Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащегося с усвоением ими готовых выводов науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение в начальной школе»
Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащегося с усвоением ими готовых выводов науки.
Технология проблемного обучения развивает многие стороны учащегося, делает из него активного, заинтересованного и замотивированного ученика, коммуникативного человека, умеющего высказать свое мнение, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных процессов
Потенциал технологий проблемного обучения обеспечивает следующее:
побуждает к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску;
стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества;
развивает интуицию и мышление;
учит искусству решения теоретических и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач;
обеспечивает развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений – обобщения, систематизации, анализа, синтеза, дедукции и индукции;
вызывает познавательный интерес к содержанию и методам учебного предмета;
приобщает к пониманию и поиску нового научного знания и способам получения;
создает условия для творческой самореализации в учебном процессе
При регулярном использовании проблемного обучения, ребенок не только овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и более глубокими теоретическими и практическими научными знаниями, позволяющими расширить его кругозор.
Активная деятельность человека, направленная на разрешение возникших противоречий, является основанием для его развития. Вся жизнь человека – это тернистый путь разрешения различных проблем. Исходя из этого, способность учащихся разрешать проблемы может и должно становиться важным звеном образовательного процесса.
Чтобы достичь высокого результата в обучении, проблемный урок может быть построен следующим образом:
1. Организация проблемной ситуации. У ученика необходимо вызвать интерес к проблеме, желание её решить.
2. Обсуждение проблемы совместно с учителем – выделение определенных сторон проблемы, её частных проявлений.
3. Определение формы решения проблемы. Организация работы в группах. Учитель оказывает поддержку группам в ходе их работы.
4. Подведение итогов работы
В основе уроков в режиме технологии проблемного обучения лежат главные признаки:
создание проблемных ситуаций;
обучение учащихся в процессе решения проблем;
сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические.
В начальной школе чаще создаются и решаются педагогические проблемные ситуации, поэтому рассмотрим их поподробнее.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания
Она создается с целью мотивации учащегося на будущий объект познания, на активизацию познавательной деятельности.
Проблемные ситуации используются на различных этапах процесса обучения: при объяснении информации или новых знаний, при закреплении знаний, при контроле.
Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций, возникающие при:
столкновении обучаемых с жизненными явлениями, факторами, требующими теоретического объяснения;
организации практической работы обучаемых;
побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;
формулировании гипотез;
побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;
исследовательских заданиях
При создании проблемных ситуаций используются следующие приемы:
подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предложить классу рассмотреть вопрос с различных позиций;
побудить обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию и т.д.);
определить проблемные теоретические и практические задания;
определить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками и т.д.)