kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Переход образовательных учреждений в информационно - образовательную среду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме: переход на качественный уровень использования компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе.

         В статье речь идет о создании единого информационного пространства, доступного для каждого участника образовательного процесса, т.е. разработка информационной среды организационной деятельности школы.

         Обеспечение вхождения школы в российское образовательное информационное пространство (с созданием и поддержкой сайта в Интернете и использование в школе общероссийских образовательных проектов). Использование управления качеством образования на основе ИКТ и вхождение школы в российское и мировое информационное пространство.

         Ускорение реализации педагогических новаций путем внедрения мультимедиа кабинетов с акцентированием внимания на индивидуализацию обучения.

         Усиление мотивации к обучению через возможность учащихся самостоятельно извлекать и преподносить информацию другим.

         Внедрение компьютерных информационных технологий для различных подразделений ОУ (локальная информационно-аналитическая сеть школы).

         Использование ИКТ в управлении качеством образовательного процесса.

         Одной из ведущих концептуальных идей  администрация школы считает осуществление локальной социокультурной политики, направленной на развитие информационного пространства образовательного учреждения – как части комплексной информатизации муниципальной системы образования. Реализация этой политики обеспечит повышение качества содержания образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Переход образовательных учреждений в информационно - образовательную среду" »

Миронова Н.С.

Учитель информатики

МБОУ СОШ с. Шереметьевка


Переход образовательных учреждений в

информационно - образовательную среду

Правительство России в настоящее время задачу информатизации образования нашей страны определило как одну из приоритетных. На общегосударственном уровне существуют Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», в Программе Министерства образования РФ «Научное и научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение модернизации системы образования».

1. Развитие информационно-образовательной среды — условие успешного введения ФГОС.

Разрабатывая новый федеральный государственный образовательный стандарт, исходили из понимания того, что стандарт — это не только совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации, как это зафиксировано в законе «Об образовании». Это прежде всего система, состоящая из содержательных, методических, управленческих, организационных, финансово-экономических, кадровых, материально-технических и иных элементов, единство, взаимосвязь и взаимообусловленность которых и обеспечивает достижение системного результата — реализации требований ФГОС. По сути дела, мы говорим о создании информационно-образовательной среды (ИОС), обеспечивающей реализацию требований ФГОС и соответствующей определенной ступени образования.

Современная информационно-образовательная среда должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни. ИОС должна гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке учителей и тьюторов, открытость по отношению к семье и обществу, обеспечивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, использование творческого и профессионального.

Как любая информационная среда, ИОС имеет свою методологию, идеологию, навигацию, свои особенности. Границы информационно-образовательной среды постоянно раздвигаются. Изначально мы говорили об учебнике, его шлейфе и дополнительных информационных и образовательных ресурсах на всех видах носителей. Сегодня мы убеждены, что должны рассматривать ИОС как комплекс информационно-образовательных ресурсов, методических и материально-технических средств, включающих систему непрерывной поддержки ученика и учителя, финансово-экономических и управленческих механизмов, позволяющих

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения представляется как комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупности технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеров, иного ИКТ- оборудования, коммуникационных каналов, систем современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

  • мониторинг здоровья обучающихся;

  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей/законных представителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.



Невозможно себе представить современное образовательное учреждение без непрерывно развивающейся информационно-образовательной среды (ИОС), которая необходима для формирования и самореализации интеллектуально развитой личности.



2. Программно-технический комплекс "Электронная Школа"

Вместе с техническим прогрессом в нашу жизнь пришли информационные технологии в образовании. Уже сегодня школьный электронный журнал и дневник, да и сама компьютеризированная школа, интернет и домашний ПК стали обязательной частью школьной жизни для многих школьников РФ.

Инновационный программно-технический комплекс «Электронная Школа» имеет массу преимуществ, причем все они очевидны при более детальном рассмотрении ее функционирования. Эта система позволяет не только вести электронный журнал, следить за успеваемостью школьников, но и обеспечивает безопасность детей в школе, учет движения книг в школьной библиотеке и что наиболее важно для родителей учет расхода денежных средств потраченных ребенком в школьной столовой.

Программно-технический комплекс «Электронная Школа» поставляется в виде комплекта оборудования, на которое устанавливается программное обеспечение, включающее в себя четыре унифицированных функциональных комплекса:

Электронная проходная:

  • Это регистрация учащихся и сотрудников при входе в здание или специализированное помещение.

  • Это формирование отчетов о посещаемости учащихся и рабочему времени сотрудников, например, сведения об отсутствующих и присутствующих учениках, информация об опозданиях учащихся, информация о рабочем времени сотрудников и др.

Установленная на входе в учебное помещение система ограничивает доступ в помещение посторонним лицам. Учащимися и учителям, а также школьном персоналом приобретаются электронные карты доступа, с помощью которых можно войти или выйти из школы.

Система контроля и управления доступом для школ с SMS-оповещением. Система построена на базе системы контроля и управления доступом и позволяет информировать родителей о времени пребывания их детей в школе. Новое решение даёт возможность родителям знать, находится ли ребёнок в школе, успел ли он на занятия, покидал ли школу во время учебного дня, когда ушёл домой и пр.

Электронный журнал и дневник

Информирование происходит на основе идентификации и авторизации пользователей через Интернет сайт, sms-сообщения или e-mail-рассылку. Информационно-коммуникационная система позволяет эффективно использовать средства телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе и предоставляет:

Используя «Электронные сервисы», образовательное учреждение предлагает родителям новые возможности активно участвовать в школьной жизни своих детей, следя за их успеваемостью, владея полной и актуальной информацией о происходящих событиях.

Модули:

  • Расписание

  • Школьный журнал

  • Дневник

  • Новости

  • Sms и e-mail рассылка сообщений



Электронная столовая

Система электронная столовая позволяет осуществлять питание в школе при помощи электронных карт.

Система предоставляет возможность родителям:

  • Контролировать расходование денежных средств выделенных на питание ребенка. Деньги выделенные на питания ребенка будут потрачены только на питание, ребенок не сможет купить на эти деньги сигареты или пиво.

  • С помощью электронного дневника родители смогут посмотреть информацию сколько денег осталось на карточке у ребенка, установить сумму которую сможет потратить ребенок в столовой.

  • Оплата питания производиться через терминалы оплаты, что позволяет избежать очереди в банках и сэкономить время.



Электронная библиотека

Данный сервис обеспечивает регистрацию, выдачи и возврата учебной и художественной литературы в школьной библиотеке.

3. Электронный учебник, цифровой контент и тенденции в мировом и отечественном образовании.

Электронный учебник в современном понимании должен давать гораздо больше возможностей, нежели традиционный бумажный. Это не просто чтение с электронного устройства, это анимации и модели, выход в Интернет для поиска дополнительной информации, компоненты самопроверки и тестирования для оперативной оценки учеником сформированности тех или иных компетенций. Это принципиально иное издание с более широким функционалом, основанном на возможностях современных информационно-коммуникационных технологий.

Открытым остается вопрос безопасности использования современных технических средств: не только электронных учебников, но и компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. К сожалению, соответствующие курирующие медицинские службы не очень быстро отвечают на подобные запросы. Новые, не проверенные и не апробированные устройства уже широко вошли в жизнь и наших детей, и наших школы. Но эта ситуация актуальна не только для нас, она актуальна для всего мира. Никто не будет ждать ответа на вопрос: «Безопасно это для здоровья или может иметь какие-то негативные последствия?» Я думаю, исследования необходимо продолжать, при этом принимая во внимание, что каждое следующее поколение технических средств по своим параметрам всё более безопасно. Мы прекрасно помним старые мониторы и видим, что происходит сейчас. Между «вчера» и «сегодня» в этом смысле дистанция огромного размера.

Меняется роль школьных библиотек. Лет 10–15 назад можно было зайти в любую библиотеку крупного американского университета и застыть в недоумении: «А где же книжные полки?» Уже тогда их практически не было, везде стояли компьютеры, которые позволяли войти в крупную библиотеку США или даже других стран, получить необходимую информацию и скачать её на соответствующее устройство для чтения. Подобные изменения теперь приобретают глобальные масштабы.

Школьная библиотека трансформируется по своей сути. Она призвана стать информационным центром, где ученик сможет получить доступ к ресурсам, которые его интересуют, в том числе к библиотечным ресурсам других стран. Возможно, книжные раритеты сохранятся, но более удобно использование в образовательных целях цифрового контента.

Издательство «Просвещение» уже давно в большом количестве производит цифровой контент. Несколько лет назад они начали создавать электронные приложения, которые по своей структуре фактически являются прототипами электронных учебников. Там в электронном формате представлены страницы учебника, есть тренажеры, карты, хрестоматии, анимация.

Издательство «Просвещение» идет в ногу со временем, внимательно смотрит на мировые тенденции. И их планы связаны с созданием специализированной издательской платформы, которая позволит, с одной стороны, производить и накапливать, а с другой – предлагать потребителю самые разнообразные формы цифрового контента.

4. Электронное образование в облаке.

Облачные технологии открывают перед нами новые горизонты, новые возможности, не смотря на кажущиеся сложности их внедрения!

Трудно сейчас найти того, кто первый придумал рисовать на схемах облака, однако идея прижилась, прочно вошла в практику, и в конце концов даже породила название нового типа вычислений – Cloud Computing, которое без особых затей так и переводят на другие языки – "облачные вычисления".

Облачные вычисления (англ. cloud computing), в информатике — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общим вычислительным ресурсам (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, прикладным программам, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру.

Добраться до благ, предлагаемых сегодня онлайновыми сервисами на базе технологий облачных вычислений, невозможно сегодня разве что с калькулятора и других устройств, изначально не рассчитанных на работу в Интернете. Любая электроника с доступом в Интернет, выпускаемая сегодня и планируемая к выпуску завтра – настольные ПК, ноутбуки и нетбуки, интернет-планшеты и коммуникаторы, смартфоны и навигаторы, большинство телефонов и даже развлекательных карманных мультимедийных плееров и игровых устройств обязательно обладает ключевой функцией, необходимой для работы с облачными вычислениями – браузером. А этого достаточно для работы с облачными технологиями, а значит, рассмотрение данной темы становится, очевидно, актуальным.

Сегодня облачные вычисления – это то, чем почти каждый из нас пользуется ежедневно. Подыскав в Интернете подходящий сервис для ежедневного пользования, большинство из которых бесплатны или стоят относительно дёшево, особенно по подписке, мы избавляем себя от необходимости апгрейдить "железо" компьютеров для поддержки высокой производительности, утруждать себя настройкой этих сложных систем и покупать дорогие программные пакеты.

Очень важным представляется следующий факт. Несколько лет назад (в 2007г.) во все российские школы был по федеральной программе поставлен пакет программного обеспечения «Первая помощь», в который входили дистрибутивы и лицензии на ОС MS Windows, MS Office, графические пакеты, среды разработки, антивирус, словарь и прочее прикладное ПО. Всё это позволяло обеспечить практически все задачи обучения.

В связи с окончанием срока действия лицензий работа с этими программами заканчивается. Теперь образовательные учреждения самостоятельно должны покупать лицензии.

Облачные технологии могут помочь в решении этих проблем, ведь они снимают ограничения на использование операционных систем, а по сути, при установленном Linux пользователи могут работать с любыми приложениями и прикладными программами, имея всего лишь выход в Интернет. Это поможет сэкономить материальные и рабочие ресурсы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Переход образовательных учреждений в информационно - образовательную среду"

Автор: Миронова Наталья Сергеевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Создание информационно-образовательной среды в образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(82) "sozdaniie-informatsionno-obrazovatiel-noi-sriedy-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "139352"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417702049"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Техническая поддержка процесса обучения детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий. "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnichieskaia-poddierzhka-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "123474"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414506076"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Библиотека как информационный центр образовательного учреждения "
    ["seo_title"] => string(74) "bibliotieka-kak-informatsionnyi-tsientr-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172014"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423752456"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением."
    ["seo_title"] => string(104) "razvitiiepiersonalnoikompietientnostirukovoditieliavupravlieniidoshkolnymobrazovatielnymuchriezhdieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "285934"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454259071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства