kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие и сущность технических способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно ли говорить о технических способностях как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие и сущность технических способностей»

Доклад на тему:

«Понятие и сущность технических способностей»



Со времени появления первых технических устройств и простых механизмов человечество непрерывно ставит перед собой и решает технические задачи различной степени сложности. Техника возникает, функционирует и развивается как специфическое общественное явление.

Можно ли говорить о технических способностях как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию? Ведь область техники чрезвычайно разнообразна, и очень резко отличается, например, деятельность человека в сфере машиностроения и в области химии, а тем более радиотехники. Что же может быть общего между разными видами деятельности? Однако это общее есть. У всех людей, успешно работающих в различных областях техники, имеется комплекс психических качеств, называемых общими техническими способностями. Комплекс таких качеств является существенным для работы в любой отрасли техники без исключения.

Развитие науки и техники показало, что технический прогресс требует усилий большого количества специально подготовленных людей, имеющих технические способности. Сегодня без творчески работающего инженера, токаря, слесаря, невозможно изготовить ни отечественный конкурентоспособный трактор, автомобиль, космический корабль, ни автомат для приготовления и отпуска напитков.

Изучение данного явления с позиции общего подхода предполагает рассмотрение способностей к разнообразным видам технической деятельности, которые включают весь ансамбль психических процессов и функций (интеллектуальных, сенсорных и психомоторных). Профессиональный подход направлен на выявление способностей к отдельным группам видов деятельности: конструированию, рационализаторству и изобретательству, общетрудовым умениям. Узкий аспект – это узконаправленные способности – авиамоделирование, собирание электрических схем, конструирование одежды и т.п.

Как отмечают большинство исследователей технические способности - взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества: к пониманию техники, к обращению с техникой, к изготовлению технических изделий, к техническому изобретательству.

Для «техника» характерно активное, положительное отношение к технике, трудолюбие, целеустремленность, организованность, настойчивость, самостоятельность, наличие определенных знаний и умений, проявление в деятельности благоприятных психологических состояний, наличие собственно технических способностей.

Наряду с некоторой общей способностью, которая может рассматриваться как общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание.

Пространственные представления (англ. spacerepresentations) — представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д.

Пространственные представления — необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т. п.).

По содержанию пространственные представления подразделяются на:

1) представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа);

2) представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ радиотехнической схемы, структурной химической фор-мулы и т. п.).

Хорошее развитие пространственные представления - это необходимая предпосылка научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.

Техническое понимание - это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, узнавать одинаковые и находить разные.

Структура технических способностей состоит из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Структура технических способностей динамична. Это выражается в том, что, оставаясь целостной, с определенными компонентами ее составляющими, эта структура изменяется, развивается, находится в состоянии подвижности, выдвигая те или иные компоненты в зависимости от объективных условий самой деятельности (одно дело - понимание техники, другое - управление техникой, третье - создание техники). В зависимости от содержания технической деятельности изменяется и структура технических способностей.

Структура технических способностей включает:

  • техническую наблюдательность,

  • развитое техническое мышление,

  • развитое пространственное воображение,

  • способность к комбинированию,

  • личностные качества (интерес к технике, любознательность, активность),

  • умение учитывать свойства используемых материалов, деталей и форм.

Особую роль в структуре технических способностей играет наблюдательность.

Наблюдательность – особая форма восприятия, характеризующаяся организованностью, целенаправленностью, осмысленностью и активностью. Относительно технических способностей наблюдательность проявляется в своеобразном восприятии технических объектов и технической деятельности.

В технической деятельности большое значение имеет восприятие пространственных отношений, расстояния, величины, формы, фигуры. Наблюдательность обычно заключается в умении подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. В структуре технических способностей наблюдательность проявляется в своеобразном восприятии технических объектов и технической деятельности. Отличается хорошо развитым глазомером, гибкостью и легкостью переключения внимания с одного объекта на другой, умением подмечать характерные, но мало заметные конструктивные особенности деталей и узлов машин и механизмов, малейшее отклонение от нормального протекания технологических процессов. Человеку с хорошо развитой технической наблюдательностью присущи критическое восприятие технических объектов и процессов, умение своевременно подметить неисправности и недостатки, и сформулировать задачи по их устранению. Это дает право говорить, что наблюдательность является неотъемлемым качеством личности, успешно занимающейся технической деятельностью, опорным компонентом технических способностей.

Пространственное воображение - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач.

Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительное (графическое). В ходе овладения ими, целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке. Мысленно видоизменять их и создавать на этой основе новые, в соответствии с созданным образом, планировать результаты своего труда, а также основные этапы его осуществления, учитывая не только временную, но и пространственную последовательность их выполнения

Для успешного изготовления механизма или той или иной сложной детали у школьника должно быть более или менее отчетливое пространственное представление будущей работы, иначе неизбежно возникнут ошибки, которые приведут к неудаче. В формировании пространственных представлений большое значение имеет умение пользоваться чертежом, умение изобразить в чертеже различные технические детали. Еще большее значение имеет умение читать чертеж, понимать, что на нем запечатлено, представлять себе реально детали механизма на основе чертежа. Если же школьник умеет увидеть весь механизм, представленный на чертеже, то можно сказать, что он обладает развитым пространственным воображением, необходимым для технического творчества.

Ведущей характеристикой технических способностей является техническое мышление, которое проявляется в понимании и самостоятельном творческом, продуктивном решении технических задач.

Бурное развитие науки и техники, возрастающая потребность в более эффективных средствах передачи информации требуют более широкого использования возможностей технического языка и активизации технического мышления. Техническое мышление является процессом, в котором отражаются все существующие взаимосвязи и богатство реального мира.

Техническое мышление так же, как и любое другое, осуществляется в процессе решения технических задач. Именно особенности технического материала во многом определяют своеобразие деятельности, способа действий с этим материалом. При этом происходит преимущественное развитие определенных сторон мышления, определенное структурирование компонентов этого мышления, оно приобретает свою специфичность.

Техническое мышление осуществляется с помощью известных мыслительных операций: сравнение, противопоставление, анализ, синтез, классификация и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развиваются на техническом материале.

В соответствии с особенностями технических задач и интеллектуальных процессов, участвующих в их решении, различают репродуктивное и продуктивное техническое мышление. Конечно, такое разделение несколько условно, так как элементы того и другого мышления могут сочетаться при решении разнообразных технических задач. Но часто технические задачи предполагают использование уже известных алгоритмов - такой тип задач решается с использованием репродуктивного мышления. Если же в задаче учащемуся приходится совершать новые действия, осуществлять новый подход, видоизменять алгоритм, осуществляя такие действия впервые, то тут подключается продуктивное мышление, которое характеризуется новым элементом для ученика.

Техническое мышление - один из видов мышления, различаемых по признакам предметной области деятельности (наряду с такими, как математическое мышление, педагогическое, управленческое и т. п.). Техническое мышление выделяют в связи с тем, что задачи, возникающие перед людьми, занятыми в области техники (ее проектирования, изготовления, обслуживания, ремонта и др.) имеют некоторую специфику по сравнению с задачами, решаемыми в других сферах деятельности.

Исследования структуры технических способностей и технического мышления характеризуется главным образом практической, а не теоретической направленностью, достаточно развитым пространственным воображением, способностью к комбинированию.

Своеобразие технического труда вызывает преимущественное развитие определенных сторон мышления. Характеризуя направленность технического мышления многие выделяют такие особенности:

а) техническое мышление отличается четкостью и точностью мыслительных операций, направленностью на точные расчеты;

б) техническое мышление – практическое мышление;

в) технический ум – ум гибкий, чуждый шаблонности;

г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схеме, чертежах, м-кетах и т.д.

Оперативность технического мышления, с одной стороны, характеризуется умением эффективно применять знания в различных производственных условиях, с другой стороны – принятие решений в дефиците времени. Техническое мышление включает в себя образные компоненты интеллектуальной деятельности. Необходимость широкого использования чертежей, схем, графиков требует развития пространственных представлений, зрительного восприятия. Большое значение в связи с этим приобретает умение переводить усвоение обозначение чертежей, схем и наглядно – конкретные образы и оперировать ими.

Технические способности развиваются с раннего возраста. В детстве – посредством моделирования, в школе – при изучении математики, физики. Эти предметы считаются основными, которые дают фундаментальное образование будущему инженеру, способствуют развитию технических способностей.

Конечно, само по себе наличие таких знаний никак еще не стимулирует технического творчества — для этого нужна глубокая заинтересованность школьника в построении достаточно сложных моделей, увлеченность творческой работой в этом направлении. Однако серьезные пробелы в физике и математике очень мешают техническому творчеству учащихся и ограничивают проявления технических способностей.

На основании каких признаков можно судить родителям о том, что их сын или дочь обладают техническими способностями? Бывают редкие случаи, когда распознать такие способности очень легко. Родители видят, что сына-подростка очень привлекают занятия техническими поделками: он постоянно и притом с успехом что-то мастерит, радуется возможности помочь в ремонте того или иного механизма и делает это умело и ловко. Он увлекается чтением технических книг и журналов и любит решать различные технические задачи. Следовательно большая любознательность в области техники, желание узнать устройство машин и приборов, чтение технической литературы; стремление заниматься техническими поделками, ремонтировать неисправности в бытовых приборах, желание решать технические задания, приводимые в журналах, успешные занятия в технических кружках, - все это признаки наличия технических способностей.

Как часто мы любуемся умелыми руками подростка или юноши, когда он уверенно пользуется тем или иным инструментом, ловко разбирает испорченный прибор механизма, быстро находит причину неисправности и устраняет ее! Но нельзя забывать, что умение быстро найти причины плохой работы или неполадок того или другого механизма или прибора — будь то электрическая кастрюля, радиоприемник, пылесос, стиральная машина, мопед, — и умение устранить эти недостатки является существенной чертой технических способностей.



Источники информации:


  1. Разумовский В. Г. Развитие технического творчества учащихся / В. Г. Разумовский. — М.: Учпедгиз, 1961. - 147 с.

  2. Холуева К.А. Одаренный ребенок и технические способности // Сборник научных трудов Sworld. -2013.- Т. 20. - № 2.- С. 80-82.

  3. Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технических способностей одаренных детей во вне-классной работе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2.- С. 273.

  4. Психолого-педагогические предпосылки развития творческих способностей детей в систе-ме дополнительного образования : сборник статей Открытой областной научно-практической конференции, 29 ноября 2010 г., г. Астрахань / Федеральное агентство по образованию, Астраханский гос. ун-т, МОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества" Ленинского р-на г. Астрахани ; [сост. М. Е. Акмамбетова]. -Астрахань : Изд. Сорокин Роман Васильевич, 2010. - 71 с.

  5. Щербатова В.Ф. Исследование гендерных различий в математических и инженерно техни-ческих способностях // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2013. - С. 2881-2884.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Понятие и сущность технических способностей

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 18.02.2019

Номер свидетельства: 500239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Инновационные изменения технологического образования обучающихся 5-х классов общеобразовательного учреждения"
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsionnyie_izmienieniia_tiekhnologhichieskogho_obrazovaniia_obuchaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "366005"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480939156"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Понятие о проектной графике.  Классические средства композиции. "
    ["seo_title"] => string(70) "poniatiie-o-proiektnoi-ghrafikie-klassichieskiie-sriedstva-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "107606"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403347898"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Буддизм и его философская сущность" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-buddizm-i-iegho-filosofskaia-sushchnost"
    ["file_id"] => string(6) "112180"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408385647"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа по математике для 6 класса по учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-po-uchiebniku-g-k-muravina-o-v-muravinoi"
    ["file_id"] => string(6) "191843"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427375251"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Формирование личности учителя музыки средствами фольклорного музыкального ансамбля"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_lichnosti_uchitielia_muzyki_sriedstvami_fol_klornogho_muzykal_nogh"
    ["file_id"] => string(6) "457010"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518508544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства