Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
В коррекционной работе большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у детей развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, появляется интерес к познанию окружающего мира. При обучении ребёнка творчеству важно обращать внимание на развитие его личностных способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Для этого необходимо использовать в своей работе разнообразные виды и техники художественной деятельности.
Лепка из пластилина, глины, солёного теста развивает у детей воображение, мелкую моторику, пространственное мышление, синхронизирует работу обеих рук, развивает пластику пальцев. Это универсальные материалы, которые позволяют воплотить самые фантастические замыслы ребёнка. Изготовление изделий из шерсти – древнейшее текстильное искусство, которое в настоящее время переживает, поистине, второе рождение.
Детская фантазия невероятно богата. Её необходимо направлять в нужное русло. Каждый ребенок, занимающийся изготовлением изделий из шерсти, творческая неповторимая личность со своей фантазией и выдумкой, собственным мировоззрением. Ребята об этом узнают, взяв в руки приятную на ощупь и разноцветную на вид прядь шерсти. Вкладывая душу в свои работы, дети познают и раскрывают себя, учатся понимать язык рукоделия, разбираться в законах композиции, особенностях цветоведения, осваивают историю через способы и традиции войлоковаляния. В неуверенных еще детских руках рождаются самые разные поделки: брошки, брелоки, любимые зверушки, воплощаются замысловатые фантазии при изготовлении выдуманных или сказочных героев. Валяние ориентировано на трудовое обучение подростков, их эстетическое воспитание и развитие способностей к творчеству. Шерсть - экологически безопасный продукт. Валяние развивает мелкую моторику, способствует концентрации внимания и самодисциплины, а также активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, повышает заинтересованность в конечном результате. Возможность поиграть с продуктом своего труда, сделать подарок - привлекает детей.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук (ловкость). К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов до сложных (захваты, поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, разрывание).
Значение мелкой моторики. Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Кисть руки – «орган речи». В быту мы постоянно совершаем какие-то действия мелкой моторики: застёгивание – расстегивание пуговиц, молний; завязывание – развязывание шнуров, поясов; манипулирование различными мелкими предметами; рисование и письмо. От развития мелкой моторики напрямую зависит качество нашей жизни. При выполнении заданий ребёнок знакомится с основными геометрическими понятиями плоскости и объёма, усваивает основные процедуры, развивая точные движения пальцев, глазомер.
Для более успешного усвоения материала и для выполнения поделок процесс их изготовления можно разделить на операции:
*Знакомство с образцом готовой игрушки:
*Анализ, составление алгоритма;
*Подготовительные работы;
*Самостоятельная работа;
*Заключительные работы.
Процесс изготовления шерстяных поделок помогает решать многие воспитательные задачи. Большим открытием для детей стал тот факт, что русские валенки сделаны именно таким способом. С неподдельным интересом и гордостью, дети занялись валянием валенок, изучая при этом и другие традиции своего народа.
На занятия приходят разные дети, с разным уровнем подготовки и степенью самостоятельности, нередко с пониженной самооценкой, но все они имеют огромное желание заниматься валянием. Увлечь каждого ребенка делом, помочь раскрыть творческие способности, фантазию, получить новые умения и навыки, прийти к уверенному успеху – вот моя задача. Технология валяния из шерсти дает детям возможность проявить свои способности: для кого- то овладение простейшими приемами валяния уже достижение, а некоторым необходимо вовремя подбросить идею для воплощения задуманного, трудного, но такого захватывающего. В процессе обучения каждое достижение воспитанника получает поддержку и одобрение. Я стремлюсь создать на занятии атмосферу психологического комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и развитие личности.
Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий, которые я использую, в реализации педагогической системы направлены не только на приобретение знаний и умений. Для меня важно подготовить детей к вхождению в общество, и постараться при этом не «сломать», а сохранить и развить те положительные задатки, которые в них уже есть. Тем самым помогаю детям приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное — саморазвиваться и самореализовываться.
В итоге можно говорить о формировании ключевых компетентностей. Основа компетентности — самостоятельность. Компетентный человек — сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Именно такими я бы хотела своих воспитанников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья. »
Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
В коррекционной работе большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у детей развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, появляется интерес к познанию окружающего мира. При обучении ребёнка творчеству важно обращать внимание на развитие его личностных способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Для этого необходимо использовать в своей работе разнообразные виды и техники художественной деятельности.
Лепка из пластилина, глины, солёного теста развивает у детей воображение, мелкую моторику, пространственное мышление, синхронизирует работу обеих рук, развивает пластику пальцев. Это универсальные материалы, которые позволяют воплотить самые фантастические замыслы ребёнка. Изготовление изделий из шерсти – древнейшее текстильное искусство, которое в настоящее время переживает, поистине, второе рождение.
Детская фантазия невероятно богата. Её необходимо направлять в нужное русло. Каждый ребенок, занимающийся изготовлением изделий из шерсти, творческая неповторимая личность со своей фантазией и выдумкой, собственным мировоззрением. Ребята об этом узнают, взяв в руки приятную на ощупь и разноцветную на вид прядь шерсти. Вкладывая душу в свои работы, дети познают и раскрывают себя, учатся понимать язык рукоделия, разбираться в законах композиции, особенностях цветоведения, осваивают историю через способы и традиции войлоковаляния. В неуверенных еще детских руках рождаются самые разные поделки: брошки, брелоки, любимые зверушки, воплощаются замысловатые фантазии при изготовлении выдуманных или сказочных героев. Валяние ориентировано на трудовое обучение подростков, их эстетическое воспитание и развитие способностей к творчеству. Шерсть - экологически безопасный продукт. Валяние развивает мелкую моторику, способствует концентрации внимания и самодисциплины, а также активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, повышает заинтересованность в конечном результате. Возможность поиграть с продуктом своего труда, сделать подарок - привлекает детей.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук (ловкость). К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов до сложных (захваты, поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, разрывание).
Значение мелкой моторики. Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Кисть руки – «орган речи». В быту мы постоянно совершаем какие-то действия мелкой моторики: застёгивание – расстегивание пуговиц, молний; завязывание – развязывание шнуров, поясов; манипулирование различными мелкими предметами; рисование и письмо. От развития мелкой моторики напрямую зависит качество нашей жизни. При выполнении заданий ребёнок знакомится с основными геометрическими понятиями плоскости и объёма, усваивает основные процедуры, развивая точные движения пальцев, глазомер.
Для более успешного усвоения материала и для выполнения поделок процесс их изготовления можно разделить на операции:
*Знакомство с образцом готовой игрушки:
*Анализ, составление алгоритма;
*Подготовительные работы;
*Самостоятельная работа;
*Заключительные работы.
Процесс изготовления шерстяных поделок помогает решать многие воспитательные задачи. Большим открытием для детей стал тот факт, что русские валенки сделаны именно таким способом. С неподдельным интересом и гордостью, дети занялись валянием валенок, изучая при этом и другие традиции своего народа.
На занятия приходят разные дети, с разным уровнем подготовки и степенью самостоятельности, нередко с пониженной самооценкой, но все они имеют огромное желание заниматься валянием. Увлечь каждого ребенка делом, помочь раскрыть творческие способности, фантазию, получить новые умения и навыки, прийти к уверенному успеху – вот моя задача. Технология валяния из шерсти дает детям возможность проявить свои способности: для кого- то овладение простейшими приемами валяния уже достижение, а некоторым необходимо вовремя подбросить идею для воплощения задуманного, трудного, но такого захватывающего. В процессе обучения каждое достижение воспитанника получает поддержку и одобрение. Я стремлюсь создать на занятии атмосферу психологического комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и развитие личности.
Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий, которые я использую, в реализации педагогической системы направлены не только на приобретение знаний и умений. Для меня важно подготовить детей к вхождению в общество, и постараться при этом не «сломать», а сохранить и развить те положительные задатки, которые в них уже есть. Тем самым помогаю детям приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное — саморазвиваться и самореализовываться.
В итоге можно говорить о формировании ключевых компетентностей. Основа компетентности — самостоятельность. Компетентный человек — сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Именно такими я бы хотела своих воспитанников.