Средства обучения: презентация, тетрадь на печатной основе А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир», кроссворд, пазлы (гербы), индивидуальные карточки.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. | Подготовка класса к работе. Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. | Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика. Регулятивные: развитие самостоятельности |
2. Актуализация опорных знаний 1. Подготовленные ученики рассказывают сообщения 2. Викторина | Актуализирует знания учащихся по изучаемой теме. Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. - Вы дома готовили небольшие сообщения о тех городах Золотого кольца России, с которыми познакомились на прошлом уроке. Даю вам слово. Кто хочет первым поделиться найденным материалом с ребятами? - Молодцы, у вас получились хорошие сообщения. Вспомни 1.Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. (Сергиев Посад) 2. Этот город, как и Москва, основан Юрием Долгоруким. (Переславль Залесский) 3.Этот город назван так потому, что река, на берегу которой он стоит в этом месте «изгибается», течёт «углом». (Углич) 4. Этот город славится своей финифтью. (Ростов) | Рассказывают о достопримечательностях городов Золотого Кольца (краткие сообщения: Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов, Углич). | Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие личной ответственности за свои поступки. Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Регулятивные: регулировать собственную деятельность. |
3. Самоопределение к деятельности | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Обеспечивает мотивацию учения. Подготовленный ученик: Катись, катись, колечко, По краешку Земли, От Северного моря И голубой тайги, По рощам и долинам До волжских берегов, Где древняя Россия В названьях городов. О чем мы продолжим сегодня наш разговор? Правильно, мы продолжаем путешествие по Золотому кольцу. (Слайд 6) | Варианты ответов детей. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: формулирование познавательной цели. Коммуникативные: активное использование речевых средств. |
4. Постановка целей урока | Что вы уже знаете о Золотом кольце? Что еще хотите узнать? -Какова цель нашего урока? - Какие задачи нам необходимо выполнить, чтобы достигнуть поставленной цели?
Учитель корректирует ответы, представляет тему, цель и задачи урока на доске | Работают над постановкой цели и задач урока, формулируют (уточняют) тему урока. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: формулирование познавательной цели. |
5. Открытие нового знания | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися. Ярославль. Как вы думаете, почему этот город получил такое название? Ответы учеников…. Проверим ваши предположения. Чтение текста учебника на с. 90. Работа с детьми. По преданию сам князь, зарубив в лесном овраге боевым топором медведя, которому поклонялось местное языческое население, поставил на этом месте, у впадения р. Которосли в Волгу, первый деревянный город, а медведь с секирой стал позднее гербом города. Кострома подготовленный ученик рассказывает доклад. Плес был основан в 1410 году князем Василием I-м как военное укрепление на Волге, охранявшее подступы к Москве и приволжским городам. Плес удачно стратегически расположен. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. В 18в. Плес развивается как торговый центр, поставщик льна и полотна. Появляются первые каменные строения. В конце 19в. Плес становится модным дачным местом. Сюда приезжала из Москвы и Петербурга на отдых русская интеллигенция. Исаак Левитан несколько лет подряд приезжал в Плес и написал здесь картины, которые украшают музеи нашей страны. В 1972г. В городе был открыт музей И.И. Левитана. В окрестностях Плеса располагается дача великого певца Ф. Шаляпина. Плес- уникальное место на волжском берегу. Это город музей, город-заповедник, город-курорт. Вопрос классу: Почему Василий I выбрал именно это место для основания города? Чем город привлекал художников? Работа с текстом (чтение вслух) с. 93-95. Иваново – чем знаменит этот город? В Иваново даже есть музей ситца, в котором представлено собрание тканей, комплектование которого было начато в конце XIX в. Суздаль - Наше путешествие по Золотому кольцу закончилось, мы возвращаемся в Москву. | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Просмотр презентации. Беседа с учителем. Варианты ответов детей. | Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование установки бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Познавательные: понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни; готовность слушать. Регулятивные: прогнозирование. |
6. Физминутка | Физминутка для глаз. | | Личностные: формирование установки на безопасный здоровый образ жизни. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. |
7. Включение НОВОГО в систему знаний | Игра «Найди пару». Город Достопримечательности Герб Владимир - Золотые ворота Плёс - Дом-музей И.И. Левитана Углич - Завод по производству часов «Чайка» Ярославль - Памятник Ярославу Мудрому Суздаль - Музей дерев. зодчества Кострома - Торговые ряды в виде веера Переславль-Залеский – Горицкий Успенский монастырь Сергиев Посад - Троице-Сергиева Лавра Иваново – музей ситца Ростов - Финифть САМОПРОВЕРКА (зеленый, желтый, красный) Отгадайте кроссворд (начерчен на доске): 1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс) 2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль) 3. В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир) 4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич) 5. Главный, важный монастырь. (Лавра) 6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть) 7. Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великим. (Ростов) | | Личностные: формирование гражданской идентичности, эстетических потребностей, ценностей и чувств; уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки. Регулятивные: развитие самостоятельности; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, а что ещё предстоит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Познавательные: овладение логическими действиями, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Коммуникативные: освоение правил и норм взаимодействия со сверстниками в малой группе. |
8. Подведение итогов урока | Итак, ребята, вам понравилось путешествовать по городам Золотого кольца? Если да, то поднимите карточку с изображением солнышка, если нет – то с изображением тучки. Какую цель мы ставили в начале? Удалось ли нам ее достигнуть? Почему же кольцо? И почему Золотое? Что бы вы еще хотели узнать о городах Золотого кольца? Где вы можете найти дополнительную информацию? В каком из этих городов вы хотели бы побывать на каникулах? | Варианты ответов детей | Коммуникативные: рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. |
9. Рефлексия | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране и краю, в котором проживает; адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
10. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. - Вы все сегодня славно поработали. - Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок: 1. Выполнить задание в рабочей тетради 2. Используя дополнительную литературу найти материал о достопримечательностях любого города Золотого кольца, о которых не упоминалось на уроке. 3. С помощью фотографий в учебнике попробовать вылепить из пластилина макет любой достопримечательности Золотого кольца. | Обсуждают выставление оценок. Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика. |