kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей детей в процессе работы ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

о том как развить творческие способности детей в процессе работы ДОО. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей в процессе работы ДОО»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)





















Доклад на тему:

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной импровизации























Выполнила: педагог-организатор МБУ ДО ДДТ

Томская Таисия Андреевна





п. Кысыл-Сыр 2016 г.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Формирование и развитие творческих способностей у детей является важной составной частью педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал является одной из основных задач современной школы. Педагоги и психологи ищут пути повышения эффективности традиционного обучения, при котором дети усваивают знания умения и навыки. При этом, развитие способностей отступает на второй план. Одним из факторов развития творческих способностей, является музыкальная деятельность, у тут можно выделить именно импровизацию, т.к. она является средством развития творческих способностей детей, развивая в ребенке не только способности, но и его личность.

Проблема исследования. Проблема выбора форм и средств развития творческих способностей воспитанников становится актуальной в наши дни, но определенных средств и методов в этом направлении изучено мало.

Поэтому выбрана тема: «Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной импровизации на занятиях музыки».

Цель: изучить факторы развития творческих способностей детей с помощью музыкальной импровизации на занятиях музыки.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей на занятиях музыки

Предмет исследования: использование приемов музыкальной импровизации на занятиях музыки

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выносим следующую гипотезу: творческие способности у обучающихся на занятиях музыки развиваются при условиях:

- систематической работы над музыкальной импровизацией

-исследования приемов музыкальной импровизации

Задачи исследования:

  1. Изучить психологические и педагогические аспекты по данной проблеме;

  2. Раскрыть сущность понятий «творческие способности», «музыкальная импровизация»;

  3. Организовать опытно-экспериментальную работу по исследуемой проблеме.

Методологические основы работы: теоретические и методические основы развития творческих способностей школьников рассмотрены нами в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Кабалевского, Б.В. Асафьева, В.В. Давыдова, Б.М. Теплова.

Использованы такие методы исследования как изучение литературных источников, анкетирование, слуховое восприятие музыки, импровизация в различных формах Агаповой И.А., Давыдовой М. А., Рачиной Б.С., Б.В. Асафьева, Л.В. Горюнова, В.Н. Харькина.

Практическая значимость работы: методическое обеспечение работы может быть использовано учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования в области музыкальной деятельности.

База исследования: МБУ ДО «Дом детского творчества» пос. Кысыл- Сыр, Вилюйского улуса. Разновозрастная группа, 8 детей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.






























ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1 Содержание понятия «творческие музыкальные способности».

Часто в нашем сознании, творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности.

Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во многие виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально. Оно может быть развито только самим человеком. Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Богоявленская Л.Б. отмечает: «Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности ».

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

Музыкальные способности - это часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например слух, мы должны развивать, прежде всего, общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и актерским мастерством, и музыкой.

1.2 Психолого–педагогические условия развития творческих способностей у школьников.


Большинство психологов считают, что существует две группы условий развития творческих способностей: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические. С точки зрения Д. Б. Эльконина, развитие личности осуществляется в конкретной социальной ситуации через появление новообразований.

Это подтверждается в исследованиях познавательной потребности, проведенной В. С. Юркевич:

  • «начальный уровень познавательной потребности – потребность младенцев и дошкольников во впечатлениях;

  • следующий уровень – любознательность, расцвет которой в младшем подростковом возрасте, когда познавательная активность уже гораздо более целенаправленна, но все, же носит стихийный характер;

  • третий уровень выступает в устойчивом осознанном стремлении к получению новых знаний, соответствующих интересам и склонностям» .

Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов. По мнению Л. С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем фантазия должна рассматриваться как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с интеллектуальной. В фантазии ребенок предвосхищает свое будущее, а, следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению. Наблюдая за детьми разного возраста, убеждаемся в том, что в каждом детском возрасте выступают свои предпосылки развития творческих способностей.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. И уже с первых дней пребывания ребенка в школе необходимо прививать развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - так считают научные исследователи, и свидетельствуют о том, что музыкальное развитие имеет большое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума.

Для ребенка младшего школьного возраста характерны такие виды деятельности как: учение, общение, игра и труд. Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка: общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а так же волевые черты: настойчивость, целеустремленность, упорство. Создание условий, способствующих формированию творческих способностей, является одним из важнейших факторов творческого развития детей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л. Кэррола, мы выделить основные условия успешного развития творческих способностей детей:

  • предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу;

  • ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;

  • тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждал известный педагог В. А. Сухомлинский. Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить, что развитие творческих способностей связано с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания.

Основными условиями успешного развития творческих способностей детей являются: раннее физическое развитие, создание обстановки, опережающей развитие детей, характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил, предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.


1.3. Использование импровизации на занятиях музыки.


Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт, то есть импровизация - это процесс создания продукта без предварительной подготовки. В этом смысле музыкальные импровизации младших школьников несут в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.

Латинское слово improvisus означает «непредвиденный». Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. Идеи Б.В. Асафьева и Д.Б. Кабалевского продолжили и развили Л.В. Горюнова и Л.В. Школяр. Педагогическую проблему импровизации раскрыл в своей монографии В.Н. Харькин. Содержательно об этапности музыкально-творческого процесса, начиная с выбора сюжета до возникновения самого замысла с последующей его реализацией, применительно к дошкольникам и младшим школьникам, писали в своих исследованиях Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.И. Хотькова.

Проблема детского творчества до сих пор является актуальной в психологии и педагогике, поскольку ее решение связано с проблемой общего развития и созревания ребенка. Интерес представляют исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, К.В. Тарасовой, в которых подчеркивается ведущая роль творческой деятельности детей в воспитании и обучении.

          Использование импровизации - перспективный прием для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Ведь при этом виде работы школьник сразу вводится в непосредственный контакт с музыкой. Кроме того, для импровизации не требуется никаких дополнительных приспособлений: собственный голос имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, и двигательный аппарат для создания ритмических движений под музыку - тоже. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

Практика показывает, что дети младшего школьного возраста охотно занимаются импровизацией, особенно - вокальной. Вокальная импровизация тесно связана с творческим развитием детей, позволяет мобилизовать личностные качества ребенка для самостоятельного поиска нужных выразительных средств музыки. Любая импровизация сиюминутна, создается в процессе исполнения; дети, как правило, не могут дословно ее повторить (обычно, повторяя, они предлагают новый вариант мелодии). Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам этого - по силам учителю общеобразовательной школы. Попробуем рассмотреть, какие для этого можно использовать приемы. Идеальный вариант - провести на импровизации всё занятие.

          Когда каждый этап урока - вопросы, ответы, собеседования с ребятами по новому материалу и повторение старого и т.д. - ведется не проговариваясь, а пропеваясь. Но для каждого дня форма "урок - музыкальная импровизация" является очень трудоемкой, поскольку требует большой нагрузки на голосовой аппарат педагога. Обычно советуют включать импровизацию в обычный урок как один из его компонентов. Тематически вокальная импровизация должна тесно связываться с другим материалом урока, помогать решать общие задачи. Вокальной импровизации можно уделить обычно не более пяти минут. Но вокальная импровизация дает возможность услышать каждого ребенка в отдельности, что очень важно при преобладании фронтальных форм работы на уроке музыки.

          Вся работа по вокальной импровизации проводится только без сопровождения, каждый ребенок поет в удобной ему тесситуре, в удобной тональности, используя близкий ему круг интонаций. Педагог должен создать атмосферу доброжелательности, деликатности. Ни в коем случае нельзя ругать или порицать детей в случае неудачи, надо всегда найти в работе ребенка то, за что его можно похвалить. Необходимо и в классе создать заинтересованную, доброжелательную атмосферу, не допуская смеха, объясняя, как сложно каждому поющему ребенку, ведь он сочиняет музыку, как композитор.

          Начинать надо всегда с сильных детей, они "проложат путь", и за ними, а не за учителем пойдут остальные. Это очень важно. Педагог может только изредка показывать что-либо детям в процессе импровизации, причем только тогда, когда задача очень трудна (импровизация в определенном стиле), или тогда, когда надо ввести определенные интонационные параметры, а у детей не получается. В процессе вокальной импровизации можно моделировать определенные особенности музыкального языка (лад, характерные интонации, жанр, определенный ритм). Такая импровизация легко вписывается в середину урока. Это еще один метод освоения музыкального языка. Тогда, когда вокальная импровизация выполняет функцию закрепления в творческой деятельности определенных особенностей музыкального языка, то обычно она проводится в конце урока, как его кульминация.

          Вокальной импровизацией дети должны заниматься с первого класса. Часто в течение одной четверти сочетаются различные виды вокальных импровизаций. Работа по импровизации на заданный текст начинается с выразительного чтения педагогом текста, с анализа содержания текста, а затем текст выучивается детьми наизусть. Свободное владение текстом обеспечивает творческую свободу детей в момент импровизации. Следует помнить, что перед детьми никогда нельзя ставить сразу несколько задач, например: спеть колыбельную песню на предложенный текст, используя предложенную интонацию. Подобное задание может быть выполнено только поэтапно. Самые интересные импровизации учитель может повторить, а иногда и выучить с классом. Эффективным методом работы является запись импровизаций на магнитофон с последующим прослушиванием записи и анализом ее учителем. Детям запись следует показывать выборочно, не демонстрируя неудачные попытки. Каждое задание по импровизации обязательно повторяется в течение нескольких уроков.

          Вокальная импровизация позволяет "раскрыть" даже самых слабых наших учеников, очень часто "гудошники" начинают петь именно в процессе этой работы. В каждой импровизации должны принять участие все или почти все ученики класса. В настоящее время существует немало новых программ, которые особое внимание уделяют технологии развития творческого начала. Их авторы: Д. Кабалевский, Ю. Алиев, Л. Школяр, И. Кадобнова, Л. Виноградова и другие. Но мы считаем необходимым создать свой авторизованный вариант, опирающийся на концепцию Терентьевой Н.А. , и в этой программе мы делаем акцент на систему творческих заданий как ведущую технологию для становления креативности учащихся младших классов.

          В общеобразовательной школе среди предметов художественно-эстетического цикла одним из наиболее важных, оказывающих влияние на формирование внутренней культуры школьника, является урок "музыка". Именно здесь происходит познание музыки как живого искусства в тесной взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; формируется активный "золотой фонд" музыкальной культуры каждого школьника. У ребенка уже с начальной школы появляется возможность начать свой собственный путь вхождения в музыкальное искусство. Но все это возможно лишь при опоре на активное, творчески - личностное восприятие музыки, проявляющееся на уроке в разнообразных видах деятельности. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской .

          Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции.

          Использование такого методического приема на уроках музыки как импровизация способствует развитию музыкально - творческих способностей школьников. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной деятельности подчеркивал еще Б.В. Асафьев, который писал: «... человек, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других».


















Выводы по первой главе.


Изучив психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по теме исследования, я предположила, что творческое развитие детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Следует отметить, что развитие творческих способностей связано с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания. Существуют современные концепции творческого развития личности. Основываясь на выше изложенный теоретический материал, следует обратить внимание, что для успешного развития творческих способностей детей необходимы определенные условия: тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, свобода в выборе деятельности, ненавязчивая, доброжелательная помощь взрослых, создание обстановки, опережающей развитие детей .

Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально - ритмические движения, музыкальную импровизацию, игру на музыкальных инструментах, через театрализованную деятельность. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

В заключение следует отметить, что детский возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.




ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

2.1 Методы исследования музыкально-творческих способностей школьников и анализ результатов.

В ходе проведения эксперимента были использованы педагогические методы: наблюдение, беседа, диагностика уровня творческих и музыкальных способностей детей, методики музыкальной импровизации. При реализации эксперимента мы учитывали, что музыкально-творческие способности детей формируются в разных видах музыкальной деятельности. К творчеству ребенка подводят постепенно, основываясь на полученных знаниях. Знания – фундамент творчества.

На первом занятии констатирующего этапа, тема которого: «Музыка и я», я провела тест. С помощью теста нам удалось выявить уровень осведомленности о музыке у детей.

Вопросы теста, составленные мной, были следующими:

  1. Ф.И.О.

  2. Как ты относишься к музыке?

  3. Что для тебя значит музыка?

  4. Любишь ли ты классическую музыку?

  5. Какие классические музыкальные произведения ты знаешь?

  6. Какой музыкальный инструмент тебе больше всего нравится?

  7. Каким инструментом ты бы хотел овладеть?

  8. Твой любимый жанр в музыке?

  9. Каких известных композиторов ты знаешь?

  10. Хотел бы ты стать профессиональным музыкантом?

При анализе результатов беседы было уделено особое внимание трем направлениям:

- уровню общей осведомленности о музыке;

- наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений;

- мотивации обращения ребенка к той или иной музыке- что ребенок

ищет в ней, чего ждет от нее.

Результаты тестирования на промежуточном этапе получились следующие:

Таблица №1.

Интерес и осведомленность учащихся к музыке

Низкий

Средний

Высокий

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

2

25

4

50

2

25

Данные, полученные в ходе проведенного теста, позволяют сделать вывод, что интерес и осведомленность к музыке на среднем уровне, что составляет 50% - 4 человека; 25%- 2 человека, на высоком уровне; 25%- 2 человека, на низком уровне.

Интенсивно развивается творческая активность младших школьников в ходе занятий музыкой. Процесс активизации творчества на уроках искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. В основе занятий творческого типа лежат два взаимообусловленных фактора: эстетическое восприятие как сотворческий процесс и художественное творчество на основе развитой способности к эстетическому переживанию.

Различные виды музыкальной деятельности (прослушивание музыки, музыкальная импровизация, пение, игра на музыкальных инструментах) стимулируют проявление творческих способностей младших школьников и, прежде всего, развитие музыкально-образного видения мира. Так, музыкальное творчество детей младшего школьного возраста на уроке реализуется в пении простых мотивов, сочинения мелодий на предложенный текст, показа ритмического сопровождения, вступления, в оценочных суждениях об услышанной музыке и т.д. подготовка младших школьников к музыкальному творчеству предполагает овладение способом творческих действий.

Развитие творческих способностей у учащихся на уроках музыки станет возможным, если:

  • повысить творческую активность и творческий потенциал учащихся;

  • использовать творческие виды работ в определенной системе.

Создавая урок музыки, нужно учитывать еще одно обстоятельство – это мотивация обучения. Это первый этап. Второй этап в подготовке к уроку – формирование ясного представления о том, для кого он готовится, какой именно класс будет приобщаться к музыке. Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель пробуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствует обогащению музыкального опыта и творческих способностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность.

При проведении констатирующего этапа, на занятии, теме которого: «Мир музыки», была использована методика Л.В. Горюновой, на выявление музыкально-творческих способностей детей. Пять диагностик по трем критериям: высокий, средний, низкий.

Таблица №2.

Критерии и их показатели сформированности музыкально-творческих способностей детей (Л.В. Горюнова)

Критерии

Способы, формы определения результата

Музыкальный слух

Слушание музыки

Чувство звуковысотности



Музыкальная игра на определение количества звучащих звуков одновременно (прима, интервалы или аккорд) с закрытыми глазами.

Музыкальная игра «Лесенка»

Чувство ритма

«Простукивание» музыкальных примеров

Чистота интонирования

Распевание по простым интервалам. (педагогическое наблюдение)

Дикция

Скороговорки.

Быстрота мышления

Педагогические наблюдения

Беседа с детьми о смысле изучаемой песни.

  1. Диагностическое задание на проверку музыкального слуха:

Прослушать музыкальный фрагмент П. И. Чайковский – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может передать настроение, характер произведения.

  • Средний уровень выполнения: ребенок не может передать настроение, характер произведения, но с 2 или 3 попытки.

  • Высокий уровень: ребенок с легкостью может передать настроение, характер произведения.

Таблица №3.

  1. Диагностические задания на определение звуковысотности:

Музыкальная игра «Лесенка»

Ребенку предлагается прослушать и определить в каком направлении (восходящим, нисходящим, на одном уровне) движется мелодия.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может определить направление мелодии.

  • Средний уровень выполнения: ребенок может определить направление мелодии, но с ошибками.

  • Высокий уровень: ребенок безошибочно определяет направление мелодии.

Таблица №4.


  1. Диагностические задания на определение чувства ритма

Простучать простейший ритмический рисунок, состоящий из восьмых и четвертных длительностей. Русская народная попевка «Гори, гори ясно!».

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может повторить правильно ритмический рисунок.

  • Средний уровень выполнения: ребенок может повторить ритмический рисунок, но с ошибками.

  • Высокий уровень: ребенок безошибочно повторяет ритмический рисунок.


Таблица №5.

  1. Диагностическое задание на определение чистоты интонирования.

Детям предлагается пропеть распевки, основанные на простых интервалах и трезвучиях.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не правильно воспроизводит мелодию попевки.

  • Средний уровень выполнения: ребенок не точно повторяет мелодический рисунок попевки.

  • Высокий уровень: ребенок безошибочно повторяет мелодический рисунок попевки.










Таблица №6.

  1. Диагностические задания на определение дикции детей:

Детям предлагается вспомнить и рассказать известные им скороговорки. Прочитать или повторить любую понравившуюся из предложенных.

  • Ехал грека через реку. Видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека - цап!

  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  • Шашки на столе Шишки на сосне.

  • Галка села на забор Грач завел с ней разговор.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может четко проговорить все слова скороговорки.

  • Средний уровень выполнения: ребенок с помощью объяснения педагога проговаривает четко скороговорку в медленном темпе.

  • Высокий уровень: ребенок самостоятельно, четко проговаривает скороговорку в быстром темпе.



Таблица №7.

Результаты были таковы:

Таблица №8.

Показатели сформированности музыкально-творческих способностей детей

Ф.И.О.

Музыкальный слух

Чувство звуковысотности

Чувство ритма

Чистота интонирования

Дикция

Общий балл


%

Бережнова Елена Андреевна

5

5

5

5

5

5

100

Васильева Алена Егоровна

4

4

5

5

4

4,4

88

Одинаева Дилорам Мирзомурдовна

4

4

4

4

4

4

80

Одинаев Мансур Мирзомурдович

3

4

4

4

5

4

80

Роман Ирина Александровна

4

4

5

5

5

4,6

92

Роман Александр Александрович

2

2

3

3

4

2,8

56

Тэн Елизавета Иосифовна

5

5

5

5

5

5

100

Иванова Алина Михайловна

4

3

4

4

4

3.8

76

В ходе эксперимента выяснили, что ребята имеют, в целом, средний уровень музыкального развития. Творческие музыкальные способности проявились во всех видах музыкальной деятельности: в пении, импровизации, дикции и т.д. Успешность творческих проявлений детей полностью зависит от навыков, умения выражать определенные чувства, настроения. Полноценное творчество ребенка возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются.


2.2. Методы музыкальной импровизации и анализ результатов.


На формирующем этапе исследования, составила технологические карты занятий, которые были проведены. В картах были использованы методики: Агаповой И.А., Давыдовой М. А., Рачиной Б.С., Б.В. Асафьева.

1. Первые шаги в импровизации - "Приветствие", где чаще всего ответы детей дублируют интонации педагога. Но это не должно вызывать тревоги: начальный этап освоений навыков импровизации обычно строится на подражательности учеников своему учителю. Однако со временем к детям приходит все большая уверенность в собственных возможностях, а также приобретаются вокальные умения. Для начала учитель поет свое приветствие на одной ноте на слова:

          Дети, добрый день. (Везде в импровизациях будут нотные примеры.)

В хоровом ответе дети повторяют высоту его интонации и ритмический рисунок:

                   Добрый день, добрый день.

          Но в индивидуальных ответах каждый из учеников может спеть свое приветствие на произвольный мотив.

2. К попыткам обучить детей импровизации относится и просьба спеть свое имя. Это достаточно знакомый, хорошо себя зарекомендовавший прием. Пример его выполнения демонстрирует педагог, нараспев произнося свои имя и отчество. Потом он просит учащихся по очереди пропеть свое имя, а затем дать свои ответы на музыкальный вопрос: "Как тебя зовут?" Называя себя, школьник не сможет повторить мелодию, напетую учителем, поскольку она по ритму и продолжительности не совпадет с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества. После того как все дети произнесут нараспев свое имя, на следующих занятиях задание можно усложнить, потребовав "полного ответа" на просьбу учителя. Теперь ответ должен выглядеть так:

                   меня зовут + имя.

Следующий этап ответа:

                   меня зовут + имя + фамилия.

3.     "Давай поговорим".

          Педагог нараспев задает свои вопросы, а школьник так же нараспев обязан отвечать на них. Вопросы педагога могут быть "на свободную тему" (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое время года ты любишь? Почему?) или касаться разбора прослушанного музыкального произведения (К какому жанру принадлежит эта музыка? Какой у нее характер? Кто ее исполняет?).

4.  Работа с использованием стихотворений

          Такая работа начинается с разучивания слов; далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предполагаемой музыки. Стихотворные и литературные тексты отбираются по следующим принципам:

1)    лаконизм и яркость в изображении художественного образа;

2)    художественная и педагогическая ценность;

3)    возможность использования жизненного опыта ребенка;

4)    напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения разнообразие характера;

5)    доступность самостоятельного повторения.

          Основой для импровизаций могут стать известные поэтические циклы детских авторов. Например, из сборника стихов С. Маршака сделан ряд следующих подборок:

Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.

Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом.

Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.

          Внутри некоторых стихотворных строчек встречается даже по два художественных образа, что помогало учащимся разнообразить создаваемые импровизации. Безусловно, что наличие двух художественных образов в одном стихотворении диктует и непременную смену характера для импровизации. Приемлемы в работе и фольклорные тексты - загадки, потешки, считалки. Вот некоторые из них.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Мяконькие лапки, А в лапках царапки.

Хохлатые хохотуши хохохом хохотали: Ха-ха-ха-ха-ха.

5. Всегда интересна для детей импровизация на заданный педагогом текст. Этот вид творческой работы всегда интересен для детей. Вот какие условные этапы этой работы можно выделить при овладении детьми начальными умениями. Вслушивание в слово, предложенное взрослым, понимание его смысла и характеристика его будущего художественного образа.

Допустим, педагог предлагает каждому из учеников спеть свой вариант мелодии на словосочетание "серенький зайчик". Перед тем как начать выслушивать вокальные варианты детей, неплохо произвести короткий анализ словосочетания по следующим вопросам: Ребята, вы представляете себе серенького зайчика? Как он выглядит, как двигается? Какой, по-вашему, у него будет характер? А какой музыкой мы сможем передать характер зайчика? Теперь попробуем спеть слова "серенький зайчик".

1. МБУ ДО «Дом детского творчества», 25.04.2016 г. На занятии, тема которого: «Распевание в мажорной гамме», мы использовали методику Рачиной Б.С. «Приветствие».

Цель : ознакомить детей с импровизацией, освоение навыков импровизации.

Первые шаги в импровизации - "Приветствие", где чаще всего ответы детей дублируют интонации педагога. Но это не должно вызывать тревоги: начальный этап освоений навыков импровизации обычно строится на подражательности учеников своему учителю. Однако со временем к детям приходит все большая уверенность в собственных возможностях, а также приобретаются вокальные умения.

          Но в индивидуальных ответах каждый из учеников может спеть свое приветствие на произвольный мотив.

Результаты таковы:

Таблица №9.

Импровизация на «Приветствие»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2 чел.

4 чел.

2 чел.

25%

50%

25%

В результате, справились с заданием шесть человек, двое из которых, выполнили его отлично, учитывая ритмический рисунок, высоту и длительность нот. Два ребенка, Иванова Алина и Роман Александр, имели низкий уровень, и, в общем, не справились с заданием.

2. МБУ ДО «Дом детского творчества», 28.04.2016 г. На занятии «Музыкальная азбука» нами была использована методика Агаповой И.А. «Собственное имя».

  Цель: формирования чувства музыкальности, ритма, создания условия для развития творчества.

К попыткам обучить детей импровизации относится и просьба спеть свое имя. Это достаточно знакомый, хорошо себя зарекомендовавший прием. Пример его выполнения демонстрирует педагог, нараспев произнося свои имя и отчество. Потом он просит учащихся по очереди пропеть свое имя, а затем дать свои ответы на музыкальный вопрос: "Как тебя зовут?" Называя себя, школьник не сможет повторить мелодию, напетую учителем, поскольку она по ритму и продолжительности не совпадет с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества.

Таблица №10.

Импровизация на «Собственное имя»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2 чел.

4 чел.

2 чел.

25%

50%

25%

Результаты таковы: работа над импровизацией прошла хорошо, в среднем мы добились результата, импровизация на высоком уровне прошла у двух детей, Бережновой Елены и Тэн Лизы. Они успешно справились с заданием используя музыкальные штрихи и вверхсходящую мелодию. Два ребенка также плохо справились с заданием, работая в миноре, и с попыткой повтора за педагогом.

3. МБУ ДО «Дом детского творчества», 29.04.2016 г. На занятии «Учимся красиво и правильно петь», мы использовали методику Давыдовой М.А. "Давай поговорим".

Цель: создать условия для развития музыкально-творческих способностей, пение с использованием длительностей, штрихов, ритма.

          Педагог нараспев задает свои вопросы, а школьник так же нараспев обязан отвечать на них. Вопросы педагога могут быть "на свободную тему" (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое время года ты любишь? Почему?) или касаться разбора прослушанного музыкального произведения (К какому жанру принадлежит эта музыка? Какой у нее характер? Кто ее исполняет?).

Таблица №11.

Импровизация на «Давай, поговорим»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1 чел.

4 чел.

3 чел.

15%

50%

35%

Результаты таковы: работа прошла на высоком уровне, Иванова Алина, которая была на низком уровне, повысила свой уровень до среднего, учитывая музыкальные штрихи и длительности нот. Также, Одинаев Мансур, имевший средний уровень, повысил свой уровень до высокого, используя интересные ритмы, и высоту звука. Были сложности с Роман Александром, который повторял ту же мелодию, на одном звуке, при этом абсолютно не интонируя. Из-за этого, мы проводили индивидуальные занятия над голосом и интонированием. Создание особенной атмосферы очень важная миссия педагога, ведь работа с детьми и импровизацией трудоемкая работа. Надо обязательно искать выход из ситуаций, похвалить ребенка, не критиковать, а анализировать работу вместе с ним. И мы решили записать на диктофон нашу импровизацию с Роман Александром и послушать, где у него ошибки, где у него интересные ритмы, минусы и плюсы. Тогда ребенок сам понимает, что ему надо «подтянуть», что надо убрать.

4. МБУ ДО «Дом детского творчества», 30.04.2016 г. На занятии «Разучивание песни Братец Яков», нами была использована методика Б.В. Асафьева «Минутка поэзии». Были выбраны стихотворения С. Маршака.

Цель: передача эмоционального настроя, смысла стихотворения. Разнообразить создаваемые импровизации.

Такая работа начинается с разучивания слов; далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предполагаемой музыки. Стихотворные и литературные тексты отбираются по следующим принципам:

1)    лаконизм и яркость в изображении художественного образа;

2)    художественная и педагогическая ценность;

3)    возможность использования жизненного опыта ребенка;

4)    напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения разнообразие характера;

5)    доступность самостоятельного повторения.

          Основой для импровизаций могут стать известные поэтические циклы детских авторов. Например, из сборника стихов С. Маршака сделан ряд следующих подборок:

Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.

Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом.

Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.

  Внутри некоторых стихотворных строчек встречается даже по два художественных образа, что помогало учащимся разнообразить создаваемые импровизации. Безусловно, что наличие двух художественных образов в одном стихотворении диктует и непременную смену характера для импровизации.

Таблица №12.

Импровизация на «Минутка поэзии»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1 чел.

4 чел.

3 чел.

15%

50%

35%

В результате, работа над стихотворениями прошла отлично, ребята очень хорошо разбирали смысл и передавали характер. Импровизации были грамотно и интересно сделаны. Даже Роман Александр, показывал успехи, и практически не повторял за импровизацией других детей. Здесь, педагог должен следить за дикцией детей, за эмоциональную передачу смысла. Должен четко давать установку на правильную дикцию и смысл. Импровизация сложная, так что я помогала детям, поддерживала, искала всевозможные плюсы и минусы, но не забывая о целях.

5. МБУ ДО «Дом детского творчества», 05.05.2016 г. На занятии «Музыка нашей души», мы использовали методику Агаповой И.А. «Слово +».

Цель: Вслушивание в слово, предложенное взрослым, понимание его смысла и характеристика его будущего художественного образа.

Допустим, педагог предлагает каждому из учеников спеть свой вариант мелодии на словосочетание "серенький зайчик". Перед тем как начать выслушивать вокальные варианты детей, неплохо произвести короткий анализ словосочетания по следующим вопросам: Ребята, вы представляете себе серенького зайчика? Как он выглядит, как двигается? Какой, по-вашему, у него будет характер? А какой музыкой мы сможем передать характер зайчика? Теперь попробуем спеть слова "серенький зайчик".

Таблица №13.

Импровизация на «Слово+»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0 чел.

4 чел.

4 чел.

0%

50%

50%

Результаты таковы: занятие прошло на высоком уровне, все показали хороший уровень мастерства, эта методика очень хороша в использовании детьми эмоционального настроя, и анализа словосочетания. На высокий уровень перешла Васильева Алена, показав хорошую работу над ритмом. Также, Роман Александр перешел на средний уровень, благодаря хорошей подготовке.

Результаты детей были сделаны нами в пятибалльной шкале, и представлены в проценты:

Таблица №14.

Ф.И.О.

Креативность

Эмоциональность

Быстрота мышления

Оригинальность

Скорость мысли

Общий

балл

%


Бережнова Елена Андреевна

5

5

5

5

5

5

100

Васильева Алена Егоровна

4

4

5

5

5

4,6

92

Одинаева Дилорам Мирзомурдовна

4

4

4

3

4

3,8

76

Одинаев Мансур Мирзомурдович

4

5

4

5

4

4,4

88

Роман Ирина Александровна

4

4

4

4

4

4

80

Роман Александр Александрович

3

4

4

4

4

3,8

76

Тэн Елизавета Иосифовна

5

5

5

4

5

4,8

96

Иванова Алина Михайловна

3

3

3

4

5

3,6

72


2.3. Анализ результатов воспитанников кружка.


Исходя из результатов эксперимента, можно отметить, что у школьников развились, помимо творческих способностей: общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а так же волевые черты: настойчивость, целеустремленность, упорство. Мы шли поэтапно «от простого- к сложному, от возможного- к невозможному». Дети показали хорошие результаты, все упорно старались, особенно, Роман Александр, который сделал огромный скачок, в музыкальной, в ритмической, в вокальной работе. Мы сделали анализ уровня развития детей по трем критериям: низкий, средний, высокий.

Уровень школьников констатирующем этапе:





Таблица №15.

Уровень школьников на контрольном этапе:

Таблица №16.










Выводы по второй главе.


Эксперимент проводился в МБУ ДО «Дом Детского Творчества» с 18.04.2016 г. по 14.05.2016 г. Группа детей была в составе 8 человек. Дети были очень пассивными сначала, практически не имели музыкальных способностей и навыков. В течении эксперимента мы проводили много занятий, тренировали певческий аппарат и память.

Таким образом, музыкальная импровизация является одним из факторов развития творческих способностей. Импровизация строилась на основе создания у обучающихся положительного эмоционального настроя. Установлены принципиальные позиции и особенности формирования музыкально-творческих способностей детей. Постепенно у них вырабатывается способность быстро и правильно решать новые задания. Для адекватной реакции на окружающее и психологической устойчивости личности, нужны такие ситуации, при которых дети сталкиваются с неожиданными для них заданиями. Кроме того, задания такого типа, пробуждают воображение, фантазию, обостряют восприятие, активизируют творческие силы разума. Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка: общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а так же волевые черты: настойчивость, целеустремленность, упорство.

Исследование подтвердило, что в результате целенаправленного педагогического воздействия, связанного с развитием музыкально – творческих способностей в процессе импровизации эффективно развиваются: музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический, гармонический), музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление. Результаты эксперимента показали эффективность проделанной работы.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Музыкально–творческие способности не существуют вне восприятия музыки или её воспроизведение в живом звучании или представлении. Являясь сложным сочетанием природного (врождённого), социального и индивидуального, они развиваются лишь в практической музыкальной деятельности. Процесс формирования музыкально–творческих способностей можно представить, как повышенную реактивность на музыкальные впечатления, которые порождают потребность к слушанию музыки и её исполнению (импровизации).

При решении проблем развития музыкально–творческих способностей детей необходимо учитывать:

  • общие тенденции развития музыкальных способностей;

  • каждая способность (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, музыкальное воображение) – это сложное образование, состоящее из множества взаимодействующих компонентов, в том числе моментов общей одарённости и личных качеств. Трансформируясь в специальные музыкальные способности, они содействуют их развитию от элементарных к все более сложным составляющим и обеспечивают их объединение в целостную систему;

  • все музыкально–творческие способности развиваются в условиях тесного взаимодействия: не может быть одной способности, при полном отсутствии другой, но качественное развитие и индивидуально- различно;

  • особое значение в педагогическом процессе имеет достижение единства эмоционального и сознательного в развитии личности, что значительно повышает психические возможности учащихся и позволяет педагогу–музыканту расширять спектр средств педагогического воздействия. Это становится возможным благодаря постоянному и активному привлечению связей музыки с жизнью, заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и её выразительных средствах, подключению музыкальных знаний и внемузыкальных ассоциаций, выявлению и обогащению музыкально-художественного и общего жизненного опыта учащихся.

Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:

1. Исследование подтвердило, что в результате целенаправленного педагогического воздействия, связанного с развитием музыкально – творческих способностей в процессе импровизации эффективно развиваются: музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический, гармонический), музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление. Результаты эксперимента показали эффективность проделанной работы.

2. Музыкальная импровизация используется как метод для развития творческих музыкальных способностей детей, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке.

3. Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, музыкальное воображение ребёнка, способность комбинировать, развивать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.

Исследование подтвердило, что в результате импровизации эффективно развиваются творческие способности школьников. Выдвинутая гипотеза доказана.

Проблема развития творческих способностей в процессе музыкальной импровизации на занятиях музыки представляется весьма интересной, актуальной, и требует дальнейшего изучения.







БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Агапова И.А., Давыдова М. А.30 музыкальных занятий для начальной школы. - М.: "Аквариум Бук", К.: ГИППВ, 2002. - 240 с.

  2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей:

  3. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост.И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987.

  4. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

  5. Бочкарев ЛЛ. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.

  6. Вахтеров В.П. Нравственное воспитание в начальной школе. М., 1900.

  7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение.

  8. Вишнякова Н.Ф. Способы руководства музыкально-творческой деятельностью младших школьников // Совершенствование содержания, форм и методов эстетического воспитания в школе. Киев, 1980.

  9. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981. — с. 32. 2 Там же. - с. 33

  10. Войтлева Н.А. Формирование культуры личности - актуальная задача воспитания и образования // Ежеквартальный научный журнал АГУ "Вестник". Серия: Педагогика. - Майкоп, 1998.

  11. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М.: Искусство, 1989.

  12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - М., 1991.

  13. Горюнов Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. - М.: Просвещение, 1990.

  14. Дружинин ВЛ. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

  15. Зиневич А. Н. Методическая разработка «Диагностика и развитие музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста». – Санкт – Петербург: 2015. – 14 с.

  16. Иванов АА. Мы рисуем музыку. Педагогические размышления об использовании развивающих возможностей искусства через сотворчество педагога-ребенка-родителя. - СПб., 2001.

  17. Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы/. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

  18. Комарова Т.С. Дети в мире творчества - М., 1995.

  19. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. - М.: Музыка, 1978.

  20. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., 2000.

  21. Лаптев  И Т. Детский оркестр в начальной школе. - М., 2001.

  22. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль 1997.

  23. Научно – методический журнал «Музыка в школе» № 1 / Барсукова Т. К., Вознесенская С. А., Галлямова Э. Э. и др. Москва, 2015. – 82 с.

  24. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие. М.

  25. Творчество младших школьников на уроках музыки: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы/ Авторы – составители: И.М. Салпыкова, Л.Р. Миркашева. – Казань: ИФИ КФУ , 2011. – 32 с.

  26. Вишнякова Н.Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности // Сов, педагог. 1985. № 10.

  27. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1967 №12, с. 73-75.

  28. Научно – методический и психолого - педагогический журнал «начальная школа плюс До и После» № 1 / Бунеев Р. Н., Вахрушев А. А., Горячев А. В. И др. Изд. «Баласс», Москва, 2014. – 98 с.

  29. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / Рос. Акад. Образования, Психологич. Ин-т Междунар. Ассоциац. «Развивающее обучение». – М.: 1996. – 541c.

  30. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. М.: Академия ИЦ, 2007. – С.345-356.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие творческих способностей детей в процессе работы ДОО

Автор: Томский Михаил Михайлович

Дата: 18.09.2019

Номер свидетельства: 520046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) ""Использование интерграции НОД. как средство развития творческих способностей детей." "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-intierghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361169"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование интеграции НОД,  как средство развития творческих способностей детей. "
    ["seo_title"] => string(92) "ispol-zovaniie-intieghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361433"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Консультация для родителей  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(146) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "166094"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422899943"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Развитие творческих способностей детей с помощью театрализованных игр"
    ["seo_title"] => string(75) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieidietieispomoshchiutieatralizovannykhighr"
    ["file_id"] => string(6) "300315"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456689048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства