kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социализация обучающихся в дополнительном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социализация обучающихся в дополнительном образовании»

Доклад

«Социализация обучающихся в дополнительном образовании»

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.

Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её. Социализация – это усвоение, накопление и воспроизведение социального и индивидуального опыта.

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. 

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо.

Не малую роль в процессах образования и социализации в современном мире стали играть творческие способности человека. Для современной педагогики они уже не кажутся чем-то редким и необычным. Современные подходы в педагогике предполагают, что каждый человек – творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.

Социализация личности интересна тем, что усвоенный социальный опыт становится регулятором социального поведения личности.

В современном мире одним из важнейших факторов социализации подростков становится дополнительное образование. Дополнительным образованием называют сферу получения знаний и навыков за пределами обязательного государственного стандарта, которое должно удовлетворять разнообразные интересы ребенка.

В задачи дополнительного образования детей дошкольного возраста и школьного входит гармоничное соединение общего образовательного стандарта с созданием необходимых условий для формирования творческой личности. Основной упор при этом делается на защиту права ребенка на самоопределение и саморазвитие. 

Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Проблема взаимоотношений личности и общества – одна из наиболее интересных тем не только в социологии, но и во многих других дисциплинах. Социальная адаптация школьника как личности, его самоопределение одинаково актуально как для прошлого, так и для настоящего времени. На протяжении многих веков мыслители и ученые пишут и спорят о воспитательном процессе, но до сих пор нет единства взглядов в определении процесса воспитания личности.

В современный век нанотехнологий, компьютеров, жестких и бескомпромиссных решений многие проблемы связаны с безнравственностью, черствостью и жесткостью человека, которые неразрывно связаны с низким уровнем образованности и культуры.

Сегодня все чаще можно встретить эмоционально и интеллектуально не богатого человека. Главной целью родителей и учеников стало получение высоких баллов на едином государственном экзамене, поступление в престижный ВУЗ, и, как результат, мы получаем поколение не способное к сопереживанию и сочувствию. Кризисные и критические ситуации, нередко возникающие в разных сферах жизни общества, требуют от человека не только физического и психического, но и социального здоровья для эффективной социализации. Совершенствование и реформирование всех сторон жизни общества зависит от непосредственного участия в этих процессах личности, и вполне естественно, что сейчас акцентируется развитие индивида и создается система воспитания, которая учитывает этот фактор. Для адаптации индивида в обществе в данный период истории ему требуются определенные знания, способы деятельности и общения. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, которая эффективно дополняет государственные структуры, т.к. отражает более широкий спектр проблем развития и образования детей и подростков.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен, и является составной (вариативной) частью общего образования, сущностно мотивированным образованием, позволяющим обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределяться профессионально и личностно.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. О необходимости дополнительного образования в школе нет смысла никого убеждать. Чем больше ребѐнок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время - время постоянных перемен.

Заполняя свободное временное пространство учащихся, школа стремится оградить их от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания преступных группировок, наркомании и т.д. Мы хотим увлечь детей делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значить учатся сотрудничеству и сотворчеству. Процесс творчества развивает и обогащает личность, раскрывает ее таланты и духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

Эффективность использования подросткового досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность школьника в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досуговых учреждений и т.д.

Занятия по дополнительному образованию предоставляют благоприятные условия для разностороннего развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую познавательную активность. Для этого преподаватели должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся. В последнее время редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

  • общая атмосфера комфорта в процессе учения;

  • отношения сотрудничества педагога и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;

  • привлечение преподавателем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Преподавателю следует подходить к мотивации как к постоянно развивающемуся явлению. Так, постоянно осуществляются взаимовлияния и взаимопереходы мотивов и целей учения. По мере усложнения задач обучения у учащихся не только повышается мотивации к обучению, но и развиваются личностные качеств детей. Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как правило, имеют больше возможностей полноценно прожить детство, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Таким образом, дополнительное образование способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику - ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Основу современной методологии и концептуальных положений роли дополнительного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ составляет культурно-историческая теория Л.С. Выготского, согласно которой в психическом развитии и формировании личности детерминирует социальная обусловленность педагогического взаимодействия. К основным положениям данной концепции относятся:

