kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемное обучение в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащегося с усвоением ими готовых выводов науки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение в начальной школе»

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащегося с усвоением ими готовых выводов науки.

Технология проблемного обучения развивает многие стороны учащегося, делает из него активного, заинтересованного и замотивированного ученика, коммуникативного человека, умеющего высказать свое мнение, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных процессов

Потенциал технологий проблемного обучения обеспечивает следующее:

  • побуждает к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску;

  • стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества;

  • развивает интуицию и мышление;

  • учит искусству решения теоретических и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач;

  • обеспечивает развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений – обобщения, систематизации, анализа, синтеза, дедукции и индукции;

  • вызывает познавательный интерес к содержанию и методам учебного предмета;

  • приобщает к пониманию и поиску нового научного знания и способам получения;

  • создает условия для творческой самореализации в учебном процессе

При регулярном использовании проблемного обучения, ребенок не только овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и более глубокими теоретическими и практическими научными знаниями, позволяющими расширить его кругозор.

Активная деятельность человека, направленная на разрешение возникших противоречий, является основанием для его развития. Вся жизнь человека – это тернистый путь разрешения различных проблем. Исходя из этого, способность учащихся разрешать проблемы может и должно становиться важным звеном образовательного процесса.

Чтобы достичь высокого результата в обучении, проблемный урок может быть построен следующим образом:

1. Организация проблемной ситуации. У ученика необходимо вызвать интерес к проблеме, желание её решить.

2. ​Обсуждение проблемы совместно с учителем – выделение определенных сторон проблемы, её частных проявлений.

3. ​ Определение формы решения проблемы. Организация работы в группах. Учитель оказывает поддержку группам в ходе их работы.

4. Подведение итогов работы

В основе уроков в режиме технологии проблемного обучения лежат главные признаки:

  • создание проблемных ситуаций;

  • обучение учащихся в процессе решения проблем;

  • сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические.

В начальной школе чаще создаются и решаются педагогические проблемные ситуации, поэтому рассмотрим их поподробнее.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания

Она создается с целью мотивации учащегося на будущий объект познания, на активизацию познавательной деятельности.

Проблемные ситуации используются на различных этапах процесса обучения: при объяснении информации или новых знаний, при закреплении знаний, при контроле.

Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций, возникающие при:

  • столкновении обучаемых с жизненными явлениями, факторами, требующими теоретического объяснения;

  • организации практической работы обучаемых;

  • побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;

  • формулировании гипотез;

  • побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

  • побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;

  • исследовательских заданиях

При создании проблемных ситуаций используются следующие приемы:

    • подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

    • изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

    • предложить классу рассмотреть вопрос с различных позиций;

    • побудить обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

    • ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию и т.д.);

    • определить проблемные теоретические и практические задания;

    • определить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками и т.д.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемное обучение в начальной школе

Автор: Беликова Дарья Сергеевна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(63) "sozdaniie-probliemnoi-situatsii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "277722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452959558"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Проблемное обучение в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(45) "probliemnoie-obuchieniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "224143"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438521751"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-uud-v-nachal-noi-shkolie-v-kontiekstie-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246957"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446479273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства