Просмотр содержимого документа
«Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с РАС»
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания «Доверие» в г. Димитровграде»
Согласовано:
Методическим советом ОГБУ СО
КЦСО «Доверие»
№ протокола______ от ______20___г.
Утверждена:
Приказом №______от______20___г.
Реабилитационная программа по работе с детьми с РАС
«Шаги к здоровью»
Срок реализации:17 недель
Инструктор ФК Крылова Т.В.
Возрастная группа от 5- до18 лет
Димитровград 2024
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название учреждения
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания «Доверие» в г. Димитровграде»
Полное название программы
Реабилитационная программа по работе с детьми с РАС
Юридический адрес
организации
433511,Ульяновская область, г.Димитровград, ул. Мелекесская,37 а
Телефон
тел.8-84 (235) 7-42-20
Целевая группа
Дети с расстройством аутистического спектра
Цель программы
Цель: повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи программы
развитие умения подражать;
стимулирование к выполнению инструкций;
формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать с остальными детьми;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Направление деятельности
Организация комплексной и многоаспектной коррекционной помощи в физическом развитии детей с РАС, учитывая индивидуальные потребности, связанные с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемый результат
Конечным результатом освоения рабочей программы является сформированность интегративных качеств ребёнка (физических, интеллектуальных, личностных).
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с РАС;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
-Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей; -Овладение основными видами движения;
- Сформированность у получателей социальных услуг потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Условия участия в программе
Зачисление детей в отделения психолого-педагогической, социальной и медицинской реабилитации на период реабилитации
Содержание
1.
Паспорт программы…………………………………………………………...
2
2.
Пояснительная записка………………………………………………………..
5
3.
Режим занятий по Программе………………………………………………...
6
4.
Цель и задачи программы……………………………………………………..
6
5.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки………………………
9
6.
Оценочные материалы………………………………………………………...
11
7.
Учебный план программы……………………………………………………
13
8.
Учебно - тематический план………………………………………………….
15
9.
Содержание Программы………………………………………………………
16
10.
Условия реализации программы……………………………………………..
17
11.
Методическое обеспечение Программы……………………………………..
18
12.
Работа с родителями…………………………………………………………..
20
13.
Список литературы……………………………………………………………
22
Пояснительная записка
Важнейшей задачей воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, в том числе и с РАС (расстройства аутистического спектра), является сохранение и укрепление их здоровья. Одним из путей, ведущих к преодолению недостатков развития и нарушений в состоянии здоровья детей с РАС, является целенаправленное комплексное воздействие средствами физического воспитания. Понимая значимость совершенствования процесса физического развития детей, в целях наилучшей реализации оздоровительной и коррекционно-развивающей направленности физического развития детей с РАС разработана рабочая программа инструктора по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра по реализации образовательной области «Физическое развитие», за основу которой принята адаптированная основная образовательная программа для детей с РАС. Ребенок с РАС - ребёнок с особыми потребностями в образовании - это новое для современного общества понятие. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоциональноволевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС. Для детей с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. Огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие двигательной активности, охрана и укрепление здоровья детей. Физическое развитие всегда является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития; оно лежит в основе организации всей жизни детей. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с РАС.
Продолжительность программы и количество занятий
Программа рассчитана на 17 недель. Рекомендованная периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Длительность занятий 30 мин. Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое упражнение проводится в течение1-2 мин. На каждом занятии ребёнку предлагается несколько комплексов упражнений.
Обязательными являются санитарно-гигиенические перерывы. Во время занятий используются подвижные игры, работа на тренажерах, музыкальное сопровождение занятий и т.д.
Место проведения занятий – отдельное помещение. Комната должна быть достаточно просторной, чтобы могли поместиться все участники.
Цели и задачи программы
Цели:
- Развитие имитационных способностей (способностей к подражанию).
- Стимулирование к выполнению инструкций.
- Формирование навыков произвольной организации движений собственного тела.
- Воспитание коммуникативных функций и способностей взаимодействовать в коллективе.
Задачи :
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
Развитие пространственно-временной дифференцировки.
Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
Активизация защитных сил организма ребёнка.
Повышение физиологической активности органов и систем организма.
Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни
Задачи обучения детей с синдромом раннего детского аутизма в рамках программы развития моторики на занятиях по адаптивному физическому воспитанию:
1. Учить ребенка отдельные части тела воспринимать органами чувств. (Он должен иметь представление о собственном теле через осязание и ощущение движений, поскольку это важно для формирования «схема тела»).
2. Учить ребенка узнавать и называть части тела и их пространственное расположение. (Он должен знакомиться с расположением отдельных частей тела в пространстве, поскольку это очень важно для осознанного выполнения движений).
3. Учить ребенка знать и понимать двигательные функции различных частей тела. (Он должен научиться выполнять движения различными частями тела, конечностями, так как это очень важно для дальнейшего развития моторики). 4. Учить ребенка ощущать свои пальцы и учиться двигать ими. (Он должен ощущать подвижность пальцев, что очень важно для развития манипулятивной функции).
5. Учить ребенка управлять своим телом во время передвижения - ползания. (Он должен уметь передвигаться, ползая, это формирует перекрестную координацию движений).
6. Учить ребенка управлять своим телом и контролировать положение туловища во время ходьбы (в том числе по неровной и наклонной поверхности). (Он должен уметь сохранять равновесие и правильную осанку).
7. Учить ребенка преодолевать препятствия. (Он должен научиться владеть своим телом в незнакомом двигательном пространстве).
8. Учить ребенка управлять своим телом в беге, преодолевая препятствия. (Он должен научиться своевременно управлять своим телом, следить глазами за телом, движущимся в пространстве, и это тем сложнее, чем быстрее ребенок движется).
9. Учить ребенка владеть своим телом при подскоках и прыжках. (Он должен научиться прыгать, поскольку умение прыгать развивает силу и равновесие).
10. Учить ребенка произвольно напрягать и расслаблять свое тело. (Он должен научиться контролировать туловище и его масти по степени напряжения мышц; уметь расслаблять свои мышцы и контролировать мышечный тонус).
11. Учить ребенка подражать постановке тела и очередности движений. (Он должен научиться выполнять быструю смену различных позиций, например, глубокий присед, положение на животе, положение стоя – это дает необходимый опыт владения своим телом, и ребенок учится быстро воспринимать, если ему кто-то показывает упражнение, и точно так же его повторять (подражать).
12. Учить ребенка выполнять целенаправленные движения руками и ногами. (Он должен уметь засечь глазами цель, прежде чем выполнять действие рукой или ногой, поскольку броски и удары с целью (по мячу) требуют совместных действий глаз и рук, глаз и ног).
13. Учить ребенка приспосабливаться телом, руками и ногами под незнакомые движения. (Он должен научиться попадать по движущейся цели или уметь уклоняться от движущегося предмета, это развивает пространственную адаптацию и реакцию и способствует пространственному приспособлению движений).
14. Учить ребенка двигаться под незнакомые ритмы. (Он должен научиться выполнять движения в предлагаемом ритме, согласовывать свои движения и ритм, это способствует временному приспособлению движений)
. 15. Учить ребенка сохранять равновесие на узкой, неустойчивой поверхности. (Ребенок должен научиться сохранять равновесие тела на уменьшающейся поверхности, поскольку это стимулирует развитие координации, и улучшает способность владения телом в повседневной жизни).
16. Учить ребенка сохранять равновесие на пружинистой поверхности. (Он должен научиться удерживать равновесие при прыжках, когда получает дополнительную подъемную силу, поскольку это еще больше стимулирует развитие координации и улучшает способность владения телом)
Планируемые результаты
Конечным результатом освоения рабочей программы является сформированность интегративных качеств ребёнка (физических, интеллектуальных, личностных).
