Закройте глаза и одну-две минуты глубоко дышите, прислушайтесь к своему сердцебиению, сконцентрируйтесь на дыхании и ощущении разливающейся по телу энергии и спокойному ритму сердца. Расслабьте мышцы гортани, чтобы не подавлять издаваемые звуки. Поднимайтесь со своих стульев и одновременно, постарайтесь сказать звук «Ка- аа-аа-аааар». Попробуйте ещё раз это сделать беззвучно и с закрытым ртом.
2. Упражнение – коммуникатор.
«В этом зале все друзья –
3 мин.
Я, ты, он, она –
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
В этом зале все друзья!». Улыбнитесь соседу слева и соседу справа!
3. «Встреча»: (работа в паре) Встреча продолжается около трех минут. Правила: будь открытым, честным, говори о своих чувствах (а не соображениях), живи настоящим. Затем встаньте за спину своего собеседника и расскажите о нем от его лица.
Вопрос участникам: Что было приятнее слушать о себе или рассказать, о соседе?
15 мин.
Основная часть.
Информационный блок. Тревожность, ее признаки.
В современном обществе к детям предъявляются большие требования, которым очень сложно соответствовать. Большинство школьников переживают эмоциональное состояние тревоги, которое возникает в процессе обучения. Это связано с частыми зачетами, контрольными работами, экзаменами, а сегодня – это еще и ЕГЭ. В течение учебного года, испытывая эмоциональное напряжение, у детей формируется стойкая тревожность.
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
Тревожность характерна для больных людей и некоторых здоровых, перенесших психические травмы и является отражением неблагополучия личности. Тревожный подросток, находясь в постоянном напряжении, более предрасположен к употреблению ПАВ.
Нашей задачей с вами является формирование навыков преодоления тревожности и правильного поведения в ситуации тревоги. Тема нашего занятия «Ситуации тревоги и способы её преодоления». Давайте с вами вместе назовем признаки, по которым можно определить, что подросток в данный момент находится в состоянии тревожности.
1. Мозговой штурм «Признаки состояния тревожности»
Красное или бледное лицо;
Дрожащий голос;
Холодные руки;
Потные руки;
Дрожащие руки;
Перебирание предметов;
Откусывание ногтей;
Учащенное сердцебиение;
Сухость во рту;
Неприятные ощущения в животе и т.д.
Тревожность – характерный признак подростков с отклоняющимся поведением, в том числе злоупотребляющих табак, алкоголь, наркотики.
Наша с вами задача быть внимательными к ребенку, увидеть эти признаки и во время и тактично помочь ребенку выйти из этой ситуации тревоги.
10 мин.
Работа по группам (4 – 5 чел.)
Встали в круг. Разделились на 4 группы – апельсин, груша, яблоко, киви. Сели по группам.
Упражнение №1.«Ситуации тревоги и способы ее преодоления».
Приложение №1.
С позиции подростка. Как подросток реагирует на тревожные ситуации, и как справляется с ними?
Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.
Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее.
Задание 3. Защитить свою работу.
Примечание: Заранее заготовить карточки с ситуациями, вызывающими тревогу, а группе нарисовать ее или разыграть.
Ситуации тревоги:
Контрольная работа;
Директор вызывает к себе в кабинет;
Предстоит неприятный разговор с родителями по поводу «2»;
Разговор с подругой по поводу клеветы (обиды).
30 мин.
Выводы защиты выносим на доску.
Вопросы к защите от аудитории.
Дискуссия
Подростки постоянно находятся в ситуации оценивания как со стороны педагогов и родителей, так и со стороны сверстников. Отсюда их постоянное пребывание в тревожной ситуации и постоянное желание справиться с теми негативными чувствами, которые сопровождают их. А вот какие пути подростки выбирают для того, чтобы справиться с негативными чувствами и преодолеть тревожное состояние и почему, мы сейчас с вами и обсудим.
К чему в большей степени прибегают подростки, чтобы снять тревожность?
Друзья, подруги
Общение с родителями
Психолог, которому доверяет
Классный руководитель
Сигареты
Алкогольные напитки
Физическая нагрузка
5 мин.
Почему они прибегают к таким методам снятия тревожности?
Вывод.
Потому что все эти способы приводят к снятию напряжения и покою.
Участники возвращаются в круг на свои места.
Упражнение 3. Энергезатор «Поменяйтесь местами, те кто …»
Упражнение 4. «Самопрограммирование»
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
Вспомните ситуацию, когда Вы справились с тревожными состояниями, каким способом Вы это сделали. Кто хотел бы поделиться?
5. «Мозговой штурм».
Существуют естественные приемы регуляции организма. Давайте попробуем их проговорить. Это – (проговаривают участники семинара):
Смех, улыбка, юмор;
Размышления о хорошем и приятном;
Различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
Наблюдение за пейзажем за окном;
Рассматривание цветов в помещении, фотографий, других или дорогих для человека вещей;
Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
«Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
Вдыхание свежего воздуха;
Чтение стихов;
Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Мы с вами рассмотрели естественные приемы, которые помогают эффективно справиться с трудностями в жизни, напряженностью и усталостью.
Но в силу, каких – то причин иногда мы не можем применить данные приемы, и мы хотели бы вооружить Вас искусственными приемами регуляции тревожного состояния. Для усиления эффекта здесь использованы слова «именно сегодня». (раздать)