kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по экологии "Наш дом - природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по экологии "нАШ ДОМ - ПРИРОДА" Подходит для старших и младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по экологии "Наш дом - природа"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЗАПАДНЫЙ МЦ «СЕМЬЯ» ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В Г. ОКТЯБРЬСКИЙ



«Утверждаю»

Заведующий ОСПДП

в г. Октябрьский

________ Ю. С. Зайдуллина

Утверждена на педагогическом совете

протокол №__

от «__» _______20__г.




«НАШ ДОМ - ПРИРОДА»


ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 18 ЛЕТ







Автор-составитель:

Белянская Елена Николаевна,

воспитатель







Октябрьский

2020




Пояснительная записка



Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, — воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег — это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

-в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;

-в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;

-в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

В связи с этим повышаются требования и к работе педагогов, в том числе по ознакомлении детей с природой.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш дом - природа» носит художественно-эстетическую, эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность.

Принципы построения программы:

− Принцип гуманизации исходит из права каждого жителя планеты, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду.

− Принцип дозированности и доступности.

− Принцип единства познания, переживания и действия позволяет обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к окружающей среде и к своему здоровью.

− Принцип междисциплинарности.

− Краеведческий принцип основан на восприятии природы наиболее действенным эмоциональным способом.

− Принцип интеграции - содействует формированию научно-познавательных отношений, становлению ценностно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни.

− Принцип наглядности.

− Принцип природосообразности. Он предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически благоприятной для него среде жизни.

− Принцип сознательности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

− Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

− Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

− Принцип креативности.

Предлагаемая программа отличается новизной.

Программа способствует развитию:

- наблюдательности,

- внимательности,

-бережного отношения к природе родного края, - творческих способностей, - краеведческого кругозора.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа способствует формированию активной жизненной позиции детей, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования, дают, детям богатейший материал, который им пригодится во взрослой жизни.

Кроме плановых уроков в программу включены несколько циклов занятий, которые повторяются в течение всего учебного года. Например, такие циклы занятий как: календарь природы своими руками, приметы и время года и другие.

Экологические занятия по программе отличаются разнообразием, так как включают в себя сочетание нескольких методов проведения уроков.

Цель программы - создание широких возможностей для творческой самореализации личности воспитанников, используя основные положения экологической науки о природе, в том числе изучение растительного и животного мира, природных явлений и влияния человека на окружающую среду.

Задачи программы:

Обучающие:

− дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

− научиться применять на практике полученные знания;

− показать положительное и отрицательное влияния человека на окружающий мир;

Развивающие:

− развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

− развивать творческие способности у детей;

− формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

− повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

− развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

− прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

− воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

− воспитывать потребность в общении с природой;

− способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

− способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.



Сроки реализации программы: программа разработана для воспитанников детского приюта 3 -18 лет.

Программа «Наш дом - природа» реализуется на базе ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» ОСПДП в г. Октябрьский и рассчитана на 1 год.

Формы организации деятельности: по группам.

Режим занятий. Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня).





Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, темы


Количество часов


Формы аттестации/

контроля


Теория

Практика

Всего

Яркая осень

7

6

13

Устный опрос

Беседа

Выставка детских работ

Устный опрос

Наблюдение

1

«Зеленая школа»

Вводное занятие, знакомство, введение в курс обучения.

- рисование «Природа – мой дом»


2

2

4

2

«Цвета в природе»

- познавательное занятие «Цвета радуги»

-игровое занятие «Краски леса»

- изготовление поделок на тему «Яркая осень»

Экскурсии в осенний парк


3

2

5

3


«Осеннее настроение»

-изготовление открыток

2

2

4

Зимушка-зима

4

9

13

Беседа

Самооценка воспитанников своих знании и умений

Дидактическая игра

Выставка детских работ

Конкурс творческих работ

Самооценка воспитанников своих знаний и умений

Наблюдение


1

«Подарок для птиц»

-Презентацию на тему чем можно кормить

зимующих птиц

-Наблюдение за деревьями зимой

-Подготовка корма для птиц и распределение его по кормушкам

Экскурсия «Зимняя сказка»

1





2

3

2

Подвижные экологические игры. Интеллектуальная экологическая игра «Почемучки».

