Просмотр содержимого документа
«Роль здорового питания в жизни человека.»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие о здоровом питании……………………………………..…………..3
2. Неправильное питание………………………………………..………….……4
3. Здоровое питание и правильный рацион школьников………………..……..5
4. Необходимость соблюдения правил рационального и здорового питания..7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ.
В последнее люди уделяют своему здоровью и питанию все больше и больше времени, практикуют физическую активность, отказываются от вредных привычек и, делают все, чтобы продлить молодость и сохранить здоровье как можно дольше. Можно с уверенностью сказать, что сегодня в моде здоровый здоровое питание.
Наиболее часто люди могут задаваться следующими вопросами:
Как правильно питаться?
Что такое здоровая пища?
Как нужно питаться, чтобы быть здоровым?
Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.
Актуальность работы: зная, что пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности, возникает множество вопросов: что полезно, а что нет, как надо правильно питаться, как разобраться во всём этом многообразии продуктов без ущерба своему здоровью.
Целью проекта является формирование правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания, пропаганда здорового питания среди школьников;
Проблема: недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни, отказ от полезных продуктов питания.
Задачи проекта:
- познакомится с понятием здоровое питание;
- расширить знания детей о продуктах здорового питания и ознакомить с правильным рационом школьников;
- формировать интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
- показать на сколько важно здоровое питание человека.
Методы реализации проекта: сбор исследование и анализ информации.
Понятие о здоровом питании.
Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
По своей сути наша еда — это объемные вещества, которые утоляют физический голод. Мы поглощаем порцию пищи, желудок дает сигнал в головной мозг о том, что он наполнен. И все. То, что происходит дальше, его уже не волнует. А других механизмов распознавания голода у человека не существует. Таким образом, день за днем, год за годом мы формируем у себя недостаток питательных веществ и витаминов.
Здоровая пища — это равномерное и полноценное поступление в организм человека питательных веществ, обогащенных витаминными и минеральными комплексами. Т.е. в здоровую пищу должны входить все незаменимые аминокислоты, белки, углеводы и жиры.
Рацион питания должен обеспечивать соблюдение следующих принципов:
-калорийность пищи должна соответствовать энергозатратам человека;
-употребляемая пища должна состоять из необходимых организму питательных веществ в оптимальных количествах и соотношениях;
- пища должна быть усвояемой, правильно приготовленной,
Питание должно быть разнообразным и включать широкий набор продуктов животного (мясные, рыбные, молочные продукты) и растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды) в правильных пропорциях, исключающих однообразие.
Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств.
Успеваемость в школе и общественные успехи во многом зависят от правильности организации питания. Только энергичный и здоровый человек в состоянии выполнять поставленные перед ним производственные задачи.
Неправильное питание.
С каждым годом рынок наполняет все большее количество синтетических продуктов, лишенных ценного состава. Многие не придают важного значения тому, что отправляют в свой желудок – главное, чтобы было вкусно и сытно. Фаст-фуды, полуфабрикаты, газированные напитки, снеки – тысячи людей в мире имеют пристрастие к такой пище. Но в понятие неправильного питания входит не только употребление вредной еды. Разберемся, что подразумевают под этим значением врачи и диетологи.
Неправильное питание – это:
Малое количество или полное отсутствие в рационе свежих, необработанных растительных продуктов (фрукты, овощи, зелень).
Слишком малое потребление чистой воды.
Большое количество жареной, жирной еды, рафинированных продуктов.
Обильное употребление продуктов с химическими добавками, консервантами, красителями.
Отсутствие в рационе достаточного количества злаков, клетчатки.
Привычка запивать еду газированными или другими сладкими напитками.
Пристрастие к сладким кондитерским изделиям.
Игнорирование полноценного завтрака.
Постоянное переедание.
Отсутствие регулярного режима в приеме пищи.
Привычка наедаться на ночь.
Увлечение «сухомяткой».
Привычка есть «на бегу» или за компьютером, телевизором.
Чрезмерное употребление вредных соусов, приправ.
Привычка пересаливать пищу.
В понятие неправильного питания входит три основных фактора:
Формирование неверных и нездоровых привычек, убеждений и понятий в отношении еды.
Преобладание в рационе искусственной, «пустой» и вредной пищи.
Неправильное поведение во время принятия еды (спешка, проглатывание больших кусков, плохое пережевывание, привычка полежать или поспать после принятия пищи).
Здоровое питание и правильный рацион школьников.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
Ребёнок в возрасте 14-17лет должен получать 2600-3000ккал, если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Необходимые продукты для полноценного питания школьников.
Белки.
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
молоко или кисломолочные напитки;
творог;
сыр;
рыба;
мясные продукты;
яйца.
Жиры. Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.
Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
сливочное масло;
растительное масло;
сметану .
Углеводы.
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. Необходимые продукты в меню школьника:
хлеб;
крупы;
картофель;
мёд;
сухофрукты;
сахар.
Витамины и минералы.
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие. Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4–5 часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а также исключается чувство голода.
Необходимость соблюдения правил рационального и здорового питания.
Проблема здорового питания обретает поистине катастрофические масштабы. От заболеваний, спровоцированных несбалансированным питанием, страдает огромное количество людей.
Человеческий организм можно сравнить с печью, в которой сжигается топливо (пища) и освобождается энергия в виде тепла. Энергетическую ценность пищи выражают в калориях. Если топлива потребляется больше, чем нужно, его избыток откладывается в виде жира, и мы набираем вес. При недостатке его сжигаются запасы жира, и вес теряется. В какой-то мере склонность к полноте может передаваться генетически. Однако чаще развивается ожирение из-за несоблюдения в семье принципов рационального питания.
В России, согласно исследованию, 54% мужчин страдают от лишнего веса и 15% — от ожирения. Среди российских женщин ожирение наблюдается у 28,5% женщин, а лишний вес почти у 59% женщин.
По данным Всемирной Организации Здоровья ежегодно в мире от проблем, связанных с дефицитом питания умирают около 10 млн человек; от проблем, связанных с избыточным весом - около 15 млн человек.
При недостаточном питании могут развиваться анорексия и дистрофия. Анорексия - отсутствие аппетита, наблюдается у девочек и девушек. Болезнь является следствием нарушения психики на фоне сверхстрогих диет. Иногда при полном отсутствии питания возникает угроза жизни.
Дистрофия - следствие длительного недоедания. При этом нарушается общее состояние организма и долго не приходит в норму.
Также неправильное питание влечёт за собой развитие таких серьёзных болезней, сахарный диабет, язва и гастрит, сердечно – сосудистые заболевания и др.
1. Сахарный диабет. Возникает при переедании, ожирении, неправильного питания и генетической предрасположенности.
2. Язва и гастрит. Гастрит – это воспаление слизистой желудка. Гастрит со временем может превратиться в язву.
3. Сердечно-сосудистые заболевания. Возникают вследствие неправильного образа жизни и неправильного питания. Способствуют развитию болезней сердца, ожирение, диабет, повышенное АД, малоподвижный образ жизни.
Примерно 30% перечисленных заболеваний возникает или осложняется из-за неправильного питания.
При учебных нагрузках у школьников особенно возрастает потребность в здоровом рациональном питании; в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведёт к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания. Нервный аппарат сердца, регулирующий сердечную деятельность, у подростка не всегда справляется со своей задачей. Нередко наблюдаются расстройства ритма сердца, сердцебиение, перебои в его работе. От энергичного роста сердца значительно отстает рост кровеносных сосудов, следствием чего может быть повышение давления. Быстрый рост костей и не закончившийся еще процесс окостенения предрасполагают при неблагоприятных условиях к искривлениям позвоночника. Результаты медицинских осмотров говорят о том, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня фраза: «Ты то, что ты ешь», как никогда актуальна. Активное развитие сетей фаст-фуда, сложный график учебного процесса, при котором нет времени на полноценный обед, вредные перекусы - все это никоим образом не может положительно влиять на состояние организма. Здоровый образ жизни – это в первую очередь правильное и здоровое питание.
Наш организм устроен так, что все необходимое для своего нормального функционирования он получает через пищу. Неправильное питание – прямой путь к серьезному сбою в нашем теле, ухудшению самочувствия, потере энергии и серьезным болезням.
В результате проделанной работы мы познакомились с понятием здоровое питание, расширили знания о продуктах здорового питания и ознакомились с правильным рационом школьников, показали на сколько важным может быть здоровое питание человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Багдыков Г.М. Диеты и правильное питание. – М.: Март, 2014.
2. Горохова В.А., Горохова С.Н. Лечебно-сбалансированное питание – путь к здоровью и долголетию. – М., Здоровье, 2016.