Применение инновационных форм социализации обучающихся в дополнительном образовании детей
Применение инновационных форм социализации обучающихся в дополнительном образовании детей
Готовясь к написанию своей статьи, я начала с того, что нашла в википедии определение социализации – это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Как и через что ребенок может получить эти навыки, которых согласно ФГОС второго поколения должно быть в достаточном объеме. Судите сами, портрет выпускника 21 века выглядит таким образом. Это деятельный, активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек. В нем развито положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиты навыки самоорганизации. Он обладает уверенностью в своих силах, коммуникативностью, ответственностью, саморегуляцией.
Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Дальше ребенок идет в детский сад, потом в школу.
Конечно же, для реализации личностных достижений обучающихся требуются новые методы организации, которые бы способствовали социализации обучающихся. В детских объединениях дополнительного образования детей этот процесс идет намного эффективнее. Почему? Представим. Ребенок неуверен в себе из-за неуспешности в учебной деятельности; испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников; физических недостатков; неудовлетворенности своим внешним обликом - все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию беспомощности, препятствовать самоутверждению личности. И вот он приходит в детское объединение. Чем может помочь педагог? Как правильно организовать обучение, которые бы способствовало социализации ребенка?
Прежде всего, компенсировать недостатки первичной социализации, по сути, некоторые ребята и записываются в детские объединения иногда ради этого.Создать каждому ребенку ситуации успешности. А для этого - включить ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. Я не раз видела радость и гордость в глазах своих воспитанников от того, что они справились, смогли, сделали свою самую первую работу! Поверить в свои силы, самоутвердиться задача не из легких, но она выполнима, если рядом кто-то, кто поможет!
Есть такое понятие как «эффект старшего друга» и не обязательно это должен быть старший по возрасту. «Эффект старшего друга» состоит в том, что у каждого должен быть человек, с кем он может посоветоваться, кому готов открыть самое тайное, в надежде, что тебя поймут и если надо, помогут. Хорошо, если таким «старшим другом» будет кто-нибудь из родителей, близких родственников, но если их нет. В моей практике были случаи, когда педагог дополнительного образования тоже может им быть. И тебе рассказывали самое сокровенное, в надежде, что только ты можешь помочь в какой- то ситуации.
Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же педагог постарается устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», выполнять только то, что надо педагогу, то сформируется не идеальная и гармоничная, а ущербная пассивная личность.
Какие же инновационные технологии можно использовать, способствующие социализации обучающихся рамках реализации ФГОС? Это технологии: обучение в сотрудничестве; проектное обучение; образно-эмоциональное обучение; ситуативное обучение. Рассмотрим некоторые.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Основным вариантом организации обучения в сотрудничестве является обучение в команде. Обучение происходит в группе из нескольких человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Педагог объясняет новый материал, а затем предлагает обучающимся в группах его закрепить.
Метод проектов как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Всегда требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, командную, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени.
Процесс социализации личности ребёнка должен включать в себя, во-первых, познавательную направленность, ориентированную на усвоение норм социальных отношений; коммуникативную направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в деятельности; эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям как субъектам совместной деятельности.
Работая не первый год в дополнительном образовании каждый раз убеждаюсь, что невозможно работать, не любя детей! Любите! Общайтесь! Наслаждайтесь! Творите вместе с ними! И только тогда творческая деятельность,которой заняты дети в вашем детском объединении будет побуждать каждого ребенка, каждую личность к социальной активности, повышать его потребности, а это способствует её самоопределению, самореализации и социализации. И только тогда перед нами предстанет деятельный и активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных форм социализации обучающихся в дополнительном образовании детей»
Применение инновационных форм социализации обучающихся в дополнительном образовании детей
Готовясь к написанию своей статьи, я начала с того, что нашла в википедии определение социализации – это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Как и через что ребенок может получить эти навыки, которых согласно ФГОС второго поколения должно быть в достаточном объеме. Судите сами, портрет выпускника 21 века выглядит таким образом. Это деятельный, активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек. В нем развито положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиты навыки самоорганизации. Он обладает уверенностью в своих силах, коммуникативностью, ответственностью, саморегуляцией.
Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Дальше ребенок идет в детский сад, потом в школу.
Конечно же, для реализации личностных достижений обучающихся требуются новые методы организации, которые бы способствовали социализации обучающихся. В детских объединениях дополнительного образования детей этот процесс идет намного эффективнее. Почему? Представим. Ребенок неуверен в себе из-за неуспешности в учебной деятельности; испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников; физических недостатков; неудовлетворенности своим внешним обликом - все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию беспомощности, препятствовать самоутверждению личности. И вот он приходит в детское объединение. Чем может помочь педагог? Как правильно организовать обучение, которые бы способствовало социализации ребенка?
Прежде всего, компенсировать недостатки первичной социализации, по сути, некоторые ребята и записываются в детские объединения иногда ради этого.Создать каждому ребенку ситуации успешности. А для этого - включить ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. Я не раз видела радость и гордость в глазах своих воспитанников от того, что они справились, смогли, сделали свою самую первую работу! Поверить в свои силы, самоутвердиться задача не из легких, но она выполнима, если рядом кто-то, кто поможет!
Есть такое понятие как «эффект старшего друга» и не обязательно это должен быть старший по возрасту. «Эффект старшего друга» состоит в том, что у каждого должен быть человек, с кем он может посоветоваться, кому готов открыть самое тайное, в надежде, что тебя поймут и если надо, помогут. Хорошо, если таким «старшим другом» будет кто-нибудь из родителей, близких родственников, но если их нет. В моей практике были случаи, когда педагог дополнительного образования тоже может им быть. И тебе рассказывали самое сокровенное, в надежде, что только ты можешь помочь в какой- то ситуации.
Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же педагог постарается устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», выполнять только то, что надо педагогу, то сформируется не идеальная и гармоничная, а ущербная пассивная личность.
Какие же инновационные технологии можно использовать, способствующие социализации обучающихся рамках реализации ФГОС? Это технологии: обучение в сотрудничестве; проектное обучение; образно-эмоциональное обучение; ситуативное обучение. Рассмотрим некоторые.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Основным вариантом организации обучения в сотрудничестве является обучение в команде. Обучение происходит в группе из нескольких человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Педагог объясняет новый материал, а затем предлагает обучающимся в группах его закрепить.
Метод проектов как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Всегда требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, командную, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени.
Процесс социализации личности ребёнка должен включать в себя, во-первых, познавательную направленность, ориентированную на усвоение норм социальных отношений; коммуникативную направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в деятельности; эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям как субъектам совместной деятельности.
Работая не первый год в дополнительном образовании каждый раз убеждаюсь, что невозможно работать, не любя детей! Любите! Общайтесь! Наслаждайтесь! Творите вместе с ними! И только тогда творческая деятельность,которой заняты дети в вашем детском объединении будет побуждать каждого ребенка, каждую личность к социальной активности, повышать его потребности, а это способствует её самоопределению, самореализации и социализации. И только тогда перед нами предстанет деятельный и активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек!
Литература
1.Мальцева Э.Л. Костина Н.М. Педагогика детского движения. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.
2.Чугунова О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Дис… канд. пед. наук. Кострома, 2000.
3.Кульпединова М.Е. Я становится богаче. Теория, история методика детского движения (ТИМ). Информационный бюллетень. Спец. Вып. М., 1995.
4.http://www.allbest.ru/
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
5.И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010