Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание казахстанской молодежи»
Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: проблемы и перспективы
Патриотическое воспитание молодежи - это часть государственной молодежной политики страны. Быть патриотом своей страны - всегда большая честь для любого человека, имеющего гордость и собственное достоинство. Но патриотами не рождаются, ими становятся. Причем патриотическое воспитание в уверенно развивающемся государстве не следует оценивать только как творческий процесс. Это еще и борьба за молодежь, будущее страны, борьба против таких негативных явлений, как вынужденная миграция, рост преступности, наркомании, алкоголизма и экстремистских настроений.
Казахстан государство с полиэтничной и проликонфессиональной общественной структурой стремится к созданию единой идеологии, основанной на патриотизме, любви к своей земле. Это достаточно сложная задача, требующая последовательности, целостности и сохранения единства и общественного согласия. Формированию и укреплению патриотизма подчинена Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 20062008 годы, цель которой формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания. Основным приоритетом национальной идеологии Казахстана, на наш взгляд, является способствование государственной власти проводить политику реализации основной стратегической конституционной задачи - «утверждать себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими цен-ностями которого является человек, его жизнь права и свободы» /1/.
Кроме того, задача патриотического воспитания молодежи заключается в том, чтобы показать подрастающему поколению смысл, содержание и цели действующих в Казахстане религиозных объ-единений. Необходимо создание новой системы воспитания казахстанского патриотизма. Пропаганда национальной идеологии, воспитания казахстанцев при помощи стимулирования развития национальных культур, языков, обычаев и традиции, воспитания национального патриотизма на примере исторического сознания казахского и других этносов, проживающих на территории Казахстана. Такая идеология будет способствовать решению проблем укрепления политической независимости Казахстана, этнополитической и этнокультурной общности казахстанцев, нравственного, физического и экологического оздоровления населения. Она активно выступает против шовинизма, сепаратизма, национализма, проявлений трайбализма и национальной замкнутости. Важно, чтобы государственная идеология выступила в качестве оздоровляющей духовной силы во всех сферах жизни казахстанского общества.
Следует также отметить, что стержнем новой идеологии Казахстана выступает духовное и историческое наследие казахского этноса. Она обогащается путем использования гуманистического, нравственного потенциала всего полиэтнического народа Казахстана. Насколько мы сегодня заложим основные принципы любви к нашей Родине - суверенному Казахстану, настолько завтра, будущее поколения воплотят в реальность наши мечты и надежды. К.Бурханов отметил, что «Каждый гражданин благодаря самосознанию может способствовать реализации государственной идеологии, которая необходима обществу. Но необходимо отметить, что существует проблема формирования государственного самосознания как у подрастающего поколения» /2/.
Действительно, ведь высочайший патриотизм заключен в страстном беспредельном желании блага своей родине. Любовь к своей родине, к своему народу должны соединиться у молодого поколения с чувством глубокого уважения к другим народам. «В советское время в Казахстане, как и в других союзных республиках, на протяжении многих десятилетий не существовало иной идеологии, кроме коммунистической, которая была влиятельна и представлена соответствующими институтами. В результате перестроечных процессов и распада социалистической системы был разрушен формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификации как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне всего казахстанского общества в целом. Крах коммунистической идеологии привел к переосмыслению роли и места идеологии, а также степени ее участия в политических процессах. Руководство страны совместно с научной общественностью на начальных этапах независимости пытались сформулировать основные принципы общегосударственной идеи, которые должны были служить для предотвращения духовного кризиса и стать важным механизмом сознательного переустройства общества. В противном случае идейный и ценностный вакуумы могли бы усугубить системный кризис и затруднить переход к восходящей фазе развития» /3/.
Министр образования и науки Б.Жумагулов отметил, что «Наша задача - дать поколению, устремленному в будущее, позитивные жизненные ориентиры, научить его гордиться своей страной» /4/. Ведь на самом деле казахстанский патриотизм - это веское основание гордиться своей Родиной, которая одной из первых на постсоветском пространстве вырвалась вперед и строит новое государство, удивляя своими амбициозными, масштабными преобразованиями не только зарубежных политиков, лидеров государств, но и своих соотечественников. В менталитете казахов много позитивных моментов, которые очень пригодились бы в формировании нравственного поведения современной казахской молодежи. Активный призыв к формированию общеказахстанского патриотизма в начале переходного периода в Казахстане послужил своего рода общенациональной идеологией. Думается, что есть серьезные основания для дальнейшего распространения и развития этой идеи в нашем обществе.
Б.Абдыгалиев считает, что «В основе казахстанского патриотизма должны лежать, по мнению казахстанских исследователей, казахский патриотизм, который может формироваться на основе уважения к государству, почтения к истории, традиции, культуре и языку самого казахского этноса» /5/.
Как было отмечено выше, в 2006 году Указом Президента Н.А. Назарбаева был утвержден проект Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан РК на 2006-2008 годы /6/. В данной Программе казахстанский патриотизм определяется как осознанная ответственность каждого гражданина за судьбу, безопасность, будущее своей Родины. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма. Это должна быть уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Сам термин «патриотизм» (от греческого Pathis - отечество) означает нравственный и политический принцип, внутренне присущий гражданину. Воспитание патриотизма должно быть основано на героической истории нашего народа, которая способствует не только нравственному развитию личности, но и формированию гражданственности. Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования, как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания в духе толерантности и согласия.
У Н.Бердяева есть замечательные рассуждения о том, что «...в патриотизме есть что-то более первичное и более связанное с духовными основами жизни, чем в политике. В чувстве национальном есть что-то более интимное и более глубокое, чем в государственном сознании. Тот, кто борется за родину, борется не за свои интересы и не за чужие интересы, а за ценность, стоящую выше всякого блага людского» /7/.
Конечно же, в процессе воспитания патриотизма важнейшую роль играет государственная идеология. Если государство устранится от этой проблемы, то будет полная анархия, как в начале 90-х, причем вакуум быстро заполнит чуждая, а порой и просто враждебная нам «шкала ценностей». Как отметил Гани Касымов «Патриотизм - общественный взгляд на роль гражданина в собственной стране. Казахстанский патриот - образ, который создает государство, становясь рабом своих граждан. Это система мировоззрения каждой личности, растущей в атмосфере подлинной свободы. Если все эти три показателя в совокупности находятся в системе координат Казахстана, это и есть настоящий патриотизм, при котором человек не предаст интересы родины, а государство будет защищать каждого индивида до последней возможности. Все это может быть реальным в Казахстане, если будет политическая воля. Но проблема в том, что о патриотизме в первые годы независимости в нашей стране не задумывались, потому что у людей были другие цели - хорошо жить. Тогда государство не знало, кому оно служит, а граждане не знали, для чего живут» /8/.
Сегодня проблема с патриотизмом существует. Причем в кризисном состоянии находится не толь-ко чувство любви к Родине, но и многие другие фундаментальные ценности: почитание старших, скромность, порядочность и др. Современным миром правят эгоизм, прагматизм и культ материального превосходства, множатся самоуничижение, равнодушие, одиночество. Материальный фактор, возможность уехать за рубеж в поисках лучшей жизни иногда пересиливает привязанность к своей стране. Но говорит ли это об антипатриотизме? Как найти тонкую грань между духовным и материальным? Любому человеку нужно понять одну вещь. Патриотизм - это понимание собственного участия, который подтверждается ежедневной работой на благо своего отечества. Нашей стране повезло, мы определили свой путь и теперь все вместе создаем идеологию. При этом нужно брать все лучшее из советского опыта и сделать акцент на нашей истории, культуре. Настоящий патриот никогда не станет недоброжелателем своей страны. Патриот тот, кто делает все для своей страны и исходит из интересов своей страны. Не может быть сильным ни государство, ни общество, если народ не объединен чувством любви и преданности своему отечеству. В этом смысле патриотизм должен стать приоритетом в воспитании чувства гражданственности молодого поколения страны. Сейчас перед нами, перед государственной властью, стоит задача создать систему воспитания молодежи, базирующуюся на патриотизме, моральных и нравственных цельностях, правовой культуре человека. Для современного казахстанского общества важно, чтобы каждый человек не только помнил свою историю, гордился своей страной и понимал, что от успеха страны зависит счастье каждого, но при этом не оставался безучастным к событиям, происходящим в государстве.
Благодаря проведению эффективной патриотической политики сегодня в Казахстане достигнуто устойчивое общественное согласие. Граждане страны единодушны по отношению к безусловной необходимости патриотизма, который наблюдается в каждодневной жизни. Из истории развития государств известно, что если вести неправильную патриотическую политику, то можно нажить беды. Об этом знают многие лидеры государств. Сегодня в Казахстане царят мир и согласие, и это как заслуга властей, так и всех народов, которые живут в нашей стране. Благодаря такой взвешенной политике Казахстану удалось избежать сложного периода развития многих молодых государств, где понятие «патриотизм» было девальвировано либо искажено, а в нашей стране воспитание гражданственности и патриотизма является целеполагающим предметом. «Наша важнейшая идеологическая задача - вос-питание казахстанского патриотизма, формирование ясного самоопределения каждого гражданина», - отмечает Президент Казахстана. При этом основная линия патриотической политики, проводимой Главой государства, заключается в том, чтобы поставить во главу угла приоритет политической об-щности всех казахстанцев, приоритет согражданства над другими формами идентичности. Не случай-но в своей работе «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана» Нурсултан Назарбаев подчеркивает, что формирование «подлинного патриотизма, настоящей гражданственности предполагает четкое политическое самоопределение личности, осознанный выбор своей Родины» /9/. В одном из своих посланий народу страны Глава государства назвал патриотизм одним из важнейших факторов построения нового Казахстана. В сентябре 2009 года Н.Назарбаев призвал активизировать идеологическую работу и патриотическое воспитание, выступая на заседании Совета по развитию науки. В феврале 2011 года на съезде народно-демократической партии «Нур Отан» Н.Назарбаев констатировал, что достижения Казахстана повысили уровень патриотизма и объединили всех казахстанцев. Казахстанский патриотизм, несомненно, имеет гражданский характер и, признавая существующие различия в политических взглядах и убеждениях, предполагает уважение к сложившимся за годы независимости в Казахстане политическим институтам и традициям.
Необходимо отметить, что наша республика обладает всей необходимой совокупностью ярких особенностей и общепризнанных достижений, которые способны стать основой для осознания им себя как успешного и перспективного суверенного государства - признанного и уважаемого члена международного сообщества. Значимыми элементами казахстанского патриотизма, безусловно, должны стать традиционные символы и ценности национальной культуры, формирующие национальное самосознание и идентичность многонационального народа и нашедшие свое выражение в таких значимых национальных брендах, как флаг, герб и гимн Казахстана.
Кроме того, большое значение для формирования национальной идентичности имеет способность казахской культуры воспроизводить свое уникальное национальное содержание, оставаясь открытой для восприятия культурного опыта других народов. А.Хажалиев, председатель чечено-ингушского культурного центра в этой связи отметил, что «молодежь должна знать историю того народа, где живет. Изучала историю прошлого, будем говорить, в частности, Казахстана, казахского народа, этим мы поднимем патриотизм, поможем понять, что наше прошлое было богатым, а народ самоотверженным» /10/. Важной составной частью казахстанского патриотизма являются его открытость миру, уникальный синтез восточной и европейской культур, особая культура диалога. Казахстан - это пространство встречи степной и оседлой культур, тюркского и славянского миров, создавших неповторимый цивилизационный сплав, что особенно актуально в ситуации многочисленных современных противостояний.
Весомой составляющей политического образа Казахстана, безусловно, является модель национального согласия, модель многокультурного и многонационального общества, основанного на принципах толерантности и «единства во многообразии». Справедливо отметила Ж.Кусмангалиева о том, что «Мы должны формировать нашу нацию казахстанскую не отказываясь от национального. А именно, вбирая к национальному дополнительные еще элементы. И это общее сплочение способствует тому, что у нас будет действительно настоящая казахстанская нация» /11/.
Национальное единство в соответствии с современным толкованием этого понятия предполагает создание консолидированного сообщества сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп. В результате оно обеспечивает безопасность внутри страны, а основой единства является общая история, из которой нужно уметь извлечь необходимые уроки. Очевидно, что необходимо активнее распространять мировую известность казахстанской модели межэтнических и межконфессиональных отношений. В этой связи особое значение приобретает укрепление общенациональных ценностных ориентиров, сплачивающих современное казахстанское общество, - таких, как толерантность, единство, взаимопомощь, благотворительность и др.
Важным основанием для формирования патриотического сознания казахстанской молодежи являются и экономические успехи Казахстана, ускоренный экономический и социальный прогресс, а так-же сама модель экономических реформ, позволяющая решать задачи национального развития и явля-ющаяся привлекательной для других государств. Создание несырьевой экономики и развитие иннова-ционно-индустриального сектора - перспективное для имиджа Казахстана начинание, заявленное в президентской программе «Стратегия-2030» и подтвержденное в ряде других программных документов. В свою очередь, осуществляемая сегодня в стране модернизация систем образования и профессиональной подготовки, ее активная интеграция в Болонский процесс эффективно работают на формирование для Казахстана имиджа будущего.
Важной составляющей казахстанского патриотизма становится и геополитический образ Казахстана, подчеркивающий его значение как влиятельной евразийской державы, как страны, выполняющей значимые консолидирующие и стабилизирующие функции в Центральноазиатском регионе и в Передней Азии, что подкрепляется членством в таких влиятельных организациях, как ОДКБ и ШОС. Безусловно, благоприятное воздействие на формирование перспективного образа будущего в сознании граждан Казахстана является заявленная руководством страны программа «Путь в Европу», где в качестве стратегического приоритета заявлена интеграция страны в общеевропейские экономическое, правовое и социально-культурное пространства, что подчеркивает выбор европейского «вектора развития». Следует также признать, что с момента обретения независимости в Казахстане были созданы все атрибуты суверенного государства, все необходимые правовые и политические условия для развития институтов гражданского общества политических партий, неправительственных организаций, независимых СМИ.
Многие из перечисленных аспектов нашли свое отражение в активных усилиях Казахстана по выстраиванию собственного имиджа, укрепляющего в сознании граждан чувство гордости за свою страну. По мнению Б.Майлыбаева «В нашей стране идея патриотизма складывается из логики национальной истории и культуры, опирается на государственные символы, идеи независимости и суверенного развития, социальной справедливости, народного благополучия. Поэтому национальная гордость, национальный дух, национальное достоинство воплощаются в идее патриотизма. Высокий уровень патриотизма - залог высокой конкурентоспособности нации. Поэтому государственная политика в этой сфере имеет ряд важных направлений. Во-первых, это сфера образования - как фундаментальная основа воспитания подрастающего поколения. Во-вторых, это сфера культуры, которая касается прежде всего преемственности поколений. В-третьих, это сфера межнационального согласия. Казахстан - единая Родина всех казахстанцев. Долг каждого гражданина - способствовать миру и согласию в нашем общем доме. В-четвертых, это сфера межконфессионального согласия и открытого либерального общества. В-пятых, это сфера информационного пространства. С развитием информационных технологий последний аспект становится особенно актуальным» /12/.
Таким образом, казахстанский патриотизм, отражающий достижения молодого, независимого и успешно состоявшегося государства во всех сферах его деятельности, имеет все необходимые предпосылки, для того чтобы состояться в качестве самостоятельного и глубокого политического явления. В его создании призваны участвовать все казахстанское общество, заинтересованное в дальнейшем процветании и благополучии своей страны.