Просмотр содержимого документа
«Программа по дисциплине "Бережливое производство"»
МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия
Рузаевское отделение
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Мордовия
«Саранский политехнический техникум»
Утверждаю
Директор техникума
_________________/_И.Д. Ирлянов/
« » августа 2019 г.
Номер регистрации __________________
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Бережливое производство
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
Организация - разработчик: Рузаевское отделение Государственногобюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Саранский политехнический техникум»
Автор: преподаватель Л.М.Маркелова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. Контроль и оценка результатов усвоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Бережливое производство
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения».
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;
--организации основного и - вспомогательного оборудования;
- принимать и реализовывать управленческие решения;
- мотивировать работников на решение производственных задач;
-использовать подходы, методы Бережливого производства при планировании работы подразделения предприятия по развитию производства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-принципы делового общения в коллективе.
- принципы организации производственной системы,
-виды потерь, возникновение концепции Бережливого производства
-показатели и методы Бережливого производства (организация рабочего места 5S, визуализация менеджмента, быстрые переналадки, защита от непреднамеренных ошибок, система Канбан, всеобщее обслуживание оборудования TPM) .
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
37
в том числе:
практические занятия
6
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
19
Итоговая аттестация в форме:
2 семестр-зачет
2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины Бережливое производство
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала,
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание
2
1-2
1.
Философия «Бережливого производства». Понятие «ценность». Понятие «потери». Виды потерь. Обзор инструментов «Бережливого производства»: Визуализация. Вовлечение. Система «5С». Система «ТРМ». Система «SMED». Автономизация. Карта потока создания ценности. Система «Точно вовремя». Выравнивание. Синхронизация. Канбан. Многостаночное обслуживание. Расположение оборудования в техпроцессе.
Тема 1.
Система 5S
Содержание
8
2-3
1.
Введение в систему «5С». Этапы системы «5С». Сортировка. Рациональное расположение предметов. Содержание в чистоте. Стандартизация. Совершенствование. Преимущества внедрения системы «5С» для предприятия. Техника применения системы «5С» на рабочих местах.
2
Деловая игра «Стандартизация рабочего места»
Тема2 Система «Точно вовремя»
Содержание
4
1-2
1.
Основные звенья системы. Выбор процесса. Виды операций. Усовершенствование производства. Определение времени цикла, времени потерь, эффективного времени. Выделение потерь. Выравнивание. Синхронизация. Многостаночное обслуживание. Стандартизированная работа.. Разработка мероприятий по устранению потерь. Составление графика реализации мероприятий по устранению потерь. Методы системы
Тема 3.
Система Канбан
Содержание
4
1-2
1.
Канбан – механизм управления производством. Функции системы, виды канбанов. Правила системы, роль выравнивания. . Сущность системы, функции системы, планирование, циркуляция канбанов. Виды канбанов.
Практические занятия
2
1.
Применение системы Канбан
Тема 4.
Система обслуживания оборудования TPM
Содержание
4
1-2
1.
Определение общей эффективности оборудования (OEE). Семь шагов автономного технического обслуживания оборудования. Стандартизация действий по уходу за оборудованием. Управление техническим обслуживанием. Определение общей эффективности оборудования. Потери, связанные с особенностями функционирования оборудования. Улучшения общей эффективности оборудования.
Тема 5.
Ускоренная переналадка оборудования SMED
Содержание
4
1-2
1.
История возникновения системы "SMED". Сущность системы "SMED". Рационализация переналадки: основные этапы. Внутренние и внешние действия по переналадке. Внедрение параллельных операций. Преобразование внутренних действий во внешние. Использование функциональных зажимов. Экономия времени при применении "SMED". Техника применения системы "SMED".
Практические занятия
2
Техника применения системы "SMED".
Тема 6.
Управление незавершенным производством
Содержание
4
1-3
1.
Методика расчета эффективности мероприятий. Сокращение остатков незавершённого производства. Методики расчета незавершенного производства.
Тема 7
TQM и всеобщее управление качеством
Содержание
3
1-2
1.
Реализация проектов по внедрению систем и инструментов бережливого производства. Система TQM («Всеобщее управление качеством. 14 универсальных принципов Деминга. 5 смертельных болезней бережливого производства.
. Аспекты TQM:
• роль руководства,
• ориентация на клиента,
• стратегическое планирование
• вовлечение всех сотрудников,
• подготовка персонала
• системы материального и морального поощрения,
• разработка продукции и услуг,
• управление процессом,
• качество поставщиков,
• системный подход к управлению,
• постоянное улучшение.
Примерная тематика для самостоятельной работы обучающихся при изучении МДК.02.03
Выбор стартовой точки для совершенствования потока,
Разбиение работ по созданию будущего состояния на управляемые этапы
Улучшения внутри отдельной области потока создания ценности
План совершенствования потока создания ценности »,
«Пилотное» или повсеместное внедрение системы Канбан»,
19
Всего
602
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
учебная и справочная литература,
нормативно-техническая документация,
модели и макеты оборудования,
вычислительная техника и программное обеспечение,
аудио- и видеозаписи,
видеофильмы,
комплекты слайдов.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
5S для рабочих: Как улучшить свое рабочее место. Пер. с англ.-М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2009.- 168 с.
«Точно вовремя» для рабочих. Пер. с англ.-М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2009.- 112 с.
Канбан для рабочих. Пер. с англ.-М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2009.- 136 с.
Общая эффективность оборудования. Пер. с англ.-М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2009.- 90 с.
Быстрая переналадка для рабочих. Пер. с англ.-М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2009.- 112 с.
1.Масааки Имаи Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. Изд - во: Альпина Бизнес Букс, 2007 г
2.Сигео Синго. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства. Изд - во: Институт комплексных стратегических исследований, 2006 г.
3.Джон Бишено. Новый инструментарий бережливого производства для создания быстрого и гибкого потока. Изд - во: Свет, 2007 г.
4.Джеффри К. Лайкер. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. Изд - во: Альпина Бизнес Букс, 2007 г.
5.Джеффри Лайкер и Дэвид Майер. Практика дао Toyota. Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota. Изд - во: Альпина Бизнес Букс, 2007 г.
6.Лайкер Джеффри, Майер Дэвид. Талантливые сотрудники: Воспитание и обучение людей в духе Дао Toyota. Изд - во: Альпина Бизнес Букс, 2008г.
7.Масааки Имаи. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. Изд - во: Альпина Бизнес Букс, 2007 г.
8.Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс. Бережливое обеспечение. Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения. Изд - во: Альпина Бизнес Букс, 2006 г.
Интернет-ресурсы
articles/159087-berejlivoe-proizvodstvo
Бережливое производство – это система управления предприятием, которая помогает избавиться от потерь и повысить эффективность бизнеса
berezhlivoe-proizvodstvo…
Бережливое производство – это: НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ: 5S Канбан TPM … ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ СРЕДА Мотивированный персонал Система мотивации Принципы планирования Управление изменениями Ответственность и полномочия Корпоративная культура
upload/categories/129…prezentaciya.pdf
Обучение инструментам бережливого производства. (базовая программа). ... • Внедрение инструментов бережливого производства в компании (выполняется ... Понравилась понятная презентация. Интересный вариант оценки аудита. Получил более полное понимание о ТРМ,
docs/prezentacii/rams/9.pdf
Бережливое производство – это концепция, содействующая организации в повышении ее конкурентоспособности и эффективности бизнеса, включающая комплекс методов и инструментов по всем направлениям деятельности
tpl/docs/pdf/bp method.pdf
Суть бережливого производства. Бережливое производство является комплексным подходом, включающим оптими-зацию процессов, обеспечение управленческой инфраструктуры и изменение образа мыш-ления и поведения сотрудников
instrumenty-berezhlivogo-proizvodstva
доклад-презентация на тему Инструменты бережливого производства.
slide/41320
9 Инструменты бережливого производства Система TPM (Total Productive Maintenance) Всеобщий уход за оборудованием. ... 38 спасибо за внимание! Скачать бесплатно презентацию на тему "БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВ
4. Контроль и оценка результатов усвоения дисциплины
Формы и методы контроля и оценки результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знать цели изучения исциплины;
Практическая проверка.
Текущая оценка.
Знать термины и определения применительно к данной дисциплине
Текущая оценка.
Знать систему 5S. Преимущества ее внедрения.
Текущая оценка
Знать систему Точно вовремя. Основные звеньяи методы системы.
Текущая оценка
Знать систему Канбан. Функции и правила канбанов. Планирование в данной системе
Текущая оценка
Уметь определять общую эффективность оборудования, потери, связанные с особенностями функционирования оборудования. Совершенствовать функционирование оборудования
Текущая оценка
Уметь применять ускоренную переналадку оборудования
Текущая оценка
Уметь планировать рабочие места согласно системе 5S
Практическая проверка. Зачёт.
Уметь разрабатывать карточки-канбаны
Практическая проверка. Зачёт.
Уметь внутренние действия по переналадке оборудования переводить во внешние
Практическая проверка. Зачёт.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения учебной дисциплины.