Просмотр содержимого документа
«Развитие речевой культуры младших школьников на основе ис-пользования речевых ситуаций на уроках русского языка»
ВЕДЕНИЕ
В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Речь современных учащихся начальных классов — детей XXI в. — не блещет чистотой, дети мало общаются, много времени проводят у компьютеров, поэтому зачастую не в состоянии оформить свою мысль без слов «сорняков», которыми и заполняются паузы в речи. Речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи.
Проблема формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка стала весьма актуальной. Это связано с тем, что меняются представления о нормах русского языка и о правилах речевой культуры в младшем школьном возрасте, что подтверждается нормативными документами системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве личностных результатов определяет «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»; «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций», что является неотъемлемой частью речевой культуры младших школьников. Достижение таких метапредметных результатов, как «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества», теснейшим образом связано также с формированием речевой культуры.
Сегодня каждый учитель испытывает сложность в развитии речевой культуры младших школьников. В учебниках русского языка мы видим, что мало внимания уделяется упражнениям, направленным на развитие культуры речи. Учителю необходимо подбирать дополнительные материалы для решения речевых задач. Развивать речевую культуру обучающихся необходимо при изучении всех учебных дисциплин, но особое внимание формированию этого умения следует уделять на уроках русского языка. С помощью определенных методов, приемов и упражнений учитель может показать учащимся, насколько важно знать нормы речевой культуры и как правильно решать речевые ситуации не только на уроках русского языка, но и в жизни. Вопросами культуры речи в свое время занимались такие выдающиеся ученые как В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.В. Томашевский, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев и другие.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем считать тему нашей работы актуальной
Объект исследования: учебный процесс на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: процесс развития речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка.
В соответствии с объектом и предметом исследования можно определить цель исследования – теоретически обосновать и практически выявить педагогические условия развития речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка посредством решения речевых ситуаций.
Гипотеза исследования - формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка будет проходить эффективно, если учитель:
- знает возрастные особенности младших школьников, связанных с развитием их речевой культуры;
- владеет методами и приемами создания речевых ситуаций на уроках русского языка в начальных классах;
- систематически организует работу с младшими школьниками по формированию речевой культуры на основе диагностики.
В соответствии с намеченной целью и рабочей гипотезой нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
описатьтипологию упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций;
проанализировать опыт педагогов-практиков по проблеме формирования речевой культуры младших школьников;
осуществить опытно-педагогическую деятельность по развитию речевой культуры на уроках русского языка.
Методологические основания исследования (философские, педагогические, психологические, практические именно в таком порядке). При этом перечисляются известные и общепризнанные в науке теории, концепции, (например, концепция личностно ориентированного образования и воспитания), на которые слушатель опирается в науке.
Методы исследования:
При исследовании нами были использованы такие методы как:
- изучение и анализ научной литературы;
- изучение и обобщение опыта педагогов – практиков;
- анализ учебников и письменных работ учащихся;
- проведение экспериментов и анализ результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении методики использования речевой ситуации для формирования речевой культуры младших школьников на уроке русского языка.
Практической значимостью являться разработанные технологические карты по русскому языку, включающие в себя речевые ситуации для развития речевой культуры в младшем школьном возрасте.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Исследование было апробировано на научно-практических конференциях и через публикацию в СМИ.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, иностранных языков г. Зернограда, 4 «Б» класс.