Рисование зимних пейзажей


1

1

2

3

Презентация, игры, загадки, практическая работа на тему «Зимушка – зима»

1

2

3

4

Изготовление елочных украшений своими руками

1

4

5

«Весна – красна»

3

10

13

Самооценка воспитанников своих знаний и умений

Беседа

Устный опрос

Выставка детских работ

Наблюдение

1

«Огород без хлопот» (копка, посадка, выращивание овощей)

1

7

8

2

«Что такое лес?»

Презентация, игры, загадки, практическая работа

1

1

2

3

Календарь природы своими руками.

Экскурсия в парк. Наблюдение за птицами

1

2

3

Итого



39













Календарный учебный график


N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма контроля

1.1

09

3

19.00

беседа

1

Вводное занятие. Инструктаж

ОСПДП в г. Октябрьский

Устный опрос

1.2

09

10

19.00

Практическое занятие

1

Рисование рисунков «Я и природа»

ОСПДП в г. Октябрьский

беседа

1.3

09

17

19.00

беседа

1

Чтение художественной

литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает».


ОСПДП в г. Октябрьский

беседа

1.4

09

24

19.00

Практическое занятие

1

Игра –соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой».

ОСПДП в г. Октябрьский

Устный опрос

1.5

10

1

19.00

беседа

1

Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема

ОСПДП в г. Октябрьский

Беседа

1.6

10

8

19.00

беседа с игровыми элементами

1

Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе;

ОСПДП в г. Октябрьский

Наблюдение

1.7

10

15

19.00

игра

1

Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?»

ОСПДП в г. Октябрьский

Опрос

1.8

10

22

19.00

Коллективное творческое дело

1

Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за природой

ОСПДП в г. Октябрьский

Самооценка воспитанников своих знании и умений

1.9

10

29

19.00

Практическое занятие

1

Упражнение «Изобрази дикое животное».

Дидактическая

Игра «Что за зверь?»

ОСПДП в г. Октябрьский

Самооценка воспитанников своих знаний и умений

1.10

11

5

19.00

Практическое занятие

1

Поделка из овощей и фруктов «Наша осень золотая, урожайная».

ОСПДП в г. Октябрьский

Беседа

1.11

11

12

19.00

Игра

1

Чтение пословиц,

поговорок и примет.

Игра «Найди такой

же листочек».

ОСПДП в г. Октябрьский

Конкурс творческих работ

1.12

11

19

19.00

Творческие конкурсы

1

Изготовление поделки из сухих листьев «Осенняя композиция»

ОСПДП в г. Октябрьский

Конкурс творческих работ

1.13

11

26

19.00

Практическое занятие

1

Изготовление открыток «Золотая осень»

ОСПДП в г. Октябрьский

Наблюдение

2.1

12

3

19.00

Беседа

1

Беседа «Что нам

нравится зимой»

ОСПДП в г. Октябрьский

Деловая игра

2.2

12

10

19.00

Коллективное творчество

1

Подготовка корма в кормушки для птиц

ОСПДП в г. Октябрьский

Наблюдение

2.3

12

17

19.00

Практическое занятие

1

Подготовка к празднованию Нового года

Поделка «Елочная игрушка. Новогодние шары»

ОСПДП в г. Октябрьский

Самооценка воспитанников своих знаний и умений

2.4

12

24

19.00

Коллективное творческое дело

1

Поделка «Елочка из шишек»

ОСПДП в г. Октябрьский

Устный опрос

2.5

12

31

19.00

Игра

1

Дидактическая игра «Чей след?». Наблюдения за растениями зимой.

ОСПДП в г. Октябрьский

Наблюдение

2.6

01

7

19.00

Экскурсия

1

Экскурсия «Зимняя сказка»

ОСПДП в г. Октябрьский

Самооценка воспитанников своих знаний и умений

2.7

01

14

19.00

Экскурсия

1

Экскурсия в городской краеведческий музей им. А.П. Шокурова

Изучение «Красной книги»

ОСПДП в г. Октябрьский

Самооценка воспитанников своих знаний и умений

2.8

01

21

19.00

Практическое занятие

1

Путешествие по

временам года.

Дидактическая

игра «Какое время года?»


ОСПДП в г. Октябрьский

Беседа

2.9

01

28

19.00

Практическое занятие

1

Отгадывание загадок про

домашних животных.

Игра «Кого не стало».

ОСПДП в г. Октябрьский

Устный опрос

2.10

02

4

19.00

Творческие конкурсы

1

Рисование «Зимний пейзаж»

ОСПДП в г. Октябрьский

Выставка детских работ

2.11

02

11

19.00

Практическое занятие

1

Посадка семян (перец, лук).


ОСПДП в г. Октябрьский

Наблюдение

2.12

02

18

19.00

Коллективное творческое дело

1

Рисование «Белоснежная зима»

ОСПДП в г. Октябрьский

Устный опрос

2.13

02

25

19.00

Коллективное творческое дело

1

Выставка рисунков «Зимушка – зима»

ОСПДП в г. Октябрьский

Выставка детских работ

3.1

03

3

19.00

Творческое дело

1

Рисование «Весне дорогу!»

ОСПДП в г. Октябрьский

Наблюдение

3.2

03

10

19.00

Экскурсия

1

Экскурсия в парк. Наблюдение за птицами

ОСПДП в г. Октябрьский

Самооценка воспитанников своих знаний и умений

3.3

03

17

19.00

Практическое занятие

1

«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями

ОСПДП в г. Октябрьский

Наблюдение

3.4

03

24

19.00

Беседа

1

Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных)

ОСПДП в г. Октябрьский

Беседа

3.5

03

31

19.00

Практическое занятие


1

Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?»

ОСПДП в г. Октябрьский

Беседа

3.6

04

7

19.00

Практическое занятие


1

Викторина «В гостях у

зелёного друга»

ОСПДП в г. Октябрьский

Устный опрос

3.7

04

14

19.00

Беседа

1

Составление рассказов о весне по опорным картинкам

ОСПДП в г. Октябрьский

Устный опрос

3.8

04

21

19.00

Практическое занятие

1

Подготовка почвы к посадке овощей

ОСПДП в г. Октябрьский

Самооценка воспитанников своих знаний и умений

3.9

04

28

19.00

Практическое занятие

1

Посадка овощей на огороде

ОСПДП в г. Октябрьский

Наблюдение

3.10

05

5

19.00

Практическое занятие

1

Рисование «Цветущий сад»

ОСПДП в г. Октябрьский

Беседа

3.11

05

12

19.00

Занятие - путешествие

1

Тематическая беседа «Птицы - помощники на огороде»

ОСПДП в г. Октябрьский

Самооценка воспитанников своих знаний и умений

3.12

05

19

19.00

Практическое занятие

1

Высадка рассады на участке. Составление графика полива.

ОСПДП в г. Октябрьский

Наблюдение

3.13

05

26

19.00

Практическое занятие

1

Составление весеннего календаря «Календарь погоды»

ОСПДП в г. Октябрьский

Конкурс творческих работ




Содержание программы

Содержание программы разделено на тематические разделы, отражающие характерную направленность программы (осень, зима, весна)

При разработке образовательной программы учитывались общие тенденции

развития образования: экологизация образования, направленность на сбережение и

укрепление здоровья детей, интеграция образования в общество, непрерывность и

преемственность ступеней и уровней образования, информатизация образования.

Содержание экологического образования воспитанников построено на

комплексно-тематическом принципе, который предъявляет высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции.

Модель педагогического процесса представляет собой тематические блоки, где на

каждом новом витке происходит закрепление прошлого опыта и формирование

новообразований, что позволяет:

• видеть разные аспекты явлений (социальные, нравственно-этические,

художественно-эстетические, экологические и др.);

• объединять различные виды деятельности детей на основе единого

содержательного поля;

• четко выделять этапы познания родного города и его природного окружения;

• определять тематические блоки работы воспитателя с детьми.

Каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная,

совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной

связи с остальными блоками, делая программу более многогранной и автоматически

предупреждая возможные недоработки по тем или иным направлениям.

В ходе реализации программы воспитанники овладевают определенным

набором знаний, умений и навыков. Которые помогают им узнать проблемы

экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием

животного и растительного мира планеты, причинам нарушений экологического

равновесия.

В практической части программы дети знакомятся с теми видами

деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой

посильный вклад в сохранение природы.

2.1. Методы реализации образовательной деятельности

Для повышения уровня экологической воспитанности детей, развитию

экологической направленности их личности педагоги используют следующие

методы экологического воспитания:

-метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых

существ. Он направлен на формирование у детей практических навыков и умений;

-метод наблюдения помогает сформировать представление о животных и

растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в

природе;

-метод отраженной природы занимает значительное место в системе

экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изо

продукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами,

предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют

уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при

непосредственном контакте с природой;

-словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный из «метода

отраженной природы» в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в

той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность.

2.2. Формы и технологии реализации образовательной деятельности

С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня

заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала

предусматриваются такие формы организации образовательной работы, как:

• экологические поисково-познавательные занятия

• интегрированные занятия

• наблюдения в природе, экологические экскурсии

• викторины, конкурсы, загадки

• игры

• продуктивная и творческая деятельность

• экологические сказки

• познавательное чтение

• демонстрация учебных фильмов

• прослушивание музыкальных аудио записей

Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной

связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое

должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо

овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции

должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять

эти трудовые операции. Специфическими чертами методики экологического

воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребенка с

объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение и

практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе

обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки,

картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и

дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного

контакта с объектами природы.

В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты

детей с окружающей природной средой, практическую деятельность и творческую работу.

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

- многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой

обитания;

- явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной);

- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и

нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение

окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.


Ожидаемые результаты

− Воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды у детей.

− Осознание воспитанниками важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.

− Повышение общей экологической культуры детей.

− Улучшение экологической ситуации на участке.

− Оформлять результаты наблюдений в виде рисунков, описаний и выводов;

− Заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;

− Улучшение отношений среди ребят, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;

− Овладение детьми методиками наблюдений (создание и ведение календаря природы, отмечание примет времени года, явлений природы и т.д.)

− Посадка цветов и уход за ними,

− Участие детей в экологических играх.

− Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения природной тематики.

− Проведение среди детей выставок изобразительного, декоративно-прикладного творчества природной тематики.

− Знание животного и растительного мира родного края.

− Умение мастерить кормушки и правильно кормить зимующих птиц.



Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Психолого-педагогические условия.

2.Методическое обеспечение программы.

3.Материально-техническое обеспечение.

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

1. Выявление индивидуальности ребенка и ее реализации через творчество по средствам взаимодействия с природой.

2. Создание творческой, художественной атмосферы на занятиях.

3. Реализация творческих способностей ребенка по средствам участия в играх, викторинах, выставках, конкурсах экологической направленности.

4. Использование специализированной литературы в обучении.

5. Постоянное отслеживание результатов и подведения итогов проведенных занятий.

6. Создание ситуации успеха.

Материально-техническое обеспечение.

1. Оптимальные условия в помещении, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

2. Материалы для работы и творчества детей: альбомы для рисования, бумага формата А4, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, линейки, пластилин и другие канцелярские принадлежности.

3. Мультимедийный центр, экран для просмотра презентаций, магнитная доска, магниты, компьютер, принтер, ксерокс.

4. Призы для награждения победителей.

Список литературы

  1. М. В. Лучич. «Детям о природе» Изд-во «Просвещение», М., 2005 г.

  1. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 2004.

  1. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шубкина Л. С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 2011.

  1. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 2006.

  1. Моисеева Л. В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя. – Екатеринбург, 2004.

  1. Белавина И. Г., Найденская Н. Г. Планета - наш дом./ Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Издательство

«Лайда». Москва. 2006.

  1. Белавина И. Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 2012.

  1. Л. П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 2006.

  1. Плешаков А. А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А. Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2008

  1. Баклицкая Е. Р. Умения и навыки исследовательского изыскания: «Завуч», № 2,

2001.

  1. Савенков А. И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. Ж. «Практика административной работы в школе» № 1, 2004

  1. Сырцева Т. Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Ж. «Дополнительное образование» № 2, 2004, с. 12-18.

  1. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007

  1. Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по экологии "Наш дом - природа"

Автор: Ворсина Александра Ивановна

Дата: 15.08.2022

Номер свидетельства: 611759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конкурсная программа "Берегите нашу планету" "
    ["seo_title"] => string(50) "konkursnaia-proghramma-bierieghitie-nashu-planietu"
    ["file_id"] => string(6) "106794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403087802"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Будь другом природы»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiektnoddliadietieistarshieghodoshkolnoghovozrastabuddrughomprirody"
    ["file_id"] => string(6) "317205"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460302367"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Будь другом природы»"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiektnoddliadietieistarshieghodoshkolnoghovozrastabuddrughomprirody1"
    ["file_id"] => string(6) "317206"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460302374"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Что будет, если мы не будем беречь природу?"
    ["seo_title"] => string(41) "chtobudietieslimyniebudiembieriechprirodu"
    ["file_id"] => string(6) "321403"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461266066"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Что будет, если мы не будем беречь природу?"
    ["seo_title"] => string(42) "chtobudietieslimyniebudiembieriechprirodu1"
    ["file_id"] => string(6) "321404"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461266073"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства