Этап актуализации знаний | — Вам предлагалось дома подумать и ответить на такой вопрос: почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? Как вы ответили на него? (Потому что Земля — планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.) Работа в группах Игра «Верно — неверно» — Я буду говорить вам фразу, если согласны хлопайте в ладоши, если нет – топайте. 1. Земля — это одна из планет Солнечной системы. (да) 2. Солнце — ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар. (да) 3. Масса Земли в 330 тыс. раз больше массы Солнца. (нет) 4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. (нет) 5. Земля движется вокруг Солнца. (да) 6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу. (нет) | Фронтальная | | Л1 Л2 Л3 | Р1 П1 П2 П5 П8 К5 | П2 |
Этап изучения нового | (На доске записаны слова.) — Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Астероид, так как это не планета.) — Продолжите ряд названий планет. (Юпитер, Нептун, Уран, Сатурн) — О чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о планетах.) - Верно, сегодня мы поговорим о планетах Солнечной системы. - Обратите внимание на телевизор и давайте просмотрим видеоролик о планетах. (просмотр видеоролика) — Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца). — Распределитесь на 2 команды. Откройте учебник на с. 12. — Проанализируйте схемы, постарайтесь ответить на эти вопросы. Первая команда объясняет природное явление под буквой А, а вторая команда под буквой Б. (После работы в группах выслушать предположения детей.) - Теперь сверим ваши ответы с текстом в учебнике на с. 13. Найдите свое объяснение и прочитайте вслух. (Каждая группа находит и читает по цепочке ответ на свой вопрос) — Какие выводы о природных явлениях, связанных с движением Земли в космическом пространстве, можете сделать? (Смена дня и ночи — вращение Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года — вращение Земли вокруг Солнца (год).) Физкультминутка. Класс наш прыгает опять Раз-два-три-четыре-пять. (Прыжки на месте. ) А потом у нас прогулка, Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте. ) Мы учиться все готовы И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты. ) | Фронтальная, групповая | Слова на доске: Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий. Задание в учебнике на с.12: Проанализируйте схемы. С их помощью попробуйте объяснить причины следующих природных явлений: а) смена дня и ночи; б) смена времён года. Проверьте себя по тексту учебника. Ответы: А) Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии - земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным полюсами. Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси она совершает за сутки. Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, - день. На противоположной, находящейся в тени, - ночь. Б) Одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году. На схеме хорошо видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве. Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную свою часть, то южную. Поэтому и происходит смена времён года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот. | Л1 Л2 Л3 | Р1 Р2 Р3 Р4 П1 П2 П4 П5 П6 П7 П8 К1 К2 К3 К4 К5 | П1 П2 П3 П4 |