kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ситуации тревоги и способы ее преодоления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

стресс  и тревога общения это очень не понятно и страшно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ситуации тревоги и способы ее преодоления»»

Тренинг для подростков

Тема: «Ситуации тревоги и способы ее преодоления».

Цель:

1. Дать представление о тревожности.

2. Обсудить способы расслабления.

Задачи:

1. Описать признаки тревожности.

2. Обратить внимание учеников на здоровые способы преодоления тревожности.

3. Способствовать осознанию детьми способов расслабления, которыми они пользуются.

4. Познакомить с упражнениями на расслабление.


Методическое оснащение:

Бумага, маркеры, фломастеры, скотч, памятки-рекомендации, карточки, визитки. Подборка музыки. Слайдовая презентация.


Ход занятия.

Вводная часть.

Группа садиться в круг.

Процедура приветствия, цели, задачи, визитки (как вы хотели бы, что бы вас сегодня здесь называли).

Группа разрабатывает и излагает правила работы в круге.

5 мин.

Например:

    1. внимание к чувствам окружающих,

    2. соблюдение принципа «здесь и сейчас»,

    3. принятие на себя ответственности за своё поведение.


Разминочные упражнения. Музыкальное сопровождение.


  1. 3 мин.

    Закройте глаза и одну-две минуты глубоко дышите, прислушайтесь к своему сердцебиению, сконцентрируйтесь на дыхании и ощущении разливающейся по телу энергии и спокойному ритму сердца. Расслабьте мышцы гортани, чтобы не подавлять издаваемые звуки. Поднимайтесь со своих стульев и одновременно, постарайтесь сказать звук «Ка- аа-аа-аааар». Попробуйте ещё раз это сделать беззвучно и с закрытым ртом.


2. Упражнение – коммуникатор.

«В этом зале все друзья –

3 мин.
Я, ты, он, она –

Обними соседа слева,

Обними соседа справа,

В этом зале все друзья!». Улыбнитесь соседу слева и соседу справа!


3. «Встреча»: (работа в паре) Встреча продолжается около трех минут. Правила: будь открытым, честным, говори о своих чувствах (а не соображениях), живи настоящим. Затем встаньте за спину своего собеседника и расскажите о нем от его лица.

Вопрос участникам: Что было приятнее слушать о себе или рассказать, о соседе?

15 мин.

Основная часть.

  1. Информационный блок. Тревожность, ее признаки.

В современном обществе к детям предъявляются большие требования, которым очень сложно соответствовать. Большинство школьников переживают эмоциональное состояние тревоги, которое возникает в процессе обучения. Это связано с частыми зачетами, контрольными работами, экзаменами, а сегодня – это еще и ЕГЭ. В течение учебного года, испытывая эмоциональное напряжение, у детей формируется стойкая тревожность.

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

Тревожность характерна для больных людей и некоторых здоровых, перенесших психические травмы и является отражением неблагополучия личности. Тревожный подросток, находясь в постоянном напряжении, более предрасположен к употреблению ПАВ.

Нашей задачей с вами является формирование навыков преодоления тревожности и правильного поведения в ситуации тревоги. Тема нашего занятия «Ситуации тревоги и способы её преодоления». Давайте с вами вместе назовем признаки, по которым можно определить, что подросток в данный момент находится в состоянии тревожности.

1. Мозговой штурм «Признаки состояния тревожности»
  • Красное или бледное лицо;

  • Дрожащий голос;

  • Холодные руки;

  • Потные руки;

  • Дрожащие руки;

  • Перебирание предметов;

  • Откусывание ногтей;

  • Учащенное сердцебиение;

  • Сухость во рту;

  • Неприятные ощущения в животе и т.д.

Тревожность – характерный признак подростков с отклоняющимся поведением, в том числе злоупотребляющих табак, алкоголь, наркотики.

Наша с вами задача быть внимательными к ребенку, увидеть эти признаки и во время и тактично помочь ребенку выйти из этой ситуации тревоги.

10 мин.

  1. Работа по группам (4 – 5 чел.)

Встали в круг. Разделились на 4 группы – апельсин, груша, яблоко, киви. Сели по группам.

Упражнение №1. «Ситуации тревоги и способы ее преодоления».

Приложение №1.

С позиции подростка. Как подросток реагирует на тревожные ситуации, и как справляется с ними?

Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.

Примечание: Заранее заготовить карточки с ситуациями, вызывающими тревогу, а группе нарисовать ее или разыграть.

Ситуации тревоги:

  • Контрольная работа;

  • Директор вызывает к себе в кабинет;

  • Предстоит неприятный разговор с родителями по поводу «2»;

  • Разговор с подругой по поводу клеветы (обиды).

30 мин.

Выводы защиты выносим на доску.

Вопросы к защите от аудитории.

Дискуссия

Подростки постоянно находятся в ситуации оценивания как со стороны педагогов и родителей, так и со стороны сверстников. Отсюда их постоянное пребывание в тревожной ситуации и постоянное желание справиться с теми негативными чувствами, которые сопровождают их. А вот какие пути подростки выбирают для того, чтобы справиться с негативными чувствами и преодолеть тревожное состояние и почему, мы сейчас с вами и обсудим.

К чему в большей степени прибегают подростки, чтобы снять тревожность?

  • Друзья, подруги

  • Общение с родителями

  • Психолог, которому доверяет

  • Классный руководитель

  • Сигареты

  • Алкогольные напитки

  • Физическая нагрузка

5 мин.

Почему они прибегают к таким методам снятия тревожности?

Вывод.

Потому что все эти способы приводят к снятию напряжения и покою.


Участники возвращаются в круг на свои места.

Упражнение 3. Энергезатор «Поменяйтесь местами, те кто …»

Упражнение 4. «Самопрограммирование»

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

Вспомните ситуацию, когда Вы справились с тревожными состояниями, каким способом Вы это сделали. Кто хотел бы поделиться?

5. «Мозговой штурм».

Существуют естественные приемы регуляции организма. Давайте попробуем их проговорить. Это – (проговаривают участники семинара):

  • Смех, улыбка, юмор;

  • Размышления о хорошем и приятном;

  • Различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

  • Наблюдение за пейзажем за окном;

  • Рассматривание цветов в помещении, фотографий, других или дорогих для человека вещей;

  • Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

  • «Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

  • Вдыхание свежего воздуха;

  • Чтение стихов;

  • Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Мы с вами рассмотрели естественные приемы, которые помогают эффективно справиться с трудностями в жизни, напряженностью и усталостью.

Но в силу, каких – то причин иногда мы не можем применить данные приемы, и мы хотели бы вооружить Вас искусственными приемами регуляции тревожного состояния. Для усиления эффекта здесь использованы слова «именно сегодня». (раздать)

Искусственные приемы регуляции тревожного состояния. Приложение №2.

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

  • 15 мин.

    Мысленно повторите это несколько раз.


6. Рефлексия: попробуйте задать себе вопросы:

  • Что помогает Вам поднять настроение, переключиться?

  • Что я могу использовать из выше перечисленного в ситуации тревоги?

Высказываются участники по желанию.



Используемая литература:


  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющего поведения школьников.

М.: Магистр, 1997.-250 с.

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакц.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с.

  2. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. -384 с.

  3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /под ред. Битяновой М.Р.- СПб: Питер, 2008. – 304 с.







Приложение №1



Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.

Ситуация тревоги:

  • Контрольная работа.

(с позиции ребенка)




Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.


Ситуация тревоги:

  • Директор вызывает к себе в кабинет.

(с позиции ребенка)



Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.


Ситуация тревоги:

  • Предстоит неприятный разговор с родителями по поводу «2».

(с позиции ребенка)


Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.


Ситуация тревоги:

  • Разговор с подругой по поводу клеветы (обиды).

(с позиции ребенка)







Приложение №2


Искусственные приемы регуляции тревожного состояния


«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

  • Мысленно повторите это несколько раз.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Ситуации тревоги и способы ее преодоления»

Автор: Мирошина Екатерина Владимировна

Дата: 21.10.2023

Номер свидетельства: 638417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Инвариантные и вариативные формы работы по созданию ситуации успеха на занятиях. "
    ["seo_title"] => string(88) "invariantnyie-i-variativnyie-formy-raboty-po-sozdaniiu-situatsii-uspiekha-na-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "158393"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421741235"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект занятия "Юный пешеход" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiektzaniatiiaiunyipieshiekhod2klass"
    ["file_id"] => string(6) "322153"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461514968"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Методическая работа "Сценическое волнение и способы его преодоления.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_rabota_stsienichieskoie_volnieniie_i_sposoby_iegho_prieodolieni"
    ["file_id"] => string(6) "426515"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503932118"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции"
    ["seo_title"] => string(63) "ia_uchus_vladet_soboi_trevozhnost_stress_navyki_samoreguliatsii"
    ["file_id"] => string(6) "489980"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544445541"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации родителям и педагогам для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков. "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-roditieliam-i-piedaghogham-dlia-tsielienapravliennogho-vozdieistviia-na-lichnost-trudnykh-dietiei-i-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "124249"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414668303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства