kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная активность современной российской молодёжи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня современная российская молодежь составляет 39,6 миллионов молодых граждан. Логично, что именно данная группа населения является носителем потенциала развития почти во всех сферах жизнедеятельности государства и в теории обладает всеми возможностями, с помощью которых можно укрепить положение Российской Федерации в мире, а также позволить стране выйти на новый конкурентоспособный уровень. Как заставить молодежь принимать участие в общественной деятельности, с помощью каких средств активизировать потенциал молодого поколения к дальнейшему развитию и формированию?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная активность современной российской молодёжи»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования







Санкт-Петербургский Горный университет

Кафедра социологии и психологии



Реферат по теме:

«Социальная активность современной российской молодёжи»











Выполнил: студент группы ТНГ-18 ______________ /Горбунов А.С. /

( Должность) (Подпись) (ФИО)











Санкт-Петербург

2020



Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие социальной активности……………………………………………4

2. Проблемы формирования и развития социальной активности…………5-6

3. Структура мотивов социальной активности молодежи…………………7-8

4. Молодежь как субъект активности……………………………………….…9

5. Динамика развития социальной активности молодежи……………....10-11

6. Политическая активность молодежи как особый вид социальной

активности……………………………………………………………………...12

7. Пути решения проблем социальной активности……………………....13-14

Заключение…………………………………………………………………...…15

Список использованной литературы………………………………………….16



























Введение

Сегодня современная российская молодежь составляет 39,6 миллионов молодых граждан. Логично, что именно данная группа населения является носителем потенциала развития почти во всех сферах жизнедеятельности государства и в теории обладает всеми возможностями, с помощью которых можно укрепить положение Российской Федерации в мире, а также позволить стране выйти на новый конкурентоспособный уровень. Как заставить молодежь принимать участие в общественной деятельности, с помощью каких средств активизировать потенциал молодого поколения к дальнейшему развитию и формированию? В данной работе рассматриваются проблемы реализации социальной активности современной российской молодежи а также пути решения этих проблем. Также дается подробная характеристика уровней, форм и сфер социальной активности, детально рассматривается анализ специфики ее проявления в зависимости от социально-демографических и психологических характеристик. Выбранная мною тема, на мой взгляд, достаточно актуальна, поскольку социальная активность молодежи характеризует степень заинтересованности данной группы населения в общественных делах страны, показывает, насколько молодежь компетентна в решении важных проблем и задач, от которых зависит современное и будущее благосостояние государства.

























1. Понятие социальной активности

Что означает понятие социальная активность? Социальная активность прежде всего рассматривается как совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период времени. В нашем же случае рассматривается совокупность форм деятельности молодежи, поскольку именно данная группа населения обладает всеми преимуществами и потенциалом, благодаря которым в ходе деятельности молодежи решаются многие общественные проблемы и вопросы. Конечно, молодежь обладает более мощным запасом энергии и мотивации, которые так важны для общественной деятельности. Более того, находчивость и креативность последних позволяет наиболее точно и оптимально находить решения многих задач. Сегодняшний день требует от общества инициативную, энергичную, целеустремленную молодежь. Именно сегодня необходимо формировать механизмы перехода молодежи в социально активную позицию, из тысяч молодых людей выявлять и воспитывать лидеров будущего.

































2. Проблемы формирования и развития социальной активности

На протяжении уже многих лет исследуются проблемы формирования и развития социальной активности современной российской молодежи. Складывающиеся представления об активной личности на разных этапах времени в корне отличались, и исследования, направленные на получение точного представления о социальной активности и определение ее ценностных и мотивационных компонентов, также проводились в определенные этапы времени. Все это необходимо для того, чтобы определить направленность, формы и механизмы социальной активности молодежи. В современной России молодежь, с точки зрения социологии, характеризуется с некой двойственностью. Первая характеристика обуславливает молодежь как средство для осуществления общественных преобразований и социально-инновационный ресурс. Вторая характеристика – современная российская молодежь ввиду некомпетентности в определенных сферах государства не обладает определенными знаниями и навыками и поэтому не может проявлять себя в последних.

Другая, не менее важная проблема, заключается в ассоциативности современной российской молодежи, словом, последняя не заинтересована в социальной активности, не находит полезным и важным данный вид деятельности, сфера интересов современной молодежи ограничивается лишь рамками личного пространства. Также молодежь не принимает участие в различного рода движениях, социальных и экологических проектах. Если сравнивать нашу молодежь с иностранными представителями молодого поколения, то наша не заинтересована в решении вопросов в сферах безопасности, помимо этого, российская молодежь не стремится к социальной справедливости, в отличие от иностранцев. Исходя из этого, следует логическое умозаключение о том, что основу многих социальных болезней составляют именно бездействие и незаинтересованность молодежи, которая, видя проблемы, никаким образом не пытается повлиять на это. Также следует подчеркнуть тот факт, что современная молодежь, ныне задействованная на рынке труда, отличается относительно малым спектром социально-инновационной деятельности, также просматривается процесс концентрации молодежи в сферах мелкого предпринимательства.

Помимо всего прочего, следует также отметить другую, не менее важную проблему – отсутствие поддержки социально активной молодежи со стороны государства. Конечно, во многих сферах общественной деятельности осуществляется финансирование заинтересованной молодежи за активную деятельность, включая волонтерскую. Но, вероятно, не все готовы проявлять активность за подобное оказание помощи со стороны государства. Самая распространенная поддержка выражается в виде надбавок к стипендиям студентов, выплат премий за особые успехи, например, в той же волонтерской деятельности, требующей от молодежи проявления необходимых навыков лидерства, способности организовывать и управлять группами единомышленников. На мой взгляд, политика проведения мероприятий по подъему уровня социальной активности заключается в деятельности не только самой молодежи, но и активного участия государства.

Еще один естественный фактор, тормозящий рост социальной активности молодежи – ее возрастные и социально-психологические особенности. С позитивной точки зрения, молодежь отличается высоким уровнем креативности, энтузиазма, а также способностью усваивать большой объем информации. С негативной точки зрения, в силу своих возрастных особенностей у молодого человека довольно вспыльчивый характер, вырабатывается собственное мышление, часто расходящееся с другими возрастными группами. Это, в свою очередь, приводит к психологическим конфликтам, а еще хуже, к социальной нестабильности. Нравственные позиции современной молодежи зачастую не сходятся с традиционными определениями и порядками, регулирующими механизмы социализации молодежи, что, в свою очередь, приводит к устареванию и потере актуальности последних.

К сожалению, в последнее время в среде молодежи наблюдается губительное влияние агентов социализации, приводящее к деструктивному поведению, выражающемся в конфликтах, проявлении девиантного поведения молодежи. Следует особо отметить, что именно молодежь подросткового возраста наиболее вовлечена в подобные процессы. Отсюда следует, что молодежь выступает как основным элементом механизма социальной активности, так и причиной нестабильности общества .

Как показывают практика и социальные исследования, воспитание молодежи как граждан государства в теории рассматривается социологами, но, к сожалению, на практике мероприятий по воспитанию практически не проводится.

Из всего вышесказанного следует вывод, что отправной точкой подъема уровня социальной активности служит осознание молодежью необходимости участия в общественной деятельности на благо государства, понимание собственной сопричастности к ответственности за социальное развитие общества.







3. Структура мотивов социальной активности молодежи

Структура мотивов социальной активности составляют три подструктуры: подструктура потребностей, подструктура внутреннего контроля, подструктура целей. Данные подструктуры включают в себя разные мотивационные элементы, именно которые и составляют характеристику социально активной личности. Процесс формирования мотивов социальной активности проходит таким образом, что в определенные моменты придаются значения тем или иным мотивационным компонентам. Сами мотивационные компоненты являются психологическими образованиями, которые влияют на формирование определенных мотивов, а также психологическими и социальными факторами, оказывающими влияние на процесс мотивации. Важной составляющей структуры мотивов социальной активности выступает подструктура потребностей. Это объясняется прежде всего тем, что сама по себе потребность в чем-либо характеризует проявление интереса к чему-либо и, как следствие, проявление активности. Потребность также характеризуется активным отношением к чему-либо, влияющим на человека таким образом, что он начинает преобразовывать окружающую обстановку ради достижения определенной цели и, следовательно, удовлетворения потребности. Таким образом, желание человека достичь какой-либо цели, а также источник энергии и мотивации, необходимый для выполнения последнего действия, определяется потребностью.

Согласно исследованию, проведенному с целью выявления у молодежи потребностей, составляющих структуру мотивов социальной активности, основными являются потребности в общении, в познании себя и личностном росте, в общественно-значимой деятельности, в самоутверждении, в самореализации, в достижении, в, признании и уважении, в оказании помощи, в получении знаний, в привлечении к себе внимания, в благополучии и престиже. Конечно, сочетание и уровень потребностей напрямую зависят от социально-демографической характеристики населения и прочих факторов.

Также одной из главных целей социальной активности современной молодежи может выступать их же общение и деятельность, направленная на достижение каких-либо других социально-значимых целей. Например, процесс участия молодежи в общественной деятельности в любом случае сопровождается приобретением определенных знаний и навыков организатора и, как следствие, формированием своих лидерских качеств, словом, они получают основу, необходимую для дальнейшей общественной работы.

Тем не менее, целью социальной активности молодежи может выступать деятельность и общение, являющееся средством для достижения собственных, личностных целей. Также вовлечению молодежи в социальный процесс способствуют прагматичные цели, такие как личный успех, карьерный рост.

Таким образом, структура мотивов социальной активности — это динамическая система мотивационных компонентов и факторов, формирующих различные мотивы, побуждающих человека к совершению определенных действий и поступков, определяющая степень его активности и направленность поведения для достижения конкретных социально-значимых целей.







































4. Молодежь как субъект активности

С течением времени, как показывает практика, постепенный процесс интеграции молодежи в различные сферы деятельности общества требует от государства расстановки приоритетов при регулировании процесса роста социальной активности. Это говорит о том, что процесс вовлечения активной молодежи с самого начала и до некоторого недавнего времени носил хаотичный, бессистемный характер. Всякая активность молодежи может подразделяться на два характера – конструктивный (направленный на положительные изменения в обществе) и деструктивный (разрушительный, губящий). Вот почему государству важно анализировать факторы, влияющие на формы социализации молодежи, позволяющие определять характер и тип деятельности последней.

Проблема заключается в том, что молодежь не осознает, что выражая собственную позицию в чем-либо, решая вопросы, которые, как она считает, она решает только на благо самого себя, молодежь тем самым может косвенно решать многие вопросы, касающиеся стабильности государства, реализовать свои личные интересы на благо общества. Известно, что молодежь в силу своего биологического и физического этапа развития, отличается от остальных индивидуальностью мышления, особой восприимчивостью и последующей обработкой получаемой информации, что позволяет ей выдвигать наиболее рациональные и оптимальные идеи при решении определенных вопросов и задач. В свою очередь, уникальность подросткового мышления обуславливается нехваткой опыта и знаний, необходимых при контакте с интересами общества, причем этот опыт получается только на практике, т.е. в процессе самой деятельности. Это и отличает молодежь уникальностью мышления, особой критичностью при выдвижении собственных идей и доказательстве своей правоты.

















5. Динамика развития социальной активности российской молодежи

Ввиду высокого темпа развития молодежных движений и организаций в стране наблюдается процесс осознания молодежью важности собственной роли как неотъемлемых элементов в механизме совершенствующегося и развивающегося общества. С помощью молодежных палат и организаций происходит становление молодежи как личностей, проявляются наиболее талантливые и находчивые люди, в конце концов, происходит процесс самореализации. Но, к сожалению, процент таких объединений и участвующих в них лиц сравнительно мал. Согласно проведенным анализам социальной активной молодежи, только 7% состоят в различных молодежных объединениях, а 20% желает вступить в подобные организации. Тем не менее, этот небольшой процент молодежи является будущей основой политической, экономической и социальной сфер государства, что положительно скажется на авторитете страны и на ее развитии в целом.

По самооценке степени социальной активности школьников и студентов, проводимых в школах и вузах страны в виде анонимного анкетирования, все респонденты были разделены на две группы. Первую составили респонденты, оценившие степень своей активности от 5,5 до 7,0 (максимально возможных) балла, определенные в данном исследовании как «социально активные в высокой степени», вторую группу — оценившие в интервале от 4,0 до 5,4 балла, определенные как «социально активные в средней степени». Самооценка степени социальной активности менее 4 баллов не представлена. Соотнесение самооценки респондентами степени социальной активности, форм и сфер ее проявления позволяет сделать интересные выводы. 64% респондентов, принявших участие в анкетировании, являются организаторами различных мероприятий. Следует отметить, что первые места в среде деятельности молодежи занимают, научная, образовательная и культурная деятельности, остальные же сферы отходят на последний план. Интересным является тот факт, что лишь малая часть опрошенных считает нужным вставать на защиту социально незащищенных граждан и принимать участие в социальных программах.

Социально активная в средней степени молодежь, которую составили 75% опрошенных, проявляют себя в целом во всех сферах деятельности общества, готовы прийти на помощь при решении любой задачи. Среди них больше всего распространены образовательная, научная и спортивная сферы деятельности. Экологическая, экономическая и политическая сферы, так же как и в первой группе молодежи, представлены незначительно. В отличие от первой группы, представители второй группы заинтересованы в функционировании своего коллектива, осуществляют деятельность в социальной сфере общества и др. Из этого анализа структуры социальной активности следует вывод о том, что первая группа, которую составляют высокоактивная молодежь, позволяет формировать будущих лидеров, которые в дальнейшем смогут управлять кем-либо или чем-либо с помощью опоры на собственные принципы и качества. Желание изредка принимать участие в тех или иных мероприятиях демонстрирует средняя группа. Следует заметить, что процент двух групп примерно одинаков, причем весомый процент опрошенных желает повысить свои позиции в социальной деятельности, что может привести к росту социальной активности.









































6. Политическая активность молодежи как особый вид социальной активности

Следует отметить значимость политической активности молодежи. Важным звеном в формировании социальной активности является молодежная политическая деятельность. Конечно, участие в политической деятельности требует от молодого гражданина наличие знаний о структуре политического механизма. От того, насколько молодежь осведомлена в делах политической сферы, заинтересована в формировании и улучшении последней, зависит степень социализации молодежи в политике.

В настоящее время в нашей стране действует множество молодежных политических организаций, деятельность которых направлена, в первую очередь, на защиту прав молодежи и других социальных групп населения, на проведение различных мероприятий и акций. Сегодня существует несколько способов взаимодействия молодежи с политической сферой. Рассмотрим некоторые из них:

─ конечно, самая доступная и распространенная – участие в предвыборной кампании и в процессе выборов, выражающееся в непосредственном участии молодежи в голосовании, участии последней в организации предвыборного процесса и т.д.

─ организованная активность – участие молодежи в процессах, которые смогут повлиять принятие правительственных решений, выражающееся в проведении митингов, организации молодежных общественных объединений;

─ активность по организации групп воздействия – также метод воздействия молодежи на правительство, выражающийся в организации общественных групп, но отличающийся непосредственным влиянием на принятие правительственных решений. Как правило, носит негативный характер – забастовки, бунты, оппозиционные восстания.

Не смотря на свои достоинства и имеющиеся недостатки, молодежь является важным элементом политической деятельности, благодаря своему участию она может косвенно влиять на происходящие политические процессы в государстве, что чаще всего носит положительный характер.









7. Пути решения проблем социальной активности

В настоящее время существует несколько постепенно реализуемых способов повышения социальной активности молодежи. Наиболее значимым и эффективным выступает общение с интересными людьми, благодаря этому молодежь готова принимать участие в общественных мероприятиях. Помимо всего прочего, общение для молодежи полезно тем, что они заводят новые полезные, а зачастую и выгодные для карьерного роста и успеха знакомства. Значительное влияние на побуждение молодежи к участию в общественной деятельности служит реализация собственных идей, совершенствование в профессиональной сфере, т.е. в личной карьере. Менее значимый, но все же существующий способ повышения социальной активности – косвенное участие в общественной деятельности. Другими словами, студент, например, при нехватке денег может начать поиски подработки, также к социальной активности относится деятельность в свободное от учебы время. Таким образом, молодежь задействована в процессе социальной активности, даже не подозревая о своем участии в нем, ведь вышеперечисленные примеры выступают основополагающими мотивами социальной активности.

Среди российских студентов главными причинами, по которым они не принимают участие в общественной деятельности, выступают непопулярность деятельности в политической сфере, а также отсутствие свободного времени. А ведь современные темп и условия жизни требуют от молодежи участия в общественной и государственной деятельности, с помощью креативных и новаторских идей решать проблемы социума и социальные болезни – все это в конечном счете приведет к устранению определенных социальных проблем и вопросов, что будет являться огромным плюсом для государства с одной стороны, и к формированию сильных молодежных лидеров и руководителей с другой стороны.

Как один из вариантов повышения уровня социальной активности, государство должно привлекать внимание молодежи к таким наиболее развитым и популярным направлениям деятельности, как принятие участия в различных некоммерческих акциях, профсоюзных мероприятиях и, пожалуй, самое подходящее и интересное для молодежи занятие – волонтерская деятельность. Следует особо отметить, что в современной России с необыкновенно быстрыми темпами развития волонтерства прямо пропорционально возрастает число различных волонтерских отрядов, школьных и студенческих молодежных палат, которые занимаются решением организационных и общественных вопросов, касающихся социальной сферы общества, например, организация спортивных чемпионатов любого уровня, включая мировой, оказание помощи социально незащищенным. Все это организуется во многом благодаря деятельности волонтеров, причем при определенных достижениях данная деятельность может начать приносить прибыль. Все это говорит о том, что если молодежь начнет принимать участие в вышеперечисленных видах деятельности, то уровень социальной активности молодежи взлетит вверх.

Следующий аспект данного вопроса, на которых мне хотелось бы обратить особое внимание, это поддержка молодежи в определенной социальной деятельности. Выше говорилось о том, что задачей государства при решении этой проблемы является организация мероприятий, которые заинтересуют молодежь и привлекут к принятию в участии в них, а также поиск наиболее талантливых и находчивых молодых людей для дальнейшей деятельности на благо государства, будь это деятельность в сфере политики или социальной области. Тем не менее, не обращается внимание на то, что молодежь попросту не хочет принимать участие в подобных мероприятиях. На мой взгляд, государство может резко повысить уровень социальной активности путем определенного финансирования молодежи за любую общественную деятельность, будь это премия за особые успехи, либо надбавка к стипендии. Это послужит своего рода стимулом для молодежи, чтобы последние активно вовлекались в общественный процесс.

























Заключение

Итак, благодаря обработанной и проанализированной информации, которая представлена в данной работе, можно сделать вывод о том, что процесс роста социальной активности молодежи действительно играет важную роль в улучшении качества жизнедеятельности населения, а также в формировании и улучшении принципов, на которых будут функционировать многие государственные сферы деятельности. В ходе анализа я выяснил, что в процессе роста социальной активности молодежь прежде всего выступает главным агентом в данном процессе, поскольку именно она проявляет свое желание принимать участие в той или иной деятельности. Никакие органы государства не способны так повлиять на молодежь, как их собственное желание, осознание ответственности за будущее страны. Но, на мой взгляд, государство может повлиять на принятие молодежью подобных решений с помощью поддержки различной молодежной деятельности. В работе представлены способы оказания поддержки. Помимо всего прочего, проводится анализ мотивов, которые влияют на вливающуюся в процесс роста активности молодежь. Конечно, уделяется особое внимание решению проблем социальной активности, что, конечно, крайне важно для регулирования уровня активности молодежи.



























Список использованной литературы

1. Бородина А.В. Направления развития социальной активности молодежи в условиях современного общества (Электронный ресурс). Режим доступа http://human.snauka.ru/2016/03/14506;

2. Осипова Л.Б., Савастьина А.А. Социальная активность молодежи как условие динамичного развития общества (Электронный ресурс). Режим доступа https://science-education.ru/ru/article/view?id=22320;

3. Сабанцева В.А. Социальная активность студенческой молодежи России (Электронный ресурс). Режим доступа http://ovv.esrae.ru/pdf/2012/11/938.pdf;

4. Соколова Е.С. Социальная активность современной российской молодежи.// Проблемы педагогики и психологии, выпуск №1. / Московский гуманитарный университет, 2016 год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Социальная активность современной российской молодёжи

Автор: Горбунов Александр Сергеевич

Дата: 03.05.2020

Номер свидетельства: 548588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Социальный проект "Чума XX века!" "
    ["seo_title"] => string(34) "sotsial-nyi-proiekt-chuma-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "140442"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417956504"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Профессиональное образование и социальная адаптация обучающихся  с нарушенным слухом "
    ["seo_title"] => string(100) "profiessional-noie-obrazovaniie-i-sotsial-naia-adaptatsiia-obuchaiushchikhsia-s-narushiennym-slukhom"
    ["file_id"] => string(6) "199756"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428645422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Проект "Фотоальбом" "
    ["seo_title"] => string(18) "proiekt-fotoal-bom"
    ["file_id"] => string(6) "195557"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427915491"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Школьные СМИ в медиапространстве"
    ["seo_title"] => string(32) "shkolnye_smi_v_mediaprostranstve"
    ["file_id"] => string(6) "633347"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1686210596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства