Ресурсное обеспечение проекта………………………………………………………...4
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей………..4
Основные направления работы………………………………………………………....5
Этапы реализации проекта……………………………………………………………5-6
Методы реализации……………………………………………………………………...7
Возможные риски реализации инновационного проекта……………………………..8
Социальные функции школьного музея…………………………………………..…8-9
Принципы работы школьного музея……………………………………………………9
Формы работы……………………………………………………………………………9
Перспективный план работы……………………………………………………….10-11
Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………………...11-12
Список используемой литературы…………………………………………………12-13
Приложение 1…………………………………………………………………………...14
Приложение 2………………………………………………………………………......15
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин
Актуальность темы
Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.
Проект необходим для нашего общества в целом. Краеведческий музей в школе рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. Школьный музей внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города, школы быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он будет знать им цену.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
Школьный музей – это музей в миниатюре. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Цели и задачи
Целью данного проекта является создание условий для развития школьного музейного движения в образовательном пространстве. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Для достижения цели проекта «Школьный музей» решаются следующиезадачи:
поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;
углубленное изучение и использование во всех формах работы современных информационных технологий;
организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней;
выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей;
повышение статуса педагога, работающего в школьном музее, распространение передового опыта и повышение профессионального мастерства.
укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам.
Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования, в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.
Обоснование необходимости проекта.
Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.
Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из разных социальных структур, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами.
Принципы построения проекта.
- принцип личностно- ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Ресурсное обеспечение проекта.
Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет руководитель и Совет школьного музея.
Совет школьного музея:
- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации проекта;
- координирует взаимодействие исполнителей проекта и обмен опытом их работы;
- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению проекта и повышению эффективности ее реализации.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Основные стратегии: 1. Оформление интерьера музея. Обновление экспозиций, разделов музея «России важен каждый». 2. Изучение краеведческой литературы, через участие в конференциях и конкурсах. 3. Сбор материалов и реставрация экспонатов «Из бабушкиного сундука», через работу поисковой группы музея. 4. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. 5. Введение операций, акций «Поиск», «Лучшая находка», «Национальное блюдо», «Национальный костюм» и т.д. 6. Выпуск газеты «Я – частичка России».
Основные направления работы:
Информирование –получение сведений о национальностях России, культуре, истории национальных традиций, праздников. Создание электронных презентаций.
Обучение – передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, проектных работ. К этому привлечены уроки окружающего мира, литературы, технологии, изобразительного искусства.
Творчество. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов, проектной деятельности, викторин, исторических игр, встреч.
Общение. Мы имеем в виду встречи с целью знакомства и общения с ветеранами труда, знаменитыми людьми села и т.д. Сюда же относим и посиделки. Это театрализованная форма, участники которой собираются для общения, развлечения в сочетании с какой-то совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение, лепка и т.д.)
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Мы используем такие формы: день открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов, именинников и гостей школы; выездные экскурсии.
Но надо помнить, что необходимо учитывать возрастные категории учащихся и вести такие элементы, факты истории, которые могли затронуть душу, интерес конкретного посетителя, чтобы в маленьких археологических фрагментах, найденных при строительстве дома или предметах быта, случайно найденных у бабушки в сундуке, любопытный школьник определил немого свидетеля конкретных событий.
За старой открыткой, письмом, фотографией кроется порой тайна, раскрыть которую бывает очень трудно, но интересно. Здесь мы опять активизируем различные социальные слои: в поисково-исследовательскую работу включаются коллективы учащихся, родители. Работы имеют продолжения в написании исторических очерков и самое, пожалуй, ценное в этой деятельности то, что юные исследователи в своих семьях поднимают очень важные вопросы: «Кто я?», «Кем были мои предки?», «Какое место заняли они в истории моей Родины?», «Что могу сделать я, чтобы прославить свой род?». Ведь каждый человек тысячами нитей связан со своей малой Родиной.
Найти своё место в сложном мире юному человеку, нелегко, и музейная педагогика оказывает помощь при знакомстве с историей, культурой, традициями родной стороны, родного села с его прошлым и настоящим, поисково-исследовательская деятельность поможет учащемуся, приобрести опыт, знания, чтобы выбрать из тысячи дорог, свою дорогу, найти свое место в обществе.
Работа по формированию гражданского и национального самосознания учащихся начинается уже с I класса, так как первоклассник, только переступивший порог школы, уже осознает, что у него есть Родина: семья, село или город, в котором он родился, страна, в которой он живет.
Этапы реализации проекта: 2011-2015гг.
-1 этап – подготовительный – 2011-2013 учебный год;
1.Разработка нормативных документов.
2.Работа по обобщению имеющегося материала и создание мультимедийной продукции
2 этап – практический – сентябрь 2013г. - май 2015 г. ;
1. Создание проектной группы и обучение учащихся проектной деятельности.
2. Создание электронных экспозиций.
3.Перенос накопленной информации и материалов в Internet на Web-сайте школы.
4.Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.
5.Проведение экскурсионно-лекторской и массовой работы для обучающихся, учителей и родителей.
-3 этап – обобщающий – сентябрь – декабрь 2015г.
1.Анализ результатов и корректировка проекта
2.Обобщение опыта работы
Участники проекта: учащиеся 1-9 классов, родители, педагогический коллектив и администрация школы.
Содержание деятельности:
Этапы реализации инновационного проекта
Содержание деятельности
Промежуточный результат инновационной деятельности
1 этап Подготовительный 2011-2013 учебный год Цель: Создание ресурсной базы для создания Internet-версии школьного музея.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1.Собрать и проанализировать информацию о новых формах деятельности школьных музеев;
2.Разработать и создать проект «Школьный музей»;
3.Приступить к созданию мультимедийной продукции ;
4.Привлечь внимание общественности к проекту.
1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме.
2.Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея.
3.Разработка проекта «Школьный музей»;
4.Проведение семинаров, собраний с педагогическим коллективом и родительской общественностью.
-Нормативные документы и специальная литература, методические разработки;
-Работа по обобщению имеющегося материала и создание мультимедийной продукции
-Сотрудничество с родительским комитетом
2 этап
Практический
сентябрь 2013г. - май 2015 Цель: внедрение современных информационных технологий в работу школьного музея.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1.Создать Internet-версии школьного музея.
2.Обучить учащихся школы проектной деятельности.
3.Провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению. 4.Организовать презентацию школьного интерактивного музея.
содержание деятельности
сроки
исполнитель
1.Создание Совета музея.
3 неделя сентября
Семенова Т.А.- учитель истории
2.Создание проектной группы
по созданию виртуального музея.
2 неделя октябрь
Семенова Т.А.- учитель истории
3. Проведение занятий-практикумов по обучению учащихся методу проектов.
В теч. года
Учителя предметники
4.Проведение индивидуальных
и групповых консультаций для учащихся по использованию
ИКТ в проектной деятельности
В теч. года
Учителя предметники
5. Оказание методической помощи учащимся в выборе тематики проектов.
В теч. года
Учителя предметники и классные руководители
6.Создание электронного банка данных.
Декабрь 2014г.
Руководитель школьного музея Классные руководители
7.Теоретические и практические занятия по созданию Web-страниц;
Февраль 2015
Учитель информатики Чекмарева Клара Асфяновна и учитель истории Семенова Т.А.
8.Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы
Март- Апрель 2015г.
Учитель информатики Чекмарева Клара Асфяновна и учитель истории Семенова Т.А.
9.Размещение лучших ученических проектов на странице школьного сайта
Май
Учитель информатики Чекмарева Клара Асфяновна и учитель истории Семенова Т.А.
10.Использование возможностей музея на данном этапе (уроки, внеурочная деятельность).
Учителя предметники, классные руководители
3 этап
Обобщающий сентябрь – декабрь 2015г.
Цель:
Обобщение и распространение опыта работы по внедрение современных информационных технологий в работу школьного музея.
1.Анализ результатов и корректировка проекта
Сентябрь
Проектная группа школьного музея
2.Обобщение опыта работы
Сентябрь
Администрация школы
3.Проведение семинара для общественности «Школьный музей»
Декабрь
Совет музея
Методы реализации проекта:
анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;
изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий;
словесный;
проектирование;
проблемно-поисковый;
исследовательско – поисковый;
стимулирование и мотивация интереса к проекту;
наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности в школе;
-Недофинансирование по статьям на пополнение материальной базы, обеспечивающей учебно-воспитательный процесс
-Нехватка помещений.
-Старение компьютерной техники.
-Привлечение средств из внебюджетных источников.
-Получение дополнительных средств финансирования.
4. Взаимодействие с социальными партнёрами
Нарушение связей по субъективным и объективным причинам
Укрепление связей за счёт создания и реализации программ взаимовыгодного сотрудничества
Социальные функции школьного музея
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, изучать факты и др.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, работниками правоохранительных органов и т.п.
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее - встречи, сборы, собрания;
- экскурсии в музее - уроки мужества, акции;
- изучение исторических событий. - экскурсии, встречи в музее.
Перспективный план работы краеведческого музея МКОУ «Лопатинская ООШ»
на 2013- 2015 годы.
Направления
деятельности
Мероприятия
Срок
Форма подведения итогов
Ожидаемые результаты
1.
Фондовая работа.
Сбор документов,
Работа с фондовыми материалами.
2013-2015 гг.
Оформление фондовых документов – книги учета основного и вспомогательного фондов и др.
Овладение знаниями по данному вопросу.
2.
Проведение теоретических занятий.
Дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п.
2013-2015 гг.
Положения по описанию объекта.
Освоение теоретическими знаниями по данной проблеме.
3.
Исследовательская работа
Внеурочная и урочная деятельность по разделам экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, известных людей села, выпускников школы и их родных, мест трудовой славы, и т.п. с целью накопления материала).
2013-2015 гг.
Планшеты, альбомы, папки-раскладу-ки,
презента-
ции,
стенды
и т.п.
Расширение кругозора, умение общаться с людьми, брать интервью, воспитание уважения к старшему поколению, формирование активной жизненной позиции.
4.
Просветительская работа.
Проведение экскурсий, тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музея.
2013-2015 гг.
Создание «копилки» музея.
Формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности. Укрепление связи школы с общественностью.
5.
Методическая работа.
Помощь активам классов, классным руководителям в организации, проведении и подведении итога при выполнении краеведческого задания.
2013-2015 гг.
Отчёт о проделанной работе
Постоянная связь с активами классов.
6.
Экспозиционная работа.
Сбор и оформление новых материалов.
2013-2015 гг.
Альбомы, стенды, презентации, рефераты.
Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление.
7.
Проведение конкурсов краеведческих находок между 1-9 классами.
Организация конкурсной работы.
2013-2015 гг.
Пополнение экспонатов музея.
Активизация работы классного самоуправления, воспитание гражданско-патриотических качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа.
8.
Участие в районных, других конкурсах, связанных с краеведческой работой.
Организация конкурсной работы.
2013-2015 гг.
Пополнение материалов музея об истории края, школы,
земляков и др.
Воспитание гражданско-патриотических качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Результат реализации проекта определяется личностным ростом школьников. Проект призван помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации проекта можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат:
- работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;
- интерес обучающихся к поисково – краеведческим экспедициям.
- становление школьного музея как базового методического центра.
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте:
Выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.
Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей поселка и района.
Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей.
Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Диагностика реализации проекта осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с обучающимся,
- методики сочинений, незаконченного предложения,
- наблюдения,
- тестирования,
- анкетирования.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Список используемой литературы.
Богуславский СР., Школьный литературный музей - клуб, М., 1989. Б.Н. Годунов.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгшоград: Учитель, 2007. – 122 с.
Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. — М., 2001.
Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
Детские музеи в России и за рубежом / Н. Г. Макарова — Таман, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
Мазный Н. В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. — М., 1997.
Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
Музей в современном мире: традиции и новаторство. – М., 1999. – Вып. 104. – 199 с.
Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
Решетников Н. И. Музееведение: Курс лекций. — М., 2000.
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие. — СПБ., 2002.
Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (№ 54 от 26.05.96)