kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

компонентов в структуре нарушений речевого развития остаётся сложной и недостаточно изученной проблемой. Она непосредственно соприкасается с вопросами соотношения когнитивных и речевых процессов в речевом онтогенезе, влияние интеллекта на формирование языковой способности и языковой компетентности. Младшие школьники, обучающиеся в нашей школе, испытывают определённые трудности в овладении устной и письменной речью. Предпосылками формирования устной и письменной речи является поэтапное обогащение словарного запаса учащихся и формирование умения конструировать речевые высказывания. Согласно мнению многих авторов (Валлон А., Выготский Л.С., Пиаже Ж. и др.), возникновение речи основывается на определённом когнитивном базисе. А затем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребёнка и перестраивает все психические процессы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» »

«Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»


Моя тема по самообразованию: «Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»


По ней работаю 2 год.


Актуальность темы: соотношение интеллектуального и языкового компонентов в структуре нарушений речевого развития остаётся сложной и недостаточно изученной проблемой. Она непосредственно соприкасается с вопросами соотношения когнитивных и речевых процессов в речевом онтогенезе, влияние интеллекта на формирование языковой способности и языковой компетентности. Младшие школьники, обучающиеся в нашей школе, испытывают определённые трудности в овладении устной и письменной речью. Предпосылками формирования устной и письменной речи является поэтапное обогащение словарного запаса учащихся и формирование умения конструировать речевые высказывания. Согласно мнению многих авторов (Валлон А., Выготский Л.С., Пиаже Ж. и др.), возникновение речи основывается на определённом когнитивном базисе. А затем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребёнка и перестраивает все психические процессы.


Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах детства, а так же возможность овладения ими разными функциями и формами речи.


Обучение детей с нарушением интеллекта затрудненно развитием их мыслительной и эмоционально-волевой сферой, поэтому они обучаются именно в нашей школе. Проблемами обучения таких детей занимались: Аксёнова, Ахутина, Воронкова, Выготский, Гнездилов, Жинкин, Зимняя, Катаева и другие.


Леонтьев, один из исследователей речевой деятельности в книге «Язык, речь, речевая деятельность» писал, что «Речевые навыки – это складывание речевых механизмов, а речевые умения – это использование данных механизмов для различных целей».

«Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носит творческий, продуктивный характер».


Цель: выявить оптимальные условия и практически показать развитие устной речи у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.


Для себя поставила задачу: изучить особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.


Занимаясь изучением этой темы, я подчеркнула для себя следующее:


Речь – это проявление интеллектуального развития человека, его мышления и других психологических процессов. У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать её развитию.


Исследования речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе психолингвистических подходов показывает, что интеллект оказывает влияние на речевое развитие детей в различных аспектах:


  • прежде всего, на организацию смысловых операций продуцирования речевых высказываний. Речевые высказывания детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются нарушением логики изложения, отсутствием или искажением сложных смысловых отношений, наличием большого количества смысловых пробелов.


  • на уровень языковой семантики. Это проявляется в существенных трудностях овладения лексическими, грамматическими значениями. Школьники с ограниченными возможностями здоровья с трудом дифференцируют аффиксы, сходные по семантике, грамматические значения рода, падежа, времени, лица и т.д.




  • на возможности усвоения формально-языковых средств. Чем сложнее языковое оформление того или иного значения, тем труднее оно усваивается ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. Так, большую трудность представляют предложно-падежные конструкции.


  • на качество, точность, объём и скорость обработки речевой информации. Человеческая речь воспринимается и воспроизводится в сжатые временные сроки. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не обладает стратегией быстрого декодирования и дешифровки речевого сообщения, что нарушает развитие импрессивной речи ребёнка и отрицательно влияет на формирование его экспрессивной речи.


Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья проходит на всех уроках. Вот некоторые виды работ, которые помогают формировать навыки речи на уроках письма и чтения:

  • Ответы на вопросы по прочитанному тексту.

  • Распространение короткого рассказа.

  • Работа с деформированным текстом.

  • Коллективная работа над составлением плана.


Так же я провожу уроки развития речи, на которых осуществляется формирование речи с изучениями предметов и явлений реального мира. Содержание таких уроков определяет выбор методов, приёмов и средств обучения. Основными являются наглядные и практические методы (дети рассматривают, наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, рисуют и т.п.).


Уроки по развитию речи разнообразны, с часто меняющимися видами деятельности, особенно эффективна в моей практике игровая. Многократные упражнения на уроках по развитию речи дают положительный результат.


Моя работа, направленная на развитие речи, способствует совершенствованию речевой практики учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Она готовит детей к высказыванию развёрнутых сообщений на других уроках, а главное – поможет им полнее реализовать себя при выходе из школы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: Калабина Ольга Сергеевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 152988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории"
    ["seo_title"] => string(116) "formirovaniie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "249284"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446879677"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории в 5 классе."
    ["seo_title"] => string(128) "formirovaniie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-na-urokakh-istorii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "249289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446879951"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья. "
    ["seo_title"] => string(105) "valianiie-iz-shiersti-kak-odin-iz-mietodov-razvitiia-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "231432"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442499137"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Консультация для родителей на тему: «Работа инструктора по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_rabota_instruktora_po_fizicheskoi_kulture_s"
    ["file_id"] => string(6) "478631"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1537778818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства