индивида и группы к социальному функционированию. Социальную реабилитацию могут проходить люди и социальные группы самыми различными проблемами. Социальная реабилитация в литературе описывается как процесс взаимодействия личности и общества. Его главная цель—создание условий для формирования человека как полноценного члена того общества, в котором он живет. Специалисты выделяют следующие основные признаки социальной реабилитации как процесса:
равнозначность всех аспектов реабилитационного процесса- медицинского, социального, психологического, педагогического, профессионального и др.;
индивидуализированный и дифференцированный характер реабилитационных мероприятий;
создание программы реабилитации на основе учета всех сторон жизни человека или социальной группы- повседневной деятельности, психического и физического здоровья, социального и экономического статуса;
последовательность
и преемственность мер реабилитации;
активное участие клиента в процессе реабилитации;
многообразие форм и методов реабилитации, применение их на основе системного подхода;
тесная связь между учреждениями, осуществляющими реабилитацию.
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:
здравоохранения;
образования;
профессиональной подготовки и переподготовки;
средства массовых коммуникаций и массовой информации;
организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т.п.).
Цель социальной реабилитации – восстановление жизненного ресурса и социального статуса человека в интересах его эффективного социального функционирования и достойного существования в изменившейся жизненной ситуации, иными словами:
восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта;
достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости;
повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Специалисты выделяют следующие принципы, лежащие в основе социальной реабилитации:
1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблем клиента и организацию последовательной деятельности по их разрешению.
2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление необходимых и достаточных для конкретного клиента социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которых позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
4. Индивидуализация программы реабилитации с учетом объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер, необходимых для максимально полного восстановления социальных функций объекта реабилитации.
5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их социального статуса, материального и имущественного положения.
Осуществление реабилитационного процесса как социальной технологии специалистом социальной работы предполагает реализацию следующих этапов:
2) этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм, методов работы;
3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы;
4) реализационный (реализация комплексной программы реабилитации, коррекция, научно-методический контроль);
5) экпертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации).
3. Виды реабилитации.
Большинство специалистов сходится на том, что социальная реабилитация и реадаптация – сложный по структуре многокомпонентный процесс, включающий несколько взаимосвязанных компонентов: социально-медицинский, социально-психологический, социально-педагогический, социально-бытовой, социально-средовый, социально-культурный и др.:
1. Социально-медицинская – включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
2. Социально-психологическая – предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
3. Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
4. Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
5. Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
Каждый конкретный компонент социальной реабилитации определяет порядок и меру по его практической реализации. Рассмотрим их более подробно:
Социально-медицинский компонент реабилитации
Объектом социально-медицинской реабилитации выступают лица, перенесшие острые заболевания, травмы, операции, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие инвалидность.
Социально-медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции, возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Основные принципы социально- медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером:
1) непрерывность и основательность - реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество;
2) комплексность - проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех еёаспектов, с участием врачей и среднего медицинского персонала различного профиля (физиотерапия, массаж, ЛФК, психотерапия и др.) и специалистов других отраслей (психолога, юриста, представителей органов социального обеспечения, профсоюза и др.); 3) доступность – реабилитация должна быть доступной для всех, кто в ней нуждается;
4) гибкость – реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур.
5) неразрывная связь лечебных и реабилитационных мероприятий;
6) непрерывная поэтапная реабилитация путем выполнения регулярных ежедневных физических упражнений с постепенно нарастающими физическими нагрузками и энерготратами организма во время выполнения упражнений;
7) индивидуализация программы реабилитации с учетом тяжести течения, клинических особенностей болезни, реакции больного на эти мероприятия и др.;
8) тщательный врачебный контроль за реабилитацией с проведением тестов на толерантность больного к физическим нагрузкам;
9) осуществление всех реабилитационных мероприятий за счет государства.
В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» медицинская реабилитациявключает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование; это оперативное восстановление анатомической целостности и физиологического функционирования отдельных органов и частей организма.
Методы реконструктивной хирургии:
- органозамещающие (пересадка донорских либо искусственных органов);
- органовосстанавливающие (пластические операции на внутренних органах — пищевод, гортань и т.д.);
- косметические (пластические операции на лице).
Протезирование – замена частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохранением индивидуальных особенностей замененного в ходе протезирования органа (конечности и др.).
Протезы могут быть функциональными (для передвижения, захвата предметов, резания продуктов и др.) и косметическими (глазной яблоко, ушная раковина, молочная железа).
Ортезирование – компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций (корсеты, бандажи, ортопедическая обувь, стельки).
Система восстановительных мероприятий в лечебно-профилактической практике также подразделяется на несколько этапов (фаз): стационарный (осуществляемый в медицинском учреждении), санаторный (реализуемый на базе санаториев и профилакториев) и адаптационно-компенсаторный осуществляемый как правило в домашних условиях).
Контроль за проведением этого этапа возлагается на специализированный реабилитационный центрили поликлинику. Содержание реабилитационных мероприятий определяется не только условиями, в которых оказывается больной, но и состоянием его здоровья и степенью адаптационных возможностей организма. Основным видом медицинской реабилитации на данном этапе является рациональная методика диспансерного наблюдения за больными. Основными специалистами, осуществляющими медицинскую реабилитацию являются специалисты по реабилитации и физиотерапии, медицинский психолог, психотерапевт, социальный работник. Организует и координирует реабилитационный процесс врач-реабилитолог. Медицинские и сопутствующие им мероприятия -лишь основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации индивида в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде. Психологический компонент реабилитации
Термин психологическая реабилитация обозначает комплекс психологических мероприятий, направленных на изменение характера клиента с целью нивелирования у него негативных поведенческих отклонений и выработки устойчивой социальной адаптации к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация подразумевает обретение личностью устойчивости, гармоничности, бодрости.
Психологическая реабилитация призвана решать широкий круг задач психологической помощи, прежде всего, таких как:
2. Восстановление нарушенных (утраченных) психических функций.
3. Гармонизация Я-образа со сложившейся социально-личностной ситуацией
4. Оказание помощи в установлении конструктивных отношений с референтными личностями и группами и др.
Выделяют несколько видов психологической реабилитации
Социально-психологическая реабилитация направлена на восстановление социальных связей, создание системы социально-психологической поддержки и самоподдержки.
Психическая реабилитация трактуется как система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т.д. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий в условиях медицинского стационара.
В отечественной медицинской психологии разработаны следующие принципы психической реабилитации:
- партнерство – всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;
- разноплановость усилий – направленность реабилитационного процес ально-психологическая реабилитация направлена на восстановление социальныхна различные сферы жизнедеятельности; единство психосоциальных и биологических методов воздействия;
- ступенчатость – создание «переходов» от одного реабилитационного мероприятия к другому.
Актуальной задачей психической реабилитации является разработка эффективных методов восстановления личностных установок, направленных на преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания, протезирование органов, тяжелые хирургические вмешательства, имеющих хронические заболевания, нуждающихся в психологической коррекции в случаях изменения жизненных стереотипов, социальной дезадаптации (в результате длительного лечения, социальной изоляции, стихийных бедствий и т.д.). Особое внимание в психической реабилитации уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация).
Психологическая реабилитация включает в себя психологическое консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию, психокоррекцию, социально-психологические тренинги, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, привлечение реабилитируемых к участию в группах поддержки, клубах общения.
Психологическое консультирование предназначено для оказания психологической помощи людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач.
В процессепсихологического консультирования решаются следующие задачи:
- оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;
- оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
- информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
- повышение общей психологической грамотности;
- мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;
- коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Социально-педагогический компонент реабилитации
Данный вид реабилитации предполагает организацию мер педагогической помощи в социализации индивида.
Обучение предусматривает предоставление помощи человеку в компенсации психологических изменений в формировании положительных установок на развитие других способностей индивида, что будет компенсировать его состояние.
Особенно важен этот компонент при реабилитации лиц с ограниченными возможностями. В этом случае обучение должно быть направлено на овладение инвалидом стандартными схемами поведения и взаимодействия, на освоение инвалидом окружения и полноценного существования в нем. Обучение должно включать адаптационные консультирование и организацию социального участия инвалида, оно должно подготовить инвалида к адекватным ответам на требование окружения и активным воздействиям на него.
Социально-бытовой компонент реабилитации
Социально-бытовая реабилитация касается в основном инвалидов и включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. Федеральное российское законодательство выделяет и такое направление реабилитационной деятельности, как "социальная реабилитация инвалидов", подразумевая деятельность по социально-бытовой адаптации социально-средовой реабилитации. Подобное употребление терминов, когда одно из направлений реабилитации приводится под таким же названием, как и вся совокупность деятельности по восстановлению способностей социального функционирования, свидетельствует не только о том, что при разработке документов 1995г. была допущена некоторая торопливость, но также о том, что в понимании содержания этого процесса имеются определенные теоретические и методологические противоречия. По нашему мнению, термин «социальная реабилитация» следует оставить за описанием общего процесса, а в качестве компонента выделить социально-бытовой компонент реабилитации.
Социально-бытовая адаптация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности. Осуществляется главным образом по отношению к инвалидам.
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:
- информирование и консультирование инвалида и его семьи;
-обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;
- адаптацию жилья инвалида к его потребностям.
Социалъно-средовая ориентация также реализуется в отношении инвалидов и представляет собой систему и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности. Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:
- социально-средовое обучение: обучение общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом;
- оказание помощи в решении личных проблем;
-социально-психологический патронаж семьи.
Социально-средовое обучение проводится социальным работником.
Социально-бытовая адаптация предусматривает определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним больных и инвалидов.
Вместе с тем, как показывает практика, созданная система социального обслуживания пока не может компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается больной человек или инвалид, особенно на первых этапах адаптации к новым условиямсуществования и жизнеобеспечения.
Профессиональный компонент реабилитации
Профессиональная реабилитация – это процесс и система восстановления конкурентоспособности индивида на рынке труда; включает в себя профессиональную ориентацию, образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство. В случае социальной недостаточности (в виде ограничения способности к профессиональной деятельности) меры социальной реабилитации требуют наряду с профориентацией приспособления производства и режима труда к нуждам клиента (если это необходимо).
Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью.
Профессиональное образование – это система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности.
Рациональное трудовое устройство – это система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей.
Рациональное трудоустройство означает адекватность условий и содержания труда психофизиологическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности, ранее исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).
Профессионально-производственная адаптация – это система и процесс определенияоптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства с приспособлением к ним человека.
Социально-правовой компонент реабилитации
Социально-правовой компонент реабилитации предполагает оформление необходимых документов, консультирование по гарантиям, компенсациям и льготам, контроль за их обеспечением.
Социально-экономический компонент
Все виды помощи, обеспечивающие социально-экономическую реабилитацию, можно сгруппировать в следующие.
Материальная помощь в денежной форме оказывается гражданам в виде пенсий, пособий, компенсаций, дотаций, целевых выплат, а родителям детей-инвалидов в виде ежемесячных социальных пособий и компенсационных выплат.
Социальное обслуживание включает в себя организацию питаниядоставку продуктов, вещей, лекарств, содействие в получении медицинской помощи, поддержание надлежащих условий проживания, содействие в организации юридической помощи, организацию ритуальных услуг и другие виды помощи.
Использование перечисленных мер социальной помощи и защиты позволяет реализовать программу по социальной реабилитации инвалида.
Социально-культурный компонент реабилитации
Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Искусство способно сделать жизнь многих людей богатой и содержательной.
Социально-культурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать людейк активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации.