kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способносте воспитанников средствами декоративно - прикладного творчества

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описан опыт педагога дополнительно образования и выбрана тема непосредственно связанная с его творческим процессом, ее основные разделы и рекомендации для педагогов аналогичного направления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способносте воспитанников средствами декоративно - прикладного творчества»

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

«СТАРОБЕШЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО

ТВОРЧЕСТВА»












РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО

ТВОРЧЕСТВА












Дмитриева Раиса Николаевна

руководитель кружка

«Изготовление сувениров»

Старобешевского ДДЮТ




2017г.


СОДЕРЖАНИЕ


Вступление ……………………………………………………………..2

1Актуальность проблемы……………………………………………...4

    1. Цель данной проблемы…………………………………………….5

    2. Объект исследования проблемы…………………………………..5



2.Основные условия для развития творческих способностей

обучающихся…………………………………………………………... 5

3.Психология детского творчества…………………………………… 6

4.Развитие интереса к творческому процессу……………………...... 8

5.Содержание опыта, практическая направленность……………...... 9

6.Заключение…………………………………………………………...13


































Вступление


Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными ) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способностью к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу предметных знаний, умений, навыков, но и разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей, таких качеств личности, как инициативность, фантазия, самобытность, самодеятельность, развитие его творческого потенциала.

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. В школу, учреждения дополнительного образования приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей, педагогов дополнительного образования, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей. Доктор психологических наук Д.Б. Богоявленская писала: «Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество-норма детского развития»

Одной из актуальных проблем образовательного процесса в учреждении дополнительного образования является проблема реализации творческого потенциала личности, развитие способностей к творчеству. Обучение и развитие человека взаимосвязано с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя и для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Сущность творчества понимается представителями различных областей знания почти одинаково. Оно заключается в создании человеком в процессе деятельности чего-то нового, противоположного шаблонному, застывшему, стереотипному.

Творчество, по замечанию Л.С.Выготского, «есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Творческая активность зарождается и совершенствуется в контексте реальной жизнедеятельности ребенка. И в этом смысле велика роль взрослого, от него зависит, будет ли реализован творческий потенциал, сможет ли проявиться во всем своем многообразии. Поэтому для развития творческих способностей ребенка первостепенное значение имеет семейная микросреда. Затем по мере взросления, ребенок вступает во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: учителями школы, педагогами дополнительного образования и др.

2


Все эти отношения обеспечивают развитие творческой личности.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

Современное всеобщее образование представляет собой «культурный конвейер», который загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований, норм, в результате чего происходит уравнивание, приучение думать одинаково. Происходит глобальное интеллектуальное программирование. Но человек не является трансформатором, призмой или накопителем среды, в которой живет. Для становления творческой индивидуальности большое значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает свое, отличное от других, восприятие мира.

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество -верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно - прикладного искусства.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его таланта.

Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности средствами декоративно – прикладного искусства с начального звена обучения.

Кому нужны творческие способности?

Ускорение научно – технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Получается, что все должны стать творцами?

Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все.




3


Актуальность проблемы

Современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области эстетического воспитания. В содержание эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид художественно-творческой деятельности позволяет одновременно с формированием эстетического вкуса, обучать воспитанников кружка технологическим и техническим приемам, развивать у них творческие способности, трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к дальнейшей деятельности.

Доступность, свойственная декоративно-прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества, несмотря на талантливость и одаренность многим детям. Следовательно, художественно-творческая деятельность, основанная на материале декоративно-прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и выступать источником развития их художественного интереса, художественно-творческой активности.

Меня заинтересовал вопрос развития творческих способностей у детей школьного возраста. Анализируя литературу различных авторов по данному вопросу, можно отметить, что одной из общепедагогических проблем является проблема исследования противоречий между готовностью ребенка школьного возраста к правильному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, его творческими проявлениями в художественной деятельности и оказании полноценной педагогической поддержки для раскрытия творческих способностей у обучающихся, для становления эстетически развитой личности ребенка школьного возраста средствами данного вида искусства. Постановка проблемы определила актуальность темы из личного опыта: «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества».







4

Цель данной проблемы:

1. Изучение проблемы развития творческих способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в декоративно-прикладном направлении педагога дополнительного образования.

2. Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.

В ходе работы с обучающимися ставятся следующие задачи:
1. Выявить основные компоненты творческих способностей на основе наблюдения во время творческого процесса обучающегося.

2. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

3. Анализ деятельности обучающихся, для определения основного подхода к процессу обучения декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования проблемы:

педагогический процесс, а именно процесс развития у детей творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих становление эстетически развитой личности ребенка школьного возраста по средствам декоративно-прикладного искусства.



Основные условия для развития творческих способностей обучающихся

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Чем моложе ребенок, тем усвоение нового материала проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Важно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.

Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то

5

реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Развитие творческих способностей с рождения формирует творческое мышление, тонкость цветовосприятия и художественный вкус ребёнка. Расширяется кругозор и

обогащается словарный запас. Обучение навыкам работы с бумагой, природным материалом, бисером, джутом, бросовым материалом, красками

развивают моторику и речь.

Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременного и полноценного

развития, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!

Чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, тогда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.


Психология детского творчества

Психологические закономерности детского творчества исследованы пока еще недостаточно.

Последнее время во всем мире наиболее популярны международные выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый интерес и заботу о развитии изобразительных способностей детей. Однако, если в дошкольном возрасте очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, повзрослев. По сравнению с дошкольным детством, к 15 — летнему возрасту детей, увлекающимися рисованием, остается в три раза меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном утрачивается.

6

Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту окончания ребенком школы, необходимо проанализировать основные закономерности развития художественных способностей.

К детскому творчеству психологи относят: фантазию, изобразительное искусство, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, хореографию.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обратить внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики.Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются психо — моторные, зрительно - пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит активизируется работа моторной зоны мозга - основы для нормального развития речи.

Воздействие музыкального произведения, под музыку которого ребенок двигается, на эмоции танцующего ребенка способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно - к 18-20 годам. Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению, практика показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества является рисование. Благодаря первым развиваются общие движения ребенка, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения. Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается "битва" с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее "опасными" занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить.

7

Чувство интереса стимулирует потребность в творчестве, создании чего-то нового, на базе полученных знаний, умений и навыков. От мотивационного компонента переходим к компоненту содержательному, который, как и первый, формирует структуру готовности воспитанника к развитию творческого потенциала. Обучение в детском коллективе предполагает проявление детьми, стремление к самосовершенствованию, и саморазвитию. Данные категорию характеризуют креативную, творческую личность, результатом деятельности которой является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений и действий, а создание новых образов и действий.

Развитие интереса к творческому процессу

Руководство творческим процессом приобретает важное значение, когда педагог сам участвует в творческом процессе.

Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

Формируя интерес к творчеству, необходимо самому выполнять творческие проекты, рассказывать детям о художественном исполнении данных работ, объяснять в чем трудность и актуальность в работе, показывать детали исполнения.

Нужно, чтобы педагог являлся активным участником творчества. Педагог должен

поощрять инициативу детей, включая в процесс работы всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

Сказанное формирует следующие качества:

1. формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

2. формирования творческих способностей;

3. формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести процесс творчества учащихся – задача достаточно сложная.





8



Можно выделить следующие основные условия проведения занятий:


1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.

2. Выразительность проведения занятий. Это обеспечивает интерес детей,

желание слушать, участвовать в процессе работы.

3. Необходимость включение педагога в творческий процесс.

4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения,

взаимопонимания, доверия и сопереживания.

6. Использование в творческом процессе наглядностей обеспечивает интерес у детей.

Так же творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что это стало надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие до пресыщения, до того, что дети не хотят выполнять какие-либо задания. Освобождать детей нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к творческому процессу, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.



Содержание опыта, практическая направленность.

В кружок нет отбора детей по способностям. Принимаются все без исключения.

Наши дети очень перегружены, их буквально «рвут на части». После уроков, которые заканчиваются почти в два часа, а иногда и позже, у них школа искусств, спортивные секции, кружки и объединения дворца культуры. И что же педагогу нужно сделать, чтобы заинтересовать ребенка именно своим видом творчества?

Для того, чтобы привлечь детей в кружок. В начале учебного года прохожу по классам школ, с образцами изделий, рассказываю об этом виде творчества, оставляю свой телефон и координаты.

9



В вестибюле школы вывешивается большое объявление для учащихся и их родителей с информацией о действующих кружках дома детского и юношеского творчества.

В начале учебного года проводится праздник «День открытых дверей», где организуется выставка детских работ и театрализованное представление – знакомство с педколлективом ДДЮТ.

Большое значение имеет эстетически продуманное оформление кабинета: стенды с наградами воспитанников, техника безопасности, работами обучающихся и педагога. Обеспечены всем необходимым рабочие места: в наличии раздаточный материал, а так же материал для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту.

На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед воспитанниками творческие задачи, сталкиваюсь с тем, что дети, ориентируясь на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов решения собственных оригинальных вариантов. Поскольку с возрастом способности детей к творчеству угасают, что связано с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии поэтому необходимо включение специальных занятий по развитию творческих способностей детей.

Для того, чтобы не просто механически выполняли работу, а им было интересно, каждое занятие я начинаю с загадки, сказки или стихотворения. Дети сами угадывают, какое изделие мы сегодня будем изготавливать. Вот несколько примеров. Когда мы изготавливали цветок из ткани, то вспомнили сказку В.Катаева «Цветик - семицветик», проговорили стихотворение из этой сказки:

«Лети-лети лепесток

Через север на восток,

Через запад, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Чуть коснешься ты земли

Будь по-моему вели.»

Разбираем, из чего состоит цветок, почему «семицветик», что каждый лепесток имеет определенный цвет, соответствующий цветам радуги, называем цвета по порядку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан). И только после этого дети приступают к практической работе.

10

При плетении «стрекозы» из бисера дети отгадывают загадку:

« Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза

Кто же это? « (стрекоза).

Объясняю детям, что стрекоза – это хищное насекомое. Тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко, что у стрекозы две пары крыльев, по две с каждой стороны. Пара это сколько? Т.е. помимо творчества на каждом занятии дети получают и дополнительную полезную информацию. Изделия для детей первого года обучения подбираются таким образом, что за одно занятие ребенок успевает изготовить полностью изделие, т.е. на каждом занятии он видит результат своей деятельности. Затем из готовых изделий учимся составлять композицию. Дети получают информацию о том, что такое композиция, что такое цветовой круг, учатся пользоваться таблицей примерного сочетания цветов. Воспитанники работают как индивидуально, так и по группам, это бывает, когда дети выполняют коллективные работы на выставку или делают подарки. Ко дню учителя мы с детьми изготавливали поздравительные открытки. Т.к. нам надо было изготовить четыре открытки, дети разбились по группам. Они сами решили, кто изготавливает цветок. Кто листики, сами подбирали цвета. Я только отслеживала работу детей, помогала, советовала, рекомендовала. Важным условием является создание общей атмосферы комфортности. Необходимо проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему знаний. Необходимо использовать эффект «синдрома справедливости»: ребенок видит, что у педагога нет «любимчиков, что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одногруппников.

Детей очень увлекают творческие задания, такие как «создать украшения по собственным эскизам», «нарисовать и изготовить фантазийный цветок», «изготовить открытку с элементами декупажа или джутовой филиграни» - все это стимулирует и развивает детскую фантазию, изобретательность, творческую активность и художественный вкус. Часто на занятиях мы используем музыку. На компьютере просматриваем различные мастер – классы и образцы готовых изделий мастеров.

11

Если изготавливаем цветы, то сначала просматриваем слайды. Дети погружаются в атмосферу творчества, что дает толчок развитию фантазии и воображения. Проведение занятий с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких занятий активизируются психические процессы детей: восприятие, память, мышление, происходит пробуждение познавательного процесса.

Не последнюю роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-прикладного творчества при работе с так называемым «бросовым материалом». Здесь детям предоставляется много возможности для творчества в группе и дома развивается их фантазия и воображение. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что кажется ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например, из кусочков кожи можно сделать красивые цветы, из пластиковой бутылки - вазу, из яиц «киндер - сюрпризов» кого хотите: матрешку, рыбок, осьминога, лягушенка и многое-многое другое, из опилок – красивый пейзаж или вазу с цветами. Перечислять можно бесконечно.

Без родительской поддержки, сочетающейся с хорошим преподаванием не имеет смысла говорить о развитии творческих способностей ребенка. Если ребенок окружен вниманием, любовью, заботой, то это вызывает у него чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. Родители должны проявлять внимание и поощрять интерес ребенка выбранному им виду творчества. Поэтому пытаюсь создать все условия для сотрудничества и налаживания партнерских отношений с родителями воспитанников. Не случайно было решено и мам заинтересовать этим видом творчества. Для родителей совместно с детьми проводятся мастер – классы по изготовлению цветов, декупажа на дереве и стекле, сувениров. А к 8 Марта мамы с детьми украшают разделочную доску в технике декупаж, после чего устраиваем чаепитие с играми и призами.

Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности развития творчества детей является введение в структуру занятий отдельных игровых элементов. Значение этого условия определяется прежде всего самой сущностью игры. Она заключается в воспроизведении детьми действий взрослых, помогающих познавать окружающую действительность. Введение игровых ситуаций увлекают ребенка, создают благоприятный эмоциональный тонус. Стимулируют проявление творческих способностей, воображение, фантазию, усиливают внимание детей к поставленной задаче. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера: соединение этого вида творчества с игрой.

12

На этапе потребности самореализации. Достижениях в индивидуальном маршруте, где характерна готовность к принятию решений, веду профориентационную работу через знакомство с содержанием деятельности людей разных творческих специальностей: дизайнера, флориста, модельера-конструктора, швеи и др. Провожу тестирование, выявляющее склонности к определенной деятельности.

Развитие творческих способностей обучающихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно – познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на занятиях, высокий познавательный интерес.

Заключение.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на занятиях, высокий познавательный интерес. Развитие творческих способностей у детей только тогда принесет свои плоды, когда обучение осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайным путем и способности ребенка останутся в зачаточном состоянии.

Чувство интереса стимулирует потребность в творчестве, создании чего-то нового, на базе полученных знаний, умений и навыков. От мотивационного компонента переходим к компоненту содержательному, который, как и первый, формирует структуру готовности воспитанника к развитию творческого потенциала. Обучение в детском коллективе предполагает проявление детьми, стремление к самосовершенствованию, и саморазвитию. Данные категорию характеризуют креативную, творческую личность, результатом деятельности которой является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений и действий, а создание новых образов и действий.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они умели проявлять свои дарования, нужно правильно руководить и направить в нужное русло творческий процесс ребенка.



13

Библиография

11.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2001. 464 с

Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школь М.,2002. 490с.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб. 2001. 230 с.

Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968.

Богоявлннская Д.Б. Психология творческих способностей. М.,2002.315с.

Бодалев А.А., Столин В.В.Общая психодиагностика. Ростов н/Д. 2000. 440

Большая книга тестов. Под ред. Касьянова С.А. М. 2001. 480 с.

Бурлачук Л.Ф.,Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб,1999.517с.

Бывают выдающиеся дети… Н. Лайтес // Семья и школа. - 1990. - № 9. - С. 33.

Возрастная одаренность. Н. Лайтес // Семья и школа. - 1990. - № 9. - С.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.140с

Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. - 1992. - 13. № 1. - С. 147 - 165.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М: Знание, 1991.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2001. 240с.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб.,2001.682с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. 2000. 480 с.

Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. - 1980. - № 2.

14

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности СПб.,2001.554 с.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.: Просвещение, 1986.

Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Издательство МГУ, 1979.

Крайг Грейс. Психология развития. СПб.,2002.987с.

Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.2000.560с.

Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособия для школьных психологов. М.. 1995. 48 с.

Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты М.,2000.196 с.

Крятева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001. 310 с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1997. 175с.

Лайтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: Просвещение, 1960.

Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

Легко ли быть одаренным? Н. Лайтес // Семья и школа. - 1990. - № 6. - С. 34.

Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2000. 450 с.

Методические рекомендации для студентов факультета педагогики и психологии детства НГПУ Новосибирск,2002.36с.

Носе И.Н. Психодиагностика. М.,2000.31 Ос.

Общая психология. Сост. Е.И. Рогов. М.. 1999. 450 с.

Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред Бурменской, Слуцкого. М., 1991.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.,2001.519с.

Остер Д., Гоулд П.. Рисунок в психотерапии. М.. 2000. 184 с.

15

Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.,2001.156с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология. М.. 2001. 512с.

Проблема развития познавательных способностей. Л., 1983.

Проблемы психологии творчества и разработка подхода к получению одаренности. Моляко В.А. // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 86 - 95.

Проблемы способностей в советской психологии. Межвуз. сб. научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1984.

Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.. 2001. 256 с.

Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина. М.. 2001. 180 с.

Психология и педагогика. Аверченко Л.К. и др. М.-Новосибирск,2000.196 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2000.770 с.

Сартон Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей М.,2000.123 с.

Словарь практического психолога. .Под ред. С.Ю, Головина. Минск, 1998.797с.

Столяренко Л. Д.. Психология. Ростов н/Д.. 2000. 448 с.

Страх страсти человеческие. Философские маргиналии профессора П.С. Гуревича. М., 1998.406с.

Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес // Семья и школа. - 1990. - № 12. - С. 27.

Теплов М.Б. Избранные труды. В 2-х тт. Т. 1. М.: Просвещение, 1971.

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. научных трудов. Свердловск: СИПИ, 1990.

Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.

Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991.







16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дмитриева Раиса Николаевна

Дата: 18.03.2017

Номер свидетельства: 401384

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Презентация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_dlia_vospitatieliei_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_dietie"
    ["file_id"] => string(6) "437130"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509971896"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа по декоративно-прикладному творчеству "Копилочка" (1-4 класс)"
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-po-diekorativno-prikladnomu-tvorchiestvu-kopilochka-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "263892"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449603436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Актуализация и развитие творческого потенциала детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе."
    ["seo_title"] => string(80) "aktualizatsiia_i_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_detei_s_ovz_kak_uslovie_ikh_u"
    ["file_id"] => string(6) "519026"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567534391"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников на основе программы дополнительного образования «Радость творчества» О.А. Соломенниковой"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_khudozhestvenno_tvorcheskikh_sposobnostei_starshikh_doshkolnikov_na_osn"
    ["file_id"] => string(6) "534657"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578377274"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства