Методическая разработка мастер-класса «пайка схемы мультивибратора»
Основная дидактическая цель: овладеть новым методом пайки на универсальной печатной плате.
Развивающая цель: Развитие познавательного интереса, мышления и творческих способностей обучающихся.
Воспитательная цель: Воспитание нравственных и трудовых качеств личности.
Тип занятия:
Вид занятия:
Занятие – практикум
Форма организации мастер-класс: групповая
Элементы педагогических технологий : эвристическая беседа, проблемное обучение, интерактивное обучение.
Метод учебной работы: продуктивный.
Метод обучения: вербальный, наглядный, практический.
Материально-техническое оснащение занятия:
Тестеры типа: Ц4353, Ц4315, Ц4354, Ц4342;
Мультиметр типа: М832;
Элемент питания 1,5 В;
Постоянные резисторы с сопротивлением 1.62к (2экз.) и 10к (2экз.);
Светодиоды типа АЛ307 (2экз.);
Транзисторы типа МП25 (26, 42);
Конденсаторы типа К 50 на 100мкф 16В;
Электропаяльники, припой, канифоль, печатная плата;
Инструменты: пинцет, пассатижи, бокорез;
Осциллограф – мультиметр;
Самодельный фарадметр;
Дидактический материал:
инструкционная карта, электрическая схема; компьютерные презентации: «Мультивибратор», «Диод», «Практические работы с тестером», «Пайка схемы». Учебники, справочники по полупроводниковым приборам.
Технические средства обучения:
Персональный компьютер;
Мультимедийный проектор;
Самодельные приборы, регуляторы, пробники, экзаменаторы и т.д.
Межпредметная связь:
Физика;
Профессиональный модуль ПМ 02.
Ход урока
1. Организационная часть.
Подготовить на каждом рабочем месте инструменты, печатные плата, инструкции, детали схемы.
Проверка наличия обучающихся и состояния спецодежды.
Включить песню о рабочем человеке.
Обучающиеся по очереди произносят крылатые выражения:
«По выучке мастера знать»;
«Ремеслу везде почет, мастерство везде в почете»;
«Всякая работа мастера хвалит, всякое дело за себя постоит»;
«Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться»;
«Только опыт создает настоящего мастера»;
«Дело мастера учит, навык мастера создает»;
«Дело мастера боится»;
«Только ловкий и умелый, кто на выдумки силен, трудное осилит дело и задаст работе тон»;
«Достигни успеха в том, что ты любишь»
Заканчивается песня со словами: нет на свете выше звания, чем рабочий человек!
преподаватель повторяет эти слова и продолжает:
«с помощью таких пословиц, крылатых выражений люди воспевали умельцев, мастеров своего дела.
Умельцы, мастеровые люди всегда были на Руси, кто-то подковал блоху (обращаясь к обучающимся, задать вопрос-кто?), кто-то изобрел первый измерительный прибор - (кто?)
Умельцы есть и среди наших обучающихся, вот результаты их творческой деятельности - демонстрировать обучающимся модели, экспонаты, мнемосхемы.
Преподаватель продолжает: вы на пути к совершенству, мастерству и сегодня ваша цель: овладеть методом пайки на универсальной печатной плате. Сегодня вы все свои знания, умения должны воплотить в конструирование этого устройства которое называется мультивибратором.
Преподаватель демонстрирует мультивибратор в работе.
На экране демонстрируется презентация выполнения пайки схемы, так же демонстрируются презентации: «Мультивибратор», «Диод», «Практические работы с тестером».
Инструктирование обучающихся по технике безопасности, электробезопасности.
Объяснение, показ рабочих приемов по выполнению пайки схемы.
Текущий инструктаж
Обход рабочих мест с целью проверки :
правильного выполнения приемов пайки: подготовка выводов деталей, соблюдение температурного режима паяльника, время контакта жала паяльника с выводами деталей и контактными площадками печатной платы;
умения читать электрическую схему: знание условных графических и буквенных обозначений деталей схемы, принципа работы схемы (повторить демонстрацию презентации «Мультивибратор);
умения расшифровывать кодированное обозначение резисторов (повторить приемы применения программы «RC»;
умения пользоваться измерительными приборами (авометр, мультиметр) при проверке на работоспособность и определение выводов светодиодов и транзисторов
умелой организации рабочих мест: на рабочем месте должен быть порядок, не должно быть посторонних предметов;
бережного обращения с инструментами, паяльником (паяльник необходимо периодически выключать, очищать от окалины;
экономного расходования электроэнергии, припоя, канифоли;
соблюдения правил техники безопасности, электробезопасности
При необходимости провести дополнительный инструктаж по всем вышеуказанным пунктам.
Заключительный инструктаж
Подключение схем к источнику питания, опробование, наладка, испытание.
Преподаватель: «Только опыт создаёт настоящего мастера. Целеустремленность, упорство, трудолюбие, творческое отношение ко всему обязательно приведут вас к вершинам мастерства. И тогда вы всегда будете востребованы на любом производстве. Трудитесь, творите, созидайте, вы можете все, вы талантливы!»
Используемая литература
- Интернет-сайты: www, youtube. Com /watch.
www chipdip.ra(video)
- Шишмарев В.Ю. Автоматика: Учебник для среднего профессионального образования. Москва, издательский центр «Академия», 2005г
- Журнал «Радио» 10. 2013г
4. С.А. Зайцева «Контрольно-измерительные приборы и
инструменты», М. Изд. Центр «Академия», 2009г.