Просмотр содержимого документа
«Работа с картиной.»
Доклад на тему «Работа с картиной»
Слово – одна из основных единиц языка поэтому отбор слов для высказывания имеет исключительное значение. Пассивный словарь школьников, как известно значителен, однако составляя рассказ (устный или письменный) ученик часто не знает, о чем можно было бы говорить, описывая картину, какие слова лучше использовать. Поэтому учителю необходимо дать учащимся словарь, который обеспечит словесное выражение содержание картины.
Словарная работа, в зависимости от ее характера и цели, которую ставит учитель, проводится в процессе беседы по картине.
Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся формирования у них коммуникативно-речевых умений. она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Репродукции с полотен известных художников обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
Рассматривая картины, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств, способствуют развитию у младших школьников глубокого восприятия произведений искусств. Дети не только видят, что изображено на картине, но и, по мнению психологов стараются понять, что испытывает автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально пережить его и поразмыслить над ним.
На первых этапах работы по картине используют следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей: низ картины (земля, вода, фон).
Средняя часть (основная) где, как правило, находятся композиционный центр картины нахождение, этого центра: верх картины (фон, небо).
Картина, используемая как на уроке русского языка, так и на уроке осетинского языка послужит развитию речи и задачам эстетического воспитания лишь в том случае, если она захватит мысли и чувства детей, взволнует их, а, следовательно, возбудит желание высказать свои впечатления. Поэтому особенно тщательно следует отнестись к выбору картин.
Подготовка учащихся к активному восприятию произведения живописи чаще всего осуществляется в процессе вступительной беседы. Содержанием ее обычно являются сведения о художнике, об истории создания картины.
Самостоятельно подготовленные поручения доклады сведения приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи. Подготовка к выступлению перед товарищами учит самостоятельно трудиться и воспитывает чувство ответственности за порученное дело.
После вступительной беседы учащиеся самостоятельно рассматривают репродукцию с картины, по которой им предстоит дать устное сообщение.
Молчаливое рассматривание картины – важный момент в работе с картиной. Умение рассматривать картину – одно из необходимых условий развития восприятия – наблюдательности. Живопись своими яркими образами сильно воздействует на детей дает толчок их чувству и воображению, поэтому надо дать детям широкую возможность свободно высказаться, несмотря на то, что их первые высказывания могут случайный характер. Иногда учащиеся выхватывают отдельные части картины, устанавливают между ними связи, но еще не раскрывают целого.
Беседа – один из распространенных методов работы с картиной на уроках развития речи. Беседа помогает глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведения искусств.
Для правильного и глубокого восприятия детьми картины большое значение имеют вопросы учителя, их содержание, целенаправленность, характер, последовательность, точность и ясность формулировок.
Порядок вопросов способствует последовательному и глубокому раскрытию содержания картины. Умело ставя вопросы, учитель раскрывает связи между предметами, изображенными на картинке, организует самый процесс познания детьми изображаемого.
Чтобы помочь учащимся определить тему картины, ее ведущий образ (особенно пейзажа) часто учитель предлагает дать название рассматриваемой картине. В выборе названия выясняется, как дети поняли основное в содержании картины. Обращая внимание детей на название картины, учитель может предложить и такой вопрос: «Почему художник так назвал свой пейзаж?» Объясняя, например, название картины Левитана «Золотая осень» учащиеся говорили о том, что художник изображает осеннюю природу в яркий солнечный день.
В постановке вопросов учителя раскрывается основной принцип анализа художественного произведения в единстве содержания и формы. Важно, чтобы вопросы помогли детям понять этот «неповторимый художественный язык» и они умели давать оценку произведению искусства.
Элементарные понятия о средствах живописи, учащиеся получают в начальной школе. Известно, что учащиеся с трудом уясняют значения художественных средств живописи композиции цвета. В связи с этим особое значение приобретает осуществление меж предметных связей в работе по картине на уроках русского языка изобразительного искусства.
Как показывает практика наиболее распространенными являются вопросы, цель которых детализировать наблюдение, указать что именно наблюдать в рассматриваемом объекте, например:
Какой день изобразил художник?
Какого цвета небо?
Что можно сказать о деревьях?
Например, по картине В.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы» –учитель может задать такие вопросы:
1. Что на картине показывает приближение грозы?
2. Какие признаки надвигающей грозы вы видите?
3. Как художник показал, что дует сильный ветер?
4. Как изображены дети?
Для глубокого анализа картины имеет значения не количество вопросов, а их характер, точность последовательность.
Итак, вопросы учителя сосредотачивают внимание детей, направляют их наблюдения, оформляют эти наблюдения и восприятия в речи.
Развивать речь – это прежде всего обогащать словарный запас учащихся. С картиной связан приток новых слов и терминов, осмысление которых развивает логическое мышление и речь. Обогащение словарного запаса происходит не только в форме количества слов, которыми учащиеся пользуются своей устной и письменной речи, но главным образом в результате систематической работы по раскрытию значения слова, богатства и разнообразия его смысловой стороны. При проведении словарной работы надо стремиться не только к расширению пассивного словаря, а к его активизации, чтобы учащиеся понимали значение слов уже имеющихся в их лексическом запасе и умели употреблять их в своей речи.
Готовясь к уроку по картине, учитель тщательно анализирует все слова, которые потребляются для передачи содержания картины и в то же время могут быть не понятны учащимся. Для развития творческих способностей учащихся эффективны коллективные поиски лучших языковых средств для выражения мысли. Сначала самостоятельно подбирают слова для определения качеств обозначения действий, событий, затем коллективно оценивают наиболее удачные для передачи содержания картины.
Примерная работа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Вступительное слово об авторе картины.
–И.И. Левитан выдающийся художник-пейзажист конца XIX века. Судьба его была не легкой. Лишившись родителей он с ранних лет узнал нужду, горе, унижение и нищету. Искусство стало призванием Левитана буквально с раннего детства. В 12 лет он поступил в Московское училище живописи и зодчества. Его учителями были Саврасов и Поленов. Период зрелости таланта Левитана начало и середина 1890-ых годов. Он пишет ряд выдающихся произведений живописи «Золотая осень», «Март». Природа была главной тема Левитана. В пейзажных полотнах Левитана почти нигде нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием прекрасного художник словно очеловечивает природу.
Вопросы по картине:
Что изображено на картине? На переднем плане? На заднем плане?
Твое отношение к картине?
Опорные слова
Небо – оно какое? Глубокое, с белыми облаками, чистое.
Река – неширокая, глубокая, спокойная, несущая свои воды меж берегов.
Поле – широкое, раздольное, зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик.
На заднем плане видны маленькие крестьянские домики, около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски. Смотришь на картину и ощущаешь прохладный бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти –художник по-Пушкински изображает осень, рисуя пышное природное увяданье. Мы любуемся красотой родного края, которая всегда влекла к себе мастеров русского пейзажа.
Так, или приблизительно так опишут дети картину Левитана «Золотая осень» если учитель методически правильно построил урок