а) социальная адаптация детей с ОВЗ – это специально организованный педагогический процесс, прогнозируемый конечный результат которого – гибкое реагирование личности на изменения общественной жизни, в ходе овладения ребенком с ОВЗ опытом культуры, накопленным предшествующими поколениями, с учетом имеющихся возможностей самого ребенка, при обязательном взаимодействии с педагогом, родственниками, ближайшим окружением, сверстниками;

б) несмотря на особенности личностного развития детей с ОВЗ, становление у них качеств, значимых для вхождения в общество как равноправных участников общественных взаимоотношений, происходит по тем же закономерностям и в последовательности, что и у их сверстников с нормативным развитием;

в) процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования зависит не столько от выраженности имеющихся нарушений развития, сколько от наличия специальных образовательных условий;

г) педагогическая деятельность педагогических работников, реализующих адаптированные дополнительные образовательные программы, предусматривает сочетание образовательных, коррекционно-развивающих, психотерапевтических и лечебно-оздоровительных технологий;

д) закономерностями социальной адаптации детей с ОВЗ в дополнительном образовании выступают: цель, задачи, содержание, соответствующие запросам общества, государства, требованиям норм морали, традициям; ее результаты опосредованы согласованными действиями различных специалистов, влиянием факторов образования; активность детей с ОВЗ в процессе социальной адаптации будет зависеть от учета их возможностей, интересов, эмоционально-личностного взаимодействия, направленного на формирование оптимистической установки; эффективность социальной адаптации может быть определена степенью самостоятельности, инициативностью ребенка с ОВЗ, содержанием просоциальной деятельности;

е) ключевую роль играют три фактора социальной адаптации детей с ОВЗ:

1) разнообразные виды деятельности детей с ОВЗ – учебная, игровая, трудовая, общественная;

2) различные виды педагогической деятельности – управление, социализация, обучение и воспитание, преодоление имеющихся нарушений развития;

3) детский коллектив как общность, способствующая формированию положительных личностных качеств детей с ОВЗ (адекватная оценка общественных процессов, интересы, предпочтения, поступки, одобряемые обществом);

ж) процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования базируется на системном понимании данного процесса и предполагает реализацию группы общих, частных и специфических принципов; дифференциация их предусматривает: общие закономерности образования, особенности процесса социальной адаптации как вида образовательной деятельности, своеобразие социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования;

з) процесс социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает использование урочной и внеурочной деятельности и связанное с ними межличностное взаимодействие со сверстниками с нормативным развитием, способствующим более успешной интеграции в общество.

Содержанием процесса социальной адаптации детей с ОВЗ являются следующие взаимосвязанные компоненты: 

мотивационный (потребности, мотивы, интересы к социальному самосовершенствованию, социальные ценности); 

когнитивный (система социальных представлений и понятий о явлениях и событиях общественной жизни, элементах нормативно-правовых документов, регламентирующих социально-правовую систему государства, активную социально-правовую позицию); 

эмоционально-волевой (эмоциональные переживания сущности социальной действительности; волевые проявления, как готовность личности с ОВЗ противостоять возникающим затруднениям при реализации социально-значимых целей); 

деятельностный (адекватная оценка и самокритичность; соблюдение норм и принятых в обществе правил поведения; осмысленное решение возникающих проблем; умения и навыки добровольной и осознаваемой социальной деятельности).

Стержневым компонентом модели социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования является цель: достижение успешной социализации детей с ОВЗ. В идеальном виде социализацию можно представить как формирование разносторонне развитой личности, сочетающей в себе нравственные установки, художественные способности и физическое совершенство, готовой к самостоятельной жизни и участию в производительной деятельности.

Модель предусматривает реализацию следующих задач:

формирование мотивации, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями;

накопление социальных понятий, представлений;

становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ;

обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом.

Процесс социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает реализацию общедидактических и специфических принципов: природосообразности, культуросообразности, гуманизма, социального партнерства, коллективизма, индивидуализации и дифференциации.

Природосообразность определяет необходимость отношения к ребенку как составной части природы, учет его возрастных, половых, физиологических особенностей, а также максимальное использование природных факторов, объектов живой и неживой природы для формирования экологического мышления и природоохранной деятельности. 

Культуросообразность предполагает использование в процессе социальной адаптации достижений культуры, «введение в культуру ребенка с ОВЗ»: ценности человечества, общенациональные традиции, местные обычаи регионов, территорий. Подчеркивается важность приобщения детей с ОВЗ как к собственной национальной культуре, так и к культуре народов совместного проживания, способствующего формированию понимания, уважения к языкам, традициям, обычаям других национальностей, дружелюбия. 

Гуманизм определяет отношение к ребенку с ОВЗ как к равноправному участнику образовательного процесса, а не как пассивному объекту внешнего воздействия, с учетом его интересов, потребностей, возможностей. Гуманистический характер дополнительного образования предполагает свободу творчества, активности ребенка с ОВЗ. Воспитывающая, формирующая функция педагога дополнительного образования становится ведущей по отношению к его контролирующей, обучающей и информационной функциям. 

Социальное партнерствоколлективизм предусматривают создание ученического коллектива, позволяющего детям с ОВЗ расширить социальный опыт, создать условия для продуктивного и комфортного социального самоопределения, адекватного взаимодействия, активизировать социальную адаптацию, самореализацию, творческое самовыражение. 

 Индивидуализация и дифференциация процесса социальной адаптации состоит в вариативности применения педагогом различных форм и методов дополнительного образования с целью достижения успеха в работе с каждым ребенком. Индивидуализация предусматривает разностороннее изучение интересов, потребностей, возможностей каждого ребенка, так как в силу неоднородности проявлений нарушенного развития все дети индивидуальны. Распределение детей с ОВЗ, при фронтальном обучении на условные подгруппы в соответствии с их успешностью в овладении требованиями адаптированной дополнительной образовательной программой, составляет содержание дифференцированного подхода. 

В качестве ожидаемых результатов социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования рассматриваются: повышение качества жизни, востребованности на рынке труда, эффективности трудоустройства; преодоление пессимистических и иждивенческих настроений, изоляции и самоизоляции лиц с ОВЗ; преодоление негативного отношения как к обществу, так и к самим лицам с ОВЗ; повышение уровня социального доверия в обществе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Социализация обучающихся в дополнительном образовании

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 06.11.2018

Номер свидетельства: 483765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Применение инновационных форм социализации обучающихся в дополнительном образовании детей"
    ["seo_title"] => string(97) "primienieniieinnovatsionnykhformsotsializatsiiobuchaiushchikhsiavdopolnitielnomobrazovaniidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "285824"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454250020"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Воспитание и социализация обучающихся в клубах по месту жительства "
    ["seo_title"] => string(81) "vospitaniie-i-sotsializatsiia-obuchaiushchikhsia-v-klubakh-po-miestu-zhitiel-stva"
    ["file_id"] => string(6) "215134"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432578614"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Деятельность педагога-организатора по воспитанию и социализации обучающихся в клубах по месту жительства "
    ["seo_title"] => string(124) "dieiatiel-nost-piedaghogha-orghanizatora-po-vospitaniiu-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-v-klubakh-po-miestu-zhitiel-stva"
    ["file_id"] => string(6) "215140"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432580008"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Взаимодействие школы с учреждением дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(73) "vzaimodieistviie_shkoly_s_uchriezhdieniiem_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "342475"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1473149131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства