«Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»
компонентов в структуре нарушений речевого развития остаётся сложной и недостаточно изученной проблемой. Она непосредственно соприкасается с вопросами соотношения когнитивных и речевых процессов в речевом онтогенезе, влияние интеллекта на формирование языковой способности и языковой компетентности. Младшие школьники, обучающиеся в нашей школе, испытывают определённые трудности в овладении устной и письменной речью. Предпосылками формирования устной и письменной речи является поэтапное обогащение словарного запаса учащихся и формирование умения конструировать речевые высказывания. Согласно мнению многих авторов (Валлон А., Выготский Л.С., Пиаже Ж. и др.), возникновение речи основывается на определённом когнитивном базисе. А затем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребёнка и перестраивает все психические процессы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» »
«Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Моя тема по самообразованию: «Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»
По ней работаю 2 год.
Актуальность темы: соотношение интеллектуального и языкового компонентов в структуре нарушений речевого развития остаётся сложной и недостаточно изученной проблемой. Она непосредственно соприкасается с вопросами соотношения когнитивных и речевых процессов в речевом онтогенезе, влияние интеллекта на формирование языковой способности и языковой компетентности. Младшие школьники, обучающиеся в нашей школе, испытывают определённые трудности в овладении устной и письменной речью. Предпосылками формирования устной и письменной речи является поэтапное обогащение словарного запаса учащихся и формирование умения конструировать речевые высказывания. Согласно мнению многих авторов (Валлон А., Выготский Л.С., Пиаже Ж. и др.), возникновение речи основывается на определённом когнитивном базисе. А затем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребёнка и перестраивает все психические процессы.
Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах детства, а так же возможность овладения ими разными функциями и формами речи.
Обучение детей с нарушением интеллекта затрудненно развитием их мыслительной и эмоционально-волевой сферой, поэтому они обучаются именно в нашей школе. Проблемами обучения таких детей занимались: Аксёнова, Ахутина, Воронкова, Выготский, Гнездилов, Жинкин, Зимняя, Катаева и другие.
Леонтьев, один из исследователей речевой деятельности в книге «Язык, речь, речевая деятельность» писал, что «Речевые навыки – это складывание речевых механизмов, а речевые умения – это использование данных механизмов для различных целей».
«Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носит творческий, продуктивный характер».
Цель: выявить оптимальные условия и практически показать развитие устной речи у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.
Для себя поставила задачу: изучить особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занимаясь изучением этой темы, я подчеркнула для себя следующее:
Речь – это проявление интеллектуального развития человека, его мышления и других психологических процессов. У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать её развитию.
Исследования речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе психолингвистических подходов показывает, что интеллект оказывает влияние на речевое развитие детей в различных аспектах:
прежде всего, на организацию смысловых операций продуцирования речевых высказываний. Речевые высказывания детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются нарушением логики изложения, отсутствием или искажением сложных смысловых отношений, наличием большого количества смысловых пробелов.
на уровень языковой семантики. Это проявляется в существенных трудностях овладения лексическими, грамматическими значениями. Школьники с ограниченными возможностями здоровья с трудом дифференцируют аффиксы, сходные по семантике, грамматические значения рода, падежа, времени, лица и т.д.
на возможности усвоения формально-языковых средств. Чем сложнее языковое оформление того или иного значения, тем труднее оно усваивается ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. Так, большую трудность представляют предложно-падежные конструкции.
на качество, точность, объём и скорость обработки речевой информации. Человеческая речь воспринимается и воспроизводится в сжатые временные сроки. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не обладает стратегией быстрого декодирования и дешифровки речевого сообщения, что нарушает развитие импрессивной речи ребёнка и отрицательно влияет на формирование его экспрессивной речи.
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья проходит на всех уроках. Вот некоторые виды работ, которые помогают формировать навыки речи на уроках письма и чтения:
Ответы на вопросы по прочитанному тексту.
Распространение короткого рассказа.
Работа с деформированным текстом.
Коллективная работа над составлением плана.
Так же я провожу уроки развития речи, на которых осуществляется формирование речи с изучениями предметов и явлений реального мира. Содержание таких уроков определяет выбор методов, приёмов и средств обучения. Основными являются наглядные и практические методы (дети рассматривают, наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, рисуют и т.п.).
Уроки по развитию речи разнообразны, с часто меняющимися видами деятельности, особенно эффективна в моей практике игровая. Многократные упражнения на уроках по развитию речи дают положительный результат.
Мояработа, направленная на развитие речи, способствует совершенствованию речевой практики учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Она готовит детей к высказыванию развёрнутых сообщений на других уроках, а главное – поможет им полнее реализовать себя при выходе из школы.