kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по дисциплине «Организация обучения в начальных классах» на тему: «Игра и её основные виды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект по дисциплине «Организация обучения в начальных классах» на тему: «Игра и её основные виды»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по дисциплине «Организация обучения в начальных классах» на тему: «Игра и её основные виды»»

Государственное бюджетное образовательное учреждения среднего профессионального образования Ейский педагогический колледж

Краснодарского края






Проект по дисциплине «Организация обучения в начальных классах»

на тему: «Игра и её основные виды»





Подготовили студентки ш-22 группы:

Колесниченко В.

Роговая Л.

Колесник В.

Прудко К.

Одинцова К.

Палатова Д.

Руководитель:

Великановская Л.А.




Ейск

2014-2015 год.





Содержание

1) Введение………………………………………………………………….3-4

2) Что такое игра?..........................................................................................4-7

3) Что такое мотивация?...............................................................................7-9

4) Дидактические игры…………………………………………………….9-17

5) Игры в помещениий……………………………………………………18-19

6) Ролевые игры………………………………...…………………………19-23

7) Игры на воздухе………………………………………………………..23-24

8) Заключение…………………………………………………………..…25

9) Список используемой литературы………………………………...….26



















I. Введение


Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются погрсбность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог Л.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Но этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра - Центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.

Игра - это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей - это слова, а игра - это речь.

Игра - это способ ребенка справиться со своими страхами. Например, девочка, которая боится темноты, может подолгу успокаивать свою куклу, уверяя, что ничего страшного нет. Ребенок как бы берет ситуацию под свой контроль.

Чрезвычайно важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность без лишней нагрузки преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка - воображение (в первую очередь), мышление, память, представление и т.д. О детях, которые не могут разносторонне рассказать в первом классе о птичке, дереве, которые не достаточно наблюдательны, говорят, что они «не доиграли», рано стали взрослыми.

Игра - это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая конфликты между ребятами. В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, решать свои проблемы при помощи общения.


II. Что такое игра?


Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игра. как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п. Один из учеников Гросса - Л. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом «игра» называть все различные виды подобной деятельности?

Представляется плодотворной мысль, Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия «игра». Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Весьма плодотворно и соответствующе сути дела и положительное определение игры, которое выдвигается при этой идее на первый план, а именно что игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с играми. Всякий согласится, что ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки и т.д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между этой «игрой» и игрой в собственном смысле слова в дошкольном возрасте — с созданием мнимых ситуаций. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов воображения в ситуацию. Другое дело, что эти «игровые» проявления довольно скудны и тонут в широком море тех деятельностей, которые описал Левин и которые непосредственно вытекают из самой ситуации. Уже у Левина возникала идея, что данное им определение поведения ребенка мало похоже на создание игровой ситуации в собственном смысле слова. Ведь ребенок, который должен посмотреть под ноги для того, чтобы сесть на камень, настолько связан наличными предметами, что создание мнимой ситуации для него трудно.

Наконец, последнее и самое важное. Исследование показало, что создания мнимой ситуации в собственном смысле слова в раннем детстве еще нет. Можно пояснить это на простом примере. Ребенок в 2 года совершенно свободно нянчит куклу и проделывает с ней приблизительно то же, что с ним проделываю! мать или няня: укладывает куклу, кормит ее, даже сажает на горшок. Но интересно: у ребенка нет представления о том, что эта кукла его дочка, что он ее няня или мама. Он нянчит мишку, если это медведь, куклу, если это кукла, т.е. это игра с точки зрения взрослого, но она резко отличается от игры ребенка более позднего возраста, когда ребенок сам играет роль, и вещи играют роль. В ней кукла — это действительно маленькая девочка, а ребенок — один из родителей, хотя кукла все еще так же аффективно тянет на то, чтобы ее посадить на горшок, накормить, как, скажем, круглый шарик тянет на то, чтобы его покатать. Здесь нет развернутой мнимой ситуации, когда ребенок, сам отчетливо играя какую-то роль, отчетливо изменял бы свойство вещи. Например, эксперимент показал, что для ребенка раннего возраста вовсе не все может быть куклой. Ребенок в 2 года, который свободно нянчит куклу или медведя, с трудом и совершенно иначе делает это с бутылочкой. Поэтому если, как говорят, для игры характерно, что все может быть всем, то это не характерно для игры ребенка раннего возраста. Таким образом, мы имеем здесь как бы игру, но она для самого ребенка еще не осознана.

Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие мнимой ситуации. Что такое мнимая ситуация? Это ситуация, в которой имеет место расхождение мнимого поля и поля смыслового. Например, ребенок может «придумать», что папин ремень - это змея, а чайник - это паровоз. На лицо расхождение мнимого и реального: ремень - это не змея, но предполагается, что все именно так. Ведущее звено игры - это воображение, следовательно, по Выготскому игра тоже начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать.

Основные функции игры в жизни человека:

Упражнение. В игре осуществляется ориентировочно-исследовательская деятельность, позволяющая определить и закрепить оптимальные формы поведения в различных жизненных ситуациях. Игра служит упражнением во всех видах человеческой деятельности — физической, художественной, интеллектуальной, социальной, учебной и т.д.

Изменение отношений с действительностью. В игре моделируются условия, отличные от условий деятельности в реальной действительности. В действительности человек осуществляет реальную деятельность с реальной ответственностью за ее результаты. Для ребенка игра предоставляет возможность выбора и принятия ответственности, что является для него самым значимым в игре. Феномен этого качества игры состоит в том, что для детей игра создает возможность смоделировать условия реальной действительности, а взрослым, напротив, дает возможность “уйти" от этих условий.

Способ управления эмоциональным состоянием. Эмоции отражают степень удовлетворения потребностей человека. В то же время эмоциональные состояния могут быть созданы без непосредственного включения в деятельность. Игра является одним из наиболее эффективных способов управления эмоциональным состоянием. Благодаря своим значимым функциям в жизни человека игра является мощным средством воздействия на него.

Классификации игр:

По месту и условиям проведения. Подвижные на открытом воздухе, комнатные, компьютерные и т д.

По целям проведения. Обучающие, тестовые, тренинговые, развивающие, развлекательные, азартные и др.

Комплексные игры.

Сюжетно-ролевые игры. В основе этих игр лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются роли между участниками. В основе такой игры могут быть книжные сюжеты.

Тематические ролевые игры. Игры, в которых сюжет развивается самостоятельно, а задана только тема игры (например, игра “в войну”).

Структурные элементы игры:

В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив; тема игры; сюжет игры; игровое действие; игровая роль; воображаемая ситуация; игровой материал.

Мотив игры. В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется. Первоначально мотивом игры выступает игровое действие, возникшее в процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры.

Тема игры. Представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «семья», «больница», «магазин» и др.).

Сюжет игры. Сюжет определяют события, которые в определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты (например, тема игры «семья» - сюжеты игры: «Семья обедает», «Утро в семье», «Праздник в семье», «Дедушка и бабушка пришли в гости» и др.) «Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам».

Обязательным условием развития сюжета является наличие у ребенка соответствующих представлений, интерес к теме игры и близость темы личному опыту школьника. Для успешного развития сюжета также необходима согласованность ролей в игре, умение детей взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек, используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально определяют сюжет, и, согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам.


III. Что такое мотивация? Виды мотивации.


Мотивация - это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.

Motive - побуждение.

Если вспомнить детство, то мотивация к самостоятельному действию проявляется тогда, когда ребенок хочет что-либо сделать и произносит заветную фразу «Я САМ!». Все дети проходят этот этап. Не все родители правильно воспринимают эту фразу, и вот тут уже кроются ошибки, которые могут в будущем привести к тому, что у ребенка постепенно отбивается желание действовать самостоятельно. А это часто приводит к тому, что ребенок, взрослея, перестает создавать в себе мотивацию, на уровне подсознания вспоминая негативный прошлый опыт. Поэтому начинаются «отговорки», которые приводят к тому, что эмоциональное состояние, которое может привести к действию, будет остановлено в самом начале.

Пример: Ребенок смотрит на маму, и говорит: - Мама, я сам хочу подмести. В самом лучшем случае, мама даст подмести и похвалит (независимо от результата). Это позволит ребенку прочувствовать полностью, что значит «я сам» и испытать гордость за свое достижение. Придет с работы папа, и он радостный бежит - папа, папа, Я САМ сегодня подметал. В следующий раз у ребенка желание сделать самостоятельно что-либо будет не менее сильным. Страхов в таком случае ребенок не приобрел.

В худшем случае мама дает подмести, ребенок, конечно же (ведь первый раз), начинает мести не так, и не туда, а еще и что-нибудь уронит. Мама была не «в духе», разозлилась на вдруг разбитую тарелку или на заметенный под стол мусор, или вообще у нее не было времени «подметать с малышом». В таком случае, она (необдуманно) окружает ребенка негативными эмоциями, и если такие случаи повторятся несколько раз, у ребенка появляется мысль - «я сам» делаю все плохо, лучше «я сам» вообще делать ничего не буду. Даже если мама постарается в будущем «мотивировать» ребенка сама, он сделает что-либо по ее просьбе, но это будет мотивация извне, а не изнутри.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринеявная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника».

Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза

  • голод

  • жажда

  • избегание боли

  • стремление к температурному оптимуму

  • и т. д.

  • групповые

  • забота о потомстве

  • поиск места в групповой иерархии

  • поддержание присущей данному виду структуры сообщества

  • и т. п.

  • познавательные

  • исследовательское поведение

  • игровая деятельность

Мотивацию можно разделить на два уровня силы: мотивация сохранения и мотивация достижения.

Чаще всего человеком используется мотивация сохранения. Такое эмоциональное состояние не требует длительной силы эмоций. Активность находится на низком уровне и направлена на то, чтобы не потерять то, что уже создано.

А вот мотивация достижений требует гораздо большей силы эмоций. И, соответственно, требует большей активности для достижения желаемого (то, чего хочется на данный момент).

Но и для мотивации сохранения, и для мотивации достижения необходимо уметь использовать самомотивацию.

Потому что этап «мотивации извне или изнутри» проходит очень быстро. То есть, сегодня вы захотели действовать, через два часа нашли десяток отговорок, почему этого делать не нужно. Вот тут-то и приходит на помощь самомотвация.

Для того чтобы развить самомотивацию, необходимо несколько составляющих объединить в одно целое.

Во-первых, необходимо создать внутреннюю установку на качественную деятельность (я сделаю что-либо наилучшим образом).

Во-вторых, развить в себе чувство долга, ответственности перед самим собой (в первую очередь). Сказал - сделал. Я сам отвечаю за свои слова.

В-третьих, и самое немаловажное, это видение конечного результата и ОСОЗНАННОЕ стремление быстрее его достичь. Необходимо уметь видеть то, что хочу получить (или получу в результате определенного действия).

Если эти три пункта работают вместе и в одну сторону, тогда можно говорить о том, что самомотивация есть и она будет способствовать мотивации достижения.


IV. Дидактические игры


Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым, в педагогической практике и теории, средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду “игр по правилам”, в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.

Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость владения знаниями, нужными для реализации замысла игры. “Двойственная природа игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет симулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом.


Дидактические игры состоят из ряда элементов:

  • Игрового замысла;

  • Дидактической задачи;

  • Игрового действия;


Правила:

Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом познании игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровое действие, и вместе с тем у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Формируются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает проявляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственных качеств, волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д.

В процессе занятий дидактической игрой формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль, самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Трудности в разработке единой классификации дидактических игр, связаны с тем, что эти игры соединяют в себе черты двух видов деятельности. Можно выдвинуть разделение игр по дидактическим задачам. Теоретически возможно использование ряда других оснований, связанных с принадлежностью дидактических игр в сфере обучения, таких, например, как степень самостоятельности учащихся, способ включения игры в ход обучения. Каждое из этих оснований даёт свой перечень видов дидактических игр. В основание классификации вполне правомерно могут бь,ть положены признаки собственно игровой деятельности: характер сюжета, ролей, правил и т.д. В обучении сложилось несколько видов дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию познавательной Деятельности учащихся, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношению детей, по роли учителя.

Перечисленные признаки присуши всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других - иные.

Дидактические игры бывают:

  • Сюжетные;

  • Предметные;

  • Соревновательные.

На современном уроке часто используются дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Примером являются различные сюжетные игры, реализуемые в учебном материале. Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение. Причём эти игры не требуют какой-то особенной подготовки, здесь нужна только тщательная продуманность хода таких уроков. Сюжетные игры можно проводить в течение всего учебного дня. подчиняя работу единой цели.

Игра - соревнование и эстафеты. К таким играм надо подходить осторожно: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьёзным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективисткой, а не конкурентной направленности учебной работы. Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определённый уровень сформулированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т.д. Поэтому выделяют те игры, которые направлены на реализацию этой функции, как, например, и предметные игры.

Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебно-воспитательного процесса как частного вида дидактической игры. Это подразумевает введение на отдельных этапах урока игры “Учитель-ученик”. В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие - оценщика, третьи - контролёра. Ученики пробуют свои силы: необходимо так провести урок, чтобы было интересно, и чтобы тебя слушали. При этом всё многообразие деятельности учителя распределяется между самими учениками. Подобные игры могут реализовываться в парной или групповой работе.

Дет могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения задания друг друга.

По характеру познавательной деятельности дидактической игры можно отнести к следующим группами:


1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра “Составим узор". Дидактическая цель: выявление умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Средства обучения - набор из девяти фигур: один красный круг, по два жёлтых и зелёных треугольника, по два синих и красных квадрата. Содержание игры: учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим у себя на парте. С этой целью он даёт следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика) красный круг, вверху и внизу от круга два жёлтых треугольника, справа и слева -два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, два красных и два синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу - красные, справа и слева - синие квадраты. Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его слева от первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трёх узорах.

2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти. Это - “Математическая рыбалка", “Лучший космонавт", “Лучший лётчик" и др. (Приложение №» 1).

3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, в логически связанные с ними. Например: “Цепочка", “Математическая эстафета”, “Составление круговых примеров". К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля (“Лучший контролёр", “Арифметический бег", “Проверь Угадайку" и др.) (Приложение №2).

4. Игры, включающие элементы творчества. Это “Угадай загадки Буратино", “Загадки Весёлого Карандаша", “Определи курс движения самолёта", “По какой дорожке ты пойдёшь?" и др. (Приложение №3).

Некоторые исследователи делят игры на 2 группы: наглядные и словесные. Игры с использованием наглядного материала, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационными и раздаточными материалами и игры с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно отнести игры - инсценировки некоторых сказок и книжек - считалок с применением соответствующих игрушек. (Толстой Л.Н. “Три медведя", А.Барто, и др.).

В основе словесных игр лежит опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапах закрепления и повторения учебного материала.

Выделяют следующие виды словесных игр:

  • Игры - путешествия;

  • Игры - загадки;

  • Игры - поручения;

  • Игры - беседы;

  • Игры - предложения;

  • Игры - сказки;

  • Интеллектуальные игры.

Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием и чудесами. Игра -путешествие отражает реальные события или факты, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Цель игры- путешествия усилить впечатления, придать познавательному содержанию некоторую сказанную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. В названии игры - путешествия, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре - путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтичное решение задач, радость от её решения, отдых. В состав игры - путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и т.д.

Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры - путешествия, но по содержанию они проще и короче по продолжительности. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-то сделать: “Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета”, “Разложи колечки по величине”.

Игры - предложения: “Что бы я сделал...?” или “Что было бы...?” иногда началом таких игр может быть картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления, последовательного действия. Игровая задача заложена в самом названии, с которого учитель начинает игру. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, установление причинно-следственных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры - загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассматривать, делать выводы, умозаключения. Ю.Г. Илларионова отмечала: “Загадка, не смотря на миниатюрность, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с Детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину, и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки”.

Игры – беседы. В их основе лежит общение детей с учителем, учителя с детьми, детей друг с другом. Отличительными чертами такого общения являются непосредственность переживаний, заинтересованность, добросовестность, вера в правду игры”, радость игры. Игра - беседа воспитывает умение сосредоточии, внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры - беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо.

Игры - сказки раскрывают для детей характер отношений, которые они в силу подражания незаметно усваивают. Питает игру художественная литература для детей. Источником, обогащающим игру, являются наглядно - изобразительные средства, в первую очередь - картинки. Например, экологическая сказка для первоклассников о похождении Эколобка. Она сделана в виде выпусков. Автор сюжета Л.Н. Ердаков, художники Л.А. и Т.А. Якушкевич. Герой народной сказки Колобок оказывается в различных экологических ситуациях. Он становится членом многих биоценозов и вступает во взаимоотношения с живой и неживой природой. Следовательно, на него воздействует Среда, а он, в свою очередь, как-то её изменяет. Это уже экологический персонаж, поэтому - Эколобок.

Первый выпуск. Как и должно быть вначале - он и от бабушки, и от дедушки ушел и покатился по лесу. События происходят зимой и Эколобок мёрзнет. В пути он встречает различных зверей, которые успешно преодолевают зиму и адаптируются к холоду. Каждый зверь предлагает Эколобку свой способ согреться. Это либо мышечные усилия (бег, ходьба), либо теплая шуба, либо нора или берлога. Эколобок в силу своей конструкции не может использовать эти советы и ему остается вернуться к бабушке в теплый дом. Эта короткая история в картинках показывает ребенку разные варианты адаптации к холоду у животных.

Активность учащихся возрастает при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания. Интерес к игре такого типа определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнениях. Интеллектуальные игры обычно заключают в себе проблему, этим объясняется их привлекательность для учащихся. Они требуют догадки, поиска, “игры ума".

Таким образом, все классификации дидактических игр исходят из следующих основных закономерностей обучения:

*Обучение происходит только при активной деятельное учащихся;

*Чем разностороннее, обеспечиваемая учителем деятельность учащихся, тем выше качество усвоения на уровне, зависящим от характера организуемой деятельности -репродуктивной или творческой (главные закономерности обучения).

*Дидактической игре в начальных классах свойственны определенный темп, ритм; в сё процессе допустимы пространственные объяснения; правила должны быть изложены кратко, лаконично, доступно. Снижает интерес обилие замечаний Дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребёнком своего участия в игре. Учитель должен сам показывать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель её проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми, интерес к игре моментально угасает. В игре дети должны чувствовать себя свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на составные части и выполняется поэтапно.

*В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель, в таблице на доске, звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока.

*Если активность и интерес детей какой - либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звёздочек), учитель должен спросить какого-либо ученика этой команды, с тем, чтобы за правильный ответ была получена звёздочка. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу команд, что способствуем формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать, что он ещё не стал “капитаном" в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся.

*Форма проведения игры может быть разной: коллективной, страховой и индивидуальной. При объяснении нового материала или при его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При opганизации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использовать игровые карточки. В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом.

*Учитель проводит игру со слабыми учащимися по-разному. В одном случае он может вызвать их к доске, когда другие заняты самостоятельной работой, напомнить им правила игры, выполнив с ними на доске 1-2 игровых действия, и предложить закончить игру по карточкам на своем рабочем месте. В другом случае он организует работу слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому выполнить игровые действия. В тех случаях, когда слабые ученики хорошо усваивают правила той или иной игры, им предлагают игру с раздаточными карточками.

По результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей младшего школьного возраста:

*Умение наблюдать, анализировать игру; планировать приёмы, направленные на её развитие;

*Обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

*Уметь организовывать начало игры;

*Создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*Уметь устанавливать игровые отношения в процессе игры;

*Учить детей оценивать игру и обсуждать её результаты и т.п.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей, и учителю важно сохранить эту свободу и непринуждённость. При использовании игровых ситуаций учитель не создаёт новой игры, а как бы заимствует элементы “внешкольного” опыта детей. Чтобы такое использование было успешным, учитель должен хорошо владеть средствами экспрессии. Смена темпа, чередование напряженной работы и небольших пауз - хорошее средство для разрядки.

Учитель должен очень хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, предоставлять детям относительно большую самостоятельность. Нельзя предвосхищать игру и давать ей свою оценку, ведь она может обмануть надежды детей и вызвать обратную реакцию. И дальнейшие попытки учителя активизировать внимание учащихся аналогичным способом могут вызвать в детях негативное отношение к игре. Вводя игровой прием надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре. Иногда “мелочи” могут стать причиной зарождения страха, неуверенности, замкнутости маленького человека.

Придумывать новую игру на каждый урок практически невозможно, а частое использование одних и тех же игр грозит полной потерей интереса к ним. Как быть? Прежде всего, нужно очень хорошо чувствовать свой класс, уровень подготовки детей, их отношение к той или иной предлагаемой игре. Порой на уроке игровая ситуация складывается стихийно и идёт от самих детей. Этого не следует бояться, хотя план урока придётся корректировать “на ходу”.

Примеры дидактических игр

«Объедини виды транспорта»

Задачи:

Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учить классифицировать и находить общие признаки. Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания. Развивать познавательную активность детей, учить делать выводы, мыслить логически.

Оборудование:

Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек).

Задание можно дать поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки с разными видами транспорта. Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья- железнодорожный, а четвертая - воздушный. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

«Глухие телефоны»

Цель - отработать чистоту произношения

Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.

Скороговорки:

1. На машине мышь и Нина - вот какая мешанина.

2.Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.

3.Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.

4.У маленькой Сани сани едут сами.

5.Везет Сеня с Саней Соню на санях.

6.У сени и Сани в сетях сом с усами.

7.Звонит звонок, звонок зовет.

8.Заржавел железный замок и т.д.

Слови - «перевертыши»

Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон, мир-Рим, кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.


V. Игры в помещении


Подвижные игры в помещении - это один из вариантов разнообразить занятие, а также закрепить те умения и навыки, которые на нем приобретались детьми.

Грамотно подобранные игры способствуют развитию физических, психических и умственных способностей ребенка.

Несмотря на то, что возможности проведения подвижных игр в классе ограничены, проводить подвижные игры в помещении можно и нужно. Для детей в младшем школьном возрасте представляет огромную сложность высидеть целый урок спокойно. Отсюда и проблемы с поведением. Еще не владея в полной степени наукой концентрации внимания, младший школьник непроизвольно начинает отвлекаться на не относящиеся к занятию детали, упуская материал, который дается ему учителем.

Какой выход можно предложить? Конечно же, использовать подвижные игры для детей в помещении. Для этого достаточно провести физкультминутку. Для того чтобы на перемене не царил хаос, учитель может устраивать так называемые тематические переменки. На каждой из них придумывается тема и соответствующая ей игра. Ребята в удовольствием подключаются к таким мероприятиям и активно участвуют в них. Смена деятельности помогает ребятам расслабиться и в дальнейшем более внимательно воспринимать подаваемый учителем материал.

Несколько примеров подвижных игр в помещении, которые можно использовать в классе:

Морской узел.

Водящий выводится из класса. Он-то и будет моряком. Остальные ребята, взявшись за руки, не отпуская руки, запутываются между собой, таким образом образуя своеобразный узел. Моряк возвращается и распутывает узел.

Эстафета поварят.

Поварята - это ребята. Учитель их делит на 2 команды, каждая из которых получает «королевский пудинг» - ложку, на которой находится надутый воздушный шарик. По очереди ребята должны дойти от своего места до доски и назад так, чтобы при этом шарик не упал. Побеждает самая быстрая и аккуратная команда.

Кот и мыши.

Посреди класса в круг ставятся стулья так, чтобы ребята на них сидели лицом в круг. На стулья садятся мыши, а за ними - стоят кошки. Одной кошке мышки не хватает. Она подмигивает мышке, завлекая ее к себе. Мышка должна перебежать к новой кошке так, чтобы старая кошка ее не задержала.

Хищник.

Все дети - рыбы, один из них - хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» - у другой, а при слове «хищник» - начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.


VI. Ролевые игры


В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически псе сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, "Программу обучения и воспитания в детском саду", то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.

Этот вид игры стал центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Это самый понятный нам вид деятельности детей. Профессионалы часто посещают детские садики, чтобы посмотреть, как дети учатся в играх различным социальным ролям. Но зачастую дети уже не играют. Они делают то, что хотят видеть взрослые, старательно уча малышей "шаблонным играм".

В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития. Но сухость и негибкость малыша находит свою причину в том, что ребенок когда-то не научился играть в две более простые игры, которые вкупе и складываются в сюжетно-ролевую. Что же это за игры?


Сюжетно-ролевая игра имеет две линии - сюжетную и ролевую.

Рассмотрим сюжетную линию.


В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой игры - режиссерская.

Действительно, действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала по простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей. Родители удивляются талантам малыша такой маленький, а сам придумывает сюжет, но по очень хороший признак, который должен быть свойственен всем детям, развитие самостоятельности. Все, что сейчас он делает — он делает сам, без помощи. Когда-нибудь каждый человек приходит к самостоятельности, пусть так рано начнутся первые ее проявления. Второй схожей чертой игры ребенка и режиссера в данном случае является то, что ребенок сам решает, кто кем будет. Каждый предмет может стать домиком, человеком, животным и т.д. Ребенок тем самым учится переносить свойства одного предмета на другой. Третьим важным сходством является то, что малыш сам сочиняет мизансцены. Он может долгое время возиться с мелкими предметами только потому, что составляет из них фон для будущего действия. Ну и, наконец, ребенок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становится диктором, повествующим о том, что происходит. Значение такой игры огромно. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры — он научается "видеть целое раньше частей". В данном случае это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персонажей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.

Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни. Особую значимость режиссерская игра приобретает в связи с тем, что она в одной из своих характеристик полностью совпадает со спецификой воображения. Способность видеть целое раньше частей — вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать "волшебником" (Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 1996). А что же делает маленький режиссер на самом деле? Он соединяет различные, вроде и не связанные друг с другом предметы логическими связями, сюжетом. Каждый предмет у него получает свои отличительные свойства, все они оживают, говорят. Таким образом, все неодушевленные участники игры вдруг соединяются сюжетом ребенка, а это и есть агглютинация - вид воображения.


Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры - образно-ролевая.


Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то - в животных, во взрослых, лаже в машины. Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна успеть завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает нога. Мама торопит его, но безупречно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступеньках, как все «нормальные» дети, а стал их «объезжать». «Что за ребенок такой!» - в сердцах говорит мама. «А я не ребенок, я –машина». Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз "потрепать ей нервы", а лишь потому, что он – машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту (Кравцова Е.Е. «Разбудить в ребенке волшебника» М.: просвещение, 1996).

Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эль конин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот. у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднею дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?". Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. В сущности, тенденция к тому, что в наше время далеко не все родители отдают детей в садик, потому и пугающая, что молодое поколение испытывает значительные сложности с общением, находясь как бы в изоляции до самой школы.

Д Б. Эльконин в своем труде "Психология игры" решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольною детства. Детям разных возрастов предлагалось играть в "самих себя", в "мам и пап, в "своих товарищей". Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя. Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу.

Выполнение роли воспитателя младшими дошкольникам подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более и более концентрируются вокруг взаимоотношений "дети-воспитательница". Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения. Таким образом, каждая сюжетноролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.

Здесь же отметим еще один вид игр, который довольно близок к сюжетно-ролевым. Это игра-драматизация. Отличие ее состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие - кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру. И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетноролевых играх. Мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть - дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу.

Примеры сюжетно-ролевой игры

Изобрази персонаж


В игру веселее играть вдвоем.

Двое детей должны изобразить мимикой, жестами, движениями:

  • больного на приеме у врача;

  • пассажира, ждущего автобус на остановке в сильный мороз;

  • ученика-выскочку;

  • Тарзана;

  • персонажей известных сказок.

Желательно, чтобы участники не видели друг друга. Зрители оценивают, у кого получилось убедительнее.


VII. Игры на воздухе

Весной, летом и осенью очень удобно организовывать проведение различных подвижных игр и упражнений на свежем воздухе. Физические упражнения на природе чрезвычайно благоприятны для совершенствования многих движений детей, развития их двигательных качеств. Широкий простор позволяет двигаться активно, свободно, непринужденно, что способствует развитию сноровки, ловкости, выносливости ребенка. На открытых лужайках дети могут двигаться с большой скоростью, не опасаясь ни на что натолкнуться.

Подвижные игры не только развивают силу, ловкость, смекалку, вырабатывают быструю реакцию, но и доставляют детям огромную радость. А подвижные игры на воздухе приносят еще и огромную пользу здоровью. Игр, в которые можно играть на улице, очень много. Одни дают возможность познакомиться со сверстниками и быстрее найти с ними общий язык, другие учат договариваться или мириться, если вдруг возникают конфликты, третьи помогают преодолеть стеснительность. И все они - очень увлекательное занятие и большое удовольствие для ребенка.

Наверное, самая распространенная и самая любимая детская игрушка - мячик. И не случайно именно с мячом придумано столько игр.

Условия проведения игр на открытом воздухе, особенно в холодное время года, резко отличаются от таковых в зале. При проведении игр на открытом воздухе основные метеорологические факторы во все времена года в различных сочетаниях по-разному влияет на тепловое состояние организма. В теплый период года игры можно проводить как в начале прогулки, так и в конце. В холодный период в конце прогулки, с тем чтобы после игр и упражнений разгоряченные дети сразу уходили в помещение.

Примеры игр на воздухе

Мышиная охота

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуется два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мишкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Нели «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег. замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

Темный лабиринт

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Нели кто-то стоит не так. как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

Попрыгунчнки-воробушкн

♦ На земле или на полу чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий — кошка, которая сидит или стоит в середине круга. Остальные играющие — воробьи — становятся вне круга.

♦ По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный воробей остается у кошки в центре круга. Когда кошка поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из числа не пойманных птичек. Игра начинается с начала.

♦ Кошка может ловить только в пределах круга. Поймать воробушка — значит коснуться его рукой.

♦ Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по договоренности).

VIII. Заключение

Игра – чрезвычайно важный предмет исследования многих ученых не только в нашей стране, но и во всем Мире. Игра влияет на многие сферы жизни (как будущее, так и настоящие): развитие памяти, внимания, детская индивидуальность, рефлексия, коммуникативные навыки, уровень самоорганизации.

Следует отметить, что по данной теме можно найти большое количество научной литературы, в которой подробно излагаются практически все возможные вопросы. Вопрос действительно актуален, ведь мы находим источники любой давности. Достаточно обширный материал посвящен и новейшим тенденциям игры.

В работе удалось разобраться с понятием «игра», с вопросом о том, какие бывают игры и как они влияют на психику ребенка.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.














IX. Список используемой литературы:


1) Бондлреико А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.

2) Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет. Днепропетровск 1997г.

3) Максакова А. И.. Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение. 1983

4) Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982

5) Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991

6) Твоя профессия 3’84. Научи их играть М: Знание. 1984

7) Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978.

8) Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моек, ун-та, 1990.

9) Роберт Кайл Детская психология. Тайны психики ребенка. Третье международное издание. С-пб: Прайм-еврознак, Издательский дом Нева, М: Олма-пресс. 2002

10) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/26/sbomik-didakticheskikh-igr-dlya-nachalnoy-shkoly

11) http://festival.lsepteinber.ru/articles/571906/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прудко Кристина Сергеевна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Развитие познавательных процессов учащихся младших классов   на занятиях курса   «Юные умники и умницы» в рамках работы с одаренными детьми. "
    ["seo_title"] => string(155) "razvitiie-poznavatiel-nykh-protsiessov-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-zaniatiiakh-kursa-iunyie-umniki-i-umnitsy-v-ramkakh-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "179662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425048806"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по технологии УМК "Гармония " 1 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-umk-garmoniia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443970944"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Сценарий этапа "Мастер класс"  конкурса "Педагог года" "
    ["seo_title"] => string(56) "stsienarii-etapa-mastier-klass-konkursa-piedaghogh-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "109433"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404529175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства