"Проектная деятельность на занятиях в системе дополнительного образования как средство развития творческого потенциала учащихся"
"Проектная деятельность на занятиях в системе дополнительного образования как средство развития творческого потенциала учащихся"
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Они помогают развивать и совершенствовать способности в разных видах творческой деятельности. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность на занятиях в системе дополнительного образования как средство развития творческого потенциала учащихся"»
Проектная деятельность на занятиях в системе дополнительного образования как средство развития творческого потенциала учащихся
Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления ребенка с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью - главные проблемы современного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Они помогают развивать и совершенствовать способности в разных видах творческой деятельности. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.
При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптурах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы. Так, на занятиях в студии дети знакомятся с флорой и фауной, окружающей действительностью, народной культурой и др. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей.
Необходимо помнить, что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к творчеству у детей, необходимо использовать разнообразные техники, в том числе нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное творчество доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Для развития интереса к творчеству разработан и реализован проект «Нетрадиционное творческое обучение детей в условиях дополнительного образования».
Цель:
Развитие у детей художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники и способы работы.
Задачи:
1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
2. Разработка и внедрение программы в практику работы студии для развития художественно-творческих способностей у обучающихся;
3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
4. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
5. Развитие у обучающихся творческих способностей, через нетрадиционные техники и способы творчества;
6. Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении по развитию детского творчества.
Сроки реализации: 1 год
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение нормативной базы;
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями:
1 этап:
1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
2. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
3. Изучение творческого потенциала обучающихся, анкетирование родителей
4. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
• Разработка тематического планирования;
• Разработка плана совместных мероприятий в рамках проекта;
• Разработка мониторинга творческих достижений обучающихся;
• Создание методической копилки;
5. Организация работы по реализации проекта
2 этап:
1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков
2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей
3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества с экспозицией «В мире творчества и фантазии».
Реализация Проекта
1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
1. Реализация Проекта через реализацию изобразительной деятельности и художественного труда.
1 этап - На занятиях дети знакомятся с техникой монотипии, сухого тычка, тиснения, тычкования, оттиска печатками, рисования пальчиками, рисования ладошкой, черно - белого граттажа.
Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в творчестве различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон,
2 этап – Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.
Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
3 этап – Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
2) Реализация проекта
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения.
На занятиях по ИЗО познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, методом тычкования, монотипии, клеевые картинки, ожившие предметы, рисование музыки, рисование манкой, рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, манку, клей ПВА, поролон.
2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.
- Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.
- Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Основные формы работы с детьми: совместная ; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыкальный фон, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставок.
Принципы реализации проекта: Учет ведущей деятельности обучающихся; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции занятий; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.
Работа с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, совместные занятия, мероприятия, мастер-классы, акции, выставки, конкурсы и др.
Совместная деятельность с детьми: мероприятия, целевые прогулки, экскурсии, мастер-классы, творческие мастерские, конкурсы, выставки и др.