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
-Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
Дети с РАС нуждаются в строго индивидуализированном адаптивном физическом воспитании. У них слабо развиты навыки по владению собственным телом, отмечаются плохой контроль за скоростью, силой и равновесием, трудности включить все тело в единый процесс движения; они не знают, что физически умеют делать и как могут двигаться. Им следует продемонстрировать, как выполняются упражнения, от них нельзя ожидать быстрого и четкого выполнения заданий. Дети с РАС не осознают, что происходит вокруг, они не могут научиться упражнениям как другие – наблюдая или экспериментируя. Для формирования произвольных моторных навыков детям необходимо много физической помощи, но они отстраняются от всяких контактов. И поэтому на начальном этапе рекомендуется (не забывая о недопустимости прямого контакта) с помощью простой игры отрабатывать взаимные действия между ребенком и специалистом. Можно хлопать в ладоши вместе или попеременно, можно попробовать еще более простую игру пальцами рук и ног. В этих первых простых играх рекомендуется посадить ребенка на колени, спиной к себе. Против такого прикосновения к вам ребенок даже с тяжелой формой аутизма возражать не будет, а иногда и сам будет стремиться к этому.
Методические рекомендации и специальные подходы в обучении детей с синдромом раннего детского аутизма:
- Перед тем как ребенок начнет выполнять необходимые действия, надо дать ему ясное указание и даже показать, что и как нужно делать.
- Для того чтобы он начал выполнять необходимые действия, необходимо привлечь к себе его внимание. Как только он на вас посмотрит, можно делать следующее: Дать ребенку указание: – сказать, что вы от него хотите;
– каждый раз использовать одни и те же (или похожие) слова, чтобы ребенок мог понять значение пашей просьбы;
– указания соотносить с той ступенью обучения, на которой находится ребенок. После того как ребенок будет делать попытки выполнить указание, его нужно поощрить. Когда мы поощряем ребенка, мы даем ему понять, что он поступает правильно, и делаем это таким способом, который ему приятен. Это вызывает мотивацию у него продолжить свои попытки
-Демонстрация движения (показ). При условии, если ребенок не отвлекается, показать необходимое действие медленно и четко.
- Словесная подсказка (инструкция), это окажет ребенку практическую помощь и поддержит его старания. Когда он сам сможет выполнять задание (с устной подсказкой), дополнительные указания можно будет опустить.
- Физическая помощь (физическая подсказка). Особенно полезна на начальной стадии обучения, когда ребенок только-только начинает осваивать новый навык. Физическая помощь может быть еле заметной или представлять собой вполне ощутимое вмешательство. Во время выполнения задания оказывайте ему только ту помощь, в которой он действительно нуждается.
- Приспособление материалов к особенностям задачи и ребенка. Такой подход особенно помогает при работе с ребенком, который хочет все делать самостоятельно и отказывается от длительной физической помощи.
-Связь между задачами и методами. Определяется серия краткосрочных задач.
- Долгосрочные задачи можно разбить на составные части, чтобы в них были отражены этапы обучения. В процессе работы можно больше рассказывать ребенку о задании, оказывать физическую помощь, приспосабливать материалы, попросить его выполнить самостоятельно лишь небольшую часть задания. После того, как ребенок выполнит задание, поощрять его старания или успех. Избегайте ошибок в поощрении и односторонних отношений с ребенком. На освоение нового для ребенка умения на каждом занятии рекомендуется давать ему по 5 попыток и заниматься этим заданием до тех пор, пока он не сможет выполнять его 5 раз из 5 на 100%. Одна из конечных целей программы по развитию моторики у детей с РАС, так же, как и всей программы в целом,
– обучение ученика выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, в программу обучения включать разные виды упражнений, так как дети с синдромом раннего детского аутизма способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени. Чем более разнообразны и ориентированы на успех занятия, тем сильнее желание ученика участвовать в программе. Она должна содержать области всех основных навыков моторики: балансирование, локомоторные навыки, ориентация в пространстве, игра с мячом, другие игровые навыки.
Оценочные материалы
Большое внимание в программе уделяется проверке знаний, умений, навыков получателей социальных услуг. Предусмотрена первичная, промежуточная, итоговая диагностика с использованием различных форм контроля.
При изучении программы проводят три вида диагностических исследований: первичная, промежуточная, итоговая диагностики.
Первичная диагностика осуществляется при наборе на первых занятиях. Проводится проверка развития физического состояния и эмоционально-волевой функции.
Промежуточная диагностика проводится в середине реабилитационного процесса. По результатам диагностики для получателей социальных услуг определяется уровень освоения программы.
Итоговая диагностика проводится в конце реабилитационного процесса. По результатам проверяется уровень развития ребенка за прошедший период.
1-2 балла - I уровень – полная зависимость ребенка от окружающих;
3-5 баллов - II уровень – является достаточным для жизнедеятельности;
6-8 баллов - III уровень – свидетельствует о формировании и проявлении самостоятельности ребенка;
9-10 баллов - IV уровень – отражает проявление творческих способностей; (может быть достигнут или не достигнут в зависимости от индивидуальных возможностей).
Владение основными двигательными навыками
уровень
баллы
оценка
1 уровень
1 б.
Отказывается от выполнения предложенных действий, заданий, проявляет низкую физическую возможность (не может выполнить действия).
2 б.
Предпринимает отдельные попытки к выполнению заданий, но двигательная активность быстро истощается
2 уровень
3 б.
Выполняет задания со значительными ошибками, с большим трудом, преимущественно совместно со взрослым, в отдельных случаях по подражанию.
4 б.
Выполняет требуемый объем движений (бег, ходьба, прыжки и т.д.) однако качество выполнения требует корректировки, действует преимущественно по подражанию, иногда по образцу
5 б.
Выполняет предлагаемые движения с некоторыми неточностями, которые исправляет после показа, действует по образцу
3 уровень
6 б.
Выполняет движения по словесной инструкции с большим количеством ошибок, которые исправляет после того как взрослый обратит на них его внимание.
7 б.
Выполняет движения по словесной инструкции с некоторыми неточностями, которые исправляет самостоятельно
8 б.
Выполняет требуемые движения по словесной инструкции самостоятельно и без ошибок.
4 уровень
9 б.
Показывает результаты, превышающие основные возрастные показатели.
10 б.
Проявляет творческий подход, активность и высокую внутреннюю мотивацию к выполнению задания
Личностные результаты включают овладение детьми с РАС начальными навыками адаптации в окружающем мире, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья, социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Предметные результаты Минимальный уровень: освоение двигательных умений и навыков, координации, последовательности движений; придерживаться основных правил поведения на занятиях физической культуры; выполнять несложные упражнения с помощью взрослого; участие в совместной игровой деятельности; применять правила бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень: повторять за взрослым элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и др. видов физической культуры; выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; принимают участие в подвижных играх и эстафетах со сверстниками; узнавать различный спортивный инвентарь в основных видах двигательной активности; соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Основной метод диагностики моторной деятельности ребенка с синдромом раннего детского аутизма – это наблюдение. Оно дает нам знания о том, какая область в развитии навыков моторики является самой сложной: балансирование, упражнения с мячом, прыжки или др. Эта информация поможет облегчить процедуру оценки, чтобы в последующей работе правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно следует учить, т. с. выявить зону ближайшего развития ребенка. Наблюдение за моторной деятельностью можно организовать двумя способами: - Наблюдение со стороны (наблюдение за спонтанной, непроизвольной двигательной деятельностью). - Наблюдение во время деятельности с инструктором по физкультуре (наблюдение за целенаправленной двигательной деятельностью). Сведения, полученные в процессе наблюдения, служат исходной точкой в определении начального уровня развития моторики, т. е. показывают, какому возрастному периоду соответствуют показанные ребенком навыки. Выявленные моторные навыки соотносятся с возрастным уровнем развития в норме с помощью диагностических таблиц, которые содержат возрастные этапы развития в норме и соответствующие им моторные навыки. На основании этого устанавливаются виды деятельности, которые планируется исследовать в качественном отношении. В ходе оценки полезно использовать разные мотиваторы/поошрители, замеченные в первые несколько минут наблюдения. Похвала и поощрение в ходе оценки выступают мотиватором для некоторых учеников. В любом случае следует проявлять максимально положительный настрой и поощрять ребенка во время оценки. Помочь ребенку с синдромом раннего детского аутизма проявить свои моторные способности во время диагностики можно следующим образом: - планировать короткие серии тестов; - делать тестирование разнообразным (чередовать различные виды деятельности); - начинать и заканчивать каждую серию тестов успешно выполненным заданием; - сочетать трудные задания с заданиями полегче; - проявлять «гибкость» (менять свои планы в ходе тестирования).
Учебный план
С каждым социальным получателем физкультурное занятие проводится 2 раза в неделю по 30 минут. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и психического здоровья. Продолжительность занятия по физической культуре:30 мин. Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части. Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является - тематическая подвижная игра высокой активности. Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней дети выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания
№
Раздел
Темы занятий
1.
Теоретические сведения
Спортивная форма. Правила поведения на уроках физической культуры. Предупреждение травм во время занятий. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Знакомство с различными упражнениями, видами спорта, спортивным инвентарѐм. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества.
2.
Гимнастика
Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; упражнения для мышц шеи; упражнения для укрепления мышц спины и живота; упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; упражнения для мышц ног; упражнения на дыхание; упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев; упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; с флажками; с малыми обручами; с малыми мячами; с большим мячом; с набивными мячами (вес 1 кг);упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов;
3.
Лѐгкая атлетика
Ходьба. Бег. Прыжки. Метание
4.
Коррекционные и подвижные игры
Игры с бегом; игры с прыжками; игры с лазанием; игры с метанием и ловлей мяча; игры с построениями и перестроениями; игры с элементами общеразвивающих упражнений
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план работы.
№
темы
Количество часов по программе
Описание примерного содержания занятий
1.
Техника Безопасности. Здоровый образ жизни.
1
Теоретические основы
2.
Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса
1
Следить за тонусом мускулатуры.
3.
Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом
1
С отягощениями (гантели, резиновый жгут).
4.
Упражнения на согласованность работы рук и ног.
2
Следить за тонусом мускулатуры рук и ног.
5.
Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса.
1
Упражнения для мышц грудного и плечевого пояса
6.
Дыхательные упражнения.
2
Дыхательные упражнения и звуковая гимнастика, релаксация
7.
Упражнения на координацию
2
Упражнения на равновесие и согласованность движения рук и ног.
8.
Упражнения на мышцы брюшного пресса
3
Выполнение упражнений на мышцы всех отделов брюшного пресса
9.
Упражнения на гибкость
2
Выполнение различных упражнений на растяжение мышц и связок
10.
Элементы спортивных игр:
-волейбол.
- баскетбол
2
Выполнение подачи, передачи и приема мяча.
Ловля, передача, ведение и броски мяча.
ВСЕГО:17 час.
Содержание программы
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя.
• Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо,влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
• Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». • Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
• Выполнение движений плечами.
• Опора на предплечья, на кисти рук.
• Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы).
• Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой).
• Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
• Изменение позы в положении лежа: поворот на бок (правый, левый), поворот со спины на живот, поворот с живота на спину.
• Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево).
• Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево).
• Вставание на четвереньки.
• Ползание: на животе, на четвереньках.
• Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
• Вставание на колени из положения «сидя на пятках».
• Стояние на коленях.
• Ходьба на коленях.
• Вставание из положения «стоя на коленях».
• Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад.
• Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры).
• Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе).
• Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом).
• Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево).
• Прыжки на одной ноге.
• Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега).
Условия реализации программы
Средства, используемые при реализации программы:
физические упражнения;
корригирующие упражнения;
коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
наглядные средства обучения.
Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с детьми с РАС, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки.
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с РАС определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений. Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с РАС нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
выполнение движения в облегчённых условиях;
выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);
использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),
использование ориентиров при передвижении,
использование имитационных упражнений,
подражательные упражнения,
использование при ходьбе, беге лидера,
использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,
использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.),
изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),
изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.),
изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,
изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)
Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд; Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий.
Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей.
Методическое обеспечение
Основой для реализации рабочей программы по физическому развитию, является развивающая предметная среда физкультурного зала, спортивных площадок и центров физического развития. Она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребенка. Сюда относятся физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно- игровая среда, музыкально-театральная и др. Развивающая предметно-пространственная среда строится с учетов возрастных особенностей детей и предусматривает создание условий для активной двигательной активности, упражнений в практической деятельности, знакомство с окружающим миром.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям техники безопасности. Спортивный зал, с отдельно выделенной тренажерной зоной. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. В совместной деятельности со сверстниками у детей воспитывается готовность помочь партнеру по игре, способность сопереживать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности. Пространство оснащено техническими средствами обучения и воспитания, в том числе спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Оборудование и инвентарь для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для метания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеобразовательных упражнений; для подвижных игр и эстафет.
РППС спортивного зала имеет:
стандартное оборудование и инвентарь;
нестандартный инвентарь и атрибуты (сделанные своими руками)
В физкультурном зале расположен инновационный комплекс - тренажерно-информационная система «ТИСА» с модулем мягких природных и биологических колебательных процессов (ММПБКП). Это оборудование успешно используется на занятиях с детьми в группах с ОВЗ, детей, нуждающихся в коррекции физического развития. Особенностью занятий с использованием инновационного оборудования тренажерно-информационной система «ТИСА» является, то что на фоне мягких природных и биологических колебательных процессов (ММПБКП) выполняются корректирующие, развивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на биологические процессы организма ребенка, а также способствует улучшению ориентации в пространстве, координации, нормализации мышечного тонуса, оказывает тормозное воздействие на ЦНС и вегетативную систему, содействует совершенствованию вестибулярного аппарата, используется для проработки активных точек и сегментов стоп, рук и других звеньев тела ребенка, для улучшения мелкой моторики, кровообращения, обменных процессов.
Для развития мелкой моторики:
Массажные мячи,
Массажные валики,
Массажные кольца,
Игры «Моталочки», Игра «Надень на палку колечки
Для развития равновесия координации:
Массажные дорожки,
«Кочки».
Мячи
Обручи
Скакалки
Развивающая физкультурно-оздоровительная предметно-пространственная среда, прилегающая территория обеспечивают максимальную реализацию образовательной программы физического развития детей с ЗПР. Имеются разнообразные материалы, оборудование и инвентарь для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Образовательное пространство, разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивают: игровую, познавательную и творческую активность воспитанников с РАС, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.
Работа с родителями
Работа инструктора по физической культуре с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья ( Расстройство аутистического спектра) охватывает широкий круг проблем по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления воспитанников. Цель работы инструктора по физической культуре с родителями воспитанников с РАС - консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье, а также коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Задачами построения взаимодействия с семьей являются:
1. Изучение фактического социального, физического и психического развития ребенка в семье, установление доверительных отношений к семье каждого ребенка.
2. Обеспечение родителей минимумом педагогической и психологической информацией.
3. Реализация единого подхода к ребенку с целью его личностного развития.
Определены условия успешной работы с родителями: - изучение социального состава родителей, уровень образования, состав и социальное благополучие, выявление семей риска, спрос и предложения на услуги; - дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; - возрастной характер работы с родителями; - целенаправленность, систематичность, плановость; - доброжелательность и открытость. Воспитание детей в семье осуществляется при поддержке и сопровождении специалистов - психологов, педагогов. Работа с родителями разнопланова и осуществляется по нескольким направлениям, объединённым в следующие блоки, определяющие структуру взаимодействия педагога и родителей.
1 блок. Ознакомительно-диагностический -Ознакомление родителей с результатами диагностических мероприятий (результатами мониторинга образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»).
- Анкетирование (анализ информированности родителей о содержании физкультурно-оздоровительной работы ; определение места физической культуры и спорта в семьях воспитанников; выявление проблем, возникающих у родителей в процессе организации разных форм физического воспитания ребёнка в домашних условиях и др.).
- Информирование о результатах наблюдений за детьми в разных формах организации физического воспитания с целью своевременного выявления каких-либо проблем и путей их совместного с родителями устранения.
- Беседы с детьми и родителями с целью выяснения интересов к различным видам физических упражнений, предпочтений и ожиданий родителей и детей в области физической культуры
2 блок. Наглядно-информационный
-Оформление стендов ( «Физкульт-ура!», «Здоровей-ка!», «Здоровый образ жизни» и др.). Содержание материалов, размещённых на стендах, отражает особенности работы с детьми с РАС.
- Рекомендации родителям по различным аспектам физического воспитания - Фоторепортажи о совместной физкультурно-спортивной деятельности (праздники, досуги, дни здоровья и др.).
- Размещение информационных материалов на сайте учреждения.
3 блок. Консультативный
- Консультации для родителей
- Беседы
- Индивидуальная работа с родителями -индивидуальное консультирование родителей по различным вопросам физического воспитания их детей
4 блок. Практический
-Совместные с родителями физкультурные занятия разного типа (тематические, интегрированные, сюжетные, коррекционно-оздоровительные и др.)
-Практикумы по ознакомлению родителей с разнообразными физкультминутками на развитие ручной и пальчиковой моторики, по обучению родителей проведению подвижных игр дома и на свежем воздухе.
-Совместные спортивные праздники и физкультурные досуги, дни здоровья -определение объёма необходимой помощи родителей при подготовке спортивных мероприятий;
Работа с родителями является одной из самых сложных и деликатных в деятельности инструктора ФК. Но эта работа необходима, актуальна и очень важна. У родителей появляется интерес к физическому воспитанию своих детей, пополняется багаж педагогических знаний, происходит укрепление внутрисемейных связей между родителями и детьми.
Список литературы
1 Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000.
2.Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ. ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2002.
3.Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советскийспорт, 2001.
4.Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей // Пособие. - М.: Советский спорт, 1991.
5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методическиерекомендации / Подред. Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажонковойидр. - Псков, 1999.
7.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л. В Шапковой-М
8. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития:учебное пособие/Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2015. – 164с.
9. В.И.Ковалько Поурочные разработки по физкультуре-Москва «ВАКО», 2011. 3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой,Н.Н.Яковлевой-СПб , 2011
10. В.И.Лях Физическая культура – М.: Просвещение, 2013. 11Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л. В Шапковой-М
Особенности моторного развития детей с аутизмом Ранний детский аутизм (РДА) – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при которой, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия, а также нарушением моторики. При синдроме раннего детского аутизма связанном с аномальным развитием всех областей психики, нормальный ход развития ребенка не только нарушается и задерживается – он явно искажается. Следовательно, искаженным оказывается и моторное развитие ребенка. Это проявляется в том, что в спонтанной двигательной активности ребенок более успешен, чем в произвольной, когда приходится действовать по инструкции и сознательно контролировать свои движения. Аутичный ребенок предельно неловок в любом совершаемом «для пользы» предметном действии и в крупных движениях всего тела, и в тонкой моторике. Он не может схватывать нужную позу, плохо управляет распределением мышечного тонуса, движения слабо координируются, не усваивается их временная последовательность. Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. У многих детей проявляются стереотипные движения: раскачивания всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машущие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У детей с аутизмом отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка. В развитии моторики задерживается и формирование навыков бытовой адаптации. Вместо этого активно пополняется арсенал стереотипных движений, таких манипуляций с предметами, которые позволяют получать необходимые впечатления, связанные с соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мыши, связок, суставов и т.д. Это могут быть взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу или от стены к стене, прыжки, кружение, раскачивание и др. Пониженная произвольность действий у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно, без излишнего напряжения и скованности, – все это необходимо ребёнку для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения личных, бытовых и социальных потребностей. Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лимитирует двигательную деятельность. Особенности в поведении детей аутистов: - отсутствие у ребенка стремления к контактам с окружающим; - отгороженность от внешнего мира; - слабость эмоциональных реакций; - недостаточная способность дифференцировать людей, животных, неодушевленные предметы; - недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители; - фобии (в частности, неофобия - боязнь всего нового); - однообразное поведение, наличие постоянных стереотипных регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов).