Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему "Развитие коррекционной педагогики".»
Развитие коррекционной педагогики.
Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и зависит от уровня развития науки и культуры, от социально-экономических отношений, от господства религиозных взглядов, национальных традиций, правовых норм. протяжении многих веков проблема аномального развития рассматривалась с донаучных позиций. В древности детей с отклонениями в развитии физически уничтожали (Греция, Древний Рим). На протяжении многих веков отношение к аномальным детям определялось религией, чаще всего они рассматривались как дети дьявола, как кара за грехи родителей, многие из них погибли на кострах инквизиции.
В России первые приюты были открыты для слабоумоых в Петербурге в 19 веке силами энтузиастов – Е. К. Грачевой, М. Постовской, супругов- врачей Маляревских.
На рубеже 19-20 веков сложилось 3 научных направления: - клиническое; - психо-диагностическое; - педагогическое.
В 1908 году была открыта школа-санаторий в Москве для дефективных детей В. П. Кащенко (по улице Погодинской дом 8.) Сейчас это институт дефектологии. Опыт таких детей описан Кащенко в книге «Педагогическая коррекция».
В разработку психолого-педагогических проблем вклад внесли русские врачи-психиатры В.М. Бехтерев, В.П.Сербский, Г.И. Россолимо, особенно в разработку методов клинико-психологического изучения. Большое значение также имеют и труды Л. С. Выготского.
Наивысший этап в истории российской педагогики и специального образования связан с периодом конца XIX - начала XX в. в связи с созданием обществ и общественных организаций по обучению и воспитанию анормальных детей. Вопросами обучения и воспитания умственно отсталых детей, исследованиями в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др.
История российской дефектологической науки и практики тесно связана с именем Екатерины Константиновны Грачевой (1866-1934), которая стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, ей принадлежит издание первых руководств по работе с глубоко отсталыми детьми.
Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943) - известный педагог, талантливый организатор научных исследований в области дефектологии и дефектологического образования. Им была создана школа-санаторий для дефективных детей, которая переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционной педагогики РАО. Его книга «Педагогическая коррекция», изданная в 20-е годы, является и в настоящее время практическим руководством в коррекционной педагогике.
После революции в нашей стране была образована государственная система специальных образовательных учреждений. В 1926 году вышло типовое положение об открытии школ для умственно отсталых и для детей с нарушениями слуха и зрения. Позднее появились речевые школы – 1949г., в 60-е годы появились школы для детей с ДЦП, в 1981 году - для детей с задержкой психического развития.
В настоящее время существует сеть специальных школ и дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии.