Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по личностному развитию учащихся в 1 классе.»
Пояснительная записка
Рабочая программа по личностному развитию учащихся в 1 классе разработана в соответствии с требованиями Закона "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа в соответствии с Учебным планом ГКОУ «Красноярская школа-интернат» на 2016-2017 учебный год рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году, 1 час в неделю)
Актуальность программы:
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методами, структурой, целями и способами реализации.
Новизна:
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» рассматривает развитие человека, его духовно-нравственное развитие, развитие Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Целесообразность программы:
Сегодня дети в своём Отечестве, в храмах, в музеях, в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни и будущих поколений. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее необходимо осмыслить сегодня, как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. И возрождение России, поддержания ее статуса как великой державы связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но и с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.
Появилась необходимость разработки программы воспитания, где главной целью станет воспитание активной развивающейся личности, способной к творческой самореализации при условии сохранения её социального, физического и психического здоровья.
Цели программы :
- формировать широкую целостную картину мира; основы духовно-нравственного развития человека;
- на основе знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия мира;
Задачи программы:
- развивать мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать умения: классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- ориентироваться в пространстве и времени;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
-воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность программы «Я познаю мир» заключается в духовно-нравственном развитии, воспитании обучающихся на ступени начального общего образования.
Данная рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности Худенко Е.Д., "Организация и планирование воспитательной работы в специальной(коррекционной) школе-интернате".
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для учащихся 1 класса.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Включает в себя 33 занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
С целью выявления степени освоения программы учащимися, корректировки учебного процесса после изучения каждого раздела программы проводятся занятия в форме занятий-конкурсов, игр, викторин, праздников. Систематически организуются выставки работ детей, награждение лучших воспитанников.
Содержание программы:
№
Название темы.
Содержание курса
Количество часов
1
I. Я познаю мир
Развитие кругозора детей в ходе игр и логических заданий
5 часов
2
II. Маленький волшебник
Развитие творческих способностей ребёнка, используя различные средства и материалы для поделок.
10 часов
3
III. Развитие познавательной сферы
Познавательная сфера личности включает в себя: развитие психических функций, произвольной регуляции психических функций, произвольной регуляции психических процессов, речевой регуляции, мотивации и интеллекта.
4 часа
4
IV. Развитие эмоциональной сферы
Эмоциональная сфера: основы саморегуляции, эмоциональное осознание собственных чувств, переживаний, формирование основ эмфатического взаимодействия.
Эмпатия– умение понимать другого человека путем эмоционального чувствования и его переживания.
Рефлексия – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и
состояний.
3 часа
5
V.Развитие коммуникативных умений
Коммуникативная сфера включает в себя сообщение информации как передачу интеллектуального содержания; она ориентирована на совместное постижение предмета и формирование новых приемов и способов общения и поведения.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса
10 часов
6
VI.Развитие графических умений, внимания, памяти, наглядно-логических действий
Выполнение заданий в тетрадях.
1 час
Итого: 33 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы.
Дата
Часы
I. Я познаю мир
1.
Школа вежливости. Что это такое?
2.
Приветствие: мимика и жесты.
3.
Вежливые слова, их значение.
4.
Знакомство со сверстниками и взрослыми.
5.
Обращение к сверстникам и взрослым.
II. Маленький волшебник
1.
Как вести беседу.
2.
Восприятие мира. Органы чувств.
3.
Язык жестов и мимики.
4.
Язык чувств. Наши эмоции.
5.
Мудрость природы. Общение с животными.
6.
Можно ли общаться с растениями?
7.
Кто я такой? Мой автопортрет.
8.
Я и мои одноклассники.
9.
Каким видят меня одноклассники?
10.
Как я вижу своих одноклассников.
III. Развитие познавательной сферы
1.
Ты мне, я тебе. Взаимоотношения.
2.
Друг всегда поможет.
3.
Внешний вид расскажет о человеке.
4.
Умение нравиться.
IV. Развитие эмоциональной сферы
1.
Не хочу быть плохим.
2.
Я тебе желаю. Советы одноклассникам.
3.
Разговор по телефону.
V.Развитие коммуникативных умений
1.
Приглашение в гости.
2.
.Как дарить подарки.
3.
Мы идём в театр.
4.
Как готовиться к празднику.
5.
Как организовать праздник.
6.
Поведение за праздничным столом.
7.
Мальчики и девочки.
8.
Жить в мире с собой и окружающими.
9.
Жить в мире с собой и окружающими.
10.
Жить в мире с собой и окружающими.
VI.Развитие графических умений, внимания, памяти, наглядно-логических действий
1.
Урок – игра. Обобщение изученного.
ЛИТЕРАТУРА:
Аралова М.А.Формирование коллектив ДОУ. Психологическое сопровождение. – Творческий центр, Сфера, М.:, 2005.
Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирования культуры общения у младших школьников // Начальная школа плюс и минус // №2 – 2007.Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации.– Арт - Пресс – М., 2004 – С.123
Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.
Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.
Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Книга для учителя. М.: Первое сентября.
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002 – 72 с.
Тренинг общения. Санкт-Петербург, 2005.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников // Классный руководитель //